Методическая разработка урока на тему «Православная молитва»
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Модуль: «Основы православной культуры».
Технологическая карта №3. «Православная молитва»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_3_pravoslavnaya_molitva_-_kopiya.docx | 35.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
по курсу «Реализация культурологического подхода в преподавании курсов ОРКСЭ и ОДНКНР»
Тема: Методическая разработка урока на тему «Православная молитва»
Санкт-Петербург
2020
4 класс
Модуль: «Основы православной культуры».
Технологическая карта №3. «Православная молитва»
Учитель начальных классов ГБОУ школа № 83 Е.В. Муравьева
Тема урока | Православная молитва. ( 1 час) | |||||||||||||||||||||||||
Идея | Молитва как разговор человека с Богом, помогающий становиться лучше. | |||||||||||||||||||||||||
Цель | формирование у учащихся представления о сущности молитвы в православии. | |||||||||||||||||||||||||
Задачи |
| |||||||||||||||||||||||||
Основное содержание темы, термины и понятия. | Молитва и ее смысл для верующих. Виды молитв. Правила молитвы. Познакомить учащихся с понятиями «святые» и «благодать». | |||||||||||||||||||||||||
Предметные умения | УУД | |||||||||||||||||||||||||
Объяснять и понимать значение слов «молитва», «святые», «благодать». Понимать смысл главной православной молитвой «Отче наш». Осознание отличия материальных благ от духовных радостей. | Личностные: способствовать формированию духовной личности ребенка на основах религиозных ценностей. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Регулятивные: определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя. Умение высказывать свое предположение на основе работы с мультипликационными фильмами, иллюстрациями и текстом учебного пособия. Познавательные: Перерабатывать и применять полученную информацию. Умение делать выводы в результате совместной работы учителя и класса. Извлечение информации, представленной в разных формах (текст, иллюстрация, таблица, схема) Установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии поставленными задачами. Умение слушать и слышать других, способность к принятию иной точки зрения. | |||||||||||||||||||||||||
Организация пространства | ||||||||||||||||||||||||||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | ||||||||||||||||||||||||
Окружающий мир, литературное чтение. | Фронтальная, в парах, индивидуальная. | Учебник, раздаточный материал, мультимедиа. | ||||||||||||||||||||||||
I этап. Организационный момент | ||||||||||||||||||||||||||
- Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. | ||||||||||||||||||||||||||
II этап. Сообщение темы и целей урока. | ||||||||||||||||||||||||||
- Сегодня наш урок я хочу начать с рассказа протоиерея Вячеслава Тулупова. « В годы Великой Отечественной войны Зоя и ее сестра были маленькими девочками. Бабушка постоянно заставляла их молиться об отце и двух его братьях, ушедших на фронт, — это были ее сыновья. Девочки молились по-детски просто: «Боженька, верни домой нашего папу, дядю Мишу и дядю Леню». Все братья вернулись домой живыми и даже не ранеными. - Ребята, кто мне может сказать, почему вернулись невредимыми с войны все три сына бабушки? - Помогла ли им молитва и как? - Православный человек часто обращается к Богу в разных жизненных ситуациях. Верующие люди убеждены в том, что все наши просьбы и желания слышит Бог. А как люди могут общаться с Богом, чтобы он их услышал? - Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? - Совершенно верно, сегодняшняя тема нашего урока посвящена «Православной молитве». Тема урока появляется на экране. - Давайте сформулируем вопросы по теме урока. (Дети формулируют вопросы, учитель фиксирует их на доске.) 1. Что такое молитва? 2. Какие молитвы бывают? 3. Как молятся православные люди и как надо молиться? 4. Зачем люди молятся? - Данные вопросы и будут нашим планом урока, давайте последовательно отвечать на них. | ||||||||||||||||||||||||||
III этап. Изучение нового материала. | ||||||||||||||||||||||||||
- Давайте прочитаем первый вопрос. (Что такое молитва?) Ученики записывают слово «молитва» в тетрадь. - Кто-нибудь из Вас знает, что такое молитва? (Работа с презентацией и материалом в учебнике.) Разберём слово «молиться». Корень «молит», образованный от «мол», первоначально означал «умягчать, смягчать», т.е. просить смиренно, покорно и усердно. «Идти молити» значило идти ходатайствовать, должность послов. Слово «малити» означает тоже, что и «молити», но с оттенком нижайшего смирения – умаляться, делаться меньшим. Например «замаливать грехи» имеется в виду молиться с величайшим покаянием, признанием себя недостойным Ученики записывают определение в тетрадь. - Прочитаем второй вопрос. Какие молитвы бывают? Существуют разные виды молитв для разных случаев жизни. У православных людей есть три вида молитвы. Пожалуйста, прочитайте текст учебника на с.12-13 и заполните таблицу. Ученики работают в группах: 1 группа « молитва – просьба», 2 группа « молитва благодарственная», 3 группа «молитва – славословие».
- Действительно, самым распространенным и самым простым видом молитвы является просительная. Христос обещал: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» Эти слова – не пустой звук. Христиане на собственном опыте знают, как помогает Бог тем, кто обращается к Нему. Мы просим и прощения грехов, и помощи в добродетелях, и решения наших повседневных забот, ведь для Бога нет ничего невозможного. Но просить нужно с верой, не сомневаясь в том, что Бог силен исполнить просимое, иначе Господь не захочет отвечать такому двоедушному человеку. Господь не исполняет просьбы вредные и неблаговременные. Более совершенным видом моления является молитва благодарственная. Апостол повелевает: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». Должно благодарить Творца и за беду, и за счастье, и за удачу, и за провал. Ведь все это посылается Всемогущей рукой для нашего блага. Но высочайшим видом молитвы является молитва хвалебная. Хвалящий прославляет Бога за Его Божественные совершенства и великие дела, сотворенные Владыкой Вселенной. Молясь этой молитвой, человек уже не думает о себе и своих нуждах, но, подобно Ангелам, стоит в изумлении перед величием славы Бога Всемогущего. - Вы все знаете слово спасибо? А знаете ли вы, что произошло оно в давние времена. Тогда люди, благодаря, говорили друг другу: «Спаси Бог». Да и теперь верующие люди друг другу так говорят. А потом выражение сократилось, и из «Спасибо Бог» образовалось «спасибо». - Я предлагаю вам посмотреть мультфильм. (Демонстрируется мультфильм «Отче наш». Примерный перечень вопросов по работе с мультфильмом:
- Чаще всего молитвы бывают составлены святыми и праведными людьми. Но есть молитвы, которые не составлялись людьми, это молитвы, которые дал людям сам Бог. Такую молитву и прочитала из Библии героиня мультфильма – маленькая девочка Маша. Это самая главная молитва, называется она «Господня молитва», потому что её дал Иисус Христос своим ученикам. В библии рассказывается, как люди получили эту молитву. Иисус Христос был с учениками за городом в тихом, безлюдном лесе. Он ушёл, чтобы в одиночестве помолиться. А когда вернулся, один из его учеников стал просить, чтобы Господь научил их молиться. И Он сказал им: молитесь же так: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твоё, да придет Царствие Твоё, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». - Что же обозначает эта молитва? Давайте с ней познакомимся?
- Вот мы и переходим с вами к третьему вопросу. Как молятся православные люди и как надо молиться? - Православный человек может молиться в беде и радости, в одиночестве и вместе с другими людьми, про себя и вслух, на любом языке и в любом месте: в храме, дома, на природе, в транспорте. Находясь среди людей, человек может молиться про себя, и этот его разговор с Богом будет никем не замечен. Ребята, на столе у вас лежат карточки, там записаны обращения и просьбы людей к Богу. Давайте прочитаем: «Перед контрольной работой Петя молится о том, чтобы справиться с ней и получить хорошую отметку.» «Олег обрел надежного друга. Он благодарит за это Бога.» « Девочка молится о том, чтобы ей подарили красивую куклу.» « Вася выздоровел и чувствует себя хорошо, родители благодарят Бога.» «Толику купили новый телефон, его одноклассник молит Бога о том, чтобы телефон быстрее сломался.» « Дима получил пятёрку, одноклассник молится о том, чтобы завтра Дима получил 2.» «Родители часто ссорятся. Сын молится о мире в семье.» «Девочка пришла на луг, увидела там красивые цветы и травы. Она говорит, как Велик и Прекрасен Бог, создавший такие творения.» - Давайте подумаем и выберем те ситуации, в которых люди прибегают к молитве, указанной на вашей табличке «Виды молитв». Почему некоторые ситуации вы не выбрали? - Случается ли, что Бог не слышит молитву человека? (Ответы детей) -Так происходит не потому, что Господь упрямится или у Него на нас не хватает времени. Совсем нет. Бог не отвечает на молитву, если мы на кого-то злимся и не хотим этого человека простить. - Молитву мы произносим не только губами и ртом, прежде всего она должна идти из сердца. Как ты думаешь, сможет ли сердце, охваченное обидой, хорошо молиться? Приятно ли Богу разговаривать с таким сердцем? (Ответы детей на примерах из карточек) - Чтобы Господь слышал нашу молитву, нам надо жить в мире с собой и окружающими людьми. Учиться прощать и не держать зла. Тогда и с Богом общение прерываться не будет. Если человек молится искренне и правильно, то он прикасается сердцем к Богу и внутренне меняется. Действие Бога, меняющее человека, называется благодать. Люди, которые под действием благодати изменялись так, что из их сердец струится вера, надежда, любовь, называются святые. Например, святые Сергий Радонежский и Дмитрий Донской, князь Владимир, княгиня Ольга и другие. - Послушайте историю: «Рыбак перевозил на лодке человека. Пассажир увидел, что на одном весле написано «молись», а на другом — «трудись». «Зачем это?» — спросил он. «Для памяти, — ответил рыбак. — Чтобы не забыть, что надо молиться и трудиться». — «Ну, трудиться, понятно, всем надо, а вот молиться... это не обязательно. Никому это не нужно, зачем терять время на молитву?» — «Не нужно?» — спросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «молись», а сам стал грести одним веслом. Лодка закружилась на месте. «Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся и никакого движения вперёд». - Давайте подумаем и ответим на последний вопрос . Зачем люди молятся? (Ответы детей) - Как вы думаете, зачем решила помолиться Маша? (Ответы детей) -Господь любит нас всех и ждет от людей ответной любви и веры, но ни в коем случае не заставляет человека насильно верить и молиться Ему. IV этап. Закрепление изученного материала. Рефлексия. | ||||||||||||||||||||||||||
- Молитва – это общение человека с Богом. Она спасает, оберегает, лечит, исцеляет и утешает верующего человека. Молитва должна идти из чистого сердца, без зависти и зла, с покаянием и терпением, с любовью к ближним. - Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги . Сегодня на уроке я узнал ….. Было интересно …. Сегодня на уроке я понял, что …. Мое настроение …. | ||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание: Прочитать стихотворение М.Ю. Лермонтова. Составить синквейн к слову «молитва», используя слова стихотворения. В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть: Одну молитву чудную Твержу я наизусть. Есть сила благодатная В созвучьи слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. С души как бремя скатится, Сомненье далеко- И верится, и плачется, И так легко, легко… М.Ю. Лермонтов. | ||||||||||||||||||||||||||
Список литературы: 1. А.В. Кураев Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры, учебник для общеобразовательных учреждений, М., «Просвещение», 2012г. 2.Священник Алексий Мороз, педагог Т.А. Берсенева Добрые уроки- наставления, учебное пособие к курсу «Основы православной культуры» для учащихся 4-5 классов, Покров, 2014г. 3. А.В. Бородина Основы православной культуры, учебник, М., «Русское слово», 2014г. 4. Детям о Православии. О молитве" Священник Антоний Борисов Серия: Детям о Православии . Издательство: Никея, 2019 г. 5. С.И Ожегов «Словарь русского языка»2011г. Интернет ресурсы: 1. https://www.dmdonskoy.ru/node/2889 2. https://nikeabooks.ru/blog/detyam-o-pravoslavii-5-voprosov-o-molitve/ 3. http://www.komiprav.ru/proekty/duhovnyj-listok-20123/aprel-2019/19-aprelja-2015-goda 4. https://catalog.prosv.ru/item/16227 5.https://www.pravmir.ru/osnovy-pravoslavnoj-kultury-polnyj-tekst-uchebnika/#_Toc255776521 6. Мультфильм: https://www.youtube.com/watch?v=QtjRdiuwTwc |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по Основам православной культуры. Тема - Икона
На занятии по ОПК ребята знакомятся с особенностями создания икон, их предназначении,роли в жизни христианина....
Использование современных технологий на уроке математики. Методическая разработка урока по теме "Решение задач на движение" 4 класс
Открытый урок с применением мультимедийного оборудования по теме "Решение задач на движение" в 4 классе был проведен для учителей района . 2012-2013 уч.г....
Разработка урока по ОПК "Православная молитва"
Технологическая карта урока с презентацией...
Урок по теме "Православная молитва" (модуль "Основы православной культуры")
Урок "Православная молитва" (модуль "Основы православной культуры") был разработан и проведён мною в 4 классе в рамках практического семинара "Использование современных педагогических технологий...
Методическая разработка урока ОРКСЭ (Основы православной культуры). 4 класс. Тема "Христианская семья"
Методическая разработка урока ОРКСЭ (Основы православной культуры)Тема: Христианская семья...
Урок ОРКСЭ. Тема "Православная молитва"
Конспект урока по основам религиозных культур и светской этики. Данный материал разработан по напрвлению "Православие"....
ОРКСЭ Методическая разработка урока по теме «Православное учение о человеке»
Урок «Православное учение о человеке» разработан в рамках предмета основы православной культуры и направлен на расширение представлений учащихся о ценностях внутреннего мира человека в све...