Формирование социальной компетентности средствами кейс - технологогии.
методическая разработка по орксэ на тему
Предварительный просмотр:
Петрачкова Ольга Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа №7
им. Б.С. Левина»
Тема мастер-класса: «Формирование социальной компетентности средствами кейс - технологий на уроках ОРКСЭ».
Цель мастер-класса: познакомить участников мастер-класса с приемами формирования социальной компетентности средствами кейс - технологий, способствовать повышению мотивации в использовании кейс-технологий.
Задачи мастер-класса:
усвоить знания и сформировать умения средствами активной самостоятельной деятельности участников, овладеть знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Спроектировать модель урока с применением кейс-технологий.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, видеофрагмент фильма «Уроки французского» по произведению В.Г. Распутина.
Деятельность ведущего | Комментарии | Деятельность участников |
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я предлагаю вам стать участниками мастер-класса, ядром которых станут ситуации из жизни. Недавно на уроке я несколько раз делала замечания ученику, который не занимался. На замечания он не реагировал, продолжал мешать другим, задавал нелепые вопросы окружающим его учащимся и отвлекал их от объясняемой мною темы. Я сделала последнее замечание и продолжила объяснение, но шорох и гул не стали меньше. Тогда я подошла к ученику, взяла с парты дневник и записала замечание. Далее урок был фактически сорван, так как ученик еще с большей силой продолжил общаться с одноклассниками, и я уже не могла его остановить. Как бы вы поступили на моем месте? Поясните. Что такое вообще кейс-технология? Технология обучения должна быть направлена на эффективное достижение поставленной цели - воспитание и обучение современного человека. На уроках ОРКСЭ, мне помогает кейс–технология – это обучение действием. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу. | Это «индуктор», начало, позволяющее активизировать мыслительные процессы, мотивировать на предстоящую деятельность, подвести к формулированию темы занятия (мастер-класса). Приводится пример ситуации с опорой на личный социальный опыт. Вывод: в некоторых ситуациях есть несколько путей решения проблемы. Прием кейс – технологии (несколько вариантов решения проблемы.). Использовался метод ситуативного анализа (разбирали конкретную ситуация). | Эмоционально настраиваются. Предлагают свои варианты решения этой ситуации. |
Посмотрите, пожалуйста, отрывок по произведению «Уроки французского» В.Г. Распутин | Используется метод дискуссии (Кейс-технологии). В ходе беседы формируется способность общаться в социуме с учётом позиций других людей (социальная компетентность). | Отвечают на вопросы по группам: Что заставило её играть на деньги с учеником? Можно ли сказать, что её доброта унижала его? Справедливо ли решение директора уволить учительницу? |
Чтение современной притчи о «Блудном сыне». Придумайте конец притчи. Чтение притчи до конца. | Метод ситуационно-ролевых игр (Кейс-технологии). Задача учителя: организовать учебную деятельность, чтобы учащиеся смоли принять разные токи зрения (социальная компетентность) . | Рассказывают конец притчи. У каждой группы свое продолжение притчи. (Простили сына родители или нет?) |
Итак, вернемся к началу. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Для этого я использовала кейс-технологию. | Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению), а кейсы имеют несколько решений. | Рефлексия деятельности: есть несколько альтернативных путей, приводящих к решению задачи. |
Подведя итог, я хотела бы провести эмоциональную рефлексию. «Ладошки единения, тепла и света». | Дается понимание, что соединение ладоней, как и рукопожатие, передает друг - другу энергетический заряд добра и единения друг с другом. | Частники соединяют ладошки друг друга, чувствуя теплоту, свет в замкнутом пространстве. |
Приложение 1
Письмо Кати
« Я не знаю, что такое нормальная семейная жизнь. Я долго не понимала, почему моя мама не может хорошо за мной присматривать…
Сейчас, я знаю… , она немного выпивает. Я не знаю что с моим отцом, я вообще не знаю ничего о его жизни.
Когда у моей мамы снова начинаются проблемы с алкоголем, я живу в детском доме. Из-за этих переездов я никогда не распаковываю вещи. Ещё… я сама веду наше хозяйство: оплачиваю счета, закупаю продукты.
Моя жизнь в общем нормальная, у меня есть друзья…
Признаюсь, я часто задумываюсь о том, как они живут, какие отношения у них с родителями, много ли времени они проводят вместе, заботятся ли друг о друге. Я понимаю, что немного им завидую.
Я надеюсь, что когда вырасту, у меня будет возможность зарабатывать, я помогу маме, и у неё будет всё хорошо.
Но сейчас я не знаю, как мне справиться с завистью в глубине моей души. Я понимаю, что они не виноваты, что у них есть то, чего нет, к сожалению, у меня. И мама не виновата, она просто больна. Как мне помочь маме и самой себе?
Вопросы 2-ой группе
Какая проблема сейчас перед Катей?
Кто, как вы думаете, может помочь ей?
Какое ваше отношение к этой девочке?
Что вы можете посоветовать Кате?
Приложение 2.
Письмо Саши
« … Я так хочу свободы! Так хочу просто побыть одна, но с моими родственниками это просто невозможно! У меня два брата и младшая сестра, а также родители, которые заботятся обо мне так сильно, что мне уже тошнит от этого.
Если я хочу пойти к подруге на выходные, то у моих родителей сразу появляются срочные дела, которые я должна сделать именно на этих выходных. А если я скажу своим родителям, что у меня есть парень, они просто не выпустят меня из дома!
Папа говорит, что я лентяйка, но я единственная в нашем доме, кто делает хоть что-то! Так обидно!
Мой старший братец наказание какое-то! Он подкалывает меня, а я потом просто плачу ночью в подушку после его шуток! А младший просто исчадие ада! Он подслушивает мои разговоры по телефону, позорит меря перед друзьями! Сестрёнка роется во всех моих личных вещах, пользуется моей косметикой! О Боже! Как я устала от всего этого!
Поскорее бы мне уехать в колледж, чтобы не видеться с ними подольше! Я мечтаю, чтобы у меня была своя маленькая комнатка, где никто и ничего бы не трогал! Хочу решать сама с кем, куда и когда мне идти. Уеду куда-нибудь подальше, и уж точно не буду скучать!
Вопросы 1 группе
В чём вы согласны с Сашей?
В чём она не права?
Охарактеризуйте отношение к ней её братьев, сестры, мамы, папы.
Правильно ли поступит Саша, если уедет из дома?
Ваши советы членам Сашиной семьи.
Как поступить Саши в сложившейся ситуации?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы по формированию социальной компетентности у младших школьников с нарушением интеллекта"
В статье прдставлен тематический план и описание средств технологии, с помощью которых формировали и развивали социальную компетентность у младших школьников с нарушением интеллекта. Доказ...
диагностика формирования социальной компетентности
В работе размещены материалы по формированию социальной компетентности младших школьников и ее диагностике. Работая в рамках экспериментальной площадки при институте повышения квалификации г.Сара...
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.»А.С.Макаренко...
Статья "Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
статья подготовлена для семинара...
"Формирование социальной компетентности детей"
Представление опыта работы...
Формирование социальной компетентности младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения.
1. Учить устанавливать и п...
Формирование социальной компетентности.
Выступление на семинаре....