внеурочное занятие по ОПК "Мир внешний и внутренний"
план-конспект занятия по орксэ (2 класс) на тему

конспект занятия по ОПК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_opk_po_teme_mir_vnutrenniy_i_vneshniy.docx196.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по основам православной культуры по теме "Мир внешний и внутренний". 2-й класс


Цель урока: дать представление о внутреннем и внешнем мире и их взаимосвязи.

Задачи:

Познавательные.

Познакомить с понятиями “внутренний мир”, “внешний мир”, “духовный мир”, “физический, материальный мир”.

Практические.

– Учить правильно писать и понимать значение слов и сочетаний: внешний мир, внутренний мир человека, духовный мир, физический мир, материальный мир, красота. – Учить правильно понимать вопрос и точно на него отвечать.

Общепредметные.

– Воспитывать уважение к внутреннему миру каждого человека.
– Формировать сознательное отношение к учению.
– Формировать культуру общения.

Русские пословицы:

  1. Не гляди, каков в плечах, – слушай, каков в речах.
  2. Не ищи красоты, а ищи доброты.
  3. Снаружи красота, внутри пустота.
  4. Красота до вечера, а доброта на век.
  5. Не важно лицо какое,
    было бы сердце золотое.
  6. Не суди по силе рук,
    а суди по силе сердца. 
    (Башкирская пословица)
  7. Жемчужина лежит на дне морском, а падаль плавает на поверхности. (румынская пословица)

Ход урока

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

2. Сообщение темы урока

3. Изучение нового материала

1) Беседа

Мир, в котором мы живём, огромен, разнообразен и очень интересен. Давайте посмотрим иллюстрации (на доске выставка картин)

. Что вам особенно понравилось? (Высказывания детей).

Мир, который мы видим, который нас окружает – это мир внешний, это – красота и богатство природы. Мир, который нас окружает, - это мир внешний, или окружающий мир. Он велик и удивительно богат. Но не менее богат и интересен внутренний мир человека. Каждую минуту человек о чем-то думает, что-то чувствует, например, радуется и хочет поделиться своей радостью с другом. Именно внутри человека рождается какой-нибудь замечательный замысел, и только потом этот человек воплощает его, создавая книгу, песню или картину. Так мысль и желание одного человека пополняют наш общий внешний мир. (Слайды 3-6)

Мир так велик, что мы можем видеть только незначительную часть того, что в нем происходит. О других событиях, которые совершаются очень далеко от нас, мы узнаем из газет, книг, журналов, телепередач, радиопередач.

Благодаря тому, что люди умеют передавать свои знания, впечатления друг другу, распространяются знания о внешнем и даже внутреннем мире. Мы даже можем узнать, что происходило на земле тысячи лет назад.

Но что такое узнать? Это значит, что какие-то знания становятся нашим достоянием, но не в виде книг, видеонакопителей, которые мы приобретаем. Какую-то часть сведений, для нас важных, мы принимаем в наш внутренний мир, запоминаем и можем ими пользоваться, когда захотим. Так мир внешний переходит в мир внутренний. Они оба важны для человека, вместе они составляют его жизнь. Но внутреннее оказывается важнее, чем внешнее.

От чего зависит счастье человека? Что важнее для счастья: внутренний или внешний мир? ( слайды 7-10)

Человек имеет большие возможности влиять на природу, а природа не только дарит радости и богатство людям, но и часто приносит бедствия, перед которыми люди оказываются беспомощными. Природа “вынуждена” реагировать на зло, с которым человек относится к окружающему миру (просмотр иллюстраций).

– А что такое красота? (Высказывания детей).

Красота – утешенье для глаз,
Для души и для сердца утеха.
Красота – и в природе, и в нас,
Звук и отзвук, стократное эхо.

Красота не стареет. О нет!
Чья-то юность пройдет, отсмеется,
Отгорит, как светильник, но свет
Красоты – навсегда остается.

Красота – доброта, вот в чем суть!
И считай, что недаром ты прожил
Жизнь свою, если даже чуть-чуть
Красоту в этом мире умножил!

Итак, красота – это единое гармоничное целое, доставляющее нравственное и эстетическое наслаждение. Мы уже привыкли к мнению, что красота человека кроется в его глазах. Однако, то, что вы примете за красоту, другим может показаться даже уродливым, а никак не красивым. Можно искать красоту лица внутри, в том, как человек несет эту красоты. Важно не то, насколько красив человек, а скорее, то, насколько естественно исходит от него эта красота. Красота в доброте, которая заключается в этом человеке, в мирном характере, в какой-то уверенности и внутреннем спокойствии. Лица же с абсолютной правильностью черт, прекрасными, казалось бы, внешними данными, могут быть эгоистичны, высокомерны, суетливы или заносчивы, могут оказаться во что бы то ни стало стремящимися показать свое превосходство над окружающими. Такая поверхностная красота не будет длиться вечно. Люди стареют и внешние черты стираются

Внутренняя красота человека видна снаружи и делает его и внешне красивым. Все же главное – это гармония души и тела, чтобы внутренняя красота человека сочеталась с внешней. Научитесь совмещать их в себе и вы будете по-настоящему счастливым человеком

Но не менее богат и интересен внутренний мир человека.

– Может внешне красивый человек – злым?

– А может быть добрый человек не очень красивым?

2) Послушайте стихотворение Заболоцкого “Некрасивая девочка”

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её.
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду.
Гоняют по двору, забывши про неё.
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя.
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,– 
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то, что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

3) Обсуждение прослушанного стихотворения

О какой девочке рассказывается в стихотворении? А что такое красота для вас?

По – настоящему красив тот, кто добр и светел сердцем. Но вы должны знать и то, что человек только своими силами добрым стать не может – ему помогает в этом Бог. Христос делает наше сердце новым, но для этого мы должны захотеть стать добрым, а если это не всегда получается, попросить Бога, чтоб помог стать добрым. Об этом нужно просить каждый день, а в конце дня у себя спросите, что я сделал хорошего, доброго.

Для добрых людей весь мир цветной и светлый. И на сердце у него радостно и хорошо. Добрый человек и мир видит по иному. Он замечает в нём красоту, гармонию. Внутренняя красота человека не видна глазами, но важнее чем внешняя. “Внутренний мир человека” или красота духовная – это личные качества человека, которые практически невозможно определить по внешнему облику. Они проявляются в поступках, действиях, при непосредственном общении. Доброта, отзывчивость, искренность, надежность, интеллектуальность – это лишь небольшая часть списка тех качеств, которыми может обладать человек. Естественно, что каждый человек ценит в других людях определенный набор черт личности, в соответствии с которыми он и старается подбирать спутника (спутницу) жизни, свой круг общения.

Внутренний мир невидим, но проявляется в поступках, накладывает отпечаток на всю жизнь человека, даже на внешний облик: отражается на лице в его взгляде, в одежде, жестах.

Иногда люди не видят ничего хорошего, а только дурное. Зло уродует человека, а любовь его преображает.

Мир внешний, видимый называется материальным, или физическим. 

Но есть еще и невидимый, духовный (от слова «дух») мир. Он также может быть внешним по отношению к человеку (мир невидимых существ – духов, добрых или злых).

Но человек имеет духовный мир и внутри себя. Он связан с верой в Бога, получением знаний о Боге, служением Ему.

4) Работа над новыми словами

“Мир внешний”, “Внутренний мир человека”, “Духовный мир”, “Физический, материальный мир”.(слайд 20)

Красота души придает прелесть даже невзрачному телу, точно так же, как безобразие души кладет на самое великолепное сложение и на прекраснейшие члены тела какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение.

Г. Лессинг

5. Физкультминутка

6. Закрепление изученного материала

а) Просмотр презентации и обсуждение (ответы детей на вопросы по слайдам 21, 22

б) Работа над пословицами

7. Подведение итогов урока

Что такое внутренняя и внешняя красота?

Внутренняя красота человека исходит естественно и неприхотливо. Возможно, она имеет не самый идеальный вид, но она как бы исходит от человека, когда он улыбается, от его манеры говорить и относиться к другим с добротой и невыразимой нежностью. Вы понимаете, как красив такой человек, и красоту внутреннюю, безусловно, предпочтете внешней красоте. Человек с прекрасной душой, затмевает красивые лица, имеющие за собой пустоту натуры. Таким образом, внутренняя красота человека гораздо важнее, чем поверхностная внешняя красота, и ее мы можем сохранить навсегда до самой смерти.

Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастаться внутри.

Купер Ф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.

Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн...

«Культура человека – внешняя и внутренняя»

План-конспект занятия по нравственному воспитанию...

"Школа Душевных Наук. Внешний и Внутренний мир человека"

В  игровом  путешествии закрепить знания о внешнем и внутрен­нем, «душевном» мире человека....

Внешний и внутренний мониторинг

Динамика качества знаний и уровня обученности по предметам. Мониторинги...

Процедуры и механизмы оценки. Внешняя и внутренняя оценка в начальной школе.

Материал содержит информацию о процедуре итоговой оценки младших школьников....

Занятие 1 класс. Внешний вид ученика. Внутренняя позиция школьника.

Задание 1. "Придумай историю". Рассмотри две картинки. Как ты думаешь, почему мальчик вернулся из школы неопрятный? Придумай историю. Задание 2. Тест. https://onlinetestpad.com/ru/testview/1...