Урок "Защита Отечества"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Урок для 4 класса в рамках ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok1.docx25.85 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «СОШ № 2» г. Юхнов

Юхновского р-на Калужской области

Тема:

«Защита Отечества»

 (Тема № 28 по ОПК)

Учитель начальных классов

Картышева Наталья Михайловна

Юхнов 2014

ОРКСЭ

Модуль «Основы православной культуры»

Тема:     Защита Отечества

Цель урока: Познакомить учащихся с христианским отношением к войне и воинскому долгу.  

Задачи урока: 

Обучающая: познакомить с отношением православных людей к воинскому долгу, узнать о жизни русских воинов, ставших святыми.

Развивающая: усвоить, какие действия допустимы для православного воина на войне, какие – нет.

Воспитывающая: воспитание на примерах героев урока любви к Отечеству, к малой Родине;

 осознать, что, христианское отношение к врагам не отменяет священной обязанности защищать Церковь, Родину и семью.

Ключевые понятия урока: защита Родины, малая  Родина, справедливая война, несправедливая война.

Ход урока:

1.Организационный момент:

Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя :

-Ребята, сегодня на урок я пришла с хорошим настроением, я всем вам рада (учитель, улыбаясь, протягивает детям руки)

-Протяни руки своему соседу, улыбнись ему и пожелай успеха.

     2. Проверка домашнего задания:

-Ребята, к сегодняшнему уроку каждый из вас дома провёл маленькое исследование. Давайте поработаем в ваших группах и обсудим, что у вас в результате получилось.

1 группа : « Что обозначает слово ОТЕЧЕСТВО? (Отечество - родная земля, Отчизна, где кто родился, вырос. Отечество-земля наших предков, отцов и дедов.( К.Д.Ушинский))

2 группа: « К слову ЗАЩИТА подобрать однокоренные слова» (Защитник, защищать)

3 группа: «Подобрать синонимы к слову РОДИНА.(Отчизна, Отечество)

3. – А сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно его послушайте. (учитель читает стих-е из книги «Юхнов, овеянный воинской славой» В. И. Пляшкевича)

Двести тридцать пять лет горожанами

Мы слывём на Российской земле,

Величаем себя Юхновчанами,

Обречёнными к ратной судьбе.

После битв на Угре и стояния,

Хан Ахмат с лютой сворой врагов,

НЕ надеясь взять верх в состязании,

Убежал от её берегов.

Два столетья назад, рать французская,

В нашем Юхновском мирном краю

Ощутила мужицкую, русскую

Партизанскую силу в бою.

Вспоминаем и болью, и с нежностью:

Горстка юных бойцов на мосту,

Расправляясь с фашистскою нечестью,

Заслонила собою Москву.

Свыше тысячи, с поля  сражения,

Земляков не вернулось домой,

Шестерых храбрецов в поселениях

Наградили Звездой золотой.

Юхновчанин, прошли лихолетья,

Не под пулями ты, распрямись-

Если слава отцов дорога тебе,

По геройски живи и трудись!

Учитель:

-О чём вам рассказало это стихотворение? Что вы испытывали, чувствовали, когда его слушали?

Учитель: Огромна Русь-Матушка, сказочно богата её история, загадочна русская душа, а потому и интересна. Частичкой этого великого государства и является наша Юхновская земля. Мы с вами должны гордиться своей малой Родиной,  Юхновской землёй, должны быть благодарны тем людям, которые защитили и сохранили её для нас и быть в ответе за дальнейшее её развитие и процветание своей малой Родины и всего государства Российского.

 -Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? Какая тема урока? (Защита Отечества)

4. РАБОТА В ПАРАХ:

Соберите пословицы и объясните их смысл:

а) Кто, тому, за, Родину, сила, двойная, дерётся, даётся. (Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся.)

б) мать, умей, Родина, неё, за, постоять. ( Родина – мать, умей за неё постоять.)

ПРОВЕРКА РАБОТЫ

Учитель: Испокон веков на Руси православные люди бережно относились к родной земле, оберегали её, Хранили границы и православную веру, которая в самые лихие времена давала силы выстоять и перенести самые тяжёлые испытания.

 Учитель: Сегодня на уроке каждый из вас узнает что-то новое для себя о славных защитниках нашего Отечества , о  том, когда война бывает справедливой, а когда – несправедливой, о святых защитниках  Родины. Постарайтесь быть внимательными ,  работайте дружно , помогайте друг другу.

4. - Чтение первого абзаца в учебнике ( с. 88)

- Как вы думаете, почему враги так часто нападали на нашу Родину, на Русь?

ОБСУЖДЕНИЕ В ПАРАХ

Учитель: ( обобщает ответы детей) Наша Родина самая  красивая и богатая природными богатствами. У нас есть всё: Богатая красивая природа и богатые природные ископаемые, и красивые озёра и реки, богатая  земля, которая даёт сказочные урожаи и многое другое. И вот это всё не даёт нашим врагам покоя. Зависть толкает наших врагов на войну, чтобы взять это всё силой.

На доске таблица:

  1. Справедливая война:  Цель:  защитить свою семью, свою Родину.
  2.  Несправедливая война:  Цель:  захватить чужие земли, навязать свою веру.

-Как вы думаете, как можно назвать такую войну?

- А какую войну вели  наши земляки юхновчане?

- В основе войны лежит ЭГОИЗМ, в основе мира – ЛЮБОВЬ. Божий мир – это мир любви. Поэтому для христианства так важно сохранять мир между людьми. А защита Отечества, защита мира и спокойствия считается христианами святым подвигом.

- Как вы думаете, на кого скорее всего нападёт грабитель – на сильного или на слабого?

- А чтобы кто-то боялся нападать на нашу страну, что нам нужно? (Нужна сильная армия. Наша страна – мирное государство.)

5. Чтение и разбор примера на этой странице:

-Как вы считаете, Женя поступил правильно? (высказывания детей)

Учитель: С одной стороны, он защищал сестрёнку, свою семью – значит, он явился защитником слабого. А с другой стороны  он совершил преступление (убил человека, совершил большой грех. Нельзя даже врага лишать жизни)  Христос учил прощать.

Работа с учебником: с. 88 2-й абзац.

6.РАБОТА В ПАРАХ: Пообсуждайте: а как вы бы  поступили на месте Жене? Как по- другому можно было поступить в такой ситуации?

Проверка работы. Обсуждение ответов детей.

7. Знакомство с русскими воинами, ставшими святыми.

А кого можно назвать защитником Отечества? А кто были  первыми защитниками нашего Отечества? Каких богатырей вы знаете?

КАРТИНА В. ВАСНЕЦОВА «ТРИ БОГАТЫРЯ» Рассматривание картины

СООБЩЕНИЕ - ДОКЛАД УЧЕНИКА ОБ Илье Муромце

-Легендарный богатырь  Илья Муромец , одержав победы во многих поединках, в конце концов , стал монахом. После смерти был причислен к лику святых. День памяти  Св. Ильи Муромца отмечают 1 января. Его останки – «мощи» хранятся в Киево-Печерской Лавре. Да, ребята, это не сказочный персонаж, был такой богатырь - защитник земли Русской.

8. ФИЗМИНУТКА

Раз! два! три! Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.

И направо, и  ещё через левое плечо.

Широко расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

9. – С христианской точки зрения справедливой  может быть  только оборонительная война. Война может быть справедливой, если ведётся «за алтари и очаги», то есть за свою семью, за свою Родину и за её святыни.

с.89  2-й абзац

- Даже на войне нужно оставаться человеком. Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны. Православные воины всегда умели воевать и умели достойно возвращаться с войны.

10.РАБОТА В ГРУППАХ

-Сейчас каждая группа подготовит рассказ о вонах – защитниках.  Прошу подойти из каждой группы ответственного – выбрать карточку с заданием.

1-я группа: Дмитрий Донской

2-я группа: Александр Невский

3-я группа: Фёдор Ушаков

(по учебнику за 5 минут дети читают свои отрывки и готовят сообщения.)

(На доске портреты воинов, либо кадры слайдов.)

ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ.

11. Обобщение ответов учителем.

-У нас в стране много войсковых частей, где солдаты постоянно несут службу, следят за неприкосновенностью границ нашей Родины.  ОНИ ЗАЩИЩАЮТ САМОЕ ЦЕННОЕ – ОТЕЧЕСТВО,  выполняют этот священный долг для того, чтобы населению спалось и жилось мирно и спокойно. И вы,  ребята, учась в школе, тоже служите - ваша учёба в школе является малой частичкой службы Родине, вы  должны любить и охранять нашу малую Родину, наш Юхнов, любить и помогать семье, бережно относиться к святым местам.  Монастыри – это тоже своеобразные войсковые части. Монахи – воины войска Христова- молятся Господу, чтобы Господь защитил народ от врага.

12. РЕФЛЕКСИЯ.

-Какова была тема нашего урока? О чём  мы сегодня говорили?

Продолжите предложения: (на доке)

Я УЖЕ ЗНАЛ……………….

Я УЗНАЛ………………………….

МНЕ ОСТАЛОСЬ НЕПОНЯТНО…………………………….

13. Домашнее задание. Работа в тетрадях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий для проведения Дня защитника Отечества.

Подготовка к проведению праздника в школе всегда ответственно и трудоемко. Данная разработка поможет подготовить праздник для мальчиков - 23 февраля. ...

Планирование уроков по курсу "Мое Отечество", 3 класс

Планирование уроков по курсу "Мое Отечество",3 класс, ОС 2100, автор Данилов, по триместрам ...

Праздник "День защитника Отечества".

Праздник для детей и родителей....

Смородинова Елена Эдуардовна Праздник песни и строя, посвящённый Дню Защитника Отечества для учащихся начальной школы

Праздник песни и строя традиционно проводится в канун Дня Защитника Отечества....

К.Д. Ушинский «Наше Отечество». В.Песков «Отечество».

Задачи урока: - актуализировать и расширить знания учащихся о Родине, России;- познакомить с рассказом К. Ушинского «Наше Отечество», пословицами о Родине;- формировать умение анализи...

Областной конкурс «Герои Отечества - наши земляки», посвященный Дню Героев Отечества

Сочинение на областной конкурс "Герои Отечества - наши земляки"...

Методическая разработка мероприятия, посвященного Дню Отечества. Встреча с военнослужащими "Сыны Отечества"

23 февраля – это День защитника Отечества. Это  особый день, когда почитается воинская слава, отдается честь и память мужчинам и женщинам, которые участвовали  в защите Родины. Это пра...