Урок «Добро и зло».
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Цель урока: формирование у учащихся нравственных качеств и моральных ориентиров.

Задачи урока:

Образовательные:

Выработать понимание терминов «Добро» и «зло»

Развивать умение обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

Учить детей чувствовать и видеть доброе и плохое в мире;

Развивать чувство толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу

Развивающие:

Развивать умение работать в группах, коммуникативной компетенции учащихся, творческих способностей

Оборудование:

Компьютер, экран, проектор.  Раздаточный материал:  притча.  Наглядные пособия:  дерево добра и зла , рисунки детей по теме «Хорошие поступки» ,

Предполагаемый результат:

-Учащиеся имеют четкое представление о понятиях «Добро» и «Зло»,

-  умеют давать оценку различным ситуациям и поступкам,

-  способны дать анализ своим действиям и действиям товарищей,

-  умеют  работать в составе группы, анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения.

 

Тип урока:

Изучение нового материала

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок "Добро и Зло"26.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Добро и зло».

Цель урока: формирование у учащихся нравственных качеств и моральных ориентиров.

Задачи урока:

Образовательные:

Выработать понимание терминов «Добро» и «зло»

Развивать умение обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

Учить детей чувствовать и видеть доброе и плохое в мире;

Развивать чувство толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу

Развивающие:

Развивать умение работать в группах, коммуникативной компетенции учащихся, творческих способностей

Оборудование:

Компьютер, экран, проектор.  Раздаточный материал:  притча.  Наглядные пособия:  дерево добра и зла , рисунки детей по теме «Хорошие поступки» ,

Предполагаемый результат:

-Учащиеся имеют четкое представление о понятиях «Добро» и «Зло»,

-  умеют давать оценку различным ситуациям и поступкам,

-  способны дать анализ своим действиям и действиям товарищей,

-  умеют  работать в составе группы, анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения.

Тип урока:

Изучение нового материала

                                                  Ход урока

  1. Организация деятельности учащихся.

   В жизни по-разному можно жить –  

                    Можно в беде, а можно в радости.

                    Вовремя есть, вовремя пить,

                    Вовремя делать гадости.

                 

                    А можно так:

                   На рассвете встать –

                   И, помышляя о чуде,

                   Рукой, обожженною, солнце достать

                   И подарить его людям.

- Какие строки из стихотворения вам больше понравились ?

- Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок.

  1. Сообщение темы урока.

1.Вступительное слово учителя                                                                                         

Прочитайте эпиграф на доске.

Эпиграф:

«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки».

Древнекитайское изречение.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло.

 Тема урока?

- Добро и зло.

- Как вы думаете, что такое добро?

- А что такое зло?

  1. Изучение нового материала.

2.Работа с источниками

-Давайте заглянем в научные информационные источники и узнаем, определение Добра и Зла.(Работа в группах: 1. Ищут определение в учебниках; 2.  В интернете; 3.  В словаре В.Даля; 4. В словаре Ожегова.)

- Прочитайте свои определения.

- Они все разные или одинаковые?

3.Беседа с детьми

(макет дерева,на котором растут сухие листья, ползают гусеницы, паутина на ветках висит…)                                                                                                                                         -Разобраться, что такое Добро и что такое Зло поможет нам волшебное дерево. посмотрите на него как оно выглядит. Как вы думаете , почему оно стало таким?

  Когда-то это дерево было все в цвету, радовало окружающих своей неописуемой красотой, дарило прохладу путнику в жаркий день , и защищало в проливной дождь.

  Но не зря это дерево волшебное. Оно очень чутко реагирует на изменения в мире и в обществе. Когда люди начинают забывать об окружающих и думать только о себе, когда выгоду ставят выше дружбы и любви, когда не думают о своих поступках и их последствиях. А помогать старым и больным  и защищать маленьких становится стыдно и зазорно, когда люди начинают жить по нечеловеческим законам- тогда это дерево теряет листок за листком, его ветки становятся  сухими и безжизненными. Оно вот-вот тяжело вздохнет и рухнет на землю.

--Как нам помочь дереву? (надо делать больше дел и поступков и не совершать злых)

-- Что значит дарить Добро? (Любить, уважать, дарить тепло своей души, любить природу, помогать выживать животным. Быть аккуратными, вежливыми..)

- Что нужно говорить?

       На слайде  «Добрые слова»

--В обиходе культурного человека всегда присутствуют добрые слова. Какие?( дети называют волшебные слова )                                                                          -Для чего они нужны людям?

Они поднимают настроение. Говорят об уважении говорящего к окружающим.Говорят о чуткости. А так же, если у человека радость  -добрыми словами можно его поздравить.    А наоборот, если горе, неудача, то добрые слова могут утешить, успокоить.

Вывод:  Говорите друг другу как можно больше добрых слов.

а)Игра «Волшебное кресло»

--Вот сейчас мы убедимся, как добрые слова могут поднять настроение. И после нашей игры вы поделитесь впечатлениями.

  Мой обычный стул сегодня превратися в волшебное кресло. Тот кто на него сядет, начнет как бы высвечивать свои добрые поступки, хорошие качества характера.

Итак, на волшебное кресло вызывается……(имя ребенка)

Повторяй волшебные слова : «На яву , а не во сне, что прекрасного во мне?»

Ребята, вспомните, добрые поступки, черты характера этого человека.

---Вам приятно было , слышать добрые слова! Что вы испытывали? Какие чувства возникали?

-А теперь расскажите о своих впечатлениях те, кто говорил приятные слова.

Вывод:  Не стесняйтесь, говоритьдобрые слова.Не скупитесь говорить волшебные слова.

- Добрые слова и добрые мысли могут существовать отдельно?

Слайд: Добрые мысли

Вывод:   В согласии должны быть с мудрыми словами не только уста, но и наши мысли

Выставка рисунков на тему :Хорошие поступки»                                                                              -Очень хорошо, когда слова и мысли добрые .  А что ещё может быть добрым? Свои поступки вы отразили в своих рисунках. Попробуйте озвучить нарисованное.

Слайд «Добрые поступки

- Все ваши рисунки мы может быть поместим в книгу, которая будет называться «Спешите делать добро»?

--Сколько добрых дел вы уже сделали!!!А сколько добрых дел вас ждет впереди! Но прежде нужно вырасти добрыми, отзывчивыми, с уважением относиться друг к другу.

-Что значит уважать ?

Уважение-это почтительное отношение , основанное на признании чьих-либо заслуг.

-За какие качества характера человек заслуживает уважение?

д)Игра «положительные и отрицательные черты характера»

-Всем нам хочется , чтобы к нам относились с уважением, называли нас ласково, по имени. Иногда я слышу, как ребятишки называют «длинный»,потому что рост длинный, или рыжий, т.к. у него фамилия Рыжиков.Как вы думаете, культурный человек позволит себе   называть людей по кличкам?

--Ведь как красиво звучат ваши имена.

е )Игра «Звали, зовут, будут звать» (микрофон)

- Передаем друг другу микрофон и ласково называем по имени.

Вывод:    Вы должны с уважением относиться друг к другу, понимать и чувствовать человека.

--А вы знаете, что иногда добро превращается в зло. Стихотворениее прочитает Паша.

ДРУГ НАПОМНИЛ МНЕ ВЧЕРА...

Друг напомнил мне вчера,

Сколько сделал мне добра:

Карандаш мне дал однажды

(Я в тот день забыл пенал),

В стенгазете, чуть не в каждой.

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок –

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка,

Откусить мне дал когда–то,

А теперь поставил в счёт.

И меня к нему, ребята,

Что–то больше не влечёт

--В чем дело? Почему? Ведь столько добрых дел совершил друг, почему к нему не влечет?

--Как нужно совершать добрые дела? (бескорыстно)

- Посмотрите отрывок из мультфильма.

- Какой вывод можете сделать?

Вывод:   Если совершил доброе дело, то не нужно напоминать об этом.

4.Физминутка:

Рельсы, рельсы.

Шпалы, шпалы.

Едет поезд запоздалый.

Из последнего вагона вдруг рассыпалось зерно:

Пришли куры поклевали,

Пришли гуси пощипали,

Пришел слон потоптал,

Пришла слониха потоптала,

Пришел слоненок потоптал,

Пришёл дворник все подмёл.

Поставил стол, стул

И начал писать письмо:

Дорогая Леночка! Ты самая лучшая!
5.Рассказ «Урок бабочки»   (презентация)                                                                                                                                                                                                                           -Добро накладывает на человека определенную ответственность. Мне  бы хотелось рассказать одну историю, когда добро превратилось в зло.

«Урок бабочки».  

                               Урок бабочки

 Однажды в коконе появилось небольшое отверстие .Человек сидел и наблюдал, как бабочка , в течении нескольких часов, старалась с усилием протиснуть свое тело через это маленькое отверстие.

Затем, она похоже прекратила продвигаться… Поэтому человек  решил помочь ей. Он взял ножницы  и разрезал кокон. Теперь бабочка легко вылезла наружу. Но у нее было сморщенное тело, ее крылышки были крошечными, съежившимися.

Человек продолжал наблюдать за ней, потому что он ожидал, что крылышки ее раскроются , расправятся на столько, чтобы быть в состоянии поддерживать тело бабочки , и станут крепкими.

Ничего такого не произошло. Весь остаток своей жизни бабочка ползала вокруг  со сморщенным телом  и съежившимися крылышками. Она никогда не смогла летать.

                                                                           

-Вас тронула эта история. Почему?

Вывод: Делай добро во благо, не навреди.

–А вы часто требуете от друзей, спрашивая при этом : « Ты мне друг?»                     « Дай списать. Я забыл его сделать». И друг…Как поступит друг? Он даст списать? (ответы детей)

Вывод :Нужно не делать все за друга, а добро состоит в том, чтобы не оставить его в беде, помочь ему. Не пройти мимо, а поддержать его в трудную минуту, направит на путь истинный. Подсказать правильный выход, Иногда бывает достаточно доброго слова.

Правила доброты: работа в группах (запишите их на листочке)

--Давайте вспомним правила Доброты.

-Помогать слабым, маленьким, больным, попавшим в беду;

-Прощать ошибки других;

-Не жадничать;

-Не завидовать;

-Жалеть друг друга                                                                                                                      -Вспомните «золотое правило морали»?

-Золотое правило морали:  «Н е делай зла , получишь добро. Относись к людям так , как хотелось, чтобы так относились к тебе.»

-Всегда ли вы следуете этим правилам?

-Для кого они составлены?

-Почему  мы должны спешить делать добро?

-Что может произойти?

6. Притча

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками.

Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?»

Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями . А потом подошел к Мастеру и спросил: 
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? 
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любой момент сжать их ради истины. 
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: 
- Все в твоих руках.

-Подумайте, что хотел сказать автор?

-Какой вывод для себя сделаем?

- Можно ли сказать, что мальчик добрый?

- Почему?

- К великому сожалению, злость иногда посещает любого человека. Даже нас с вами. Вы хотите избавиться от этого чувства?

  1. Обобщение и рефлексия.

7.Рефлексия.»Зло»

Закройте глаза. Изобразите зло на бумаге .А теперь порвите его на мелкие кусочки и выбросите.

8.Итог урока 

 - Ребята наш урок чему-нибудь научил вас ?

(песня «Дорогою добра») как нам помочь дереву.

-Ребята, наше дерево не должно оставаться таким. Перед вами яблоки: красные и зеленые. Если наш урок затронул ваши сердца и вам захотелось быть добрее повесьте на дерево зелёное яблоко. А если вы считаете, что наш разговор бесполезный, повесьте яблоко  другого цвета.

Хочется пожелать вам,

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

И если когда-то кому-то поможет

Улыбка твоя и твоя доброта

Ты счастлив, что день не

Напрасно был прожит

Что годы живешь ты не зря.

Спасибо вам за наше сегодняшнее общение.Вы порадовали меня своими ответами.Я вижу какие вы доброжелательные.Творите добро.И спешите делать Добро!

Список использованной литературы
литература для учителя:  

Книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики»

М.Просвещение, 2010г.

Учебное пособие «Основы светской этики 4-5» М.Просвещение, 2010г.

Сборник «Зёрнышки» Добрые истории для маленьких ребят. Рязань, 2008г.

Юности честное зерцало. Программы по нравственному воспитанию школьников. М. 5 за знания. 2005г.

Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности. М.ТЦ  Сфера

2005г.

Классные дела в начальной школе. М.ТЦ  Сфера 2005г.

Внеклассные мероприятия. М. ВАКО 2005г.

Шемшурина А.И. Этическая грамматика.Этические диалоги с детьми 1-4 классов. М. Лика, 2006г

Учебные пособия для учеников:

Учебное пособие «Основы светской этики 4-5» М.Просвещение, 2010г.

Электронное приложение к учебному пособию «основы светской этики»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок №5 Тема урока: Добро и зло (урок первый).

Конспект урока по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс...

Методическая разработка урока по программе «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Добро и зло». 4 класс

Цели и задачи:1.     познакомить с понятиями «добро и зло»;2.     воспитывать нравственные чувства и этическое сознание....

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» Тема урока:«Добро и зло»

Вашему вниманию предлагается конспект урока с презентацией по ОРКСЭ в 4-м классе по теме "Добро и зло".Цели урока:1. Обучающая: формирование у детей представления о добре и зле, о хороших, добрых пост...

План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"

Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...

«УРОК ДОБРА» (урок для обучающихся 2 класса)

Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами. И хотя мы живём в третьем тысячелетии, о добре ...

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе. Уроки добра Э. Э Мошковская «Дедушка Дерево»

Методическая разработка урока литературного чтения  во 2 классе в виде технологической карты...