Формирование социальной компетентности средствами кейс - технологогии.
методическая разработка по орксэ на тему

Петрачкова Ольга Николаевна

Мастер - класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedchteniya._petrachkova_o.n.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

Петрачкова Ольга Николаевна,

                                                                           учитель начальных классов

МБОУ «Средняя школа №7

им. Б.С. Левина»

Тема мастер-класса:  «Формирование социальной компетентности средствами кейс - технологий на уроках ОРКСЭ».

Цель мастер-класса: познакомить участников мастер-класса с приемами формирования социальной компетентности средствами кейс - технологий, способствовать повышению мотивации в использовании кейс-технологий.

Задачи мастер-класса:

усвоить знания и сформировать умения средствами активной самостоятельной деятельности участников,  овладеть знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Спроектировать модель урока  с применением кейс-технологий.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, видеофрагмент фильма «Уроки французского» по произведению В.Г. Распутина.

Деятельность ведущего

Комментарии

Деятельность участников

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я предлагаю вам стать участниками мастер-класса, ядром которых станут ситуации из жизни.

Недавно на уроке я  несколько раз делала замечания ученику, который не занимался. На замечания он не реагировал, продолжал мешать другим, задавал нелепые вопросы окружающим его учащимся и отвлекал их от объясняемой мною темы. Я сделала последнее замечание и продолжила объяснение, но шорох и гул не стали меньше. Тогда я подошла к ученику, взяла с парты дневник и записала замечание. Далее урок был фактически сорван, так как ученик еще с большей силой продолжил общаться с одноклассниками, и я уже не могла его остановить.

Как бы вы поступили на моем месте? Поясните.

Что такое вообще кейс-технология? Технология обучения должна быть направлена на эффективное достижение поставленной цели - воспитание и обучение современного человека. На уроках ОРКСЭ, мне помогает кейс–технология – это обучение действием.

Как правило, кейс состоит из трех частей:

        вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса;

        описание конкретной ситуации;

        задания к кейсу.

Это «индуктор», начало, позволяющее активизировать мыслительные процессы, мотивировать на предстоящую деятельность, подвести к формулированию темы занятия (мастер-класса).

Приводится пример ситуации с опорой на личный социальный опыт.

Вывод: в некоторых ситуациях есть несколько путей решения проблемы.

Прием кейс – технологии (несколько вариантов решения  проблемы.).

Использовался метод ситуативного анализа (разбирали конкретную  ситуация).

Эмоционально настраиваются.

Предлагают свои варианты решения этой ситуации.

Посмотрите, пожалуйста, отрывок по произведению «Уроки французского» В.Г. Распутин

Используется метод дискуссии (Кейс-технологии). В ходе беседы формируется способность общаться в социуме с учётом позиций других людей (социальная компетентность).

Отвечают на вопросы по группам:  Что заставило её играть на деньги с учеником? Можно ли сказать,

что её доброта унижала его? Справедливо ли решение директора уволить учительницу?

Чтение современной   притчи о «Блудном сыне».

Придумайте конец притчи.

Чтение притчи до конца.

Метод ситуационно-ролевых игр (Кейс-технологии).

Задача учителя: организовать учебную деятельность, чтобы учащиеся смоли принять разные токи зрения (социальная компетентность) .

Рассказывают конец притчи. У каждой группы свое продолжение притчи. (Простили сына родители или нет?)

Итак, вернемся к началу.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Для этого я использовала кейс-технологию.

Кейсы отличаются  от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению), а кейсы имеют несколько решений.

Рефлексия деятельности: есть несколько альтернативных путей, приводящих к решению задачи.

Подведя итог, я хотела бы провести эмоциональную рефлексию. «Ладошки единения, тепла и света».

Дается понимание, что соединение ладоней, как и рукопожатие, передает друг - другу энергетический заряд добра и единения друг с другом.

Частники соединяют ладошки друг друга, чувствуя теплоту, свет в замкнутом пространстве.

Приложение 1

Письмо Кати

« Я не знаю, что такое нормальная семейная жизнь. Я долго не понимала, почему моя мама не может хорошо за мной присматривать…

Сейчас, я знаю… , она немного выпивает. Я не знаю что с моим отцом, я вообще не знаю ничего о его жизни.

Когда у моей мамы снова начинаются проблемы с алкоголем, я живу в детском доме. Из-за этих переездов я никогда не распаковываю вещи.  Ещё… я сама веду наше хозяйство: оплачиваю счета, закупаю продукты.

Моя жизнь в общем нормальная, у меня есть друзья…

Признаюсь, я  часто задумываюсь о том, как они живут, какие отношения у них с родителями,  много ли времени они проводят вместе, заботятся ли друг о друге. Я понимаю, что немного им завидую.

Я надеюсь, что когда вырасту, у меня будет возможность зарабатывать, я помогу маме, и у неё будет всё хорошо.

Но сейчас я не знаю, как мне справиться с завистью в глубине моей души. Я понимаю, что они не виноваты, что у них есть то, чего нет, к сожалению, у меня. И мама не виновата, она просто больна. Как мне помочь маме и самой себе?

 

Вопросы  2-ой группе

                                     Какая проблема сейчас перед Катей?

Кто, как вы думаете, может помочь ей?

Какое ваше отношение к этой девочке?

                                     Что вы можете посоветовать Кате?

Приложение 2.

Письмо Саши

« … Я так хочу свободы! Так хочу просто побыть одна, но с моими родственниками это  просто невозможно! У меня два брата и младшая сестра, а также родители, которые заботятся обо мне так сильно, что мне уже тошнит от этого.

Если я хочу пойти к подруге на выходные, то у моих родителей сразу появляются срочные дела, которые я должна сделать именно на этих выходных. А если я скажу своим родителям, что у меня есть парень, они просто не выпустят меня из дома!

Папа говорит, что я лентяйка, но я единственная в нашем доме, кто делает хоть что-то! Так обидно!  

 Мой старший братец наказание какое-то! Он подкалывает меня, а я потом просто плачу ночью в подушку после его шуток! А младший просто исчадие ада! Он подслушивает мои разговоры по телефону, позорит меря перед друзьями! Сестрёнка роется во всех моих личных вещах, пользуется моей косметикой! О Боже! Как я устала от всего этого!

Поскорее бы мне уехать в колледж, чтобы не видеться с ними подольше! Я мечтаю, чтобы у меня была своя маленькая комнатка, где никто и ничего бы не трогал! Хочу решать сама с кем, куда и когда мне идти. Уеду куда-нибудь подальше, и уж точно не буду скучать!

                                                             

                                                          Вопросы 1 группе

В чём вы согласны с Сашей?

В чём она не права?

Охарактеризуйте отношение к ней  её братьев, сестры, мамы, папы.

Правильно ли поступит Саша, если уедет из дома?

Ваши советы членам Сашиной семьи.

Как поступить Саши в сложившейся ситуации?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по формированию социальной компетентности у младших школьников с нарушением интеллекта"

В статье прдставлен тематический план и описание  средств технологии, с помощью которых  формировали и развивали социальную компетентность у младших школьников с нарушением интеллекта. Доказ...

диагностика формирования социальной компетентности

В работе размещены материалы по формированию социальной компетентности младших школьников и ее диагностике. Работая в рамках экспериментальной площадки при институте повышения квалификации г.Сара...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.»А.С.Макаренко...