Рабочая программа по ОРК и СЭ
рабочая программа по орксэ на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Пионерский
Рассмотрено на заседании кафедры гуманитарного образования УТВЕРЖДЕНО
Протокол № 5 Приказ № « » сентября 2012г.
_________ /Гудукас И.М./
« 05 » сентября 2012г.
Согласовано
Зам. директора по УВР
_____________ /К.С.Казанцева
« » сентября 2012 г.
Рабочая программа
учебного курса
«Основы религиозной культуры и светской этики»
для 4-х классов
Составитель:
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
Гудукас Ирина Михайловна
2012 год
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Рабочая программа составлена на основе:
1. Требований Стандарта;
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г.
(Стандарты второго поколения).
3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.
Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. —
п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).
4. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики».
[Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования,
Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных
конфессий].
Учебный курс ОРКиСЭ является культурологическим и направлен на развитие у
школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях,
составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры
России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей
сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано
сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но
и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного
гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего
ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу
во имя социального сплочения.
Цель учебного курса ОРКиСЭ:
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному
поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур
и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКиСЭ
1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и
ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них
ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное
восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных
предметов на ступени основной школы;
4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя
общественного мира и согласия.
Место комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской
этики» в программе обучения и учебном плане.
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКиСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История».
Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Учебный курс ОРКиСЭ включает в себя модули:
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры;
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;
6. Основы светской этики.
Обучающимся изучается один из модулей с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
В учебном плане на изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» отводится 34часа в 4 классах.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного
воспитания граждан России, остается слишком значимым.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.
Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» должно стать первым шагом на пути восстановления в новых условиях на основе принципов гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально-педагогического партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи.
Педагогическая поддержка самоопределения личности, развитие её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий
для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она
не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят
угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство,
семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.
Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное
развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
· Патриотизм
· Социальная солидарность
· Гражданственность
· Семья
· Труд и творчество
· Наука
· Традиционные российские религии
· Искусство и литература
· Природа
· Человечество
Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи.
Достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям позволит укрепить единство российского образовательного пространства, придать ему открытость,
диалогичность, культурный и социальный динамизм.
Гражданское согласие по базовым национальным ценностям не имеет ничего общего с единообразием ценностей нации и самой нации, духовной и социальной унификацией. Единство нации достигается через базовый ценностный консенсус в диалоге различных политических и социальных сил, этнических и религиозных сообществ и поддерживается их открытостью друг другу, готовностью сообща решать общенациональные проблемы, в числе которых духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи как основа развития нашей страны.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
Личностные результаты:
· Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного
взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур
и религий;
· Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
Метапредметные результаты:
Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках
образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч.
социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
Предметные результаты:
· Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
· Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание ихзначения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
· Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
· Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
· Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
· Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
- Воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания,
духовных традициях народов России;
· Осознание ценности человеческой жизни.
Содержание учебного предмета
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и
общества (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу
межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного
согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию
учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2,
связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и
презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут
быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов
приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность
обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной,
творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса
получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о
других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.
Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и
выставить ему итоговую оценку за весь курс.
Учебные пособия для комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовлены для экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4 классов основной школы. Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше.
В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие.
Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.
Тематическое планирование учебного предмета
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Тематическое планирование разработано на основе примерной программы
комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
с учётом модулей, входящих в состав учебного предмета:
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры;
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;
6. Основы светской этики.
Календарно-тематическое планирование
Основы православной культуры | Основы исламской культуры | Основы буддийской культуры | Основы иудейской культуры | Основы мировых религиозных культур | Основы светской этики |
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) | |||||
Урок 1. Россия - наша Родина. | |||||
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часа) | |||||
Урок 2.Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. | Урок 2. Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия
| Урок 2. Ведение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия
| Урок 2. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия
| Урок 2. Культура и религия
| Урок 2. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека.
|
Урок 3. Священное Писание.
| Урок 3.Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание. | Урок 3. Будда и его Учение
| Урок 3. Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля». | Урок 3. Культура и религия
| Урок 3. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. |
Урок 4. Священное Писание и Священное Предание.
| Урок 4. Пророк Мухаммад – проповедническая миссия
| Урок 4. Будда и его Учение
| Урок 4. Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма | Урок 4.Возникновение религий. Древнейшие верования | Урок 4. Ценность родства и семейные ценности
|
Урок 5. Во что верят православные христиане
| Урок 5 Прекрасные качества Пророка Мухаммада.
| Урок 5. Буддийский священный канон
| Урок 5. Патриархи еврейского народа.
| Урок 5. Возникновение религий. Религии мира и их основатели | Урок 5. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти.
|
Урок 6. Что говорит о Боге и мире православная культура
| Урок 6 Священный Коран и Сунна как источники нравственности | Урок 6. Буддийский священный канон
| Урок 6. Евреи в Египте: от Йосефа до Моше.
| Урок 6. Священные книги религий мира: Веды, Авеста. Трипитака,
| Урок 6. Образцы нравственности в культурах разных народов
|
Урок 7. Что говорит о человеке православная культура
| Урок 7.Общие принципы ислама и исламской этики.
| Урок 7. Буддийская картина мира.
| Урок 7. Исход из Египта. | Урок 7. Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран. | Урок 7. Нравственный образец богатыря
|
Урок 8. Христианское учение о спасении.
| Урок 8 Столпы ислама и исламской этики.
| Урок 8. Буддийская картина мира.
| .Урок 8. Получение Торы на горе Синай. | Урок 8. Хранители предания в религиях мира. | Урок 8. Дворянский кодекс чести
|
Урок 9.Добро и зло в православной традиции
| Урок 9 Исполнение мусульманами своих обязанностей.
| Урок 9. Добро и зло
| Урок 9. Пророки и праведники в иудейской культуре.
| Урок 9. Человек в религиозных традициях мира | Урок 9. Джентльмен и леди |
Урок 10. Христианская этика. Заповеди блаженства | Урок 10 Обязанности мусульман.
| Урок 10. Ненасилие и доброта
| Урок 10. Пророки и праведники в иудейской культуре. . | Урок 10. Священные сооружения
| Урок 10. Государство и мораль гражданина
|
Урок 11. Христианская этика. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. | Урок 11 Обязанности мусульман.
| Урок 11.Любовь к человеку и ценность жизни
| Урок 11. Храм в жизни иудеев | Урок 11. Священные сооружения
| Урок 11. Образцы нравственности в культуре Отечества |
Урок 12. Христианская этика. Добродетели и страсти. Отношение к труду.
| Урок 12 Обязанности мусульман.
| Урок 12. Милосердие и сострадание | Урок 12. Назначение синагоги и её устройство | Урок 12.Искусство в религиозной культуре
| Урок 12. Мораль защитника Отечества
|
Урок 13. Христианская этика. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. | Урок 13 . Обязанности мусульман.
| Урок 13. Отношение к природе | Урок 13. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал | Урок 13. Искусство в религиозной культуре
| Урок 13. Порядочность. Интеллигентность |
Урок 14.Спаситель. Жертвенная любовь | Урок 14 Для чего построена и как устроена мечеть.
| Урок 14. Буддийские святые. Будды | Урок 14. Молитвы и благословения в иудаизме. | Урок 14. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. | Урок 14. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства
|
Урок 15. Спаситель. Победа над смертью
| Урок 15 Мусульманское летоисчисление и календарь.
| Урок 15. Семья в буддийской культуре и ее ценности. | Урок 15.Добро и зло | Урок 15. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. | Урок 17. Что значит «быть нравственным» в наше время?
|
Урок 16. Творческие работы учащихся.
| Урок 16. Творческие работы учащихся.
| Урок 16. Творческие работы учащихся. | Урок 16. Творческие работы учащихся.
| Урок 16. Творческие работы учащихся.
| Урок 16. Творческие работы учащихся.
|
Урок 17. Подведение итогов
| Урок 17. Подведение итогов.
| Урок 17. Подведение итогов
| Урок 17. Подведение итогов
| Урок 17. Подведение итогов
| Урок 17. Подведение итогов.
|
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов) | |||||
Урок 18. Православие в России.
| Урок 18. Ислам в России.
| Урок 18. Буддизм в России | Урок 18. Иудаизм в России. | Урок 18. Религии России
| Урок 18. Добро и зло |
Урок 19. Православный храм | Урок 19. Семья в исламе.
| Урок 19. Основы буддийского Учения и этики | Урок 19. Основные принципы иудаизма.
| Урок 19.Религии России | Урок 19. Долг и совесть |
Урок 20. Православный храм и другие святыни
| Урок 20. Нравственные основы семьи в исламе.
| Урок 20. Человек в буддийской картине мира. | Урок 20. Основные принципы иудаизма | Урок 20. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | Урок 20. Честь и достоинство |
Урок 21. Православные Таинства. Символический язык православной культуры | Урок 21. Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим.
| Урок 21. Человек в буддийской картине мира. | Урок 21. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.
| Урок 21. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | Урок 21. Смысл жизни и счастье |
Урок 22. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство) | Урок 22. Нравственные ценности ислама: дружба, гостеприимство.
| Урок 22. Буддийские символы
| Урок 22.Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. | Урок 22. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
| Урок 22. Высшие нравственные ценности |
Урок 23. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство) | Урок 23. Нравственные ценности ислама: любовь к отечеству, миролюбие.
| Урок 23.Буддийский храм . | Урок 23. Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей | Урок 23. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | Урок 23. Идеалы |
Урок 24. Православный календарь, его символическое значение.
| Урок 24. Забота о здоровье в культуре ислама.
| Урок 24.Буддийские святыни. | Урок 24. Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историй и традицией. | Урок 24.Религиозные ритуалы в искусстве | Урок 24. Принципы морали |
Урок 25.Православный календарь. Почитание святых.
| Урок 25. Ценность образования и польза учения в исламе.
| Урок 25.Буддийский календарь | Урок 25. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности. | Урок 25.Календари религий мира. Праздники в религиях мира | Урок 25. Методика создания морального кодекса в школе. |
Урок 26. Православный календарь. Почитание святых. | Урок 26. Ценность образования и польза учения в исламе.
| Урок 26. Праздники в буддийской культуре. | Урок 26. Еврейские праздники: их история и традиции. | Урок 26. Праздники в религиях мира. | Урок 26. Нормы морали. Этикет. |
Урок 27. Православный календарь. Почитание святых.
| Урок 27. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.
| Урок 27. Искусство в буддийской культуре | Урок 27 Еврейские праздники: их история и традиции. | Урок 27. Семья, семейные ценности. | Урок 27. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – «за и против». |
Урок 28. Православный календарь. Праздники. | Урок 28. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.
| Урок 28. Священные буддийские сооружения
| Урок 28. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа. | Урок 28. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. | Урок 28. Образование как нравственная норма |
Урок 29. Христианская семья и ее ценности.
| Урок 29. Искусство ислама.
| Урок 29. Отношение к природе | Урок 29. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. | Урок 29. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
| Урок 29. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.
|
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) | |||||
Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России | |||||
Урок 31. Подготовка творческих проектов | Урок 31. Подготовка творческих проектов | Урок 31. Подготовка творческих проектов | Урок 31. Подготовка творческих проектов | Урок 31. Подготовка творческих проектов | Урок 31. Подготовка творческих проектов |
Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.
| |||||
Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.
| |||||
Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.) |
Тематическое планирование модуля «Основы православной культуры»
№ | Дата планируемая | Дата фактическая | Тема урока | Элементы содержания | Виды контроля | Домашнее задание |
1 | Россия - наша Родина | Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. | Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности» | Рассказать членам семьи об известных людях. Придумать вопросы для интервью с известным человеком | ||
2 | Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства | Культура и религия. Родина. Христианство. Православие. Культура. Религия. | Творческая работа «Составление предложений со словами христианство, православие, культура, религия» | Прочитать статью пособия, обсудить с родителями её содержание | ||
3 | Священное Писание | Священное Писание. Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение. | Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, в которых идёт речь о Священном Писании» | Прочитать статью из пособия, ответить на вопросы | ||
4 | Священное Писание и Священное Предание. | Священное Писание. Священное Предание. Православие. Молитва. Благодать | Самостоятельная работа «Подготовить вопросы по прочитанному тексту» | Прочитать статью из пособия, ответить на вопросы | ||
5 | Во что верят православные христиане | Вера. Нагорная проповедь. Православие. Христиане. | Самостоятельная работа «Подготовить вопросы по прочитанному тексту» | Прочитать статью из пособия, ответить на вопросы | ||
6 | Что говорит о Боге и мире Православная культура | Бог. Творец. Мир. культура. Православная культура. Любовь. | Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, в которых говорится о Боге и мире» | Подготовить рассказ на тему «Что говорит о Боге и мире православная культура» | ||
7 | Что говорит о человеке православная культура | Православная культура. Тело. Душа. Внутренний мир человека. | Самостоятельная работа «Выписать 2-3 Подготовить рассказ на предложения, в которых говорится о человеке в православной культуре» | тему «Что говорит о человеке православная культура» | ||
8 | Христианское учение о спасении | Спасение. Совесть. Быть в ладу со своей душой. | Словарный диктант с элементами игры «Кто больше вспомнит понятий, изученных на предыдущих уроках» | Рассказать членам семьи и друзьям о христианском понимании спасения. | ||
9 | Добро и зло в православной традиции | Добро. Зло. Традиция. Заповедь. | Творческая работа «Составить предложения со словами добро и зло» | Подготовить рассказ на тему «Добро и зло в православной традиции» | ||
10 | Христианская этика. Заповеди блаженства | Этика. Христианская этика. Заповедь. Блаженство. Душевная нищета. Царство Небесное. Миротворец. | Самостоятельная работа «Найти определение слов этика, заповеди, блаженство» | Подготовить рассказ на тему «Как я понимаю выражение «Мир в душе» | ||
11 | Христианская этика. . | Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему Нравственность. Ближний. Любовь. Раскаяние. | Словарный диктант по содержанию 9-10уроков. | Написать сочинение –рассуждение «Есть ли польза от того, чтобы помнить свои плохие поступки» | ||
12 | Христианская этика. Добродетели и страсти. | Добродетели. Страсти. Отношение. Труд. | Самостоятельная работа | «Найти и выписать предложения, в которых говорится об отношении к труду» Провести интервью с членами семьи | ||
13 | Христианская этика. Долг и Ответственность. Милосердие и сострадание. | Долг. Ответственность. Милосердие. Сострадание. Близкий. Любовь к врагам. Милостыня. | Самостоятельная работа «Найти и выписать предложения, в которых говорится о долге, милосердии, сострадании» | Подготовить рассказ о проявлении милосердия и сострадания. | ||
14 | Спаситель. Жертвенная любовь.
| Спаситель. 1 Жертвенная любовь. Жертва. Крест. | Словарный диктант по материалам 11-13 уроков | Подобрать иллюстративный материал к теме «Спаситель. Победа над смертью» | ||
15 | Спаситель. Победа над смертью. | Воскресение. Спаситель. Пасха Христова. Великий Пост. | Самостоятельная работа «Найти и выписать предложения, в которых говорится о Спасителе и победе над смертью» | |||
16 | Творческие работы учащихся по темам: «Россия – наша Родина», «Моя малая родина» и т.д. | Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы | ||||
17 | Презентация творческих работ | Презентации творческих работ | ||||
18 | Православие в России | Православие. Церковь. Крещение. Святая Русь. | Самостоятельная работа «Составить план статьи пособия» | Ответить на вопросы из пособия. | ||
19 | Православный храм | Храм. Икона. Иконостас. Царские Врата. Алтарь. | Самостоятельная работа «Выписать предложения со словом храм» | Нарисовать православный храм. | ||
20 | Православный храм и Другие святыни | Святыня. Монастырь. Монах. Призвание. Послушание. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Подготовить рассказ о посещении православного храма | ||
21 | Православные таинства. Символический язык Православной культуры. | Православные таинства. Крещение. Миропомазание. Исповедь (покаяние). Причастие. | Самостоятельная работа «Выписать названия и толкование основных православных таинств» | Подобрать иллюстративный материал по теме «Иконы и фрески» | ||
22 | Христианское искусство.
| Икона. Фреска. Чудотворная икона. Святые угодники Иконы и фрески. Божии. Иконостас. Иконописец. Мозаика. Молитва. Нимб. | Словарный диктант по материалам урока 18 | « Подобрать иллюстративный материал по теме «Православное прикладное искусство» | ||
23 | Христианское искусство. Церковное пение и прикладное искусство. | Церковный хор. Регент. Прикладное искусство. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | |||
24 | Православный календарь, Его символическое значение. | Символ. Православный календарь. Любовь к природе. Экология. Ковчег. | Самостоятельная работа «Выписать названия 3-4 статей из православного календаря, рассказать, о чём они» | Написать сочинение- рассуждение «Как я понимаю выражение «Книга природы» | ||
25 | Православный календарь. Почитание святых. | Святые Угодники. Святые Подвижники. Почитание. Подвиг. Жертва. | Самостоятельная работа «Найти в календаре святых, которых почитает православная церковь» | Подготовить рассказ о православном святом (по выбору) | ||
26 | Православный календарь. Почитание святых. | Святые Угодники. Святые Подвижники. Подвиг. Жертва. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | |||
27 | Православный календарь. Почитание святых. | Святые Угодники. самоотверженность. Духовная радость. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Подготовить рассказ о православном святом. | ||
28 | Православный календарь. Праздники. | Рождество Христово. Крещение Господне. Сретенье Господне. Благовещение Пресвятой Богородицы. Вход Господень в Иерусалим. Светлое Христово Воскресение (Пасха). Вознесение Господне. День Святой Троицы. Праздник защитника Отечества. Справедливая война. | Самостоятельная работа «Выписать из православного календаря названия праздников, дат по старому и новому стилю» | Подготовить рассказ о традиции празднования православных праздников в своей семье. | ||
29 | Православная семья и её ценности | Семья. Ценности. Любовь. Венчание. Семейные традиции. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Подготовить рассказ на тему «Семья – это. маленький ковчег» | ||
30 | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России | Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Многонациональный и многоконфессиональный состав. Великая сила нравственности. Народ. | Самостоятельная работа «Составить предложения со словами Отечество, любовь к Родине, уважение, Отечество, патриотизм, народ» | Подготовить сообщение об одной из конфессий. | ||
31-32 | Подготовка Творческих проектов. | Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы. | ||||
33-34 | Презентации творческих проектов | Презентации творческих работ |
Тематическое планирование модуля «Основы моровых религиозных культур»
№ | Дата планируемая | Дата фактическая | Тема урока | Элементы содержания | Виды контроля | Домашнее задание |
1 | Россия - наша Родина | Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. | Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности» | Рассказать членам семьи об известных людях. Придумать вопросы для интервью с известным человеком | ||
2 | . | Культура и религия. | Культура. Религия. | Творческая работа «Составление предложений со словами культура, религия» | Прочитать статью пособия, обсудить с родителями её содержание | |
3 |
| Культура и религия | Культура. Религия. | Творческая работа «Составление предложений со словами культура, религия, христианство, православие» | Прочитать статью из пособия, ответить на вопросы | |
4 | Возникновение религий. | Пантеон. Многобожие. Завет. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Прочитать статью из пособия, составить план | ||
5 | Возникновение религий. | Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. 1 Мессия (Христос). Христианство. Ислам. Нирвана. Ступы. Буддизм. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Прочитать статью из пособия, ответить на вопросы | ||
6 | Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака | 1 Веды, Авеста, Трипитака | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Прочитать статью из пособия, ответить на вопросы | ||
7 | Священные книга мира: Тора, Библия, Коран | Канон. Тора. Библия. Коран. Пророки. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | |||
8 | Хранители предания в религиях мира | Жрец. Раввин. Апостол. Епископ. Священник. Диакон. Иерархия. Умма. Имам. Хафиз. Сангха. Лама. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Рассказать членам семьи и друзьям о мировых религиях. | ||
9 | Человек в религиозных Традициях мира | Молитва. Таинства. Намаз. Мантра. Православная культура. | Творческая работа «Продолжить предложение «Молитва – это…» | Подготовить рассказ на тему «Что говорит о человеке … культура » | ||
10 | Священные сооружения. | Синагога. Церковь. Алтарь. Икона. Фреска. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Написать, какие священные сооружения ты встречал в своём городе. | ||
11 | Священные сооружения. | Мечеть. Минарет. Ступа. Пагода. Коллективная | Рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Написать, какие священные сооружения ты встречал в своём городе. | ||
12 | Искусство в религиозной культуре | Икона. Каллиграфия. Арабески. Коллективная | Рефлексия , предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Составить план ответа на тему «Искусство в религиозной культуре…» | ||
13 | Искусство в религиозной культуре | 1 Семисвечник. Способы изображения Будды. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Подготовить рассказ «Мои впечатления от…» | ||
14 | Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяние и воздаяние. Рай и ад. | Грех. Грехопадение. Покаяние. Добро. Зло. Традиция. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Подготовить рассказ с примерами из истории представлений человека о добре и зле. | ||
15 | Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяние и воздаяние. Рай и ад. Традиция. | Грех. Грехопадение. Покаяние. Добро. Зло. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Подготовиться к сочинению «Что такое добро и зло» | ||
16 | Творческие работы учащихся | Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы. | ||||
17 | Презентация творческих работ | Презентации творческих работ | ||||
18-19 | Религии России | Митрополия. Патриарх. Синод. Протестанты. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Ответить на вопросы из пособия. | ||
20 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | Притча | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | |||
21 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | Бодхисаттва | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | |||
22 | Религиозные ритуалы, обычаи, обряды. | Обряды. Ритуалы. Таинства. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | |||
23 | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России | Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Многонациональный и многоконфессиональный состав. Великая сила нравственности. Народ. | Самостоятельная работа «Составить предложения со словами Отечество, любовь к Родине, уважение, Отечество, патриотизм, народ. | Подготовить сообщение об одной из конфессий | ||
24 | Религиозные ритуалы в искусстве | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | ||||
25 | Календари религий мира. Праздники в религиях мира | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | ||||
26 | Праздники в религиях мира. | |||||
27 | Семья, семейные ценности. | Семья. Ценности. Любовь. Семейные традиции. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Подготовить рассказ на тему «Семья – это. маленький ковчег» | ||
28 | Долг, свобода, ответственность, учение и труд. | |||||
29 | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. | |||||
30 | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России | Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Многонациональный и многоконфессиональный состав. Великая сила нравственности. Народ. | Самостоятельная работа «Составить предложения со словами Отечество, любовь к Родине, уважение, Отечество, патриотизм, народ» | Подготовить сообщение об одной из конфессий. | ||
31-32 | Подготовка творческих проектов. | Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы. | ||||
33-34 | Презентации творческих проектов | Презентации творческих работ |
Тематическое планирование модуля «Основы светской этики»
№ | Дата планируемая | Дата фактическая | Тема урока | Элементы содержания | Виды контроля | Домашнее задание |
Россия - наша Родина | Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. | Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности» | Рассказать членам семьи об известных людях. Придумать вопросы для интервью с известным человеком | |||
| Что такое светская этика? | Культура. Мораль. Этика. | Творческая работа «Составление предложений со словами культура моральный, этический» | Прочитать статью пособия, обсудить с родителями её содержание | ||
Мораль и культура | Мораль. Культура. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Прочитать статью из пособия, ответить на вопросы | |||
Особенности морали | Культура. Материальная культура. Духовная культура. Мораль. | Самостоятельная работа «Выписать из пособия основные особенности морали как вида духовно-нравственной культуры» | Подготовить рассказ об особенностях морали как особого вида духовной культуры | |||
Добро и зло | Добро и зло как основные этические понятия | Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, которые показались особенно важными» | Подготовить рассказ с примерами из истории представлений человека о добре и зле | |||
Добро и зло | Добро. Зло. Гуманность. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Рассказать членам семьи и друзьям, что такое добро, зло, гуманность | |||
Добродетель и порок | Добро. Зло. Добродетель. Порок. | Самостоятельная работа «Найти в тексте два определения добродетели, подчеркнуть их» | Рассказать членам семьи и друзьям, что такое добродетель и порок | |||
Добродетель и порок | Добродетель. Порок. Чувство собственного достоинства. | Самостоятельная работа «Найти в тексте слова с противоположным значением. Выписать две- три пары» | Подготовить рассказ с примерами добродетели и порочных поступков | |||
Свобода и моральный выбор человека | Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора. Моральный конфликт. | Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что предполагает свободный выбор» | Подготовить рассказ с примерами поступков, предполагающих свободный выбор человека. | |||
Свобода и ответственность | Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности. | Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что входит в отношения ответственности» | Подобрать примеры из литературы, в котором описывается ответственное поведение человека | |||
Моральный долг | Моральный долг. Моральная обязанность. | Самостоятельная работа «Составить предложение со словом долг» | Подобрать пословицы, в которых говорилось бы о долге человека. | |||
Справедливость | Справедливость. Моральные правила справедливого человека. | Самостоятельная работа «Составить план статьи из пособия» | Придумать рассказ о справедливом и несправедливом человеке | |||
Альтруизм и эгоизм | Альтруизм. Эгоизм. Здоровый эгоизм. | Самостоятельная работа «Найти и выписать определения альтруизма и эгоизма» | ||||
Дружба | Добродетельные отношения. Дружба. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Написать рассказ о своём друге | |||
Что значит быть моральным | Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный выбор. Моральные нормы. | Самостоятельная работа «Продолжить предложение «Быть моральным – это значит…» | Подготовиться к сочинению «Что такое добро и зло» | |||
Творческие работы учащихся. | Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы. | Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала. | ||||
Презентация творческих работ | Презентации творческих работ | |||||
Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества | Род. Семья. Фамилия. Родословная. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Выполнить задания из пособия | |||
Нравственный поступок | Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат. | Самостоятельная работа «Выписать из пособия пять компонентов нравственного поступка» | Выбрать и проанализировать поступок любимого героя литературного произведения | |||
Золотое правило нравственности | Золотое правило нравственности | Самостоятельная работа «Выписать из пособия золотое правило нравственности в положительной или отрицательной формулировке» | Оценить поступок героя сказки с точки зрения золотого правила нравственности | |||
Стыд, вина и извинение | Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Подготовить вопросы к тексту в пособии | |||
Честь и достоинство | Честь. Достоинство. Кодекс чести. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Подобрать пословицы, в которых говорилось бы о чести и достоинстве | |||
Совесть | Совесть. Стыд. Размышления. Чувства. Воля. | Самостоятельная работа «Составить план статьи» | Рассказать членам семьи и друзьям о совести. | |||
Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы | Богатырь. Рыцарь. Правила честного поединка. | Самостоятельная работа «Составить несколько предложений о подвигах русских богатырей или рыцарей» | Подготовить рассказ на тему «Нравственный образец богатыря» | |||
Джентльмен и леди
| Джентльмен. Леди. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Подготовить рассказ на тему «Джентльмен и леди» | |||
Образцы нравственности в культуре Отечества | Нравственность. Культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист. | Словарный диктант по содержанию 18-24 уроков. | Ответить на вопрос «Кого из современников можно назвать героями, защитниками Отечества?» | |||
Этикет | Этикет. Образец. Правила этикета. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Составить перечень правил этикета, которые должен соблюдать школьник. | |||
Семейные праздники | Праздник. Подарок. Праздничный ритуал | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Подготовить рассказ о семейном празднике | |||
Жизнь человека – высшая нравственная ценность | Ценности. Жизнь человека. Уникальность, неповторимость жизни. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Подготовить рассказ на тему «Жизнь человека – высшая нравственная ценность» | |||
Любовь и уважение к Отечеству. | Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Рассказать членам семьи и друзьям о государстве и морали гражданина | |||
Подготовка творческих проектов. | Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы. | |||||
Презентации творческих проектов | Презентации творческих работ | |||||
Презентации творческих проектов | Презентации творческих работ | |||||
Презентации творческих проектов | Презентации творческих работ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/11/picture-73774-1423669672.jpg)
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/27/picture-328110-1382885769.jpg)
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/02/picture-242157-1367519323.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/20/picture-807041-1471669837.jpg)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...