Рабочая программа ОРКСЭ Основы православной культуры
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_opk_petrenko_e.a.docx32.96 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Красный Яр

муниципального района Красноярский Самарской области

РАССМОТРЕНО:                                                     СОГЛАСОВАНО                                          УТВЕРЖДАЮ:

На заседании МО                                                      Зам.директора по УВР                                      Директор школы

протокол №____                                                        __________________                                         _________/С.Н. Жаднова/

от «__»_________20__г.                                          «__»_________20__г.                                         Приказ №_____от

                                                                                                                                                                  «__»__________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу основы религиозных культур  и светской этики

модуль основы православной культуры

учебник Кураев А.В. « Основы религиозных культур

и светской этики. Основы православной культуры.»

Москва «Просвещение» 2012.

класс 4

Программа разработана на основе программы начального общего образования «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» (автор А.Я.Данилюк), авторской программы «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы православной культуры», (автор Кураев А.В. – М.: «Просвещение», 2012г).

Рассмотрено на заседании                                                                                           Программа разработана

педагогического совета                                                                                                Петренко Е.А.

протокол №____                                                                                                           учителем начальных классов

от «__»___________20__г.                                                                                          (квалификационная категория  

                                                                                                                                         отсутствует)                        

Красный Яр

2017год

Пояснительна записка.

Преподавание ОРКСЭ не предусматривает обучение религии, т.е. подготовку учащихся к участию в богослужениях и обучение религиозной практике.

Требованияе Закона «Об образовании Российской Федерации» пункт 2 статьи 14 гласит, что содержание образование должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуруи формирование духовно-нравственной личности, что позволит обеспечить развитие национального самосознания российских школьников и формирование их как свободных и ответственных граждан России.

Цели и задачи реализации программы с учетом специфики учебного предмета.

Цель учебного курса- формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному повелению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а так же к диалогу с представителями других культур мировозрения.

Основные задачи:

  • Знакомство с основами православной культуры, согласно выбору родителе;
  • Развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
  • Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учетом мировозренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
  • Развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многокофессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Место курса в учебном плане.

Приказом Миробрнауки России № 74 от 01.02.2012 года « О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений российской Федерации», реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9. 03.2004г. №1312 в части введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» во всех общеобразовательных учреждениях изучается в 4 классах по одному часу в неделю. Общий объем учебного курса составляет 34 часа.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  • формирование осно российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха\неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существованияразных точек зрения и права каждого иметь собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договоритьсяо распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты.

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами религиозной морали, понимание их значения в выстраиванииконструктивных отношений в обществе;
  • осознание ценности, нравственности и духовности в человеческой жизни;
  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и ее роли в истории и современности России.

Содержание программы.

№п\п

Раздел

Количество часов

Формирование УУД

1

Введение « Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества».

1

Личностные:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия к истории и культуре всех народов.

Метапредметные:

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь собственную;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

2

«Основы православной культуры»

28

Личностные;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувств других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Метапредметные:

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • овладение навыками смыслового чтения текста различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиямианализа,синтеза, сравнения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждения, отнесения понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования разных точек зрения.

Предметные:

  • знание, понимание и принятие учащимися ценностей : Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основа культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами религиозной морали, понимание их значенияв выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • осознание ценности, нравственности и духовности в человеческой жизни.

3

« Духовные традиции многонационального народа России.»

1

Личностные:

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия к истории и культуре всех народов;
  • развитие этических чувств как регулятора морального поведения;

Метапредметные:

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь собственную;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные:

  • знание, понимание и принятие учащимися ценностей : Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основа культурных традиций многонационального народа России;
  • осознание ценности, нравственности и духовности в человеческой жизни.

4

Проектная деятельность

4

Личностные:

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы их спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы их спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Формы и виды  организации учебной деятельности.

Интерактивные (диалоговые) методы : беседы, обсуждения, дискуссии, диспуты, дилеммы.

Организационные формы работы: индивидуальные, групповые, парные.

Информационно-коммуникативные технологии.

Игровые технологии.

Работа с иллюстративным материалом.

Проектная деятельность предполагает как совместную, так и самостоятельную работу учащихся по созданию несложных моделей.

Деятельность учащихся: различные виды чтения, пересказа, выполнения письменных работ, рисования, продбор иллюстрированного материала к теме,обращение к жизненному опыту.

Информационно-методическое обеспечение.

Список дополнительной литературы.

Литература для учителя:

  • А.Я. Данилюк и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва, Просвещение, 2011.
  • А.Я. Данилюк. Основы духовно-нравственной культуы народов россии. Основы религиозных культур и светской этики. Программы ОУ, 4-5 классы.- Москва, Просвещение, 2012
  • Основы религиозных культур и светской этики: книга для учителя.\Б.Х.Бгажноков и др.- М.:Просвещение, 2010.
  • А.В. Кураев. «Основы православной культуры» учебник 4-5 классы-м.:Просвещение, 2011.
  • Г.А.Обернихина. Поурочные разработки к учебнику «Основы православной культуры» автора А.В. Кураева-электронная версия.
  • Духовно-нравственная культура России.Книга для ученика по курсу ОПК. Сост.игумен Георгий Шестун и др. Самара: СИПКРО, 2010.

Литература для учащихся:

  • А.В. Кураев. «Основы православной культуры» учебник 4-5кл.-М.:Просвещение,2011
  • Информационный список книг из серии «Жития Святых».
  • Энциклопедии, справочник из школьной, сельской и домашней библиотек.
  • Ушинский К.Д. «Родное слово»: Книга для детей и родителей. М.:Лествица,2003.
  • Журнал «Православная радуга»

Литература для родителей:

  • А.Я.Данилюк. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.:Просвещение,2010.
  • А.В. Кураев. «Основы православной культуры» учебник 4-5кл.-М.:Просвещение,2011
  • Журнал духовно-нравственной культуры «Покров», учредитель и издатель Фонд сохранения ду3ховно-нравственной культуры «Покров»
  • Серия « Добрая книга России» Киприан (ященко), игумен. Воспитание добродетелей.-М.: Фонд сохранения духовно-нравственной культуры «Покров», 2014.
  • Информационный список художественной литературы.

Цифровые образовательные ресурсы.

  • Электронное приложение к учебнику А.В. Кураева «Основы православной культуры», 4-5кл.-М.:Просвещение,2011
  • Методическое обеспечение уроков по ОПК для 4 класса (электронная версия)
  • Мультимедийные презентации по темам уроков.
  • Видеосопровождения курса, изд. Дрофа.

Календарно-тематическое планирование:

№ раздела

№ урока

Тема урока

Дата

Содержание

1.

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1час)

1

« Россия-наша Родина»

08.09

Знакомство с историейвозникновения и распространения православной культуры

2.

Основы православной культуры (28 часов)

2

Культура и религия

15.09

Изучают основы духовных традиций православия.

3

Человек и Бог в православии

22.09

Изучают основы духовных традиций православия.

4

Православная молитва.

29.09

Дают определения основных понятий православной культуры.

5

Библия и Евангелие. Молитва

06.10

Дают определения основных понятий православной культуры.

6

Проповедь Христа

13.10

Устанавливают связь между православной культурой и поведения людей.

7

Христос и его Крест

20.10

Знакомятся с содержанием священных книг. Описанием священных сооуружений, религиозных праздников и святынь православной культуры

8

Пасха.

27.10

Знакомятся с содержанием священных книг. Описанием священных сооуружений, религиозных праздников и святынь православной культуры

9

Православное учение о человеке

10.11

Знакомятся с содержанием священных книг. Описанием священных сооуружений, религиозных праздников и святынь православной культуры

10

Совесть и раскаяние.

17.11

Знакомятся с содержанием священных книг. Описанием священных сооуружений, религиозных праздников и святынь православной культуры

11

Заповеди Божии.

24.11

Знакомятся с содержанием священных книг. Описанием священных сооуружений, религиозных праздников и святынь православной культуры

12

Милосердие и сострадание.

01.12

Знакомятся с содержанием священных книг. Описанием священных сооуружений, религиозных праздников и святынь православной культуры

13

Золотое правило этики.

08.12

Знакомятся с содержанием священных книг. Описанием священных сооуружений, религиозных праздников и святынь православной культуры

14

Православный храм

15.12

Учатся описывать явления православной духовной традиции и культуры.

15

Икона

22.12

Учатся описывать явления православной духовной традиции и культуры.

16

Творческие работы учащихся.

12.01

Учатся описывать явления православной духовной традиции и культуры.

17

Подведение итогов.

19.01

Учатся описывать явления православной духовной традиции и культуры.

18

Как христианство на Русь пришло.

26.01

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.

19

Подвиг

02.02

Учатся делать нравственный выбор в соответствии с нормами православной культуры.

20

Заповеди блаженства.

09.02

Учатся делать нравственный выбор в соответствии с нормами православной культуры.

21

Зачем творить добро

16.02

Учатся делать нравственный выбор в соответствии с нормами православной культуры.

22

Чудо в жизни христианина

23.02

Учатся делать нравственный выбор в соответствии с нормами православной культуры.

23

Православие о Божием суде

02.03

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировозрений и культурных традиций.

24

Таинство причастия

09.03

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировозрений и культурных традиций.

25

Монастырь

16.03

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировозрений и культурных традиций.

26

Отношение христианина к природе

23.03

Учвтся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

27

Христианская семья

06.04

Учвтся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

28

Защита Отечества

13.04

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

29

Христианин в труде

20.04

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

3.

Духовные традиции многонационального народа России»(1 час)

30

Любовь и уважение к отечеству

27.04

Учавствуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать свои мысли.

4.

Проектная деятельность ( 4 часа)

31

Пректная деятельность

04.05

Организуют свою деятельность ( ставят цель, планируют, распределяют роли). Учатся слушать собеседника и излагать свое мнение. Принимаю ответственность за результат.

32

Проектная деятельность

11.05

33

Проектная деятельность

18.05

34

Итоговая презентация проектных работ

25.05

Защищают свой проект.

Оценка достижения планируюмых результатов освоения программы.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона « Об образовании Российской Федерации» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок.

Уроки по курсу «ОРКСЭ»- уроки безотметочные, объектом оценивания становится нравственная и культурологическая способность ученика, рассматриваемая как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию.

Процесс усвоения знаний индивидуален, поэтому необходимы формы контроля, позволяющие предусмотреть проверку, во-первых , достижения каждым учеником обязательной подготовки по предмету, во-вторых, глубины сформированности учебных умений. Оценка должна решать основные задачи:

  • Подведение итогов работы;
  • Сравнение ( с самим собой).

Основные формы и методы контроля:

  1. Итоговое оценивание по системе  « зачет-незачет»
  2. Текущее оценивание:
  • опрос;
  • тестирование;
  • рабочие карточки;
  • вербальноее поощрение;
  • страничка в личном партфолио;
  • самооценка (рефлексия)- сравнение цели и результата своей работы.
  1. Олимпиада школьного уровня по « Основам православной культуры».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультатива "Основы православной культуры"

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование. Третий год обучения...

рабочая программа по основам православной культуры в 4 классе.

Данная  рабочая  программа  разработана  на основе ФГОС НОО  и  предназначена  для обучающихся  4 класса  общеобразовательной  школы....

рабочая программа по основам православной культуры в 4 классе.

Данная  рабочая программа составлена  в соответствии с требованиями  ФГОС НОО  и предназначена  для обучающихся  4 класса общеобразовательной  школы...

Рабочая программа.. ОРКСЭ. Основы православной культуры. 4 класс

Рабочая программа по Основам Православной культуры для 4 класса с УУД....

Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» по учебному курсу «Основы православной культуры и светской этики» 4 класс

Название курсаОсновы православной культурыКласс4Количество часов33ч  (1 часа в неделю)СоставителиПороло Т.А.Автор УМК А.В. КураевЦель курсаформирование российской гражданской идентичности мл...