Конспект урока по ОРКСЭ (Модуль "Основы исламской культуры") 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Тема урока: "Семья в исламе"
Предмет:"Основа исламской культуры"
Класс: 4
Цель урока: Создать условия для формирования образа семьи у детей 4 класса.
Образовательная: знакомство с понятиями род, родословная, древо, родственники, семья, как частица рода, в которой сливаются мысли, традиции и культура.
Воспитательная: формирование чувств уважение, любви, почитания своих предков, воспитание интереса к семейным традициям.
Развивающая: развитие чувства компетентности в сфере творческой деятельности, умение работать с родословным древом, с пословицами, развитие речи.
Задачи урока:
- познакомить детей с терминами «род», «родословная», «древо», «семья»;
- представить детям образ семьи, как великую духовную ценность;
- раскрыть важность и необходимость для каждого члена семьи любви и уважения;
- дать начальные представления семьи, как источника нравственных отношений, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в семейной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_semya.docx | 23.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Чесноковка муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан
Конспект открытого урока по ОРКСЭ (модуль «Основы исламской культуры») по теме «Семья в исламе»
4 класс
Составила учитель: Янбаева А.Х.
Семья в исламе.
Цель урока: Создать условия для формирования образа семьи у детей 4 класса.
Образовательная: знакомство с понятиями род, родословная, древо, родственники, семья, как частица рода, в которой сливаются мысли, традиции и культура.
Воспитательная: формирование чувств уважение, любви, почитания своих предков, воспитание интереса к семейным традициям.
Развивающая: развитие чувства компетентности в сфере творческой деятельности, умение работать с родословным древом, с пословицами, развитие речи.
Задачи урока:
- познакомить детей с терминами «род», «родословная», «древо», «семья»;
- представить детям образ семьи, как великую духовную ценность;
- раскрыть важность и необходимость для каждого члена семьи любви и уважения;
- дать начальные представления семьи, как источника нравственных отношений, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в семейной жизни.
Авторский медиапродукт – презентационное сопровождение урока (среда POWER POINT)
ТСО: проектор, компьютер.
Планируемые результаты:
– Сформировать ценностные отношения о правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями.
Ценностные установки: любовь к своей семье.
– Дать начальное представление о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Формы обучения: Групповая, индивидуальная и фронтальная.
Технологии обучения: проблемное обучение, коллективно-распределённая деятельность учащихся, использование ИКТ, проектная деятельность, интегрированное обучение, и средство оптимизации процесса обучения.
Методы обучения: практические, проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы, словесные, наглядные.
Ход урока
1 Организационный момент
-Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости. Поздороваемся с ними и садимся.
-В начале нашего урока послушаем сказку о белой ромашке.
Расцвел белый Цветок ромашки. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке было много Лепестков. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»
Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.
– Ты кто? – спрашивает Муравей.
– Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.
– Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю.
Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.
– Почему погиб Лепесток?
– А мы можем применить эту сказку к жизни человека?
– Правильно, только тогда мы сильны, когда вместе, а по отдельности слабы и уязвимы.
- Мы не просто так начали урок со сказки про ромашку. Кто знает, что символизирует этот цветок? (Слайд 1.)
Ввод в новую тему.
-Ромашка – это символ семьи. Сегодня мы поговорим на тему «Семья в исламе». (Слайд 2.)
- Ребята, действительно это счастье иметь семью. Семья занимает особое место в жизни каждого человека. У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас всегда ждут, любят, и за все простят. Именно в семье мы делаем первые шаги, произносим самые первые слова, учимся любви, ответственности, доброте и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о самых близких людях. (Слайд 3)
Сегодня мы с вами поговорим о мусульманской семье.
-Ребята, как вы понимаете значение «семья»? (ответы ребят). Слайд 4.
Работа парами.
-Найдем и прочитаем в словарях значение слова «семья». (Ребята работают со словарями разных авторов).
- Из словаря Д.Н. Ушинского: «Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.» (Слайд 5.)
- Группа живущих вместе близких родственников. Объединение людей, сплочённых общими интересами. Словарь С.И.Ожегов. (Слайд 6)
Семья- это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества. (Слайд 7)
- А кого мы можем назвать родственниками? (ответы детей).
-Какие однокоренные слова к слову «родственники» вы знаете? (Род, родственник, родные, родословная) (Слайд 8)
1)Род – это люди, которые считают себя потомками общего предка по материнской или
отцовской линии. (Слайд 9)
2) Один из учеников рассказывает свою родословную.
-Зачем нужно знать свою родословную?
Пророкﷺ сказал: «Изучай свою родословную, дабы знать своих кровных родственников и относиться к ним соответствующим образом». Род должен быть достаточно известен, чтобы предупреждать браки между теми, чья степень родства этого не допускает, а также для определения семейных обязанностей. (Слайд 10)
-Как вы понимаете смысл пословицы.
Создать семью не легко, а сохранить еще труднее. (Слайд 11)
-Работа в группах. ( раздаю карточки, где надо дописать пропущенные слова в пословицах о семье)
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы создать прочную семью?
Понимание, любовь, уважение,забота, согласие, помощь, доброжелательность, терпение, прощение. (Слайд 12)
- Мусульмане серьезно относятся к созданию семьи и очень дорожат ею. Главное, что важно для исламской семьи, это любовь: родителей друг к другу, к детям, детей к родителям. Мусульманские семьи, как правило, бывают большие. (Слайд 13)
Мусульманские семьи включают не только супругов и их детей, но и остальных родственников. Ислам ставит семью во главу угла. Всевышний создатель предписал, строит семейные отношения на основе любви и взаимного согласия.
-Посмотрим обряд, который называется «Никах». (Слайд 14,15)
- И обряд венчания у провославных. (Слайд 16,17)
-А кто в ваших семьях главный? Это ваши отцы. Чаще в мусульманской семье именно муж обеспечивает всех материально. Для того чтобы семья не нуждалась мужу приходится много работать. Но при этом нужно помочь по хозяйству и жене. И конечно уделить время детям. (Слайд 19,20)
Ребята, а чем занимаются ваши мамы? (ответы детей). Как видим, ваши мамы ведут домашнее хозяйство, готовят вам вкусную еду, создают уют в вашем доме. На долю матери выпадает большая часть забот по воспитанию детей.
Согласно исламским традициям, после свадьбы женщина приходит в дом мужа. Ее основная обязанность – ведение домашнего хозяйства и забота о детях и муже. Мусульманке разрешается работать, если это не наносит ущерб ее основным обязанностям. (Слайд 21,22).
-В мусульманских семьях, как обычно, много детей. Рождение ребенка в мусульманской семье – большое счастье. (Слайд 23)
Через несколько дней после рождения ребенка созывали гостей: обязательно муллу и родственников, близких друзей и соседей, почтенных старцев. Так же, как и раньше, новорожденного выносят к мулле на подушке, мулла произносит в ушко ребенка его имя, читает молитву, затем ребенка уносят. ( Слайд 24).
-Посмотрим, как проходит обряд крещения у православных. (Слайд 25)
-А как дети должны вести себя? Какие есть обязанности у детей? (ответы детей).
-Давайте познакомимся с башкирскими пословицами о детях.
«В доме без детей счастья не бывает».
«Не познавший детей не познал вкус меда». (Башкирская пословица.)
-Сравним ценности в мусульманской и в христианской семье.
Отношения между мужем и женой в мусульманской семье строятся на основе и милосердия. Согласно взаимной любви, уважения мусульманским традициям муж и жена должны оказывать друг другу внимание, быть искренними во всех делах, быть преданными друг другу, идти на взаимные уступки. (Слайд 27)
Уважение, смирение, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших – главные ценности христианской семьи. Семья сама по себе выступает как ценность. Муж и жена принимают все решения вместе. Детей учат почитанию старших, заботе друг о друге, милосердию и проявлению любви. (Слайд 28)
Семья –это свято для всех. (Слайд 29)
В семье где лад, счастье дорогу не забывает. (Слайд 30)
- Ребята, каждый из нас должен с почтением относиться к родителям, помогать им, уважать, их, беречь и любить. Работа по учебнику.
Уважение и любовь к родителям- одно из важнейших человеческих качеств.
Самое святое у мусульман –это родители. (Слайд 31)
«Если один из родителей или оба достигнут старости, не говори им «Уфф», не кричи на них и обращайся к ним с почтением»-вот что говорится в Коране. (Слайд 32)
Итог урока.
Я узнал что:
Мне было интересно:
Для меня семья:
Молодцы! Я надеюсь, что вы все эти знания используете в будущем.
Я уверена, что вы пронесете через всю свою жизнь любовь к своим родителям.
- На этом наш урок подошёл к концу, всем вам спасибо. ( Слайд 33)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Православная культура". Тема "Золотое правило этики"
Методическая разработка урока по изучению темы "Золотое правило этики"....
Конспект урока по ОРКСЭ /модуль "Православная культура" 4 класс
Зачем творить добро? Мне кажется нет такого человека, который хотя бы один раз в своей жизни не задавался бы таким вопросом. Часто в своей повседневности мы не замечаем горе и страдания других людей. ...
Конспект урока по модулю «Основы исламской культуры»
Конспект урока по модулю «Основы исламской культуры».Урок 22. Тема: «Семья в исламе»....
Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.
Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...
Конспект урока по ОРКСЭ: основы православной культуры по теме "Заповеди". 4 класс
Тип урока: изучение нового материала. Ставятся цель урока, обучающие, развивающие и воспитывающие задачи, описываются ожидаемые результаты. Содержание урока включает УУД с указанием конкретных действи...
Конспект урока по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс. Тема: «ЗАПОВЕДИ»
Конспект пригодится учителям, которые ведут уроки православной культуры. Тема "Заповеди" - непростая тема. но тема вечная. Как подать материал по этому вопросу, чтобы он был понятен и инте...