Методическая разработка урока: "Защита Отечества. Адмирал Ушаков"
методическая разработка по орксэ (4 класс) по теме
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 315
Пушкинского района г. Санкт-Петербурга
Конспект урока
по ОРКСЭ модуль: Основы Православной Культуры
Тема: «Защита Отечества. Адмирал Федор Ушаков».
Дата проведения открытого урока: 12.05.2017
ФИО учителей: Морозова Янина Сергеевна, Фирсова Татьяна Александровна.
Цель урока: сформировать представление о православном традиционном отношении к Родине как Святому Отечеству и о понимании священного долга защищать свою Родину.
Задачи:
· познакомить с именами великих русских полководцев. Дать представление о ценностных установках, лежащих в основе воспитания доблестных воинов, великих полководцев, адмиралов.
· познакомить с лозунгом русского воинства: «За веру, царя и Отечество»
· формировать понимание духовной, социальной и культурной ценности Православия, православных культурных традиций.
· формировать интерес к изучению православной культуры.
· Продолжать воспитывать у учащихся уважение к духовным и художественно-эстетическим традициям русского народа.
· Дать представление о молитвенном подвиге монахов.
· Продолжать формировать понимание культурного единства России.
· Обогащать, закреплять и активизировать духовный и историко-культурологический словарь школьников.
Раздаточный материал:
1. Карточка-маршрут по работе с выставкой.
2. Памятка-синквейн.
3. Ксерокс рабочей тетради.
4. Аннотации к книгам выставки.
Ход урока
1. Организационный момент. (2 мин).
2. Мотивирование к учебной деятельности. (5 минут). (Прослушивание Музыкального фрагмента) – звучит песня «От героев былых времен…»
(1 минута).
Учитель задает вопрос: Как вы думаете, в чем основная мысль этого музыкального фрагмента? О чем эта песня?
Ответы учащихся: ( ответы учащихся).
Слова учителя: Мы с вами услышали слова «о героях былых времен…», кто такой «ГЕРОЙ»?
Что такое «Героизм»? (См. Словарь Ожегова – даем определение).
(Слайд № 2).
Доблесть — высшая добродетель; стойкость; высшее мужество, готовность преодолеть препятствия для достижения какой-либо высокой цели,самоотверженность в какой-либо деятельности и спасении людей, народа.
3. Просмотр фрагмента фильма: «Александр Невский». (Большой экран). Выявление места и причины затруднения: постановка цели деятельности.
Вопрос учителя: Вы узнали этого Героя?
Ответы учащихся: ………………………. .
Выход на тему: учителем на А. Невского.
ü С каким периодом в истории мы знакомимся, вспоминая этого человека? С какой страной связано его имя?
Посмотрите, пож-та, в Рабочую тетрадь. Часть 2. Страница тетр. 29. Задание № 3.На иконах изображены святые воины. Подпиши их. Выполните задание.
(Слайд № 3).
(Ответы учащихся и учитель подводит итог сказанного – это первое имя, с которым вы знакомитесь в истории и по окружающему миру и на уроках основ православной культуры). Его имя связано с Победой над шведами на реке Неве в 1240 г. И битвой на Чудском в озере 1242 г. Святой благоверный князь Александр Невский – великий миротворец. Благоверный ( от греч. слова – лик православных святых из монархов (правителей, прославляемых церковью за праведную жизнь). Благоверные цари и князья употребляли полученное от Бога величие и богатство для дел милосердия, просвещения, сохранения народных святынь. Среди них Александр Невский и Дмитрий Донской. Мы знаем, что имя князя Дмитрия Донского так же связано с защитой Отечества в 1380 г. Сражение на Куликовом поле.
(Слайд № 4, №5).
4. Выход на тему: (7-8 мин.) (Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)
Учитель: Как вы думаете, ребята, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? После ответов учащихся см. (Слайд на экране: Тема: «Защита Отечества»).
(Слайд № 6).
Выстраиваем с учащимися смысловой ряд:
Отечество-Отчизна-отец-родной-Родина. (Отец продолжает род). Родной, близкий человек.
5. Предполагаемые результаты. (Ответы учащихся фиксируются на доске. 3-4 ответа). (Сегодня на уроке мы узнаем, что долг каждого гражданина – Защита своей Родины, понимать, что это Священный долг; узнаем на уроке великие имена полководцев и флотоводца адмирала Федора Ушакова, который был милосерден к своим врагам и не проиграл ни одного сражения, защищая страну, в которой родился, служил и стал уважаемым человеком, великим и причислен к лику Святых, поэтому он изображен на иконах. К его иконе обращаются не только моряки, но и родственники военнослужащих молятся о мире и благополучии своих родных, солдат, моряков.
6. Первичное закрепление знания. Домашнее задание в виде доклада (проектная деятельность учащихся). (14 минут).
(Слайд № 7, 8 ).
Учитель резюмирует содержание докладов. Подчеркивает – «Святой Воин Феодор Ушаков».
Бог всегда воздает по справедливости людям, наполненным Верой и Праведностью, совершающим Милосердие и Благотворительность, служащим Отечеству и ближним честно и неподкупно.
Народы уважают людей, показывающих образцы исполнения долга, людей добросовестно исполняющих свое дело, уверенных в своем призвании, людей занимающих свое место с достоинством, людей правдивых, неспособных лукавить, людей, которые не ленятся работать, не боятся энергично сказать «нет», не стыдятся сказать «не могу», людей вдохновенных, способных творчески мыслить, людей, которые беззаветно служат Богу, народу и Отечеству, людей, которых любят люди. Таким был Ушаков… Об этом написано немало книг, одна из них, книга Валерия Ганичева так и называется: «Святой Воин Адмирал Ушаков».
7. Обращение к выставке. Работа двух модераторов: Васильева Настя и Овсянникова Наталья. Подготовка аудитории учащихся к работе в группах. (2 мин). (Приложение № 1).
8. Самостоятельная работа учащихся с книгами на выставке. Класс делится на 2 группы под руководством модератора и каждая группа выбирает три книги. При помощи аннотаций к книгам дети знакомятся с этими книгами по заданной теме выставки. Презентация их общего заключения-вывода. При обсуждении учитель подводит учащихся к понятию Духовный подвиг.
9. Синквейн со словом ПОДВИГ. Итог. (Приложение № 2).
(Слайд №9 ).
(Слайд № 10 ).
10. Рефлексия – достигнутые результаты (обращая внимание на предполагаемые результаты, зафиксированные на доске для учащихся). Понравился ли урок?
(8-10 этапы - оставшееся время для выполнения и обсуждения).
Домашнее задание. В рабочей тетради доделать стр. 28-29.
Приложение № 1.
Карточка-маршрут
Группа А.
Модератор Васильева Настя
Модератор Сообщает тему выставки: «Биография Ф.Ф. Ушакова. Великий адмирал Ф.Ф. Ушаков».
1. Разбить класс на 2 команды
2. Выбрать ответственного спикера-докладчика.
3. Подобрать 3 книги и передать учащимся на стол для подготовки сообщения.
4. Заполнить поле для сообщения на тему:
«Факты из биографии Ф.Ф. Ушакова. Великий адмирал Ф.Ф. Ушаков»
5. Презентация сообщения- спикер.
Общие комментарии к выставочному стенду: на стенде представлены книги, которые рассказывают о жизни адмирала, его подвигах и о том, почему великий флотоводец является миротворцем и Святым воином.
ФИ участников группы А: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Поле для сообщения
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка-маршрут
Группа Б.
Модератор Овсянникова Наталья
Модератор сообщает тему выставки: «Флот Российский. Сражения и Победы командующего Черноморским флотом Ф.Ф. Ушакова».
Для достижения результата необходимо действовать, согласно маршруту:
1. Разбить класс на 2 команды
2. Выбрать ответственного спикера-докладчика.
3. Подобрать 3 книги и передать учащимся на стол для подготовки сообщения.
4. Заполнить поле для сообщения на тему:
«Черноморский флот под командованием адмирала Ф. Ушакова».
5. Презентация сообщения - спикер.
Общие комментарии к выставочному стенду: на стенде представлены книги, которые рассказывают о военно-морском флоте Российской армии, о Подвигах адмирала Ф. Ушакова и почему великий флотоводец является миротворцем и Святым воином.
ФИ участников группы А: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Поле для сообщения
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение № 2.
Синквейн-памятка:
1. Слово-тема. Подвиг
2. Два глагола по теме (подобрать к заданному слову). Жертвовать, проявлять.
3. Три прилагательных к этому слову. Беззаветный, беспримерный, величайший.
4. Мини-предложение из 3-4 слов с заданным словом. Ему был присущ беспримерный Героизм.
5. Подобрать эмоциональный синоним. ( Слово, выражающее главное качество или впечатление от заданного слова). Самоотверженность.
Приложение № 3.
Рабочая тетрадь УМК Берсеневой Т.А. Часть 2. Стр. 28-29.
Подготовлено к уроку:
Технологическая карта урока
Отзыв об уроке
Раздаточный материал
Выставка книг
Аннотации к книгам выставки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_zashchita_otechestva._admiral_ushakov.docx | 26.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 315
Пушкинского района г. Санкт-Петербурга
Конспект урока
по ОРКСЭ модуль: Основы Православной Культуры
Тема: «Защита Отечества. Адмирал Федор Ушаков».
Дата проведения открытого урока: 12.05.2017
ФИО учителей: Морозова Янина Сергеевна, Фирсова Татьяна Александровна.
Цель урока: сформировать представление о православном традиционном отношении к Родине как Святому Отечеству и о понимании священного долга защищать свою Родину.
Задачи:
- познакомить с именами великих русских полководцев. Дать представление о ценностных установках, лежащих в основе воспитания доблестных воинов, великих полководцев, адмиралов.
- познакомить с лозунгом русского воинства: «За веру, царя и Отечество»
- формировать понимание духовной, социальной и культурной ценности Православия, православных культурных традиций.
- формировать интерес к изучению православной культуры.
- Продолжать воспитывать у учащихся уважение к духовным и художественно-эстетическим традициям русского народа.
- Дать представление о молитвенном подвиге монахов.
- Продолжать формировать понимание культурного единства России.
- Обогащать, закреплять и активизировать духовный и историко-культурологический словарь школьников.
Раздаточный материал:
- Карточка-маршрут по работе с выставкой.
- Памятка-синквейн.
- Ксерокс рабочей тетради.
- Аннотации к книгам выставки.
Ход урока
- Организационный момент. (2 мин).
- Мотивирование к учебной деятельности. (5 минут). (Прослушивание Музыкального фрагмента) – звучит песня «От героев былых времен…»
(1 минута).
Учитель задает вопрос: Как вы думаете, в чем основная мысль этого музыкального фрагмента? О чем эта песня?
Ответы учащихся: ( ответы учащихся).
Слова учителя: Мы с вами услышали слова «о героях былых времен…», кто такой «ГЕРОЙ»?
Что такое «Героизм»? (См. Словарь Ожегова – даем определение).
(Слайд № 2).
Доблесть — высшая добродетель; стойкость; высшее мужество, готовность преодолеть препятствия для достижения какой-либо высокой цели,самоотверженность в какой-либо деятельности и спасении людей, народа.
- Просмотр фрагмента фильма: «Александр Невский». (Большой экран). Выявление места и причины затруднения: постановка цели деятельности.
Вопрос учителя: Вы узнали этого Героя?
Ответы учащихся: ………………………. .
Выход на тему: учителем на А. Невского.
- С каким периодом в истории мы знакомимся, вспоминая этого человека? С какой страной связано его имя?
Посмотрите, пож-та, в Рабочую тетрадь. Часть 2. Страница тетр. 29. Задание № 3.На иконах изображены святые воины. Подпиши их. Выполните задание.
(Слайд № 3).
(Ответы учащихся и учитель подводит итог сказанного – это первое имя, с которым вы знакомитесь в истории и по окружающему миру и на уроках основ православной культуры). Его имя связано с Победой над шведами на реке Неве в 1240 г. И битвой на Чудском в озере 1242 г. Святой благоверный князь Александр Невский – великий миротворец. Благоверный ( от греч. слова – лик православных святых из монархов (правителей, прославляемых церковью за праведную жизнь). Благоверные цари и князья употребляли полученное от Бога величие и богатство для дел милосердия, просвещения, сохранения народных святынь. Среди них Александр Невский и Дмитрий Донской. Мы знаем, что имя князя Дмитрия Донского так же связано с защитой Отечества в 1380 г. Сражение на Куликовом поле.
(Слайд № 4, №5).
- Выход на тему: (7-8 мин.) (Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)
Учитель: Как вы думаете, ребята, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? После ответов учащихся см. (Слайд на экране: Тема: «Защита Отечества»).
(Слайд № 6).
Выстраиваем с учащимися смысловой ряд:
Отечество-Отчизна-отец-родной-Родина. (Отец продолжает род). Родной, близкий человек.
- Предполагаемые результаты. (Ответы учащихся фиксируются на доске. 3-4 ответа). (Сегодня на уроке мы узнаем, что долг каждого гражданина – Защита своей Родины, понимать, что это Священный долг; узнаем на уроке великие имена полководцев и флотоводца адмирала Федора Ушакова, который был милосерден к своим врагам и не проиграл ни одного сражения, защищая страну, в которой родился, служил и стал уважаемым человеком, великим и причислен к лику Святых, поэтому он изображен на иконах. К его иконе обращаются не только моряки, но и родственники военнослужащих молятся о мире и благополучии своих родных, солдат, моряков.
- Первичное закрепление знания. Домашнее задание в виде доклада (проектная деятельность учащихся). (14 минут).
(Слайд № 7, 8 ).
Учитель резюмирует содержание докладов. Подчеркивает – «Святой Воин Феодор Ушаков».
Бог всегда воздает по справедливости людям, наполненным Верой и Праведностью, совершающим Милосердие и Благотворительность, служащим Отечеству и ближним честно и неподкупно.
Народы уважают людей, показывающих образцы исполнения долга, людей добросовестно исполняющих свое дело, уверенных в своем призвании, людей занимающих свое место с достоинством, людей правдивых, неспособных лукавить, людей, которые не ленятся работать, не боятся энергично сказать «нет», не стыдятся сказать «не могу», людей вдохновенных, способных творчески мыслить, людей, которые беззаветно служат Богу, народу и Отечеству, людей, которых любят люди. Таким был Ушаков… Об этом написано немало книг, одна из них, книга Валерия Ганичева так и называется: «Святой Воин Адмирал Ушаков».
- Обращение к выставке. Работа двух модераторов: Васильева Настя и Овсянникова Наталья. Подготовка аудитории учащихся к работе в группах. (2 мин). (Приложение № 1).
- Самостоятельная работа учащихся с книгами на выставке. Класс делится на 2 группы под руководством модератора и каждая группа выбирает три книги. При помощи аннотаций к книгам дети знакомятся с этими книгами по заданной теме выставки. Презентация их общего заключения-вывода. При обсуждении учитель подводит учащихся к понятию Духовный подвиг.
- Синквейн со словом ПОДВИГ. Итог. (Приложение № 2).
(Слайд №9 ).
(Слайд № 10 ).
- Рефлексия – достигнутые результаты (обращая внимание на предполагаемые результаты, зафиксированные на доске для учащихся). Понравился ли урок?
(8-10 этапы - оставшееся время для выполнения и обсуждения).
Домашнее задание. В рабочей тетради доделать стр. 28-29.
Приложение № 1.
Карточка-маршрут
Группа А.
Модератор Васильева Настя
Модератор Сообщает тему выставки: «Биография Ф.Ф. Ушакова. Великий адмирал Ф.Ф. Ушаков».
- Разбить класс на 2 команды
- Выбрать ответственного спикера-докладчика.
- Подобрать 3 книги и передать учащимся на стол для подготовки сообщения.
- Заполнить поле для сообщения на тему:
«Факты из биографии Ф.Ф. Ушакова. Великий адмирал Ф.Ф. Ушаков»
- Презентация сообщения- спикер.
Общие комментарии к выставочному стенду: на стенде представлены книги, которые рассказывают о жизни адмирала, его подвигах и о том, почему великий флотоводец является миротворцем и Святым воином.
ФИ участников группы А: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Поле для сообщения
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка-маршрут
Группа Б.
Модератор Овсянникова Наталья
Модератор сообщает тему выставки: «Флот Российский. Сражения и Победы командующего Черноморским флотом Ф.Ф. Ушакова».
Для достижения результата необходимо действовать, согласно маршруту:
- Разбить класс на 2 команды
- Выбрать ответственного спикера-докладчика.
- Подобрать 3 книги и передать учащимся на стол для подготовки сообщения.
- Заполнить поле для сообщения на тему:
«Черноморский флот под командованием адмирала Ф. Ушакова».
- Презентация сообщения - спикер.
Общие комментарии к выставочному стенду: на стенде представлены книги, которые рассказывают о военно-морском флоте Российской армии, о Подвигах адмирала Ф. Ушакова и почему великий флотоводец является миротворцем и Святым воином.
ФИ участников группы А: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Поле для сообщения
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение № 2.
Синквейн-памятка:
- Слово-тема. Подвиг
- Два глагола по теме (подобрать к заданному слову). Жертвовать, проявлять.
- Три прилагательных к этому слову. Беззаветный, беспримерный, величайший.
- Мини-предложение из 3-4 слов с заданным словом. Ему был присущ беспримерный Героизм.
- Подобрать эмоциональный синоним. ( Слово, выражающее главное качество или впечатление от заданного слова). Самоотверженность.
Приложение № 3.
Рабочая тетрадь УМК Берсеневой Т.А. Часть 2. Стр. 28-29.
Подготовлено к уроку:
Технологическая карта урока
Отзыв об уроке
Раздаточный материал
Выставка книг
Аннотации к книгам выставки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок защита проектов: Великий гражданин нашего Отечества Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)
Подвести итог сформированных представлений о жизни основоположника отечественной науки М.В.Ломоносова;Обобщить знания;Проверить сформированность умения делать выводы;Воспитывать чувс...
Презентация к уроку "Защита Отечества"
Презентация к уроку "Защита Отечества" по курсу ОРКСЭ...
Урок "Защита Отечества"
Урок по ОРКСЭ для 4 класса "Защита Отечества"...
Урок "Защита Отечества"
Урок для 4 класса в рамках ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"...
Методическая разработка "День защитника отечества"
Дать детям элементарные знания об армии, разных родах войск. Сформировать у них первые представления об особенностях военной службы. Воспитывать чувство гордости за свою армию....
РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку "День защитника отечества" для 1х классов.
РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку «Сценарийпрезентация спортивных соревнований "День защитника отечества" для 1х классов....
Методическая разработка мероприятия, посвященного Дню Отечества. Встреча с военнослужащими "Сыны Отечества"
23 февраля – это День защитника Отечества. Это особый день, когда почитается воинская слава, отдается честь и память мужчинам и женщинам, которые участвовали в защите Родины. Это пра...