План-конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Четкуева Татьяна Анатольевна

"Мой класс- мои друзья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_orkse_v_4_klasse.docx20.41 КБ
Файл карточка-словарь10.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ОРКСЭ в 4 классе  №17                           дата: 11.01.18

Тема. Мой класс - мои друзья

Цель:  ознакомить и уточнить представление учащихся о дружбе.

Задачи урока:

  • формировать представление о понятиях «дружба», «порядочность», «бескорыстие»;
  • формировать умение различать понятия «друг», «приятель», «товарищ»;отличать настоящую дружбу от мнимой;
  • развивать умение сравнивать, обобщать изучаемые факты и понятия, связанные с понятием «дружба»;
  • содействовать воспитанию нравственных качеств личности: доверие, уважение, милосердие, честность.

Оборудование: учебник ,карточка-словарь; «Памятки дружбы»

Ожидаемые результаты. Предметные: формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: дружба, порядочность, бескорыстие, доброта, честность, понимание. Метапредметные: участвовать в работе группы, договариваться друг с другом; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, построение логической цепи рассуждений; формировать готовность  к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов решения трудностей. Личностные: развивать умения анализировать собственные поступки, и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.    

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I. Организационный момент.

- Ребята, посмотрите друг на друга, пожелайте успеха, поверьте в свои силы.

II. Сообщение темы и целей урока.

Звучит песня из мультипликационного фильма «Тимка и Димка»   «Дружба крепкая не сломается …»

- Какое слово чаще всего встречается в этой песне? (Дружба, друг)

- Ребята, догадались, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с понятиями «дружба», «порядочность», «бескорыстие»; будем учиться отличать настоящую дружбу от мнимой; узнаем, кого можно называть «другом», «приятелем», «товарищем».

III. Объяснение нового материала

Задание 1. Работа с термином «дружба»

- А как вы думаете, что такое дружба и кого можно назвать другом? (карточка!)

Дружба – это привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов, совместной деятельности

 Задание 2. Работа со словом

- Что вы представляете, когда слышите слово «дружба»?

подберите  по 1слову на каждую букву, связанному с понятием «дружба» в следующем порядке:   

Д -                                        Р -                              У -                        Ж -                        Б -                      А -

Возможный вариант:

Д – доверие, доброта     Р – радость, равноправие, радушие      У – уважение, уверенность Ж – желание  Б – борьба           А – активность

Вывод:

Действительно, дружба связана с доверием, она приносит радость и уважение, у друзей возникают положительные желания и эмоции. Дружбу надо беречь, активно за неё бороться.

Задание 3. Беседа о бескорыстии и порядочности

- Каждый ли человек умеет быть другом?

- Как вы думаете, какими качествами должен обладать друг?  (Возможные варианты ответов: Друг должен быть честным, добрым, справедливым, трудолюбивым, понимающим, не жадным …)

- Как можно назвать человека, который при дружбе не требует ничего взамен, не думает о своей выгоде?

 (бескорыстным)

Бескорыстие – это отсутствие стремления к личной выгоде, наживе.   - Как называется качество человека, который не способен к плохим поступкам, не бросает в беде?    (порядочность)

Порядочность – это строгое соблюдение человеком всегда и во всём установленных в обществе норм поведения, неспособность человека к плохим (низким) поступкам.

Задание 4. Беседа о понятиях «друг», «приятель», «товарищ». Работа со словами «друг»,«приятель», «товарищ»

- Одинаковы ли эти слова по смыслу?(Да)   А по значению?  (Нет)

Вывод:

С товарищем ты чаще всего связан совместной деятельностью, учёбой. Высшей степенью товарищества будет дружба. Приятелей, товарищей может быть много, но друзей бывают единицы, а лучший друг – один.

- Ребята, у кого есть лучший друг и почему вы его считаете лучшим другом?

Задание 5. Работа с поговорками.

 «Друзья  - не разлей вода»

«Дружба до первого дождя»  

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

- Когда так говорят?

Есть легенда, которая объясняет возникновение пословицы «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Легенда

       К стенам старого города подходят два путника. Встречает их мудрец, который прожил долгую жизнь. Он говорит им:

 - Спасибо, что пришли в мой старый город и в благодарность за это я хочу вам сделать подарок. У меня есть 100 рублей и 100 друзей. Кто что выбирает?    

- Ребята, как вы думаете, какой выбор был сделан? 

 Один путник сразу выбрал деньги, а другому достались друзья. На прощание мудрец-старик пожелал им счастья и встречу через три года.                                                                                     – Вот и посмотрю я, кто из вас как стал жить? Прошло три года и у того, у кого были деньги, они давно разошлись, одежда стала старой, превратилась в лохмотья, еды не было, и он кочевал из стороны в сторону, ища покой.                           А у того, у кого были друзья, по-настоящему разбогател. Друзья помогли ему построить дом, весной вспахать поле, осенью собрать богатый урожай. Урожай был настолько богат, что он мог и семью прокормить, и с друзьями поделиться и кое-что продать. Счастлив не тот, у кого много денег, а тот, у кого есть друзья, которые могут во всём помочь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Вывод:Смысл истинной дружбы в том, что радость она удваивает, а страдание делит пополам.

Задание 6. Работа с учебником,стр.70(внизу)-73.Чтение,обсуждение ситуаций.

 IV. Закрепление

- Какова  тема  нашего урока?- Что такое дружба?

- Существуют ли правила дружбы?

V. Итог урока

- Я желаю, чтобы у каждого из вас в жизни появился настоящий друг, а пока дарю вам «Памятки дружбы»

«Памятка дружбы»

  • Не оставляй друга в беде.
  • Помогай другу во всём.
  • Будь верным в дружбе, верь в друга.
  • Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.
  • Будь требовательным к дружбе.
  • Не ссорься и не спорь с другом по пустякам.
  • Учись отстаивать свою точку зрения, не обижая других.
  • В споре с другом всегда находи компромисс (соглашение на основе взаимных уступок)
  • Умей уступать другу.
  • Не обманывай друга.
  • Не требуй от своего друга жертв ради себя.
  • Не ябедничай, лучше сам скажи другу, что не так.
  • Не задавайся, если у тебя что-то хорошо получилось.
  • Не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не получилось.
  • Не смейся над недостатками друга.
  • Останови друга, если он делает что-то плохое.
  • Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.
  • Умей признать свои ошибки, помириться с другом.

VI. Рефлексия.

-Ребята, подумайте, успешно ли каждый из вас работал на уроке?

-Кому было всё понятно? Кто доволен своей работой на уроке? Кто уверен, что он справился со всеми заданиями и у него всё получилось?

  Поднимите руки.

-Кому не всё было понятно? Кто испытывал затруднения при выполнении каких-то заданий? Поднимите руки.



Предварительный просмотр:

ДРУЖБА – это привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов, совместной деятельности.

Друг - человек, который связан с тобой дружбой, т.е. близкими отношениями, основанными на привязанности, доверии, общности интересов.

Приятель - это близкий и дружески расположенный знакомый.

Товарищ - человек близкий по своим взглядам, деятельности, по условиям жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока математики в 4 классе.

Урок интегрирован с предметом "Окружающий мир".Тема:Берегите воду!...

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".

План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний  по сказкам зарубежных писат...

План- конспект открытого урока по математике (1 класс) по теме: "Закрепление вычислительных навыков".

План-конспект открытого урока содержит весь материал занятия. УМК "Школа России"....

План – конспект открытого урока математики в 1 классе

План – конспектоткрытого урока математики в 1 классе...

План-конспект интегрированного урока в 4-ом классе по изобразительному искусству и окружающему миру "Образ культуры Древней Греции"

Задачи урока:  обобщение знаний о культуре Древней Греции, создание образа своеобразной, красивой и цельной внутри себя культуры, закрепление и углубление  знаний  и навыков построения ...