Методическая разработка урока: "Защита Отечества. Адмирал Ушаков"
методическая разработка по орксэ (4 класс) по теме

Морозова Янина Сергеевна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 315

Пушкинского района г. Санкт-Петербурга

 

 

 

Конспект урока

по ОРКСЭ модуль: Основы Православной Культуры

 

Тема: «Защита Отечества. Адмирал Федор Ушаков».

Дата проведения открытого урока: 12.05.2017

ФИО учителей: Морозова Янина Сергеевна, Фирсова Татьяна Александровна.

Цель урока: сформировать представление  о православном традиционном отношении к Родине как Святому Отечеству и о понимании священного долга защищать свою Родину.

Задачи:

·        познакомить с именами великих русских полководцев. Дать представление  о ценностных установках, лежащих в основе воспитания доблестных воинов, великих полководцев, адмиралов.

·        познакомить с  лозунгом русского воинства: «За веру, царя и Отечество»

·        формировать понимание духовной, социальной и культурной ценности  Православия, православных культурных традиций.

·        формировать интерес к изучению православной культуры.

·        Продолжать воспитывать у учащихся уважение к духовным и художественно-эстетическим традициям русского народа.

·        Дать представление о молитвенном подвиге монахов.

·        Продолжать формировать понимание культурного единства России.

·        Обогащать, закреплять и активизировать духовный и историко-культурологический словарь школьников.

 

Раздаточный материал:

1.     Карточка-маршрут по работе с выставкой.

2.     Памятка-синквейн.

3.     Ксерокс рабочей тетради.

4.     Аннотации к книгам выставки.

Ход урока

 

1.     Организационный момент. (2 мин).

 

2.     Мотивирование к учебной деятельности.  (5 минут). (Прослушивание Музыкального  фрагмента) – звучит песня «От героев былых времен…»

(1 минута).

Учитель задает вопрос: Как вы думаете, в чем основная  мысль этого музыкального фрагмента? О чем эта песня?

Ответы учащихся: ( ответы учащихся).

Слова учителя: Мы с вами услышали слова «о героях былых времен…», кто такой «ГЕРОЙ»?

Что такое «Героизм»? (См. Словарь Ожегова – даем определение).

 (Слайд № 2).

Доблесть — высшая добродетельстойкость; высшее мужество, готовность преодолеть препятствия для достижения какой-либо высокой цели,самоотверженность в какой-либо деятельности и спасении людей, народа.

 

3.     Просмотр фрагмента фильма: «Александр Невский». (Большой экран). Выявление места и причины затруднения: постановка цели деятельности.

Вопрос учителя: Вы узнали этого Героя?

Ответы учащихся:   ………………………. .

Выход  на тему: учителем  на А. Невского.

ü С каким периодом в истории мы знакомимся, вспоминая  этого  человека?  С какой страной связано его имя?

Посмотрите, пож-та, в Рабочую тетрадь. Часть 2. Страница тетр. 29. Задание № 3.На иконах изображены святые воины. Подпиши их. Выполните задание.

(Слайд № 3).

(Ответы учащихся и учитель подводит итог сказанного – это первое имя, с которым вы знакомитесь в истории и по окружающему миру и на уроках основ православной культуры). Его имя связано с Победой над шведами на реке Неве в 1240 г. И битвой на Чудском в озере 1242 г.  Святой благоверный князь Александр Невский – великий миротворец. Благоверный ( от греч. слова – лик православных святых из монархов (правителей, прославляемых церковью за праведную жизнь). Благоверные цари и князья употребляли полученное от Бога величие и богатство для дел милосердия, просвещения, сохранения народных святынь. Среди них Александр Невский и Дмитрий Донской.  Мы знаем, что  имя князя Дмитрия Донского так же связано с защитой Отечества в 1380 г. Сражение на Куликовом поле.

(Слайд № 4, №5).

4.     Выход на тему: (7-8  мин.) (Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

Учитель:  Как вы думаете, ребята, о чем мы будем  сегодня говорить  на уроке? После ответов учащихся см. (Слайд на экране: Тема: «Защита Отечества»).

(Слайд № 6).

Выстраиваем с учащимися смысловой  ряд:

Отечество-Отчизна-отец-родной-Родина. (Отец продолжает род). Родной, близкий  человек.

5.     Предполагаемые результаты. (Ответы учащихся фиксируются на доске. 3-4 ответа). (Сегодня на уроке мы узнаем, что долг каждого гражданина – Защита своей Родины, понимать, что это Священный долг;  узнаем на уроке великие имена полководцев и флотоводца адмирала Федора Ушакова, который был милосерден к своим врагам  и не проиграл ни одного сражения, защищая страну, в которой родился, служил и стал уважаемым человеком, великим и причислен к лику Святых, поэтому он изображен на иконах. К его иконе обращаются не только моряки, но и родственники военнослужащих молятся о мире и благополучии своих родных,  солдат, моряков.

6.     Первичное закрепление знания. Домашнее задание в виде доклада (проектная деятельность учащихся). (14 минут).

(Слайд № 7, 8 ).

Учитель резюмирует содержание докладов. Подчеркивает – «Святой Воин Феодор Ушаков».

Бог всегда воздает по справедливости людям, наполненным Верой и Праведностью, совершающим Милосердие и Благотворительность, служащим Отечеству и ближним честно и неподкупно.

Народы уважают людей, показывающих образцы исполнения долга, людей добросовестно исполняющих свое дело, уверенных в своем призвании, людей занимающих свое место с достоинством, людей правдивых, неспособных лукавить, людей, которые не ленятся работать, не боятся энергично сказать «нет», не стыдятся сказать «не могу», людей вдохновенных, способных творчески мыслить, людей, которые беззаветно служат Богу, народу и Отечеству, людей, которых любят люди. Таким был Ушаков… Об этом написано немало книг, одна из них, книга Валерия Ганичева  так и называется: «Святой Воин Адмирал  Ушаков».

7.     Обращение к выставке. Работа двух модераторов: Васильева Настя и Овсянникова Наталья. Подготовка аудитории учащихся к работе в группах. (2 мин). (Приложение № 1).

8.     Самостоятельная работа учащихся с книгами на выставке. Класс делится на 2 группы  под руководством модератора и каждая группа выбирает три книги. При помощи аннотаций к  книгам дети знакомятся с этими книгами по заданной теме выставки. Презентация их общего заключения-вывода. При обсуждении учитель подводит учащихся к понятию Духовный подвиг.

9.     Синквейн со словом ПОДВИГ. Итог. (Приложение № 2).

(Слайд №9 ).

(Слайд № 10 ).

10.           Рефлексия – достигнутые результаты (обращая внимание на предполагаемые результаты, зафиксированные на доске для учащихся). Понравился ли урок?

(8-10 этапы  - оставшееся время для выполнения и  обсуждения).

 Домашнее задание. В рабочей тетради доделать стр. 28-29.

 

 

 

Приложение № 1.

Карточка-маршрут

Группа А.

Модератор  Васильева Настя

 Модератор Сообщает тему выставки: «Биография Ф.Ф. Ушакова. Великий адмирал Ф.Ф. Ушаков».

1.      Разбить класс на 2  команды

2.      Выбрать ответственного спикера-докладчика.

3.      Подобрать 3 книги и передать учащимся на стол для  подготовки  сообщения.

4.      Заполнить поле для сообщения на тему:

«Факты из биографии Ф.Ф. Ушакова. Великий адмирал Ф.Ф. Ушаков»

5.      Презентация сообщения- спикер.

Общие комментарии к выставочному стенду: на стенде представлены книги, которые рассказывают о жизни адмирала, его подвигах и о том, почему великий флотоводец является миротворцем и Святым воином.

ФИ участников группы А: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Поле для сообщения

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Карточка-маршрут

Группа Б.

Модератор  Овсянникова Наталья

 

 Модератор сообщает тему выставки: «Флот Российский. Сражения и Победы командующего Черноморским флотом Ф.Ф. Ушакова».

Для достижения результата необходимо действовать, согласно маршруту:

1.      Разбить класс на 2  команды

2.      Выбрать ответственного спикера-докладчика.

3.      Подобрать 3 книги и передать учащимся на стол для  подготовки  сообщения.

4.      Заполнить поле для сообщения на тему:

«Черноморский  флот под командованием адмирала Ф. Ушакова».

5.      Презентация сообщения - спикер.

 

 

Общие комментарии к выставочному стенду: на стенде представлены книги, которые рассказывают о военно-морском флоте Российской армии, о Подвигах адмирала Ф. Ушакова и  почему великий флотоводец является миротворцем и Святым воином.

ФИ участников группы А: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Поле для сообщения

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение № 2.

 

Синквейн-памятка:

1.       Слово-тема.   Подвиг

2.       Два  глагола по теме  (подобрать к заданному слову).  Жертвовать, проявлять.

3.       Три прилагательных к этому слову. Беззаветный, беспримерный, величайший.

4.       Мини-предложение из 3-4 слов с заданным словом. Ему был присущ беспримерный Героизм.

5.     Подобрать эмоциональный синоним. ( Слово, выражающее  главное  качество или впечатление от  заданного слова).  Самоотверженность.

Приложение № 3.

Рабочая тетрадь УМК Берсеневой Т.А. Часть 2. Стр. 28-29.

Подготовлено к уроку:

Технологическая карта урока

Отзыв об уроке

Раздаточный материал

Выставка книг

Аннотации к книгам выставки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_zashchita_otechestva._admiral_ushakov.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 315

Пушкинского района г. Санкт-Петербурга

Конспект урока

по ОРКСЭ модуль: Основы Православной Культуры

Тема: «Защита Отечества. Адмирал Федор Ушаков».

Дата проведения открытого урока: 12.05.2017

ФИО учителей: Морозова Янина Сергеевна, Фирсова Татьяна Александровна.

Цель урока: сформировать представление  о православном традиционном отношении к Родине как Святому Отечеству и о понимании священного долга защищать свою Родину.

Задачи:

  • познакомить с именами великих русских полководцев. Дать представление  о ценностных установках, лежащих в основе воспитания доблестных воинов, великих полководцев, адмиралов.
  • познакомить с  лозунгом русского воинства: «За веру, царя и Отечество»
  • формировать понимание духовной, социальной и культурной ценности  Православия, православных культурных традиций.
  • формировать интерес к изучению православной культуры.
  • Продолжать воспитывать у учащихся уважение к духовным и художественно-эстетическим традициям русского народа.
  • Дать представление о молитвенном подвиге монахов.
  • Продолжать формировать понимание культурного единства России.
  • Обогащать, закреплять и активизировать духовный и историко-культурологический словарь школьников.

Раздаточный материал:

  1. Карточка-маршрут по работе с выставкой.
  2. Памятка-синквейн.
  3. Ксерокс рабочей тетради.
  4. Аннотации к книгам выставки.

Ход урока

  1. Организационный момент. (2 мин).

  1. Мотивирование к учебной деятельности.  (5 минут). (Прослушивание Музыкального  фрагмента) – звучит песня «От героев былых времен…»

(1 минута).

Учитель задает вопрос: Как вы думаете, в чем основная  мысль этого музыкального фрагмента? О чем эта песня?

Ответы учащихся: ( ответы учащихся).

Слова учителя: Мы с вами услышали слова «о героях былых времен…», кто такой «ГЕРОЙ»?

Что такое «Героизм»? (См. Словарь Ожегова – даем определение).

 (Слайд № 2).

Доблесть — высшая добродетельстойкость; высшее мужество, готовность преодолеть препятствия для достижения какой-либо высокой цели,самоотверженность в какой-либо деятельности и спасении людей, народа.

  1. Просмотр фрагмента фильма: «Александр Невский». (Большой экран). Выявление места и причины затруднения: постановка цели деятельности.

Вопрос учителя: Вы узнали этого Героя?

Ответы учащихся:   ………………………. .

Выход  на тему: учителем  на А. Невского.

  • С каким периодом в истории мы знакомимся, вспоминая  этого  человека?  С какой страной связано его имя?

Посмотрите, пож-та, в Рабочую тетрадь. Часть 2. Страница тетр. 29. Задание № 3.На иконах изображены святые воины. Подпиши их. Выполните задание.

(Слайд № 3).

(Ответы учащихся и учитель подводит итог сказанного – это первое имя, с которым вы знакомитесь в истории и по окружающему миру и на уроках основ православной культуры). Его имя связано с Победой над шведами на реке Неве в 1240 г. И битвой на Чудском в озере 1242 г.  Святой благоверный князь Александр Невский – великий миротворец. Благоверный ( от греч. слова – лик православных святых из монархов (правителей, прославляемых церковью за праведную жизнь). Благоверные цари и князья употребляли полученное от Бога величие и богатство для дел милосердия, просвещения, сохранения народных святынь. Среди них Александр Невский и Дмитрий Донской.  Мы знаем, что  имя князя Дмитрия Донского так же связано с защитой Отечества в 1380 г. Сражение на Куликовом поле.

(Слайд № 4, №5).

  1. Выход на тему: (7-8  мин.) (Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

Учитель:  Как вы думаете, ребята, о чем мы будем  сегодня говорить  на уроке? После ответов учащихся см. (Слайд на экране: Тема: «Защита Отечества»).

(Слайд № 6).

Выстраиваем с учащимися смысловой  ряд: 

Отечество-Отчизна-отец-родной-Родина. (Отец продолжает род). Родной, близкий  человек.

  1. Предполагаемые результаты. (Ответы учащихся фиксируются на доске. 3-4 ответа). (Сегодня на уроке мы узнаем, что долг каждого гражданина – Защита своей Родины, понимать, что это Священный долг;  узнаем на уроке великие имена полководцев и флотоводца адмирала Федора Ушакова, который был милосерден к своим врагам  и не проиграл ни одного сражения, защищая страну, в которой родился, служил и стал уважаемым человеком, великим и причислен к лику Святых, поэтому он изображен на иконах. К его иконе обращаются не только моряки, но и родственники военнослужащих молятся о мире и благополучии своих родных,  солдат, моряков.
  2. Первичное закрепление знания. Домашнее задание в виде доклада (проектная деятельность учащихся). (14 минут).

(Слайд № 7, 8 ).

Учитель резюмирует содержание докладов. Подчеркивает – «Святой Воин Феодор Ушаков».

Бог всегда воздает по справедливости людям, наполненным Верой и Праведностью, совершающим Милосердие и Благотворительность, служащим Отечеству и ближним честно и неподкупно.

Народы уважают людей, показывающих образцы исполнения долга, людей добросовестно исполняющих свое дело, уверенных в своем призвании, людей занимающих свое место с достоинством, людей правдивых, неспособных лукавить, людей, которые не ленятся работать, не боятся энергично сказать «нет», не стыдятся сказать «не могу», людей вдохновенных, способных творчески мыслить, людей, которые беззаветно служат Богу, народу и Отечеству, людей, которых любят люди. Таким был Ушаков… Об этом написано немало книг, одна из них, книга Валерия Ганичева  так и называется: «Святой Воин Адмирал  Ушаков».

  1. Обращение к выставке. Работа двух модераторов: Васильева Настя и Овсянникова Наталья. Подготовка аудитории учащихся к работе в группах. (2 мин). (Приложение № 1).
  2. Самостоятельная работа учащихся с книгами на выставке. Класс делится на 2 группы  под руководством модератора и каждая группа выбирает три книги. При помощи аннотаций к  книгам дети знакомятся с этими книгами по заданной теме выставки. Презентация их общего заключения-вывода. При обсуждении учитель подводит учащихся к понятию Духовный подвиг.
  3. Синквейн со словом ПОДВИГ. Итог. (Приложение № 2).

(Слайд №9 ).

(Слайд № 10 ).

  1. Рефлексия – достигнутые результаты (обращая внимание на предполагаемые результаты, зафиксированные на доске для учащихся). Понравился ли урок?

(8-10 этапы  - оставшееся время для выполнения и  обсуждения).

 Домашнее задание. В рабочей тетради доделать стр. 28-29.

Приложение № 1. 

Карточка-маршрут

Группа А.

Модератор  Васильева Настя

 Модератор Сообщает тему выставки: «Биография Ф.Ф. Ушакова. Великий адмирал Ф.Ф. Ушаков».

  1. Разбить класс на 2  команды
  2. Выбрать ответственного спикера-докладчика.
  3. Подобрать 3 книги и передать учащимся на стол для  подготовки  сообщения.
  4. Заполнить поле для сообщения на тему:

«Факты из биографии Ф.Ф. Ушакова. Великий адмирал Ф.Ф. Ушаков»

  1. Презентация сообщения- спикер.

Общие комментарии к выставочному стенду: на стенде представлены книги, которые рассказывают о жизни адмирала, его подвигах и о том, почему великий флотоводец является миротворцем и Святым воином.

ФИ участников группы А: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Поле для сообщения

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка-маршрут

Группа Б.

Модератор  Овсянникова Наталья

 Модератор сообщает тему выставки: «Флот Российский. Сражения и Победы командующего Черноморским флотом Ф.Ф. Ушакова».

Для достижения результата необходимо действовать, согласно маршруту:

  1. Разбить класс на 2  команды
  2. Выбрать ответственного спикера-докладчика.
  3. Подобрать 3 книги и передать учащимся на стол для  подготовки  сообщения.
  4. Заполнить поле для сообщения на тему:

«Черноморский  флот под командованием адмирала Ф. Ушакова».

  1. Презентация сообщения - спикер.

Общие комментарии к выставочному стенду: на стенде представлены книги, которые рассказывают о военно-морском флоте Российской армии, о Подвигах адмирала Ф. Ушакова и  почему великий флотоводец является миротворцем и Святым воином.

ФИ участников группы А: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Поле для сообщения

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение № 2.

Синквейн-памятка:

  1. Слово-тема.   Подвиг
  2. Два  глагола по теме  (подобрать к заданному слову).  Жертвовать, проявлять.
  3. Три прилагательных к этому слову. Беззаветный, беспримерный, величайший.
  4. Мини-предложение из 3-4 слов с заданным словом. Ему был присущ беспримерный Героизм.
  5. Подобрать эмоциональный синоним. ( Слово, выражающее  главное  качество или впечатление от  заданного слова).  Самоотверженность.

Приложение № 3. 

Рабочая тетрадь УМК Берсеневой Т.А. Часть 2. Стр. 28-29.

Подготовлено к уроку:

Технологическая карта урока

Отзыв об уроке

Раздаточный материал

Выставка книг

Аннотации к книгам выставки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок защита проектов: Великий гражданин нашего Отечества Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)

Подвести итог сформированных  представлений о жизни основоположника отечественной науки М.В.Ломоносова;Обобщить знания;Проверить сформированность умения  делать выводы;Воспитывать чувс...

Презентация к уроку "Защита Отечества"

Презентация к уроку "Защита Отечества" по курсу ОРКСЭ...

Урок "Защита Отечества"

Урок  по ОРКСЭ  для 4 класса  "Защита Отечества"...

Урок "Защита Отечества"

Урок для 4 класса в рамках ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"...

Методическая разработка "День защитника отечества"

Дать детям элементарные знания об армии, разных родах войск. Сформировать у них первые представления об особенностях военной службы. Воспитывать чувство гордости за свою армию....

РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку "День защитника отечества" для 1х классов.

РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку «Сценарий­презентация спортивных соревнований "День защитника отечества" для 1­х классов....

Методическая разработка мероприятия, посвященного Дню Отечества. Встреча с военнослужащими "Сыны Отечества"

23 февраля – это День защитника Отечества. Это  особый день, когда почитается воинская слава, отдается честь и память мужчинам и женщинам, которые участвовали  в защите Родины. Это пра...