Рабочая программа внеурочной деятельности по ОПК. 1-3 класс.
рабочая программа по орксэ (1, 2, 3 класс) по теме
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры" способствует становлению духовно - нравственного развития и воспитания гражданина России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_opk_1-3_klass.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы конкретный вид внеурочной деятельности
Кружок «Основы православной культуры»
Срок реализации программы __3 года___
Возраст обучающихся __6.5 – 9 лет___
Предполагаемые результаты реализации программы
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России преподавание учебного курса «Основы православной культуры» ориентировано на получение следующих результатов.
Личностные результаты.
Курс способствует становлению следующих личностных характеристик ученика:
- осознающий свою российскую гражданскую идентичность;
- сознающий свою национальную принадлежность;
- патриот, любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- умеющий ценить демократические права и свободы гражданского общества России и умеющий ими пользоваться, уважающий права других людей на убеждения (в том числе, религиозные), национальную культуру, родной язык;
- обладающий исторической памятью, чувствами тесной связи со своим народом и Отечеством, осознание базовых ценностей общества: священного дара жизни, человеческой личности, семьи, Родины;
- обладающий нравственным самосознанием, имеющий понятия о добре и зле, правде и лжи;
обладающий такими качествами, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность;
- имеющий целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии;
- понимающий взаимосвязь между внешним и внутренним миром человека;
- умеющий видеть и ценить красоту мира и внутреннюю красоту человека;
- доброжелательный, умеющий высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;
- умеющий слушать и слышать собеседника, уважающий иные мнения, убеждения;
- владеющий навыками социально-культурной адаптации и культурой потребления информации;
- отзывчивый, умеющий сочувствовать и проявлять заботу о близких, товарищах, чужих людях;
- имеющий навыки сотрудничества со взрослым и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- имеющий представления о традиционных нравственных установках;
- имеющий нравственные установки на безопасный, здоровый образ жизни, проявляющий осознанное бережное отношение к здоровью, природе, всему живому;
- уважительно относящийся к святыням;
- владеющий основами умения учиться, нравственного относящийся к знанию;
- способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
- способный к творческому труду;
- бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты.
Курс способствует формированию метапредметных умений и навыков, характеризующих ученика следующим образом:
- владеющий способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоивший разные способы решения проблем творческого и поискового характера;
- умеющий планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- способный понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности; способный конструктивно действовать в ситуации неуспеха;
- освоивший формы познавательной и личностной рефлексии;
- умеющий извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных действий;
умеющий использовать знаково-символические средства информации;
- активно использующий речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использующий различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами учебного предмета и соблюдающий нормы информационной избирательности, этики и этикета (подготовка рефератов, выступлений с аудио-, видео- и графическим сопровождением);
- овладевший навыками смыслового чтения текстов и жанров через бережное отношение к слову;
- овладевший логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, выводов, установления причинно-следственных связей, построения рассуждения;
- готовность слушать собеседника, вести диалог;
- умеющий излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения;
- умеющий определять общие цели, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать действия, поведение и результаты собственные и окружающих.
Предметные результаты.
Курс призван к достижению предметных результатов, характеризующих ученика:
- имеющий ценностные установки и знаниевые основания для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;
- владеющий нормами светской и религиозной морали, осознающий их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимающий значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- знающий историю формирования отечественной культуры;
- имеющий понятие о церковнославянском языке как о культурном до-стоянии русского и других славянских народов, языке богослужения Русской Православной Церкви;
- владеющий духовной и историко-культурологической лексикой;
- овладевший основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения;
- имеющий знания о православии как традиционной, культурообразующей и исторической вере в России, о её роли в становлении российской государственности, формировании отечественной культуры, объединении многочисленных народов России;
- имеющий представления об основах православного вероучения и основах христианской нравственности;
- имеющий представление о Священном Писании и Священном Предании, знающий содержание основных событий Священного Писания, раскрывающих важнейшие этапы спасения человечества;
- имеющий представление о святости, святых, известных монастырях, чудотворных иконах, об историческом событии Крещения Руси;
- знающий основные православные праздники, их происхождение
и особенности празднования;
- имеющий представления о таинствах Церкви;
- знающий особенности православной культуры, её видов и жанров в литературе, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке и декоративно-прикладном искусстве (зодчество, иконопись, летописание, книгопечатание, гимнография, золотое шитье и др.);
- имеющий установку поступать согласно своей совести, убеждениям и в соответствии с нормами поведения в обществе и правовыми нормами;
- осознающий ценность человеческой жизни;
- нравственная личность, воспитанная на свободе совести и вероисповедания, на отечественных духовных традициях.
Учебно- тематический план
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Примерная или авторская программа | Рабочая программа | ||
1. | Часть I(начальная школа) «РОЛЬ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» 1 класс | ||
2. | РАЗДЕЛ 1. «МЫ И НАША КУЛЬТУРА» — 30 ч | ||
3. | Тема 1. «КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ» | 3 ч. | 3 ч. |
4. | Тема 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» | 5 ч. | 5 ч. |
5. | Тема 3. «ВСЕГДА ЖИВОЕ» | 6 ч. | 6 ч. |
6. | Тема 4. «НАША РОДИНА» | 10 ч. | 10 ч. |
7. | Тема 5. «СПАСИТЕЛЬ» | 3 ч. | 3 ч. |
8. | Тема 6. «СЕМЬЯ» | 3 ч. | 3 ч. |
9. | ИТОГОВЫЙ УРОК | 1 ч. | 1 ч. |
РАЗДЕЛ 2. «МИР ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС» - 2 класс 34 | |||
1. | Тема 1. «ДУХОВНОЕ В РЕАЛЬНОМ МИРЕ» | 3 ч. | 3 ч. |
2. | Тема 2. «ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА И ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ» | 30 ч. | 30 ч. |
3. | ИТОГОВЫЙ УРОК | 1 ч. | 1 ч. |
РАЗДЕЛ 3. «О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ БИБЛИЯ» 3 класс 34 часа | |||
1. | Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЕВАНГЕЛИИ?» | 2 ч. | 2 ч. |
2. | Тема 2. «ОБРАЗ ВСЕЛЕННОЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ» | 7 ч. | 7 ч. |
3. | Тема 3. «ПО ПРАЗДНИЧНЫМ ИКОНАМ ВСПОМИНАЕМ ЕВАНГЕЛИЕ» | 6 ч. | 6 ч. |
4. | Тема 4. «БИБЛИЯ РАССКАЗЫВАЕТ О СОБЫТИЯХ ДО СПАСИТЕЛЯ» - | 18 ч. | 18 ч. |
5. | ИТОГОВЫЙ УРОК | 1 ч | 1 ч |
Итого | 98 | 98 |
Содержание программы
Часть I(начальная школа) «РОЛЬ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
1 класс
РАЗДЕЛ 1. «МЫ И НАША КУЛЬТУРА» — 30 часов
Тема 1. «КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ» — 3 ч.
Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость прояв-ления заботы человека о природном мире.
Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек - созидатель культуры. Святость. Творчество. Пре¬подобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре.
Тема 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» -5 ч.
Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокрови-щами Оружейной палаты. Евангелие.
Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Об-разы Родины в произведениях отечественного изобразительного ис¬кусства.
Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Ико¬на Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие».
Библиотеки - хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари - основатели крупнейших библиотек России.
Человек - хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении обще¬народного достояния.
Представление о единстве культуры России.
Тема 3. «ВСЕГДА ЖИВОЕ» -6 ч.
Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие.
Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни. Историческая и художествен¬но-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой куль¬туры. Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Ни¬колай Чудотворец. Андрей Рублёв.
Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм - дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей. Представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры.
Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, ба-рабан, держава, апсида.
Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение.Распятие.
Представление о православном богослужении. Понятие о богослу-жении как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир.
Тема 4. «НАША РОДИНА» - 10 ч.
Россия — наша Родина. Россия - общая Родина всех её граждан. Красота просторов России, её историческое и культурное единство.
Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов, о пра¬вославных храмах как главных, обязательных и красивейших строени¬ях на территории русских кремлей.
Москва - столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. Московский Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова.
Поэты и художники России - о Москве.
Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о ду-ховном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек.
Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. По-нятие о ценности народа как созидателя культуры и государства Рос¬сии.
Народ как общество людей, объединённых общими целями, идея¬ми, языком, культурой.
Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками).
Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Национальные герои России - Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Перес- вет и Андрей Ослябя.
Понятия «Отечество», «Отчизна», «отечественная культура». Тради¬ции как ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поко¬лению.
Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «рус¬ский народ», «Русское государство», «Русская земля».
Представление о православии. Влияние православной веры на культуру и общество. Христос Спаситель.
Тема 5. «СПАСИТЕЛЬ» - 3 ч.
Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Оте-чество», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богоро¬дицы.
Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость».
Христос — Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни.
Тема 6. «СЕМЬЯ» — 3 ч.
Представление о семейных православных традициях в русской культуре. Традиционное отношение к иконе в православных семьях.
Владимирская и Казанская иконы Божией Матери.
ИТОГОВЫЙ УРОК — 1 ч. Обобщение знаний о Спасителе и пра-вославии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» (Семистрельная).
2 класс
РАЗДЕЛ 2. «МИР ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС» - 34 часа
Тема 1. «ДУХОВНОЕ В РЕАЛЬНОМ МИРЕ» - 3 ч.
Самая древняя книга о духовном мире — Библия.
Представления о мире как творении Божием. Творец. Разнообра¬зие и богатство мира. Жизнь. Сложность, гармония и порядок в устро-ении мира. Связь между видимым и невидимым миром. Законы при¬роды и духовные законы.
Умеем ли мы видеть мир? Что мешает объективно воспринимать мир и происходящее в нём? Зависимость нашего восприятия от внут-реннего состояния, отношения к окружающему миру, окружающим нас людям. Зависимость счастья человека от его внутреннего мира, от духовных, физических потребностей.
Впечатления, память. Взаимозависимость внутреннего и внешне¬го, видимого и невидимого на примере: впечатление - настроение - здоровье - отношение к окружающим - отношение к окружающему миру. Представление о мире как единой системе, объединяющей фи-зическую и духовную области.
Бог. Сотворение человека по образу Божию. Человек - венец тво-рения. Адам и Ева. Человек наделён бессмертной душой, имеет сво¬боду воли и владеет разумной речью.
Добро и зло в человеческом мире и природе. Грехопадение. Воз-никновение зла. Значение слова «грех». Нарушение общей гармонии мира. Разумная человеческая душа превосходит природный мир и от¬ветственна за него. Духовный смысл человеческой жизни.
Тема 2. «ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА
И ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ» - 30 ч.
С чем связаны главные православные праздники? Иисус Христос - Спаситель мира. Евангелие - книга о Спасителе и спасении. Рождест¬во Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Благая весть о рождении Спасителя. Архангел Гавриил. Дух Свя¬той. Праздник Благовещения.
Рождество Христово.
Поклонение волхвов и пастухов. Традиция празднования Рождества Христова у православных народов. Отражение евангельских событий в иконописи, поэзии, светской живописи, духовной музыке.
Бегство Марии и Иосифа с Младенцем Иисусом в Египет. Возвра-щение в Назарет.
Сретение Господне.
Иоанн Предтеча и Креститель Господа Иисуса Христа. Рожде¬ние Иоанна Предтечи. Проповедь Иоанна Предтечи.
Крещение Иисуса Христа.
Усекновение честной главы Иоанна Предтечи.
Христос в пустыне. Пост. Искушение Иисуса Христа дьяволом. На-чало проповеди Христа. Двенадцать учеников Иисуса Христа.
Нагорная проповедь Спасителя. Царство Небесное. Заповеди бла-женства.
Первое чудо Иисуса Христа по ходатайству Его Пречистой Матери.
Исцеление расслабленного.
Исцеление сына царедворца. Воскрешение сына наинской вдовы.
Укрощение бури. Хождение Иисуса Христа по водам.
Воскрешение дочери Иаира. Благословение детей.
Чудесное приумножение хлебов и рыб.
Предсказания Иисуса Христа о своих страданиях, смерти и воск-ресении. Преображение Господне.
Воскрешение Лазаря.
Торжественный вход Господень в Иерусалим. Вербное воскре¬сенье.
Тайная вечеря.
Моление о чаше. Предательство Иуды. Взятие Иисуса под стражу.
Суд над Иисусом Христом. Крестный путь Иисуса Христа на Голго-фу. Распятие и смерть Иисуса Христа.
Снятие с Креста и погребение Спасителя. Воскресение Иисуса Христа.
Пасха Господня. Празднование главного православного праздника — Светлого Христова Воскресения. Светлая седмица.
Пребывание Воскресшего Спасителя на земле. Вознесение Гос-подне. Сошествие Святого Духа на апостолов. Пятидесятница — День Святой Троицы. Духов день.
Православные праздники. Двунадесятые праздники: переходящие и непереходящие праздники. Праздничные иконы. Евангельские со-бытия в поэтическом и изобразительном искусстве.
ИТОГОВЫЙ УРОК — 1 ч.
3 класс
РАЗДЕЛ 3. «О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ БИБЛИЯ» - 34 часа
Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЕВАНГЕЛИИ?» -2 ч.
Рождество Христово и новая эра. Значение названия «Евангелие» в переводе с греческого - «Благая весть». Раскрытие смысла этого наз¬вания. Евангелие как главная часть Нового Завета, рассказывающая о Спасителе и спасении.
Распространение Евангелия на Руси.
Тема 2. «ОБРАЗ ВСЕЛЕННОЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ» -7 ч.
Библия - Священное Писание, записанное Откровение. Храм как образ Вселенной. Понятие о горнем и дольнем мире. Господь Все-держитель.
Язык иконы. Особенности изображения святости. Представлен-ность тварного мира в иконе.
Особенности использования цвета в иконе. Понятие об иконографии.
Изображение преподобных, столпников, блаженных, юродивых, целителей, бессребреников.
Иконы апостолов, евангелистов, святителей, равноапостольных.
Образ и первообраз. История иконы Покрова Пресвятой Богоро¬дицы и «Нечаянная радость».
Понятие об иконоборчестве и утверждении иконопочитания.
Тема 3. «ПО ПРАЗДНИЧНЫМ ИКОНАМ
ВСПОМИНАЕМ ЕВАНГЕЛИЕ» -6 ч.
Иконы - о Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы.
Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христо¬ва, Сретения, Крещения Господня, Преображения Господня, Входа Господня в Иерусалим, Воскресения Христова, Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа. История и духовный смысл иконы Кресто- воздвижения.
Тема 4. «БИБЛИЯ РАССКАЗЫВАЕТ О СОБЫТИЯХ ДО СПАСИТЕЛЯ» - 18 ч.
Повествование о сотворении мира.
Сотворение неба - невидимого духовного мира. Сотворение земли — видимого вещественного мира.
Первые люди. Представление о рае.
Грехопадение. Последствия грехопадения и миссия Спасителя.
Каин и Авель. Первое человекоубийство.
Ной. Строительство ковчега. Всемирный потоп.
Жизнь Ноя и его детей после потопа. Сим, Иафет и Хам. Осуждение Хама.
Вавилонское столпотворение и рассеяние людей. Идолопоклон¬ство.
Праведный Авраам. Откровение Аврааму. Икона Андрея Рублёва «Троица».
Гибель Содома и Гоморры. Солёное море - Мёртвое море.
Египетское рабство евреев. Рождение и юность пророка Моисея.
Неопалимая Купина. Выход израильтян из Египта.
Синайское законодательство. Золотой телец. Земля Обетованная.
Пророк Илия.
Ветхозаветные пророки о Мессии.
Отражение сюжетов Ветхого Завета в живописи, скульптуре, поэ¬зии и музыке.
ИТОГОВЫЙ УРОК — 1 ч.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Успешность преподавания курса в немалой степени зависит от материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса. Никаких особых условий для преподавания курса не требуются: стандартной организации образовательного процесса для начальной школы вполне достаточно, важно, чтобы образовательный процесс был обеспечен учебными пособиями для учащихся, пособиями для учителей и комплектами демонстрационных материалов.
Все разделы данной программы обеспечены учебно-методическими пособиями в привычных и удобных жанрах учебно-методической литературы:
- учебные пособия для учащихся;
- рабочие тетради для учащихся;
- хрестоматии для тех разделов, где требуются дополнительные тексты и фрагменты Священного Писания;
- пособия для учителей;
- словарь-справочник;
- демонстрационные материалы (комплекты плакатов - 12 листов);
- тесты к демонстрационным материалам (плакатам) для учащихся.
Кроме этого, создан мультимедиацикл, включающий:
- серию передач по теме «Основы православной культуры», которые востребованы как в педагогической среде, так и используются в работе с родителями (мультимедиацикл доступен на сайтах: http://www.orthodoxopk.ru; http://www.fondopk.ru (сайт МОФ «Основы православной культуры» и сайт А. В. Бородиной), распространяется бесплатно);
- уроки и фрагменты уроков в начальной школе разных учителей из разных школ и регионов (мультимедиацикл доступен на названных выше сайтах, распространяется бесплатно);
- демонстрационные материалы в электронном виде.
Информация о новых материалах по данной программе размещается на сайтах http://www.orthodoxopk.ru; http://www.fondopk.ru, а также сообщается на авторских курсах и семинарах, которые периодически организуются для учителей в разных регионах страны.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. Учебное пособие для 1 класса. — Изд. 7-е. — М., 2014.
Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. Рабочая тетрадь для 1 класса. — Изд. 2-е. — М., 2014.
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:
Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура: 1 класс. Пособие для учителей. — Изд. 3-е. — М., 2010.
Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. Учебное пособие для 2 класса. — Изд-е 2-е, испр. — М.: Основы православной культуры, 2006.
Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. Рабочая тетрадь для 2 класса. — М.: Православная педагогика, 2006.
Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. Пособие для учителей. — Изд-е 3-е, перераб. и доп. — М: Основы православной культуры, 2006. ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:
Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. 2 класс. Пособие для учителей. — Изд. 6-е. — М., 2011.
Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Учебное пособие для 3 класса. — Изд. 7-е. — М., 2014.
Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Рабочая тетрадь для 3 класса. — Изд. 6-е. — М., 2016.
Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Хрестоматия для 3 класса. — Изд. 3-е. — М., 2015.
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:
Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. 3 класс. Пособие для учителей. — Изд. 3-е. — М., 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я"
Рабочая программа 2 вида по внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я".Цель программы:преодоление барьеров в общении учащихся, развитие лу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" для 1 класса соответствует требованиям ФГОС НОО....
Рабочая программа внеурочного занятия "Я-исследователь" 2 класс
Разработка рабочей программы "Я-исследователь", 2 класс....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" (1 класс)
Общекультурное направление внеурочной деятельности. В программе представлены цели и задачи данного курса , планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование. Разви...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Зеленая планета", 2 класс
Программа "Зеленая планета" разработана с целью расширения курса "Окружающий мир" Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова для 2 класса и направлена на реализацию федерального государственного образовательного ст...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для 3 – 4 классов С любовью к городу
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для 3 – 4 классовС любовью к городу...