«Культура человека – внешняя и внутренняя»
план-конспект урока по теме
План-конспект занятия по нравственному воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_cheloveka.docx | 23.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Культура человека – внешняя и внутренняя»
Цель: Формирование гражданской позиции, нравственной культуры у старшеклассников.
Задачи:1. Сформировать понятия этика, нравственность, мораль
2. Способствовать развитию критического осмысления своих и чужих поступков.
3. Побудить воспитанников задуматься о самовоспитании.
Оборудование и материалы:
Возраст:
Ход занятия:
I. Организационный момент.
-Тема нашего занятия: « Культура человека - внешняя и внутренняя».
Эпиграфом нашего занятия я взяла слова А.П.Чехова.
«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
II. Постановка целей занятия.
-Наверно, понятие «Культура человека для вас не ново». Подумайте, что нового вы сможете узнать сегодня? ( Что такое культура человека? Чем отличаются внешняя и внутренняя культуры? Что является критериями культуры человека?....)
III. Беседа.
- Что вы вкладываете в понятие «культурный человек»?
-Человек, имеющий высокий уровень образования и будучи хорошим специалистом, не умеет себя вести ни в семье, ни на производстве. Можно ли назвать его культурным человеком?
- Когда мы говорим о культуре человека, мы используем два понятия: внешняя и внутренняя культура. Давайте подробнее рассмотрим эти понятия.
Культура человека
Внешняя Внутренняя
Этикет (с фр.-«этикетка, надпись, Этика – учение о морали. Мораль,
ярлык»). в свою очередь, с лат. «нравственность».
Под этикетом в широком смысле Мораль или нравственность рассматри-
понимают совокупность правил вают как один из способов регулирования
поведения, касающихся внешнего отношений людей в человеческом
проявления отношения к людям, обществе, то есть поступки людей.
обхождение с окружающими,
формы обращений и приветствий,
нормы поведения в общественных
местах, манеры и одежда.
- Какой вид культуры отсутствовал в приведенном примере?
-В определении присутствует еще два понятия «мораль» и «нравственность».
Справка: Слова «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу. Но возникли они в трёх разных языках. Слово «этика» происходит от греч. Ethos – нрав, характер, обычай. Его ввёл в обиход 2300 лет назад Аристотель, который назвал «этическими» добродетели или достоинства человека проявляющиеся в его поведении, - такие качества, как мужество, честность, благоразумие, а «этикой» - науку об этих качествах. Слово «мораль» - латинского происхождения. Оно образовано от лат. мos (множ. Число mores)? Что означало примерно то же, что entos в греческом – нрав, обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слова moralis – моральный и moralitas – мораль которые стали латинским эквивалентом греческих слов «этический» и «этика». А «нравственность» - русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в ХVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним.
-Нравственная культура имеет два аспекта: 1)ценности и 2) регулятивы.
-Под ценностями подразумеваются общепринятые нормы поведения. Что бы вы отнесли к ценностям? (Честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм, мужество, доброжелательность, справедливость и т. д.)
-Нравственные регулятивы – это правила поведения, ориентированные на указанные ценности. На каждую ценность есть свой регулятив. Например: ценность – «честность», регулятив – «Будь честен!».
-Приведите свои примеры.
-Многие аспекты нравственной культуры мы подробно разберем с вами на последующих занятиях.
2. Нормы жизни в обществе.
-Наступил 2012 год, год в котором большинство из вас станет совершеннолетним (дееспособным) человеком, обладающим всеми правами, прописанными Конституцией РФ. Знаете ли вы свои права? Можете ли назвать их?
-Вы, уже должны знать, по каким нормам живет человек в обществе. Есть две нормы жизни: мораль и право. Рассмотрим их отличия.
| мораль | право |
определение | Мораль – совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека. | В широком смысле Право – это обоснованная свобода и возможность поведения, принятые в обществе. Юридическое Право – это система общеобязательных норм (правил), установленных или санкционированных государством, направленных на урегулирование общественных отношений и обеспечиваемых мерами государственного принуждения. |
источник | Эти нормы нигде не записаны. | Конституция, законы. |
кто придумал | Люди знают, что такое добро, что такое зло, что такое справедливость. Зная это, они определили для себя, что можно делать в обществе, а чего нельзя. | Государство |
ответственность | За их нарушение наступает моральная ответственность (моральное порицание, неодобрение) в виде осуждения со стороны тех, кто с ним не согласен. | Государство следит за тем, чтобы эти нормы обязательно соблюдает. Если же этого не происходит, государство принуждает их соблюдать. Тогда наступает его правовая (юридическая) ответственность. |
3. Групповая работа.
Постарайтесь определить нормы морали, которые нарушил Анатолий:
Мама разбудила Толика в 9 часов утра и попросила сходить в магазин. Он пролежал в постели, уставившись в телевизор, до 11 часов. После завтрака, прихватив пару яблок, вышел погулять с собакой. Тут же пнул ее ногой (лаяла от радости). Мама просила быть дома в 13 часов – к обеду. Встретил одноклассника. Тот напомнил, что по математике задали трудную задачку. Во время разговора Толик начал грызть второе яблоко. Вернулся домой в 14 часов. После обеда мама сказала, что пора делать уроки. “А нам не задали”, – сказал Толик. В 16 часов он пошел в парк играть в футбол. Мяч застрял на дереве. Толик выломал из куста длинную ветку и сбил мяч. Возвращаясь домой, увидел на земле кошелек. Озабоченная женщина, глядя в землю, ходила рядом. Толик незаметно поднял кошелек и побежал покупать мороженое. У перехода через улицу стояла слабовидящая старушка. Толик рванулся через улицу прямо к магазину.
2) Какие поступки регулируются моралью, а какие – правом:
Распивать алкогольные напитки | Ловить рыбу |
Угрожать расправой | Бить стекла |
Завидовать | Лгать |
Не дружить со слабыми | Разводить костры |
Не платить налоги | Брать чужие вещи |
Ломать деревья | Перебегать улицу |
Какие из этих поступков регулируются одновременно и моралью и правом?
4. Самооценка нравственных качеств.
Перед вами лежат карточки с записанными на них качествами личности. Предлагаю:
Проранжировать эти качества по степени их наличия и проявления у себя.
-Назовите то качество и нравственную категорию, которую вы считаете самыми важными в жизни, с помощью которых вы можете состояться, будучи взрослыми.
III. Подведение итогов.
-Ответили ли мы на поставленные вопросы?
Вывод: Уважение вызывает тот человек, который, следуя установленным правилам и нормам поведения (т. е. этикету), не забывает о том, что главным является не только то, что он делает, но и как он это делает, в какой форме. Один и тот же поступок в одном случае может быть уместным и красивым, а в другом - грубым и бестактным. Все зависит от того, насколько мы учитываем обстоятельства, настроение, особенности характера людей, с которыми мы общаемся.
В понятие культура входит не только внешнее проявление отношения к людям, к природе, к животным, к миру вещей, но и внутренняя культура и красота человека. Эта красота выражается в характере личных потребностей и интересов, в образе жизни, в культуре речи, в красоте мимики и жестов, в постоянном совершенствовании таких качеств, как принципиальность, благородство, отзывчивость, тактичность, честность и бескорыстие. Вы живете среди людей, и каждый ваш поступок и желание отражаются в людях. Знайте, что существует граница между тем, что хочется, и тем, что можно: Проверяйте свои поступки сознанием: не причините ли вы зла, обиды, неприятности людям. Поступайте так, чтобы людям, окружающим вас, было хорошо. Будьте добрыми и чуткими к людям. Помогайте людям словом, делом и поступком. Ведь каждому приятно иметь дело с добрым, культурным, воспитанным, вежливым человеком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.
Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн...
"Школа Душевных Наук. Внешний и Внутренний мир человека"
В игровом путешествии закрепить знания о внешнем и внутреннем, «душевном» мире человека....
Внешний и внутренний мониторинг
Динамика качества знаний и уровня обученности по предметам. Мониторинги...
Процедуры и механизмы оценки. Внешняя и внутренняя оценка в начальной школе.
Материал содержит информацию о процедуре итоговой оценки младших школьников....
Строение тела человека: внешнее и внутреннее/ Окружающий мир. 3 класс
Окружающий мир. 2-й класс.Тема урока: Строение тела человека: внешнее и внутреннее.Тип урока: урок открытия новых знаний.Урок построен в ТРКМ.Цель: формировать первоначальные представления детей...
Формирование внешней и внутренней культуры ребенка
"Дети составляют самую красивую, самую звучную и радостную часть общества" А.С.Макаренко...
Урок окр.мира во 2 классе «Внешние и внутренние органы человека»
Урок окружающего мира превратился сегодня в увлекательное занятие, т.к проводился он с использованием высокотехнологичного оборудования. Современные устройства позволяют ребятам получать необход...