Конспект урока по ОРКСЭ на тему: «Заповеди»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Конспект урока по ОРКСЭ на тему: «Заповеди»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx55.01 КБ

Предварительный просмотр:

СПб ГБПОУ Педагогический колледж №8

                                                               Учитель: Кузнецова Кира Владимировна

                                                               Методист: Фролова Оксана Анатольевна

Конспект

пробного урока ОРКСЭ

на тему: «Заповеди»

проведенного 26 октября

в ГБОУ СОШ № 13 класс 4 «В»

 

Выполнила: студентка 412 группы

                                              Сторожко Александра Денисовна

Санкт-Петербург

2017

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

ОРКСЭ

Класс

4 «В»

Тема урока

«Заповеди»

Дидактическая цель

Создать условия для усвоения  установок, которые помогают людям жить и общаться;

Планируемые образовательные результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Л1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «заповедь»,«добро»,  «родина»,  «семья», «мир», «настоящий «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ».

Л2. Освоение личностного смысла учения;  выбор дальнейшего образовательного маршрута.

МПознавательные

МП1. Извлекать

информацию, представленную в разных формах;

МП2. Делать выводы

на основе обобщения знаний.

МРегулятивные

МР1. Самостоятельно формулировать цели урока после

предварительного обсуждения;

МР2. Фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

МКоммуникативные

МК1. Оформлять

свои мысли в устной речи;

МК2. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;

МК3. Работать в парах.

П1. Знать что такое заповедь;

П2. Знать какие бывают заповеди;

П3. Понимать, для чего нужны заповеди;

П4. Уметь применять доброе отношение друг к другу;

Решаемые учебные

проблемы

(учебная задача)

Для чего нужны человеку «заповеди»?

Основные понятия,  изучаемые на уроке

Заповедь

Образовательные технологии, используемые на уроке

(в т.ч. рефлексивные технологии)

Диалоговая, здоровьесберегающая, рефлексивная.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютер,проектор, интерактивная доска.

Образовательные ресурсы:

Для  учителя

  1. Литература

  1. Интернет-ресурсы

Для ученика

 

Учебник:

Основы религиозных культур и светской этики. Основы

православной культуры. 4 класс: Учебное пособие для

общеобразовательных учреждений/ А.В. Кураев. – М.:

Просвещение, 2010г.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ι. Организационное начало урока

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Александра Денисовна, и сегодня я проведу у вас урок.

- В школе добрыми делами занята,

  Тихо ходит в нашем классе доброта.

  Утро доброе у нас,

  Добрый день и добрый час.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

МК2

ΙΙ. Актуализация знаний

-Ребята, что такое «традиция»?

-Расскажите о традициях, которые сложились в вашей семье, школе, в кругу друзей.

-Как вы думаете, какие традиции сложились в человеческом обществе?

-Эти традиции помогают или мешают человеку жить? Почему?

- Ребята, а как вы понимаете слово «заповедь»? Что это такое?

-Есть заповеди, которые пришли к нам из древности. Какие заповеди вы знаете?

ΙΙΙ. Целеполагание и планирование

изучения темы, раздела.

-Как вы думаете, как звучит тема сегодняшнего урока?

-Ребята, как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить в течение сегодняшнего  урока?

-В заповедях Бог открыл человеку путь к праведной добродетельной жизни, о них рассказывает Библия. Чтобы познакомиться с заповедями мы с вами совершим увлекательное путешествие во времени. Путь будет нелёгким.

IV. Открытие нового знания.  

1.Первая остановка на пути нашего следования – гора Синай (3 тыс. лет назад).

-Ребята, Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай.

Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтобы там встретить Бога и получить от Него заповеди. Бог Сам начертал заповеди на  каменных плитах (скрижалях* – слово перед учащимися на распечатке), которые Моисей вынес из огня к народу.

Бог дал Моисею 10 заповедей.

-Христиане совершали паломничество к горе Синай с древнейших времен. В последние десятилетия на гору ежедневно поднимаются от нескольких десятков до нескольких сотен человек, паломников и просто туристы, чтобы встретить восход солнца,

-Как вы думаете, что такое «паломничество»?

А) Что такое «заповедь»?

-Ребята, посмотрите в распечатанный словарик. В нём даны определения понятия «заповедь».

-Прочитаем 1-ое определение из словаря Ожегова.

-2-ое определение

Б) Каких 10 заповедей дал Бог пророку Моисею?

-Господь выбрал самого достойного (праведного) человека Моисея для того, чтобы тот донес до людей волю Божию, научил их благочестию.

-Почему Бог выбрал именно Моисея?

-Моисей- еврейский пророк и законодатель, основоположник иудаизма.

-Моисей родился в то время, когда его народ  увеличивался в численности и египетский фараон был обеспокоен тем, что израильтяне могут помочь врагам Египта. Когда фараон приказал убивать всех новорожденных мальчиков, мать Моисея, Иохаведа спрятала его в корзинке и пустила её по водам Нила. Корзинка вскоре была обнаружена дочерью фараона, которая решила усыновить ребёнка. Когда Моисей вырос, он увидел притеснение своих соплеменников. Он убил египетского надсмотрщика, который жестоко наказывал израильтянина, и сбежал из Египта в землю мадианитян. После десяти казней Моисей вывел израильтян из Египта через Чермное море, после чего они остановились у горы Синай, где Моисей получил десять заповедей.

Какие же законы дал людям Бог через своего пророка Моисея?

- Первые четыре заповеди говорят об отношениях человека с Богом.

- Остальные касаются отношений людей между собой. Вот об этих пяти заповедях мы и поговорим с вами подробней.

2.Исследовательская работа в группах.

-Ребята, сейчас вы будете работать в группах.

У вас на партах лежат таблицы .

В ней 4 столбца :

1 столбик - Номер заповедей

2 столбик – Содержание, то есть название заповедей

3 столбик – Что означают заповеди

4 столбик – Аргументы

Содержание

Что означают?

Аргументы

5

Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле

Родители дали жизнь, заботились о ребёнке. За это – продлятся дни

6

Не убивай

7

Нельзя брать чужое без разрешения

8

Выполнение заповеди – залог сохранения семьи

9

Любой обман 
откроется. 
Бог видит обман

10

Не желай… ничего, что у ближнего 
твоего

-Каждая  группа  должна прочитать о своей заповеди в учебнике на страницах 40-41,  объяснить, что означает данная заповедь и привести аргументы, подтверждающие её справедливость, затем представить классу.

1 группа - комментирует 5-ую заповедь

2 группа - комментирует 6-ую заповедь

3 группа - комментирует 7-ую заповедь

4 группа - комментирует 8-ую заповедь

5 группа - комментирует 9-ую заповедь

6 группа – комментирует 10-ую заповедь

Представление работ.

5 заповедь– «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе»

-Как вы думаете, почему надо почитать своих родителей?

6 заповедь – «Не убивай»

-Как вы думаете, почему Христос называет убийцей человека, который смотрит на другого с ненавистью? Чем может «убить» такой человек другого?

7 заповедь – «Не кради»

- Что общего у убийства и воровства?

Физкультминутка «Если весело живется, делай так…»

8 заповедь – «Не прелюбодействуй» (будь верным, не предавай своих близких)

-Чему учит эта заповедь?

9 заповедь – «Не лги»

-Какая у христиан есть особая причина, чтобы не лгать?

10 заповедь – «Не завидуй»

-Как зависть мешает радости, гасит её?

3.Просмотр отрывка из мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке».

- Почему золотая рыбка не стала исполнять все желания старухи?

- Как изменялся характер старухи в сказке?

- Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.

- Раскаялась старуха в своих поступках?

В) Для чего нужны человеку «заповеди»?

-Ребята, давайте сделаем вывод.

Для чего же служат заповеди людям? Можем ли мы сказать, что заповеди Моисея не утратили своего значения и сегодня? Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом заповеди?

-Человеку нужно соблюдать все заповеди, чтобы после смерти остаться с Богом и попасть в рай.

На доске даны варианты ответов:

1) Нет, потому что они были нужны в древности, когда народ был необразованным; сейчас все люди грамотные, поэтому эти законы им не нужны.

2) Да, потому что нравственные законы важны для любого времени.

3) Да, потому что соблюдение заповедей даёт тебе право считать себя избранным из людей, потому что ты лучше.

Итак, в Библии рассказывается, что Бог дал людям заповеди, чтобы оградить их от зла. Заповеди Моисея показывают  людям, что есть ценности, через которые нельзя переступать!

3.Работа в группах.

-Ребята, вы сейчас будете разгадывать кроссворд в группах.

2

3

4

5

 

1

6

 По вертикали:

1.Сколько всего заповедей дал Бог человеку?

2.Имя пророка, получившего заповеди

3.Правила, данные Богом, помогающие различать добро и зло

4.Гора, на которой Моисею были даны заповеди

По горизонтали:

5.Каменные доски, на которых были записаны заповеди

6. Книга, в которой записаны заповеди.

Проверка

1)То, что перешло от одного поколения к другому.

2)Обычай, установившийся порядок поведения в быту.

Ответы учащихся

Уважение к старшим, взаимоуважение, следование слову, обещанию и т.д.

Помогают

Следование традициям, норма поведения, определённые правила, закон.

Ответы учащихся

Заповеди

А)Что такое «заповедь»?

Б)Каких 10 заповедей дал Бог пророку Моисею?

В)Для чего нужны человеку «заповеди»?

 

*Скрижали – это каменные доски с десятью заповедями, врученные Моисею Богом на горе Синай.

Пало́мничество — путешествие к Святой земле и другим географическим местностям, имеющим сакральное значение для христианской веры с целью поклонения и молитвы.

*Заповедь -  это правило, положение, служащее руководящим указанием для кого (чего)-нибудь. (С. И. Ожегов)

*Заповедь – это договор между человеком и Богом.

На столах перед учащимися – тексты 10 заповедей:

1. «Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».

2. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им»

3. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно»

4. «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя…»

5. «Почитай отца твоего и матерь твою»

6. «Не убивай»

7. «Не кради»

8. «Не прелюбодействуй»

9. «Не лги»

10. «Не завидуй»

Класс делится на группы

Содержание

Что означают?

Аргументы

5

Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле

Родители помогают ребёнку, пока он растёт и нуждается в их помощи и заботе, а потом дети помогают престарелым и уже немощным родителям на закате их жизни

Родители дали жизнь, заботились о ребёнке. За это – продлятся дни

6

Не убивай

Не ты дал жизнь, значит, не тебе её отнимать!

Способность простить, не мстить, не вредить, удержаться от ссоры говорит о великодушии человека

7

Не кради

Нельзя брать чужое без разрешения

Тот, кто крадет — готов причинить страдания другому человеку.

8

Не прелюбодействуй

Будь  верным,  свято  храни  свою  семью,  не предавай,  береги  её,  не  переступай  через  любовь

Выполнение заповеди – залог сохранения семьи

9

Не лги

не  лги,  не  говори  зла  о  друге  и недруге,  не  занимайся  сплетнями  и  пересудами.

Любой обман 
откроется. 
Бог видит обман

10

Не желай… ничего, что у ближнего 
твоего

Нельзя завидовать чужому, а наоборот радуйся и береги то, что есть у тебя.

Зависть мешает радости

Дети читают учебник, обсуждают, заполняют таблицу и представляют свои ответы классу.

Представление 5 заповеди, ответы на вопросы

Представление 6 заповеди, ответы на вопросы

Злобой, жестокими, несправедливыми словами.

Они причиняют страдания другому человеку, воспринимая другого человека, как помеху.

Она учит тому, что, если человек создал семью, он должен быть верен её всю жизнь. Тогда семья будет прочной и счастливой.

Они верят, что Бог видит и знает всё. Его не обманешь.

Правильный ответ под цифрой 2: Да, потому что нравственные законы важны для любого времени

Класс делится на 2 малых группы. Каждая группа получает задание: разгадать кроссворд

Ответ от каждой группы, проверка на слайде.

2

М

О

3

 З

4

С

5

С

С

К

Р

И

Ж

А

Л

И

С

П

Н

Е

О

А

Й

В

Й

1 Д

Е

Е

Д

С

6

Б

И

Б

Л

И

Я

Т

Ь

Л1

МК2

МК1

МП1

Л1

МК1

МК2

МП1

МР1

МП2

МК1

Л2

МК2

П1

МК2

МП1

П2

Л1

МК2

МП1

П2

Л1

Л2

МП1

МК1

МК2

П2

Л1

МК2

П2

Л1

МК2

Л1

МП2

МК1

МК2

П2

Л1

МП2

МК1

МК2

МК1

МК2

МР2

П3

V. Домашнее задание

Записывают домашнее задание.

V. Рефлексия. Итог урока.

Ребята, наш урок подошёл к концу.

- Какая была тема нашего урока?

-Какие заповеди тебе были известны?

- О каких ты узнал на этом уроке?

- Какие заповеди заставили тебя задуматься? Над чем?

«Подари улыбку другому»

Дети встают в круг.

Правило: передать соседу мягкую игрушку и сказать о нем что-то хорошее.

-Ребята, желаю вам в жизни совершать только добрые поступки. Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души.

Вы все большие молодцы! До свидания!

Заповеди

Ответы учащихся

МК1

МК2

МР2

П4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ на тему " Дружба" ( модуль "Светская этика")

ЦельФормировать у обучающихся представлений о дружбе как  о важнейшей нравственной ценностиЗадачиформировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу...

Конспект урока по ОРКСЭ на тему: "Россия - наша Родина"

Урок предназначен для учащихся 4-го класса. Урок поможет учащимся прийти к мысли, что наша Родина многонациональна, что с давних времен здесь живут в мире и дружбе люди разных национальностей. Узнают,...

Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Дружба"

Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Дружба" 4 класс, модуль Основы светской этики...

Конспект урока по ОРКСЭ на тему: "Христианские храмы".

Данный материал можно использовать на уроке ОРКСЭ в 4 классе. Учащиеся знакомятся с христианскими храмами, внешним видом и устройством православного храма, с различием православного храма и католическ...

Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Справедливость"

Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Справедливость"...

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Православная молитва"

Урок ознакомления с новым материалом.Цель: осмысление учащимися значения для христиан молитвы.Задачи:-  познакомить учащихся со значением слов «православие», «молитва», «благодать», «святые», пок...