Рабочая программа ОРКСЭ Основы православной культуры
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_opk_petrenko_e.a.docx | 32.96 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Красный Яр
муниципального района Красноярский Самарской области
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ:
На заседании МО Зам.директора по УВР Директор школы
протокол №____ __________________ _________/С.Н. Жаднова/
от «__»_________20__г. «__»_________20__г. Приказ №_____от
«__»__________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу основы религиозных культур и светской этики
модуль основы православной культуры
учебник Кураев А.В. « Основы религиозных культур
и светской этики. Основы православной культуры.»
Москва «Просвещение» 2012.
класс 4
Программа разработана на основе программы начального общего образования «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» (автор А.Я.Данилюк), авторской программы «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы православной культуры», (автор Кураев А.В. – М.: «Просвещение», 2012г).
Рассмотрено на заседании Программа разработана
педагогического совета Петренко Е.А.
протокол №____ учителем начальных классов
от «__»___________20__г. (квалификационная категория
отсутствует)
Красный Яр
2017год
Пояснительна записка.
Преподавание ОРКСЭ не предусматривает обучение религии, т.е. подготовку учащихся к участию в богослужениях и обучение религиозной практике.
Требованияе Закона «Об образовании Российской Федерации» пункт 2 статьи 14 гласит, что содержание образование должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуруи формирование духовно-нравственной личности, что позволит обеспечить развитие национального самосознания российских школьников и формирование их как свободных и ответственных граждан России.
Цели и задачи реализации программы с учетом специфики учебного предмета.
Цель учебного курса- формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному повелению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а так же к диалогу с представителями других культур мировозрения.
Основные задачи:
- Знакомство с основами православной культуры, согласно выбору родителе;
- Развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
- Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учетом мировозренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
- Развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многокофессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Место курса в учебном плане.
Приказом Миробрнауки России № 74 от 01.02.2012 года « О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений российской Федерации», реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9. 03.2004г. №1312 в части введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» во всех общеобразовательных учреждениях изучается в 4 классах по одному часу в неделю. Общий объем учебного курса составляет 34 часа.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
- формирование осно российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха\неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существованияразных точек зрения и права каждого иметь собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договоритьсяо распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты.
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами религиозной морали, понимание их значения в выстраиванииконструктивных отношений в обществе;
- осознание ценности, нравственности и духовности в человеческой жизни;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и ее роли в истории и современности России.
Содержание программы.
№п\п | Раздел | Количество часов | Формирование УУД |
1 | Введение « Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества». | 1 | Личностные:
Метапредметные:
|
2 | «Основы православной культуры» | 28 | Личностные;
Метапредметные:
Предметные:
|
3 | « Духовные традиции многонационального народа России.» | 1 | Личностные:
Метапредметные:
Предметные:
|
4 | Проектная деятельность | 4 | Личностные:
Метапредметные:
|
Формы и виды организации учебной деятельности.
Интерактивные (диалоговые) методы : беседы, обсуждения, дискуссии, диспуты, дилеммы.
Организационные формы работы: индивидуальные, групповые, парные.
Информационно-коммуникативные технологии.
Игровые технологии.
Работа с иллюстративным материалом.
Проектная деятельность предполагает как совместную, так и самостоятельную работу учащихся по созданию несложных моделей.
Деятельность учащихся: различные виды чтения, пересказа, выполнения письменных работ, рисования, продбор иллюстрированного материала к теме,обращение к жизненному опыту.
Информационно-методическое обеспечение.
Список дополнительной литературы.
Литература для учителя:
- А.Я. Данилюк и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва, Просвещение, 2011.
- А.Я. Данилюк. Основы духовно-нравственной культуы народов россии. Основы религиозных культур и светской этики. Программы ОУ, 4-5 классы.- Москва, Просвещение, 2012
- Основы религиозных культур и светской этики: книга для учителя.\Б.Х.Бгажноков и др.- М.:Просвещение, 2010.
- А.В. Кураев. «Основы православной культуры» учебник 4-5 классы-м.:Просвещение, 2011.
- Г.А.Обернихина. Поурочные разработки к учебнику «Основы православной культуры» автора А.В. Кураева-электронная версия.
- Духовно-нравственная культура России.Книга для ученика по курсу ОПК. Сост.игумен Георгий Шестун и др. Самара: СИПКРО, 2010.
Литература для учащихся:
- А.В. Кураев. «Основы православной культуры» учебник 4-5кл.-М.:Просвещение,2011
- Информационный список книг из серии «Жития Святых».
- Энциклопедии, справочник из школьной, сельской и домашней библиотек.
- Ушинский К.Д. «Родное слово»: Книга для детей и родителей. М.:Лествица,2003.
- Журнал «Православная радуга»
Литература для родителей:
- А.Я.Данилюк. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.:Просвещение,2010.
- А.В. Кураев. «Основы православной культуры» учебник 4-5кл.-М.:Просвещение,2011
- Журнал духовно-нравственной культуры «Покров», учредитель и издатель Фонд сохранения ду3ховно-нравственной культуры «Покров»
- Серия « Добрая книга России» Киприан (ященко), игумен. Воспитание добродетелей.-М.: Фонд сохранения духовно-нравственной культуры «Покров», 2014.
- Информационный список художественной литературы.
Цифровые образовательные ресурсы.
- Электронное приложение к учебнику А.В. Кураева «Основы православной культуры», 4-5кл.-М.:Просвещение,2011
- Методическое обеспечение уроков по ОПК для 4 класса (электронная версия)
- Мультимедийные презентации по темам уроков.
- Видеосопровождения курса, изд. Дрофа.
Календарно-тематическое планирование:
№ раздела | № урока | Тема урока | Дата | Содержание |
1. | Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1час) | |||
1 | « Россия-наша Родина» | 08.09 | Знакомство с историейвозникновения и распространения православной культуры | |
2. | Основы православной культуры (28 часов) | |||
2 | Культура и религия | 15.09 | Изучают основы духовных традиций православия. | |
3 | Человек и Бог в православии | 22.09 | Изучают основы духовных традиций православия. | |
4 | Православная молитва. | 29.09 | Дают определения основных понятий православной культуры. | |
5 | Библия и Евангелие. Молитва | 06.10 | Дают определения основных понятий православной культуры. | |
6 | Проповедь Христа | 13.10 | Устанавливают связь между православной культурой и поведения людей. | |
7 | Христос и его Крест | 20.10 | Знакомятся с содержанием священных книг. Описанием священных сооуружений, религиозных праздников и святынь православной культуры | |
8 | Пасха. | 27.10 | Знакомятся с содержанием священных книг. Описанием священных сооуружений, религиозных праздников и святынь православной культуры | |
9 | Православное учение о человеке | 10.11 | Знакомятся с содержанием священных книг. Описанием священных сооуружений, религиозных праздников и святынь православной культуры | |
10 | Совесть и раскаяние. | 17.11 | Знакомятся с содержанием священных книг. Описанием священных сооуружений, религиозных праздников и святынь православной культуры | |
11 | Заповеди Божии. | 24.11 | Знакомятся с содержанием священных книг. Описанием священных сооуружений, религиозных праздников и святынь православной культуры | |
12 | Милосердие и сострадание. | 01.12 | Знакомятся с содержанием священных книг. Описанием священных сооуружений, религиозных праздников и святынь православной культуры | |
13 | Золотое правило этики. | 08.12 | Знакомятся с содержанием священных книг. Описанием священных сооуружений, религиозных праздников и святынь православной культуры | |
14 | Православный храм | 15.12 | Учатся описывать явления православной духовной традиции и культуры. | |
15 | Икона | 22.12 | Учатся описывать явления православной духовной традиции и культуры. | |
16 | Творческие работы учащихся. | 12.01 | Учатся описывать явления православной духовной традиции и культуры. | |
17 | Подведение итогов. | 19.01 | Учатся описывать явления православной духовной традиции и культуры. | |
18 | Как христианство на Русь пришло. | 26.01 | Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. | |
19 | Подвиг | 02.02 | Учатся делать нравственный выбор в соответствии с нормами православной культуры. | |
20 | Заповеди блаженства. | 09.02 | Учатся делать нравственный выбор в соответствии с нормами православной культуры. | |
21 | Зачем творить добро | 16.02 | Учатся делать нравственный выбор в соответствии с нормами православной культуры. | |
22 | Чудо в жизни христианина | 23.02 | Учатся делать нравственный выбор в соответствии с нормами православной культуры. | |
23 | Православие о Божием суде | 02.03 | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировозрений и культурных традиций. | |
24 | Таинство причастия | 09.03 | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировозрений и культурных традиций. | |
25 | Монастырь | 16.03 | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировозрений и культурных традиций. | |
26 | Отношение христианина к природе | 23.03 | Учвтся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. | |
27 | Христианская семья | 06.04 | Учвтся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. | |
28 | Защита Отечества | 13.04 | Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. | |
29 | Христианин в труде | 20.04 | Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. | |
3. | Духовные традиции многонационального народа России»(1 час) | |||
30 | Любовь и уважение к отечеству | 27.04 | Учавствуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать свои мысли. | |
4. | Проектная деятельность ( 4 часа) | |||
31 | Пректная деятельность | 04.05 | Организуют свою деятельность ( ставят цель, планируют, распределяют роли). Учатся слушать собеседника и излагать свое мнение. Принимаю ответственность за результат. | |
32 | Проектная деятельность | 11.05 | ||
33 | Проектная деятельность | 18.05 | ||
34 | Итоговая презентация проектных работ | 25.05 | Защищают свой проект. |
Оценка достижения планируюмых результатов освоения программы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона « Об образовании Российской Федерации» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок.
Уроки по курсу «ОРКСЭ»- уроки безотметочные, объектом оценивания становится нравственная и культурологическая способность ученика, рассматриваемая как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию.
Процесс усвоения знаний индивидуален, поэтому необходимы формы контроля, позволяющие предусмотреть проверку, во-первых , достижения каждым учеником обязательной подготовки по предмету, во-вторых, глубины сформированности учебных умений. Оценка должна решать основные задачи:
- Подведение итогов работы;
- Сравнение ( с самим собой).
Основные формы и методы контроля:
- Итоговое оценивание по системе « зачет-незачет»
- Текущее оценивание:
- опрос;
- тестирование;
- рабочие карточки;
- вербальноее поощрение;
- страничка в личном партфолио;
- самооценка (рефлексия)- сравнение цели и результата своей работы.
- Олимпиада школьного уровня по « Основам православной культуры».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультатива "Основы православной культуры"
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование. Третий год обучения...
Рабочая программа по основам православной культуры 1-2 класс
рабочая программа...
рабочая программа по основам православной культуры в 4 классе.
Данная рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО и предназначена для обучающихся 4 класса общеобразовательной школы....
рабочая программа по основам православной культуры в 4 классе.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и предназначена для обучающихся 4 класса общеобразовательной школы...
Рабочая программа.. ОРКСЭ. Основы православной культуры. 4 класс
Рабочая программа по Основам Православной культуры для 4 класса с УУД....
Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» по учебному курсу «Основы православной культуры и светской этики» 4 класс
Название курсаОсновы православной культурыКласс4Количество часов33ч (1 часа в неделю)СоставителиПороло Т.А.Автор УМК А.В. КураевЦель курсаформирование российской гражданской идентичности мл...