Урок "Защита Отечества"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Урок для 4 класса в рамках ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok1.docx | 25.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «СОШ № 2» г. Юхнов
Юхновского р-на Калужской области
Тема:
«Защита Отечества»
(Тема № 28 по ОПК)
Учитель начальных классов
Картышева Наталья Михайловна
Юхнов 2014
ОРКСЭ
Модуль «Основы православной культуры»
Тема: Защита Отечества
Цель урока: Познакомить учащихся с христианским отношением к войне и воинскому долгу.
Задачи урока:
Обучающая: познакомить с отношением православных людей к воинскому долгу, узнать о жизни русских воинов, ставших святыми.
Развивающая: усвоить, какие действия допустимы для православного воина на войне, какие – нет.
Воспитывающая: воспитание на примерах героев урока любви к Отечеству, к малой Родине;
осознать, что, христианское отношение к врагам не отменяет священной обязанности защищать Церковь, Родину и семью.
Ключевые понятия урока: защита Родины, малая Родина, справедливая война, несправедливая война.
Ход урока:
1.Организационный момент:
Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя :
-Ребята, сегодня на урок я пришла с хорошим настроением, я всем вам рада (учитель, улыбаясь, протягивает детям руки)
-Протяни руки своему соседу, улыбнись ему и пожелай успеха.
2. Проверка домашнего задания:
-Ребята, к сегодняшнему уроку каждый из вас дома провёл маленькое исследование. Давайте поработаем в ваших группах и обсудим, что у вас в результате получилось.
1 группа : « Что обозначает слово ОТЕЧЕСТВО? (Отечество - родная земля, Отчизна, где кто родился, вырос. Отечество-земля наших предков, отцов и дедов.( К.Д.Ушинский))
2 группа: « К слову ЗАЩИТА подобрать однокоренные слова» (Защитник, защищать)
3 группа: «Подобрать синонимы к слову РОДИНА.(Отчизна, Отечество)
3. – А сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно его послушайте. (учитель читает стих-е из книги «Юхнов, овеянный воинской славой» В. И. Пляшкевича)
Двести тридцать пять лет горожанами
Мы слывём на Российской земле,
Величаем себя Юхновчанами,
Обречёнными к ратной судьбе.
После битв на Угре и стояния,
Хан Ахмат с лютой сворой врагов,
НЕ надеясь взять верх в состязании,
Убежал от её берегов.
Два столетья назад, рать французская,
В нашем Юхновском мирном краю
Ощутила мужицкую, русскую
Партизанскую силу в бою.
Вспоминаем и болью, и с нежностью:
Горстка юных бойцов на мосту,
Расправляясь с фашистскою нечестью,
Заслонила собою Москву.
Свыше тысячи, с поля сражения,
Земляков не вернулось домой,
Шестерых храбрецов в поселениях
Наградили Звездой золотой.
Юхновчанин, прошли лихолетья,
Не под пулями ты, распрямись-
Если слава отцов дорога тебе,
По геройски живи и трудись!
Учитель:
-О чём вам рассказало это стихотворение? Что вы испытывали, чувствовали, когда его слушали?
Учитель: Огромна Русь-Матушка, сказочно богата её история, загадочна русская душа, а потому и интересна. Частичкой этого великого государства и является наша Юхновская земля. Мы с вами должны гордиться своей малой Родиной, Юхновской землёй, должны быть благодарны тем людям, которые защитили и сохранили её для нас и быть в ответе за дальнейшее её развитие и процветание своей малой Родины и всего государства Российского.
-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? Какая тема урока? (Защита Отечества)
4. РАБОТА В ПАРАХ:
Соберите пословицы и объясните их смысл:
а) Кто, тому, за, Родину, сила, двойная, дерётся, даётся. (Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся.)
б) мать, умей, Родина, неё, за, постоять. ( Родина – мать, умей за неё постоять.)
ПРОВЕРКА РАБОТЫ
Учитель: Испокон веков на Руси православные люди бережно относились к родной земле, оберегали её, Хранили границы и православную веру, которая в самые лихие времена давала силы выстоять и перенести самые тяжёлые испытания.
Учитель: Сегодня на уроке каждый из вас узнает что-то новое для себя о славных защитниках нашего Отечества , о том, когда война бывает справедливой, а когда – несправедливой, о святых защитниках Родины. Постарайтесь быть внимательными , работайте дружно , помогайте друг другу.
4. - Чтение первого абзаца в учебнике ( с. 88)
- Как вы думаете, почему враги так часто нападали на нашу Родину, на Русь?
ОБСУЖДЕНИЕ В ПАРАХ
Учитель: ( обобщает ответы детей) Наша Родина самая красивая и богатая природными богатствами. У нас есть всё: Богатая красивая природа и богатые природные ископаемые, и красивые озёра и реки, богатая земля, которая даёт сказочные урожаи и многое другое. И вот это всё не даёт нашим врагам покоя. Зависть толкает наших врагов на войну, чтобы взять это всё силой.
На доске таблица:
- Справедливая война: Цель: защитить свою семью, свою Родину.
- Несправедливая война: Цель: захватить чужие земли, навязать свою веру.
-Как вы думаете, как можно назвать такую войну?
- А какую войну вели наши земляки юхновчане?
- В основе войны лежит ЭГОИЗМ, в основе мира – ЛЮБОВЬ. Божий мир – это мир любви. Поэтому для христианства так важно сохранять мир между людьми. А защита Отечества, защита мира и спокойствия считается христианами святым подвигом.
- Как вы думаете, на кого скорее всего нападёт грабитель – на сильного или на слабого?
- А чтобы кто-то боялся нападать на нашу страну, что нам нужно? (Нужна сильная армия. Наша страна – мирное государство.)
5. Чтение и разбор примера на этой странице:
-Как вы считаете, Женя поступил правильно? (высказывания детей)
Учитель: С одной стороны, он защищал сестрёнку, свою семью – значит, он явился защитником слабого. А с другой стороны он совершил преступление (убил человека, совершил большой грех. Нельзя даже врага лишать жизни) Христос учил прощать.
Работа с учебником: с. 88 2-й абзац.
6.РАБОТА В ПАРАХ: Пообсуждайте: а как вы бы поступили на месте Жене? Как по- другому можно было поступить в такой ситуации?
Проверка работы. Обсуждение ответов детей.
7. Знакомство с русскими воинами, ставшими святыми.
А кого можно назвать защитником Отечества? А кто были первыми защитниками нашего Отечества? Каких богатырей вы знаете?
КАРТИНА В. ВАСНЕЦОВА «ТРИ БОГАТЫРЯ» Рассматривание картины
СООБЩЕНИЕ - ДОКЛАД УЧЕНИКА ОБ Илье Муромце
-Легендарный богатырь Илья Муромец , одержав победы во многих поединках, в конце концов , стал монахом. После смерти был причислен к лику святых. День памяти Св. Ильи Муромца отмечают 1 января. Его останки – «мощи» хранятся в Киево-Печерской Лавре. Да, ребята, это не сказочный персонаж, был такой богатырь - защитник земли Русской.
8. ФИЗМИНУТКА
Раз! два! три! Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.
И направо, и ещё через левое плечо.
Широко расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
9. – С христианской точки зрения справедливой может быть только оборонительная война. Война может быть справедливой, если ведётся «за алтари и очаги», то есть за свою семью, за свою Родину и за её святыни.
с.89 2-й абзац
- Даже на войне нужно оставаться человеком. Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны. Православные воины всегда умели воевать и умели достойно возвращаться с войны.
10.РАБОТА В ГРУППАХ
-Сейчас каждая группа подготовит рассказ о вонах – защитниках. Прошу подойти из каждой группы ответственного – выбрать карточку с заданием.
1-я группа: Дмитрий Донской
2-я группа: Александр Невский
3-я группа: Фёдор Ушаков
(по учебнику за 5 минут дети читают свои отрывки и готовят сообщения.)
(На доске портреты воинов, либо кадры слайдов.)
ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ.
11. Обобщение ответов учителем.
-У нас в стране много войсковых частей, где солдаты постоянно несут службу, следят за неприкосновенностью границ нашей Родины. ОНИ ЗАЩИЩАЮТ САМОЕ ЦЕННОЕ – ОТЕЧЕСТВО, выполняют этот священный долг для того, чтобы населению спалось и жилось мирно и спокойно. И вы, ребята, учась в школе, тоже служите - ваша учёба в школе является малой частичкой службы Родине, вы должны любить и охранять нашу малую Родину, наш Юхнов, любить и помогать семье, бережно относиться к святым местам. Монастыри – это тоже своеобразные войсковые части. Монахи – воины войска Христова- молятся Господу, чтобы Господь защитил народ от врага.
12. РЕФЛЕКСИЯ.
-Какова была тема нашего урока? О чём мы сегодня говорили?
Продолжите предложения: (на доке)
Я УЖЕ ЗНАЛ……………….
Я УЗНАЛ………………………….
МНЕ ОСТАЛОСЬ НЕПОНЯТНО…………………………….
13. Домашнее задание. Работа в тетрадях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий для проведения Дня защитника Отечества.
Подготовка к проведению праздника в школе всегда ответственно и трудоемко. Данная разработка поможет подготовить праздник для мальчиков - 23 февраля. ...
Планирование уроков по курсу "Мое Отечество", 3 класс
Планирование уроков по курсу "Мое Отечество",3 класс, ОС 2100, автор Данилов, по триместрам ...
Праздник "День защитника Отечества".
Праздник для детей и родителей....
Смородинова Елена Эдуардовна Праздник песни и строя, посвящённый Дню Защитника Отечества для учащихся начальной школы
Праздник песни и строя традиционно проводится в канун Дня Защитника Отечества....
К.Д. Ушинский «Наше Отечество». В.Песков «Отечество».
Задачи урока: - актуализировать и расширить знания учащихся о Родине, России;- познакомить с рассказом К. Ушинского «Наше Отечество», пословицами о Родине;- формировать умение анализи...
Областной конкурс «Герои Отечества - наши земляки», посвященный Дню Героев Отечества
Сочинение на областной конкурс "Герои Отечества - наши земляки"...
Методическая разработка мероприятия, посвященного Дню Отечества. Встреча с военнослужащими "Сыны Отечества"
23 февраля – это День защитника Отечества. Это особый день, когда почитается воинская слава, отдается честь и память мужчинам и женщинам, которые участвовали в защите Родины. Это пра...