Конспект урока по ОПК 4 класс "Милосердие и сострадание"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

конспект урока по ОПК 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_opk_miloserdie_i_sostradanie.docx35.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Стемасская  средняя общеобразовательная школа

Вешкаймского района

Ульяновской области

«Православный   учитель  2015»

Номинация

«Лучший урок по Основам православной культуры для общеобразовательного учреждения»

 «Милосердие и сострадание»

                                                                                  Выполнила:

                                                                       Тягина Елена Викторовна,

                                                                         учитель начальных классов и

                                                                          Основ православной культуры

                                                                       Адрес места работы, телефон,

                                                      электронная почта :

                                                                    433122, Ульяновская область,

                                                                   Вешкаймский район,с.Стемасс

                                                                  ул. Центральный массив, д.4 ;

                                                                            88424351132, sstemass@yandex.ru

Аннотация.

Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту.  Этот урок проходит после изучения таких тем, как: «Культура и религия», «Проповедь Христа», « Православное учение о человеке», «Совесть и раскаяние», «Заповеди» - поэтому данный урок способствует не только раскрытию содержания понятий милосердие и сострадание, но и  даёт возможность закрепить ранее изученные материалы по христианству: долг, любовь, мораль, ответственность. Особенностью данного урока является не только работа с тренажёром по ОПК, но и впоследствии проведение детьми исследовательской работы по выявлению качеств милосердного человека, через прочтение притчи.

Тема: " Милосердие и сострадание"

Цель: сформировать осмысление понятия “милосердие и сострадание” как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека.

Задачи:

  • ознакомление с представлением о милосердии и сострадании в христианской этике;
  • усвоение понятий: долг, ответственность, милосердие, сострадание.
  • осознание значимости заботливого, сострадательного и милосердного отношения к людям.

Формирование УУД:

личностные: нравственно-этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

регулятивныецелеполагание, контроль, оценка;

познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели), постановка и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера); логические (анализ, классификация);

коммуникативные: управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.

Основные понятия: ближний, милосердие, сострадание, любовь к врагам, милостыня, ответственность, добрый самарянин.

Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в парах, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация; песня-притча “Окно” С.Копылова; текст притчи “Незабудка»,словарь «новых слов»; макеты цветов; ангелочки;

Предварительная подготовка к уроку учащихся, их родителей:

 изготовление подарков для одноклассников, друзей, гостей(сувениры-ангелочки, макеты цветов); чтение Библии о Заповедях Божьих.

План урока

Этап урока

Время

I.

Организационный этап. 

1 мин

II.

Сообщение темы, цели занятия.

2 мин

III

Повторение (закрепление) ранее изученного материала. Проверка домашнего задания. Заповеди.

  1. Устный опрос.
  2.  Прослушивание песни-притчи “Окно” Светланы Копыловой.
  3. Беседа по притче.

8мин

IV.

 Изучение нового материала.

1.Осмысление понятия «Сострадание».

а) Работа со словарем: новый понятийный аппарат: сострадание

б) Работа в парах: “Собери пословицу”.

               2. Осмысление понятия «ближний».

а) Беседа  «Кто такой «Ближний»».

б) Притча о добром самарянине.

в) Беседа по притче.

            3.Осмысление понятия « милосердие».

а) Беседа «Что такое милосердие».

б) Работа со словарем: новый понятийный аппарат: милосердие.

               4. Понятие «милостыня».

18мин

V.

  Физминутка.  

4мин

VI.

Закрепление материала.

1.Работа в парах. Исследовательская работа.                                    2. Понятие «сестра –милосердия».

           3. Чтение стихотворения.

8мин

VII.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

2мин

VIII.

Обобщающий этап. Подведение итогов. Рефлексия.

2мин

Ход урока

I.Организационный этап. 

Учитель: Добрый день ребята! Я рада видеть  вас на нашем занятии.

Эпиграфом, которого  послужат слова Св. Иоанна Кронштадского:

( Слайд 2 (Эпиграф)) 

 II. Сообщение темы, цели занятия.

Учитель:  Ребята, как вы думаете какова тема нашего занятия?(Милосердие и сострадание)

(Постановка цели, задач  и основных понятий урока) (Слайд 3 )

III. Повторение (закрепление) ранее изученного материала. Проверка домашнего задания. Заповеди.

  1. Устный опрос.

Учитель: Ребята, с чем мы с вами познакомились на прошлом занятии?

(С заповедями).Что такое заповеди?  (Законы Божьи).Давайте их вспомним. (Опрос детей)  (Слайд 4( Заповеди))

  1. Прослушивание песни-притчи “Окно” Светланы Копыловой.        (Слайд 5)

     3.  Беседа по притче

 Учитель:  Кто из больных, по- вашему мнению, нарушил заповедь? Какую? (Не завидуй)

IV. Изучение нового материала.

1.Осмысление понятия «Сострадание»

Учитель: Чего не хватило человеку, который не помог слепому больному? (Сострадания)

а) Работа со словарем: новый понятийный аппарат: сострадание

Учитель:  Сострадание это по - вашему что? (Жалость,  участие в делах другого, помощь нуждающему).(Работа в таблице новых понятий, запись слова  сострадание)(Слайд 6 (сострадание) )

б) Работа в парах: “Собери пословицу”. (Работа на карточках)

Учитель:   Народ сложил много пословиц, поговорок о добрых поступках и делах. Давайте вспомним некоторые из них. (В течение нескольких  минут детям нужно найти свою пару к каждой пословице, соединив стрелкой)

Добро желаешь

поживут люди для тебя

Добро творить

на добрые дела

Живи для людей

а зло забывай

Жизнь дана

добро делай

Добро помни,

себя веселить

 (Проверка выполненной работы) (Слайд 7 )

2. Осмысление понятия «ближний»

а)Беседа, кто такой «Ближний»

 Учитель: Однажды  у Иисуса Христа  спросили, о самой главной  заповеди, и он ответил :«Люби ближнего как самого себя».  (Слайд 8)

Учитель: А кто такой ближний по-вашему? (Мама,папа, родные)

б)Притча о добром самарянине

Учитель:  А Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине.  (Чтение притчи учителем) (Слайд  9)

в)Беседа по притче        

Учитель: Кто  по-вашему добрый самарянин?

 (Добрый самарянин – незнакомец, чужак, который пришёл на помощь)

 Учитель: Что означает притча Христа? (Ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. Ближний —  тот, кто нуждается в твоей помощи). (Слайд 10)

3.Осмысление понятия « милосердие.»

а) Беседа.

Учитель: Как бы вы назвали поступок людей, которые умеют прощать? (Добрым, милым, великодушным и т.д.)

Учитель: У таких людей, в народе говорят «доброе сердце», «золотое сердце», «милое сердце». Корень слова «милый» - «мил» означает  «услада, удовольствие, радость». (Слайд 11)

Учитель: Доброе милое сердце милует нас, мы  полностью доверяемся ему

 Миловать – значит дарить приятное  душе.

Учитель:  Что,  по-вашему милосердие? (Любить , жалеть, помогать)  

Учитель: Слово «МИЛОСЕРДИЕ» - это одно из самых красивых слов на свете. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. (Слайд 12)

Таких людей называют милосердными.

б) Работа со словарем: новый понятийный аппарат: милосердие

4. Понятие «милостыня»

Учитель:  Милосердие должно проявляться как в материальном проявлении, так и в моральной поддержке и в молитве. Одно из дел милосердия – это милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему. (Слайд 13)

V. Физминутка    (Дети под музыку ищут и собирают слово «милосердие», из букв которые написаны на карточках)(Слайд 14)  

 (После физминутки. Релаксация (музыка).Упражнения на расслабления мышц. )( Слайд 15 поляна доброты)

Учитель: Закройте глаза.  Представьте, что вы на лесной полянке, а сострадание, милосердие, доброта, любовь – это цветы.  Посмотрите, какая красивая у нас поляна и такие же  красивые цветы лежат у вас на партах.  

VI. Закрепление материала.

  1. Работа в парах. Исследовательская работа.

Учитель: Нам предстоит провести небольшое исследование по плану на тему : «Качества личности милосердного человека» (Слайд16)

Незабудка. Притча о милосердии и любви к природе для детей

Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека.

Рос он, рос…

И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его.

Просто так, не зная даже зачем.

Скомкал и выбросил на дорогу.

Больно стало цветку, горько.

Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.

 Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…

Последнее о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.

А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…

Автор притчи монах Варнава (Евгений Санин)

Учитель: В чём смысл притчи? ( В самый плохой момент своей жизни цветок  думал  не о себе, а о том мальчике, который погубил его.)  

Учитель: Какими же какими качествами должен обладать человек, которого можно назвать милосердным?  (Доброта, сострадание)(Слайд 17)

(Работа со слайдом, чтение качеств милосердия, прикрепление цветов)

2.Понятие «сестра – милосердия»

Учитель: Нужно ли милосердие сегодня?  (Да. Это хорошо, когда люди помогают друг другу,прощают. А особенно сегодня, когда в мире происходят войны, всё больше проявляется  непонимание, грубость и даже жестокость. Нам  порой так не хватает милого  и доброго сердца).

Учитель: А можно ли научиться милосердию? (Да, можно)

Учитель: Каким образом? (Делать добрые дела)

Учитель: А что можете сделать человеку вы, чтобы стать милосердным? (Помогать старшим, оберегать младших и т.д.)

Учитель: Посмотрите на  (Слайд 18 )

 Кто эти женщины на фотографиях? Как их называют? (Медсёстры)        

Учитель: Существует такое словосочетание – “сестра милосердия”. Это женщины, которые помогают больным и нуждающимся. Вот княгиня Елизавета Фёдоровна – ухаживала за ранеными солдатами 1915г. Она была сестрой русской императрицы. Как вы думаете? Она ухаживала по обязанности или по своему выбору? (По своему выбору, т.к. была милосердной).

3.Чтение стихотворения уч-ся  (Мостовая З.В. «Умей»)

За боль умей благодарить,

Умей понять других тревогу.

Умей скорбящим скорбь дарить,

Заблудшим - указать дорогу.

Умей упавшего поднять

И с нищим поделиться хлебом,

Убогого умей понять,

Он, как и ты, дарован небом.

Обиды все забыть сумей,

Хотя бывает очень сложно...

Умей ценить, любить умей,

Жить по-другому невозможно!

VII. Инструктаж по выполнению домашнего задания. (Слайд 19)

Учитель:   Дома я попросила бы вас:

1) доделать работу в словаре новых понятий и записать значения слов : ближний, добрый самарянин, милостыня.

2)постараться делать как можно больше добрых и полезных дел;

3)творческое задание: «лучики добра» - записать на «лучах добра» дела и поступки милосердия, которые вы сделаете или сможете сделать.

4) Спросите родителей и членов семьи, какие книги о долге, милосердии и сострадании они порекомендовали бы вам прочитать.

VIII. Обобщающий этап. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: О чём мы сегодня с вами говорили?  (О добре, милосердии и сострадании)

Учитель:  Над чем заставил задуматься этот урок?

(Нужно делать как можно больше добрых дел по отношению к окружающим, проявлять заботу о других, сочувствовать людям)

Учитель: Продолжите предложение: (Слайд 20)

(Сначала отвечают дети, затем появляется на слайде)

1) В сострадании и милосердии  нуждаются (все те, кто попал в беду)

2) Близкими   нам являются (все те, кто нуждаются в нашей помощи)

3) Милосердие не выбирает людей по (по вере, национальности)

4) Каждый человек обязан быть милосердным, потому что (милосердие это кто милует, любит, жалеет, а нам всем это так  необходимо.)

Учитель: Я искренне надеюсь, что сегодняшний день оставит в вашем сердце и памяти только добрые, светлые воспоминания, поможет задуматься о том, как стать чище и добрее. У каждого человека есть свой Ангел – хранитель, который помогает пережить все тяготы жизни. Пусть и для Вас, подаренный Ангел будет самым добрым и нежным, приносящий только добрые вести. Ребята, посмотрите  вокруг себя, и совершите  поступок милосердия, не выходя из класса (дети дарят гостям или друг другу  ангелочков, сделанные своими руками)

Спасибо всем за работу на уроке!

Список используемой литературы

1.  Дудко Дмитрий, свящ. Притчи и их истолкование. М., 1997

2. Даль В.И. Пословицы русского народа. М., 1997.

3. Евангельские уроки доброты. М.: «Благо», 2001.

4. Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. — М. : Просвещение, 2012.

5. Княжицкий А.И. Притчи: Учебная книга. VII-XI кл. М.: «Мирос», 1994.

 6. Методические рекомендации по реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010).

7.  Музыкальное пособие «Звуковая палитра» [Звукозапись]. Православная культура. 1- года обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005.

8. Материалы сети  Интернет

   Песни-притчи С.Копыловой

  Лекции А.В.Кураева для преподавателей ОПК

9. Программа комплексного  учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Программы  общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. / А.Я. Данилюк. Москва: Просвещение.2010 /.

    10.   Простые беседы о нравственности. М., 1994.

   

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Стемасская  средняя общеобразовательная школа

Вешкаймского района

Ульяновской области

«Православный   учитель  2015»

Номинация

«Лучший урок по Основам православной культуры

 для общеобразовательного учреждения»

Презентация к уроку

 «Милосердие и сострадание»

 Выполнила:

Тягина Елена Викторовна,

 учитель начальных классов и

Основ православной культуры

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"

С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми ...

Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»

Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»...

Конспект урока по ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

КОнспект урока по ОРКСЭ модулю "ОПК" по теме "Милосердие и сострадание" 4 класс...

Конспект урока по ОРКСЭ «Милосердие и сострадание», 4 класс.

Конспект урока по ОРКСЭ «Милосердие и сострадание»....

Конспект урока по ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

На уроке учащиеся знакомятся с понятиями милосердия и жестокосердия, кто такой «ближний» – в евангельском понимании этого слова....

Конспект урока и презентация к уроку по курсу "ОРКСЭ" на тему " Милосердие, сострадание и взаимопомощь в разных религиях мира". 4 класс

Этот материал можно использовать не только на уроках "ОРКСЭ", но и для проведения внеурочной деятельности, для проведения классных часов и родтельских собраний...

Конспект урока по ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

Конспект урока по ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"...