Методическая разработка урока ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" по теме "Защита Отечества"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Данная методическая разработка предназначена для учителей преподающих предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Учебное занятие предусматривает обогащение культуры школьников, приобщая их к нравственной чистоте, формирует понятие чести, справедливости, ориентирует к нравственному сознанию и пониманию христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и справедливости и воинскому долгу перед Отечеством. В ходе занятия, обучающиеся ближе познакомятся с жизнью святых защитников Родины, будут сформированы познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zashchita_otechestva.docx | 45.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 Труновского муниципального района
Методическая разработка
урока ОРКСЭ
модуль «Основы православной культуры»
по теме
«Защита Отечества»
п.им.Кирова Труновский район Ставропольский край
2017 г.
Цель урока: формирование понимания христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и справедливости и воинскому долгу перед Отечеством
Задачи урока:
- Предметные:
- познакомить с библейскими изречениями об обязательной для христианина защите близких, Родины.
- проанализировать содержание понятий “справедливая война”, “законы милосердия и справедливости”;
- представить учащимся исторические примеры верного служения Отечеству: Илья Муромец, Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Пересвет, Андрей Ослябя, Фёдор Ушаков,
- Метапредметные:
- Познавательные УУД:
- Развивать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, строить логическую цепь размышлений.
- Учить применять общеучебные умения (операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация, причинно-следственные связи).
- Формировать умение осмысленного чтения, извлечения из прочитанного нужной информации.
- Коммуникативные УУД:
- Создавать условия для сотрудничества с другими людьми в поиске необходимой информации, интеграции в группу сверстников (работа в паре, группе, т.д.).
- Формировать умение слушать и слышать собеседника, выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.
- Регулятивные УУД:
- Формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
- Личностные
Создать условия для формирования у учащихся уважительного отношения к христианскому отношению к войне и воинскому долгу (выбор нравственной позиции), возникновения чувства сопереживания и патриотического настроя.
Форма урока: традиционная.
Тип урока: открытие новых знаний
Новые понятия: Отечество, защитник
Оборудование: учебник Кураев А.В. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры», Рабочая тетрадь, презентация.
Ход урока
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Приветствие.
- Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).
- Доброе утро, небо! (аналогичное движение).
- Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).
Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
- ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
- Прочитайте пословицы и объясните, как вы их понимаете.
Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся.
Родина – мать, умей за неё постоять.
За край свой насмерть стой.
Смело иди в бой – Родина за тобой.
За правое дело стой смело.
Кто с Россией ни тягался, в правых не оставался.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
(Защита Отечества)
2.Постановка цели и задач урока.
- Сегодня мы с вами на нашем уроке вспомним понятие «образ Родины» и поговорим о новом понятии «образ Защитника Отечества».
- Что же такое Родина? Отечество? ( Это наша страна, место, где мы родились и живем, это место, где живут друзья, близкие).
- Ребята, кто такой военнослужащий? (Вооруженный защитник Отечества).
- Кто же такой Защитник Отечества? Давайте разберем смысл слова «защита»;подберем однокоренные слова(защищать, щит, находиться «за щитом»).
-Что такое щит? (Щит - защитное снаряжение, пластина из дерева, твёрдого материала, железа, используемая для отражения холодного или стрелкового оружия.)
- Значит тот человек, который находится за щитом защищается от нанесения удара.
- Людей, которые охраняют покой и порядок на территории нашей Родины, в разные времена называли по-разному.
-У вас на партах лежит дополнительный материал к уроку.
- Переверните лист, познакомьтесь со значением данных слов:
1. Ратник – воин в царской России.
2. Служивый - несущий государственную службу (устаревшее).
3. Заступник - тот, кто выступает в защиту кого-нибудь.
4. Ополченец - человек, вступивший добровольно в армию.
- РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ: “СПРАВЕДЛИВАЯ И НЕСПРАВЕДЛИВАЯ ВОЙНА”.
- Ученые историки насчитали на Руси с 1240 г. по 1462 г. (за 222 года периода татарского ига) двести войн и нашествий. С XIV в. по XX в. за 525 лет (это уже после ига) 329 лет войны. XX век не стал исключением: японская война, Первая мировая, Гражданская, финская, Халхин-Гол и, наконец, Великая Отечественная, самая жестокая за всю историю России, взявшая самую обильную смертную дань, оставившая после себя вконец израненное и измученное тело страны. Две трети своей истории — в сражениях. Какой еще народ мог выдержать такое и снова и снова находить силы для возрождения?!
-Испокон веков на Руси православные люди бережно относились к родной земле, оберегали её, хранили границы и православную веру, которая в самые лихие времена давала силы выстоять и перенести самые тяжёлые испытания.
-В нашем учебнике по основам православной культуры не раз упоминаются слова Иисуса Христа о прощении. Он учил любить даже врагов. Говорил, что нужно подставлять левую щеку, если тебя ударили в правую. Но это — когда речь идет об обидах, причиненных тебе. Ты можешь простить свою обиду. А если обижают твою сестренку? Маму? Родину? Что же приходится делать?(Сражаться, воевать)
-Как же тогда понять, когда война необходима?
- Когда война может быть оправдана? Выберите правильный ответ:(Когда целью войны становится завоевание новых территорий для государства. Когда целью войны выступает желание защитить и спасти своих близких и свою Родину. Когда целью войны служит обогащение воюющих.)
- Как вы думаете, как можно назвать такую войну? (Учебник стр. 89)
- Какова цель справедливой войны?
- Если есть справедливая война, то есть и какая?
- Какова цель несправедливой войны?
-«Война есть страшное и гибельное дело для того, кто предпринимает ее без нужды, — говорил митрополит Ленинградский Алексий, -без правды, с жаждой грабительства и порабощения; на нем лежит позор и проклятие Неба за кровь и бедствие своих и чужих».
IV. ЗНАКОМСТВО С РУССКИМИ ВОИНАМИ, СТАВШИМИ СВЯТЫМИ.
-Оглядываясь на историю Отечества своего, повсюду видим мы Следы воинской доблести и гражданского мужества, оставленные нашими славными предками, из поколения в поколение складывавшими могучее здание нашей великой Родины. «Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божьими», — это чеканная формула российской державной мощи.
- Православный воин, умирающий на поле брани, умирает за веру. Умереть за веру – значит, умереть, защищая святую веру от поругания врага нечестивого.
- Некоторые ребята нашего класса готовили информацию о защитниках Отечества. Сейчас мы поработаем в группах и проведем маленькое самостоятельное исследование, а затем обсудим, что у вас в результате получилось.
Работа по учебнику с.90-91.
- Вопрос 1 группе: Кого можно считать первыми защитниками нашего Отечества? Каких богатырей вы знаете? (Илья Муромец)
Ваше задание ознакомиться с материалом учебника об Илье Муромце и составить свое сообщение об этом богатыре.
- Вопрос 2 группе: обратите внимание на репродукцию картины русского художника 20 века Павла Корина. Вам, конечно, уже знакома эта картина. Ребята, кто этот воин? (Александр Невский)
Ваше задание ознакомиться с материалом учебника об Александре Невском.
- Вопрос 3 группе: Кто стоял во главе нашего войска в Куликовской битве? (Дмитрий Донской)
Ваше задание ознакомиться с материалом учебника о Дмитрии Донском.
- Вопрос 4 группе: Из 43 морских сражений он не проиграл ни одного…
Под его командованием не был потерян ни один российский корабль, ни один матрос не попал в плен к врагу. О каком адмирале российского флота идет речь?
Ваше задание ознакомиться с материалом учебника об адмирале Федоре Ушакове.
Обсуждение работы в группах.
1 группа.
Много мы слышали о сказок об Илье Муромце, но этот богатырь совсем не сказочные герой, Илья Муромец существовал на самом деле, хотя и жил в давние-давние времена. Родился Илья в селе Карачарово, что возле города Мурома. Былины рассказывают, что не сразу стал он богатырем, много лет у него не двигались ноги. Однажды пришли к нему странники, посланные от Господа, попросили воды. Илья огорчился поначалу, думая, что странники смеются над ним, но неожиданно встал и подал им напиться. Было тогда Илье тридцать три года. Так он обрел могучую силу, с которой никто не мог потягаться, но никогда не использовал эту силу на неправое дело. Зато не жалел себя в боях с недругами Русской земли, всегда защищал ее от вражеских нашествий. Много раз он ходил вместе с непобедимыми русскими войсками, и всегда был первым среди воинов! Его боялись враги, а если кто на него шел с мечом, тому было очень худо.
Но шли года, и Илья Муромец понимал, что не вечно будет он жить на земле матушке. Тогда он пошел в Киево-Печерскую лавру, и постригся в монахи. Таким образом могучий богатырь стал защищать людей уже не мечом, а усердной молитвой к Богу.
Преподобный Илия после многих подвигов, почил около 1188 г., а в 1643 г. инок-богатырь был причислен к лику святых.
2 группа:
Отрывок из Житие Александра Невского
В 1240 году королю шведскому вздумалось завоевать Ладогу, и даже Новгород.
Для того он отправил на реку Неву множество судов со шведами и норвежцами под начальством зятя своего Биргера. Биргер, привыкший к победам, велел гордо сказать князю новгородскому: “Иди сражаться со мною, если смеешь; я уже в земле твоей!” Александр не устрашился, не показал послам шведским досады, а спокойно отвечал им, что готов к сражению. Тотчас велел он небольшому войску своему собраться; сам же пошёл в Софийскую церковь и там усердно помолился Богу, прося святой его помощи. После усердной молитвы Александр, который не мог в такое короткое время ожидать помощи от отца своего, не мог даже собрать всё войско своё, вышел с улыбкой на лице к своей верной дружине и весело сказал: “Нас немного, и враг силён, но Бог не в силе, а в правде: идите с вашим князем!”
Надежда Александра на небесную помощь перешла и в сердца его воинов. Они приблизились к берегам Невы, где стояли шведы, дружно бросились на многочисленных врагов и одержали полную победу. Эта славная победа
обрадовала унылые сердца наших предков и доставила храброму
Александру название Невского.
- Объясните, как вы понимаете слова: “Бог не в силе, а в правде?”
После этой битвы Александр Невский произнёс ещё одну историческую фразу.
Какую? (Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет).
- Как вы понимаете эти слова?
Но сила христианского духа Александра Невского проявилась не только
славными победами в боях за Отечество, но и в великом милосердии. Его называли “миротворцем”.
Александр Невский после смерти был тоже причислен к лику святых, в нашей
стране много храмов построено в честь Св. Александра Невского, в Санкт-Петербурге находится Александра-Невская Лавра, где хранятся “мощи” Александра Невского. В России был учреждён орден Александра Невского.
3 группа:
Перед боем Дмитрий Донской приехал к Сергию Радонежскому. Мы подготовили инсценировку данной встречи.
Преподобный Сергий: Отдай Мамаю и злато и серебро, и по смирению твоему Бог не попустит им одолеть нас.
Великий Князь: Все это я уже сделал, отче. Да Мамай полки к Дону двинул!
Преподобный Сергий: Тогда ожидает гордеца гибель, а тебе, Князь, помощь, милость и слава от Господа.
Великий Князь: Дай мне из своего полка двух воинов: Александра Пересвета и брата его Андрея Ослябя, и ты с нами, отче, вместе поборешься.
Преподобный Сергий: Иди, не бойся. Бог тебе поможет. (Наклоняется и шепчет на ухо) Победишь врагов твоих.
-Зачем Д.Донской приехал к преподобному Сергию Радонежскому? ( Чтобы он благословил его на битву с Ордой. Он попросил двух монахов - бывших воинов отпустить с ним на битву с Мамаем, т.к. понимал, что укрепленные духом воины на боле боя становятся еще сильнее.)
- Как вы объясните слова Сергия Радонежского: «Нет больше той любви, как если, кто положит душу свою за други своя»?( Любовь к Богу, любовь к близким помогает отдать свою жизнь за родных, друзей не задумываясь о своей собственной жизни.)
-Дмитрий Донской построил монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и в память всех воинов, погибших в битве. Христианское благочестие сочеталось в Дмитрии Донском с мудростью правителя. После смерти он тоже был причислен к лику святых.
4 группа:
Родился адмирал Ф. Ф. Ушаков в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской губернии.Его называют «морским Суворовым», т.к. он не проиграл ни одного морского сражения из сорока).
Побеждать русским морякам под руководством Ф. Ушакова во всех сражениях помогали православный дух, их верность царю и Отечеству, великий пример главнокомандующего и их всеобщая любовь к адмиралу.
Отойдя от служебных дел Ф. Ушаков ? (некоторое время жил в Санкт-Петербурге, а затем в деревне Алексеевке Темниковского уезда Тамбовской губернии. А последние годы жизни Ф. Ушаков провел в монастыре. Похоронен адмирал возле Санаксарского монастыря, Темниковский уезд Тамбовской губернии. 6 октября 2004 г. стало поистине историческим для Военно-морского флота России. Решением Комиссии по канонизации Русской Православной Церкви выдающийся флотоводец Ф. Ф. Ушаков причислен к ЛИКУ СВЯТЫХ
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА .
-Война — священное дело для тех, кто предпринимает ее по необходимости, в защиту правды и Отечества. Берущие оружие в таком случае совершают подвиг правды и, приемля раны и страдания и полагая жизнь свою за однокровных своих, за Родину, идут вслед мучеников и к нетленному и вечному венцу. Потому-то Церковь и благословляет эти подвиги и все, что творит каждый Русский человек для защиты своего Отечества.
Работа по Рабочей тетради.
-Но даже на войне христианский воин должен оставаться человеком. И на
смену законам войны должны прийти законы милосердия и справедливости.
Задание 1.Поработайте в группах и сформулируйте законы справедливости и милосердия к врагу.
Задание 2.Подумай и напиши, как должен вести себя воин
- со своими личными врагами
- с врагами Отечества?
- с детьми?
- с пленными?
- со стариками
- с командиром?
Задание 3.Выберите одну из карточек, характеризующих Защитника Родины и объяснить свой выбор:
РАЗУМНЫЙ, ГЛУПЫЙ, СМЕЛЫЙ, ТРУСЛИВЫЙ, ДОБРЫЙ, ЗЛОЙ, СИЛЬНЫЙ, СЛАБЫЙ, МИЛОСЕРДНЫЙ, ЖЕСТОКИЙ
Задание 4.Разгадайте кроссворд. Из предложенных ниже слов, характеризующие человека, выберите черты, подходящие защитнику Отечества. Расположите эти слова в сетке кроссворда и прочитайте выделенное слово.
ТРУСОСТЬ, ПАТРИОТИЗМ, РЕШИТЕЛЬНОСТЬ, СЛАБОСТЬ, БДИТЕЛЬНОСТЬ, СМЕЛОСТЬ, НАХОДЧИВОСТЬ, БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ХРАБРОСТЬ.
- Герои в России были во все времена. Они есть и сегодня. И это самый верный залог несокрушимости нашей Отчизны, ее духовной крепости и грядущего возрождения. Пока жив российский солдат - верный сын и защитник своего Отечества, - будет жива и Россия - Российский солдат и ныне остается настоящим патриотом, достойным наследником русского воинства.
VI. РЕФЛЕКСИЯ.
- Какова была тема нашего урока? О чём мы с вами говорили?
- Чтобы стать защитником Отечества, какие качества вы должны в себе воспитывать?
Продолжите
предложения:
Я уже знал…
Я узнал…
Мне осталось непонятно…
- Ребята, в заключение нашего урока мне хочется пожелать вам стать такими же доблестными, преданными Родине, настоящими Защитниками Отечества, о каких вы узнали сегодня на уроке.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
-Я предлагаю вам выполнить дома:
1. Найти в литературе, газете, журнале, в Интернете сообщение о человеке, который спасал человека или людей, не думая в данный момент о себе.
- Александр Иванович Покрышкин – летчик, Трижды Герой Советского Союза
- Евгений Родионов - рядовой пограничных войск, подвергшийся пыткам в плену, но не отрекшийся от православной веры
- Сергей Солнечников - майор, закрывший своим телом неудачно выпавшую гранату во время учений
- Виктор Пан - офицер, спасший людей во время пожара в Забайкалье
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по Основам православной культуры. Тема - Икона
На занятии по ОПК ребята знакомятся с особенностями создания икон, их предназначении,роли в жизни христианина....
Учебно-методическая разработка урока ОРКСЭ «Паломничества и святыни»
«Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России» является основой для разработки и реализации программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на сту...
Методическая разработка урока ОРКСЭ (Основы православной культуры). 4 класс. Тема "Христианская семья"
Методическая разработка урока ОРКСЭ (Основы православной культуры)Тема: Христианская семья...
Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме " Добро и зло в православной традиции"
Данная разработка урока ОРКСЭ по теме " Добро и зло " (Модуль "Светская этика" составлена в соответствии с современными требованиями ФГОС. Тип урока "Ознаком...
Методическая разработка урока на тему «Православная молитва»
Модуль: «Основы православной культуры».Технологическая карта №3. «Православная молитва»...
Методическая разработка уроков ОРКСЭ (Модуль «Основы православной культуры») для учащихся 4 класса на тему: «Святые Земли Русской»
Методическая разработка уроков ОРКСЭ «Святые Земли Русской» представляет собой серию уроков для учеников 4-ых классов, посвященных известным православным Святым: С...
ОРКСЭ Методическая разработка урока по теме «Православное учение о человеке»
Урок «Православное учение о человеке» разработан в рамках предмета основы православной культуры и направлен на расширение представлений учащихся о ценностях внутреннего мира человека в све...