Идеалы христианской жизни.
статья по орксэ на тему

Бобылёва Надежда Анатольевна

Выступление на Рождественских образовательных чтениях " Традиции и новации: культура, общество, личность".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл idealy_hristianskoy_zhizni.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

Идеалы христианской жизни.

Выступление на Рождественских образовательных чтениях

«Традиции и новации: культура, общество, личность»

Бобылёва Н. А.

п/п

Текст

Слайд

«Цели воспитания должны быть

вечными, должны соответствовать

глубине человеческой природы» -  говорил  К.Д. Ушинский

«Цели воспитания должны быть

вечными, должны соответствовать

глубине человеческой природы»

К. Д. Ушинский +фото

Семья – самый древний социальный институт. Воспитание детей в семье – актуальная тема в педагогическом сообществе.

Выражение "семья – малая Церковь" мы встречаем на страницах Священного Писания. В разговоре о Церкви мы почти всегда употребляем слова и понятия, связанные с семейной жизнью: священника называем "отцом", "батюшкой", себя считаем "духовными детьми" своего духовника.

Христианскую семью важно понимать как "малую Церковь", то есть единство нескольких любящих друг друга людей, скрепленных живой верой в Бога. Ответственность родителей во многом схожа с ответственностью церковного духовенства: родители тоже призваны стать в первую очередь "свидетелями", то есть примерами христианской жизни и веры. Нельзя говорить о христианском воспитании детей в семье, если в ней не осуществляется жизнь "малой Церкви".

Семья даже в самые трудные времена – это "малая Церковь", если в ней остается хотя бы искорка стремления к добру, к истине, к миру и любви, иначе говоря, к Богу; если в ней есть хотя бы один свидетель веры, исповедник ее.

Иллюстрация патриархальной  русской семьи

В истории Церкви бывали случаи, когда лишь единственный святой защищал истину христианского учения.

Мы не можем принуждать наших детей к каким-то героическим конфликтам с окружающей средой. Мы призваны понимать их трудности, с которыми они сталкиваются в жизни, должны сочувствовать им, когда в силу необходимости они умалчивают, скрывают свои убеждения, чтобы избежать конфликта. Но в то же время мы призваны развивать в детях понимание того главного, чего необходимо держаться и во что верить.

Важно помочь ребенку понять: не обязательно говорить о добре – надо быть добрым! Можно не показывать крестик или иконку, но нельзя над ними смеяться! Можно не говорить в школе о Христе, но важно стараться узнать о нем как можно больше и стараться жить по Христовым заповедям.

Фото или картинка с урока по христианским ценностям

"Домашняя Церковь" по своей природе воплощает религиозные ценности и верования в повседневном быту, в поведении, в праздниках, застольях и других традиционных обычаях. Семья есть нечто большее, чем отец, мать и дети. Семья – это наследница нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных дедами, прадедами и пращурами. Очень трудно, да, пожалуй, и невозможно создать подлинный христианский жизненный уклад, пренебрегая традициями. Семья призвана не только воспринимать, поддерживать, но и передавать из поколения в поколение духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию. Из семейной традиции и благодаря ей на основе особого почитания предков и отеческих могил, семейного очага и национальных обычаев создавалась культура национального чувства и патриотической верности. Семья есть для ребенка первое родное место на земле – источник не только тепла и питания, но еще и осознанной любви и духовного понимания.

Пасха в семье

Рождество в  семье

Нельзя насильно удержать, внушить, заставить ребенка быть таким, как этого хотят отец или мать. Потому для воспитания детей самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими истинной духовной жизнью и освященными любовью.

Без любви родителей к своим детям нельзя говорить о христианском воспитании. Родительская любовь – особая любовь, это любовь жертвенная и бескорыстная. Каждый из членов семьи призван отыскать себя. Личность любящего должна стать сильнее и богаче прежней."Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода". Бессонные ночи, физическая усталость, скованность, беспокойство – всего этого не избежать.  Отец может почувствовать себя заброшенным из-за того, что жена стала больше внимания уделять материнским обязанностям.

"Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода".

            Библия. Новый Завет

Чтобы глубже осмыслить отношения с собственными детьми, родители нуждаются в духовном руководстве и творческом вдохновении. В основе этих отношений – любовь, полная ответственности, признающая авторитет, созданная на уважении и стремлении понять личность ребенка. С христианской точки зрения родительская любовь обладает эмоциональной полнотой любви, важно, чтобы она не становилась эгоистичной. В идеале она совершенно бескорыстна, и образец этому – любовь Божией Матери к Иисусу Христу.  Но вот ребенок вырастает и уходит от родителей. Жертвенный, христианский смысл родительской любви состоит в признании этого факта. Образы Авраама и Исаака и сегодня образец для родителей, которые жаждут посвятить жизнь ребенка Богу – не прервать его жизнь, а подчинить ее больше Богу, чем самим себе. Это прекрасно выражено на иконах Богоматери с Младенцем, прямо сидящим на Ее коленях: Ее руки обнимают Его, не прижимая к Себе.

Лики икон

Человек начинает свою жизнь в семье, которую он не создавал, это семья его отца и матери, и он входит в нее через рождение, задолго до того, как ему удастся осознать самого себя и окружающий мир. И.А. Ильин говорил, что ребенок получает эту семью как особый дар судьбы. В основе брака лежит выбор и решение, а ребенку не приходится выбирать и решать. Отец и мать как бы образуют судьбу, которая выпадает на его жизненную долю, и эту судьбу он не может ни отклонить, ни изменить – ему остается только принять ее и нести всю жизнь. То, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве, в лоне семьи.

      Идеалом христианской семьи является семья императора Николая ||. В этой удивительной Семье действовали слова Священного Писания: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему... Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть». Дети росли,  наблюдая не только безграничную Родительскую любовь друг к другу, но и правильные, евангельские взаимоотношения между мужем и женой. Когда кто-нибудь из Детей обращался к Матери по вопросам, касавшимся воспитания, образования или отношений внешнего свойства, Она всегда отвечала: "Я поговорю с Отцом". Когда к Отцу обращались с вопросом того или другого внутреннего или хозяйственного распорядка или с вопросом, касавшимся всей Семьи, Он неизменно отвечал: "Как Жена. Я поговорю с Ней". Оба поддерживали авторитет друг друга, и оба по вере сознательно проводили идею "единой плоти и единого духа"».
Следовательно, в души Детей уже были заронены семена для благодатного прорастания на ниве добрых семейных отношений.

А вот выдержки из писем 1916 года. Жить Царской Семье оставалось около двух лет. Императрица - мужу: «Я так люблю получать от Тебя цветы, они - залог нежной любви. Не каждый муж подумает о том, чтобы послать цветы своей старой жене».
7 апреля Государь писал Супруге: «Завтра 8-е (день помолвки Царственной Четы.) Мои мысли и молитвы будут с Тобой, моя Девочка, мое родное Солнышко. Тогда Я боролся за Тебя даже против Тебя Самой!!!»
В этот памятный день 8 апреля Александра Федоровна напишет: «В этот день, день Нашей помолвки, все Мои нежные мысли с Тобой, наполняя Мое сердце бесконечной благодарностью за ту глубокую любовь и счастье, которыми Ты дарил Меня всегда с того памятного дня 22 года тому назад. Да поможет Мне Бог воздать Тебе сторицей за всю Твою ласку!

Они умерли мучениками за человечество. Их истинное величие проистекало не из их царского сана, а от той удивительной нравственной высоты, до которой они постепенно поднялись. Они сделались идеальной силой. И в самом своем уничижении они были поразительным проявлением той удивительной ясности души, против которой бессильны всякое насилие и всякая ярость и которая торжествует в самой смерти.

Фото Романовых

Семья, являясь наследницей и хранительницей духовно-нравственных традиций, больше всего воспитывает детей своим укладом жизни, пониманием необходимости не только хранить, но и умножать то, что досталось нам от предыдущих поколений.

Основой духовного возрастания детей являются таинства Церкви.

Дыханием духовной жизни становится молитва.

В первые века христианства молитва в семье была общей и на нее собирались все члены семьи. Читал молитву старший в семье, а все присутствующие тихо за ним повторяли.

Чтобы приучить ребенка к церковной молитве, необходимо с раннего детства брать его в церковь для посещения богослужений. Он не будет тяготиться богослужениями, если привыкнет с детства бывать на них от начала и до конца, вначале сидя, а с возрастом и стоя.

Дети прекрасно понимают, насколько искренне сами родители соблюдают принятые правила – будь то регулярное посещение храма, доброжелательство и гостеприимство, пост, воздержание от курения и алкоголя. Христианский быт строится на исполнении закона как действенного принципа, как жизненной позиции, а не пустой формальности или безжизненного обряда. Родители-христиане своим поведением должны показать детям, что в основе всякой дисциплины лежит принцип "да будет воля Твоя", а не принцип родительского "я так хочу".

Иллюстрация «Молитва перед иконой»

Ошибки родителей на этом пути:

•        сообщают детям религиозные понятия, которые они не воспринимают, либо слабо воспринимают;

•        наоборот, ничего не сообщают детям, воображая, что оставление детей в религиозной пустыне будто бы охраняет «естественное развитие души»;

•        превращают Божество в детских глазах в карательную инстанцию («Бог накажет»). Учат не любви к Богу, развивают не творческое устремление к Богу, который всё создал и сохраняет, а развивают страх перед Богом;

•        вносят в детскую душу дохристианское понятие о Боге-Судии; тайна Божией любви, безмерной и прощающей, остаётся часто закрытой от детской души из-за этого.

Традиции играют важнейшую роль в становлении мировосприятия человека. Отвергать традиционные подходы, ссылаясь на то, что мир динамично развивается, путь в «никуда».

Традиции православного воспитания детей в семье имеют тысячелетний опыт и обращение к ним – это не экскурс в историю, а попытка ответить на злободневные вопросы современных родителей: почему их дети вырастают эгоистами, неблагодарными циниками, инфантильными и т.д.

Ошибки родителей :

•        сообщают детям религиозные понятия, которые дети  не воспринимают;

•        ничего не сообщают детям, якобы охраняя «естественное развитие души»;

•        превращают Божество в детских глазах в карательную инстанцию («Бог накажет»).

•        вносят в детскую душу дохристианское понятие о Боге-Судии; тайна Божией любви часто остаётся закрытой от детской души.

Одно из первых условий воспитания детей в семье – это любовь. Любовь в высшем смысле, в соответствии с определением Ап. Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».

Любовь – великое таинство и дар. В церкви священнослужитель вопрошает новобрачных: «Желаешь ли ты дожить до любви с человеком, который стоит рядом с тобой?»[4] В такой семье ребенок научается самопожертвованию, смирению своих желаний и «хотений» для блага другого. Он не будет требовать удовлетворения капризов, внимания «к себе любимому».

Иллюстрация любви в семье

Православная традиция основана на иерархичном устроении семьи. Во главе – отец. Его особое место связано с установлением духовно-нравственного уклада семьи с определением: для чего живет семья? Отец не только должен руководствоваться сиюминутными потребностями о «хлебе насущном», но и быть примером во всём, иметь возвышенные чувства. В православной традиции задачей отца было приготовить сына к трудностям, скорбям, испытаниям, чтобы ребенок стал сильным духом.

Нелегко быть ребенком, находиться в полной зависимости, послушании у родителей. И нелегко молодым родителям установить «границы-запреты» для ребенка, когда слышат вокруг о развитии творческой активности и самостоятельности детей. Но, только научившись слышать и слушать родителей, ребенок научается держать ответ, а, значит, и быть ответственным.

Если в семье формируются духовно-нравственные ценности, то такая семья способна оградить ребенка от искушений и соблазнов, способна научить ребенка отличать добро от зла, а, выбрав добро, устоять в нем.

Семейное воспитание – великий труд, жертвенность, любовь, и оно не может основываться только на функциях организации быта, физического воспроизведения и общения. Семейное воспитание невозможно подменить социальным.

«Узнавание» традиций семейного воспитания – мощный стимул к внутренней, духовной работе всех членов семьи.

Несколько картинок: совместные дела родителей и детей

Очень важно помочь семье открыть традиционные ценности воспитания, а образовательным учреждениям понять: какие духовно-нравственные ценности они исповедуют и насколько уклад жизни (а не функционирования) соотносится с ними.

Приобщение и исповедование именно традиций воспитания – актуальная задача, изложенная в Концепции духовно-нравственного воспитания ФГОС. Для решения поставленных задач в повседневной практической деятельности у педагогов есть большой опыт в организации и проведении совместных мероприятий с родителями (от анкетирования до масштабных совместных социальных проектов). Но очень важно педагогам, родителям определиться на каких коренных традициях семейного воспитания они будут взаимодействовать. Если такой традиционной основы нет, то целостное мировосприятие у ребенка не формируется, оно остается разорванным и эклектичным.

Традиционные семейные ценности русской культуры – источник духовного развития детей.

Фото с уроков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовные и нравственные идеалы в жизни человека.

В этом году во всех школах вводится новый предмет "Основы мировых религий и светская этика". Как и многие педагоги я проходила курсовую подготовку по данному предмету. И этот доклад писала и защищала ...

Эссе на тему "Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества"

Эссе на тему " Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества"...

Урок ОРКСЭ 4 класс Тема "Нравственные идеалы"

Урок по ОРКСЭ по теме "Нравственные идеалы. Джентльмен и леди"...

Подвиг христианской жизни

Презентация к уроку 4 класс...

Проект на тему: «Развитие толерантного уклада жизни, основанного на системе идеалов бурятского (русского) народа»

Проект разработан совместно с Управляющим советом. Цель проекта: воспитание толерантной личности, испытывающей уважение к своему народу, гордость за его культурные традиции, ценности и дости...

Конспект урока «Серафим Саровский о цели христианской жизни».

План – конспект урокаТема урока: «Серафим Саровский о цели христианской жизни».Цель урока:  Обобщить и закрепить знания о жизни преподобного Серафима Саровского;Назвать христиан...

Презентация на тему: "Формирование у учащихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности в здоровом образе жизни. "

Выступление на методическом форуме ОУ по теме: "Формирование у учащихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности в здоровом образе жизни"...