Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Справедливость"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Справедливость"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme_spravedlivost.docx | 50.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Справедливость»
Цель урока:
Формирование у учащихся представлений о справедливости как категории этики, регулирующей нравственное поведение.
Формирование моральных правил , чтобы быть справедливым.
Задачи урока, ориентированные на достижение результатов
- личностных:
Воспитывать в детях чувство справедливости.
Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.
- метапредметных :
Развивать кругозор учащихся, обогащать словарный запас.
Развивать умение работать с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.
-предметных:
Раскрыть сущность понятия «справедливость»
Сформулировать моральные правила справедливого поступка.
Методы:
-словесные;
-частично-поисковый;
-методы самостоятельной работы;
Формы организации познавательной деятельности:
-коллективная;
-фронтальная;
-работа в парах;
-групповая;
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации,
Оборудование : листочки , толковый словарь С. И. Ожегова, энциклопедия, ноутбуки , интернет , проектор , экран
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Поставка темы и цели урока.
-Дети , сегодня на уроке мы будем говорить об очень важных вещах в жизни каждого человека
Тему нашего урока вы узнаете , составив из букв слово.
– У каждой группы на столах буквы. (Справедливость)
- Вспомните случаи из жизни , когда с вами или с вашими знакомыми поступили несправедливо. Объясните почему.
Слайд 2
- А кто может вспомнить и признаться в том, что сам был несправедлив к
кому-либо?
3. Работа с информацией.
Чтение рассказа детьми на слайде и ответы на вопросы .
-Прочитаем рассказ на слайде и ответим на вопросы.
Сердце подскажет.
Дала мама Саше и Жене одну шоколадку на двоих. Разломал ее Саша, да только вот получилось не поровну: одна часть больше другой. Ту, что поменьше, он предложил своему братику, а ту, что побольше, уже собирался в рот поскорее запихнуть. Заметила это мама и строго сказала Саше, что он очень некрасиво поступает.
– Я же поделился и дал Жене его половину.
– Ты поделился, но поделился нечестно, несправедливо.
– Я же не виноват, что шоколадка поровну не сломалась.
– Ты о себе думал, о своем удовольствии, вот и поступил несправедливо.
– А как же тогда справедливо поступить, если кусочки шоколадки неровные?
– А ты сам подумай и спроси у сердца своего, как правильно поступить, – ответила мама, – оно всегда подскажет честное и справедливое решение...
Слайд 3
- Давайте подумаем с вами ,как поступить в данной ситуации справедливо?
-Что подсказывает вам ваше сердце?
– Почему Саша поступил несправедливо?
-Если бы вместо шоколадки надо было делить невкусную котлету, какую бы часть Саша отдал Жене?
Слайд 4
-Какова же цель нашего сегодняшнего урока?
(Дети формулируют цель: выяснить, что такое «справедливость» и какого человека можно назвать справедливым)
4.Работа с понятием «справедливость».
Работа в парах.
-Сейчас с вами поработаем в парах.
- На столах у каждого лежат листочки..Напишите , пожалуйста , все, что вы знаете о справедливости и как понимаете понятие , что такое «справедливость». (Каждый ученик работает самостоятельно)
( Обсуждение понятия справедливость )
5. Работа с информацией.
Работа в группах.
Задание 1 группе. Найти определение понятия « справедливость» в энциклопедии.
Задание 2 группе. Найти определение понятия «справедливость» в толковом словаре С. И. Ожегова.
Задание 3 группе. Найти определение понятия «справедливость» в интернете.
Слайд 5
Слайд 6
Высказывания великих людей о справедливости.
Мудрые мысли.
Эсхил (Aischylos) (около 525, Элевсин, — 456 до н., Сицилия) - древнегреческий драматург, первый из трех великих афинских трагиков 5 в. до н. Эсхил происходил из старинного аристократического рода. Участвовал в греко-персидских войнах. В 484 одержал первую победу в драматических состязаниях; впоследствии еще 12 раз был победителем в состязаниях драматургов.
Гюго — Виктор Мари (Victor Marie Hugo, 1802 1885) великий французский поэт и романист, глава французских романтиков. Г. ведет свою родословную от трудовой мелкобуржуазной семьи, высоко поднявшейся по социальной лестнице в эпоху Первой империи
Жан-Жак Руссо́ (фр. Jean-Jacques Rousseau; 28 июня 1712, Женева — 2 июля 1778, Эрменонвиль, близ Парижа) — французский писатель, мыслитель. Разработал прямую форму правления народа государством — прямую демократию, которая используется и по сей день, например в Швейцарии. Также музыковед
ЦИЦЕРОН — МАРК ТУЛЛИЙ (Marcus Tullius Cicero) (106 43 до н.э.), римский оратор и философ. МАРК ТУЛЛИЙ ЦИЦЕРОН родился в Арпине, небольшом городе примерно в 100 км к востоку от Рима, 3 января 106 до н.э., в зажиточной семье местного всадника....
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
-Кто из вас знает кто это?
-А почему у неё завязанные глаза?
-Что означают весы в её руке?
-Что обозначает меч?
Богиня Фемида. Фемида, в древнегреческой мифологии богиня правосудия
Фемиду изображают с повязкой на глазах, что символизирует беспристрастие ,с весами в одной руке и мечом в другой — такое распространённое изображение она получила уже у римлян, заимствовавших её образ у греков в виде Юстиции. Римляне вложили в её правую руку меч вместо рога изобилия, первоначально же у неё не было и повязки, т. е. она изображалась с весами и рогом изобилия.
Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Рог изобилия в руке Фемиды — символ воздаяния или не воздаяния представшему перед её судом.
-А вам хотелось бы быть справедливыми?
6 Работа с учебником.
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
7. Беседа по вопросам.
-Что такое справедливость? (Справедливость -моральное правило, регулирующее отношения между людьми ,совершение действия в соответствии с истиной, законом)
- По каким признакам можно судить о справедливости?
Признаки справедливости: соразмерность- оценка по заслугам, уравнивание- «равное за равное»
Слайд 13
- Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым?
Моральные правила: соблюдение прав других людей;
непричинение в своих действиях зла (унижения, обмана, насилия);
борьба с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть;
признание правоты других людей;
стремление найти решение, которое могло бы устроить
Слайд 14
Слайд 15
8 Обсуждение литературного произведения .
Ужасная несправедливость
Аня была в гостях у Даши. Девочки долго играли в дочки-матери, а когда Аня ушла, то Даша обнаружила, что у нее пропало два платьица ее любимой куклы. Всю квартиру Даша осмотрела, а нарядов так и не нашла.
– Это уж точно Аня в карман себе положила и унесла, – заподозрила она. – Ну, я ей покажу.
Она выбежала во двор и, подойдя к Ане, громко сказала:
– Ты нечестная. Ты тихонько взяла и унесла платья моей куклы. Отдавай немедленно их назад!
– Я не брала у тебя ничего. Вот, можешь проверить, – сказала Аня и показала свои карманы.
– Ты уже успела где-нибудь их спрятать, – сказала Даша. – Я с тобой больше не дружу. Я всем расскажу, какая ты. С тобой никто играть не будет.
С того дня про Аню по двору поползли всякие слухи и сплетни. Девочки во дворе прятали от нее своих кукол и не хотели с ней играть.
Через месяц, убирая квартиру, Дашина мама нашла за диваном два платьица, те самые, которые Даша считала украденными. Стыдно стало Даше за свои несправедливые подозрения и обвинения в воровстве, но извиняться она не стала, побоялась сознаться и сказать всем девочкам, что ошиблась. Вот и получалось, что платья давно уже найдены, а с Аней по-прежнему никто не играл. Сначала Даша трусливо молчала, видя несправедливое отношение к Ане, а потом не выдержала. Она вынесла из дому свою любимую куклу со всеми нарядами и, протянув ее Ане, сказала:
– На, возьми, она твоя. Прости, я была неправа и несправедлива к тебе.
Беседа по вопросам к тексту.
[?] – Почему Даша поспешила несправедливо обвинить Аню в воровстве? (Хотела поскорее вернуть одежду для куклы любыми способами).
– Почему Даша решила не извиняться и не захотела исправлять допущенную несправедливость по отношению к Ане? (Думала лишь о себе, боялась и не знала, что будет с ней, когда справедливость восторжествует).
– Справедливо обошлись дети во дворе с Аней? (Жестоко обижать и обвинять на основании слухов и сплетен, на основании бездоказательного личного мнения недопустимо).
– Почему Даша не выдержала и подарила куклу Ане? (В ней заговорила совесть, она почувствовала несправедливое отношение к Ане и угрызения совести).
9. Беседа по прочитанным произведениям.
-Вспомните русские народные сказки и сказки зарубежных писателей. расскажите о несправедливом отношении одних героев к другим. Объясните почему вы так считаете.
Слайд 16
10. Игра «Собери пословицу»
Пословицы и поговорки, связанные с понятием «справедливость».
Слайд 17
11.Домашнее задание
Прочитайте рассказ, сказку, художественное произведение о несправедливости. Расскажите о несправедливом отношении одних героев к другим
Слайд 18
12.Рефлексия.
Закончи предложение.
-сегодня я узнал…
-было интересно…
-заставил задуматься…
-навёл меня на размышления…
-я узнал на уроке…
-я считаю нужным запомнить…
Слайд 19
Урок по ОРКС
Основы религиозных культур и светской этики.
Тема урока «Справедливость»
Учитель : Евдокимова Л. В.,
МКОУСОШ № 48 имени Героя Российской Федерации Сергея Сергеевича Громова г. Тулы
Тула
2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока №21 ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"
Предлагаю на примере конкретного урока № 21 курса ОРКСЭ рассмотреть, как учитель формирует у учащихся УУД на различных его этапах....
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.
Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.
Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."
Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....
Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"
Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....
Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.
Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...
Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24
Цель урока: раскрытие понятия духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...