Урок ОРКСЭ "Календари и праздники" 4 класс.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме
Предмет: курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль: «Основы мировых религиозных культур»
Тема: «Календари и праздники. Праздники в религиях мира» в данной теме 2 урок.
Урок опирается на знания, умения, полученные ранее по теме «Религиозные обычаи и ритуалы» и тему « Календари»
Тип урока : урок построения системы знаний.( сообщения новых знаний).
Цель: познакомить учащихся и систематизировать знания о праздниках в религиях мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок ОРКСЭ "Календари и праздники" | 39.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока
Учитель: Васильева Светлана Иннокентьевна
Класс: 4 « А» МБОУ « СОШ № 12»
УМК «Школа России»
Дата: 21.03.2017
Предмет: курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль: «Основы мировых религиозных культур»
Тема: «Календари и праздники. Праздники в религиях мира» в данной теме 2 урок.
Урок опирается на знания, умения, полученные ранее по теме «Религиозные обычаи и ритуалы» и тему « Календари»
Тип урока : урок построения системы знаний.( сообщения новых знаний).
Цель: познакомить учащихся и систематизировать знания о праздниках в религиях мира.
На уроке решались следующие задачи:
- предметные – формировать первоначальные представления обучающихся о многообразии праздников в религиях мира; расширить представление о праздниках в религиях мира;
- метапредметные – формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять общие цели и пути достижения, уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
- личностные - формировать у обучающихся образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, религий развивать доверие и уважение к религиозным праздникам. воспитывать взаимоуважение и бережное отношение к культурным традициям народов мира; развивать познавательную сферу, внимание ,память и творческое воображение, самостоятельность обучающихся при создании творческих работ.
- Методы:
- - компьютерного обучения,
- - развивающего обучения,
- - деятельностного подхода в обучении (познание идет от ученика),
- - словесно – продуктивной (на этапе рефлексия),
- - проблемного обучения,
- - личностно – ориентированного обучения (каждый ребенок сможет ответить).
- -приемы ТРИЗ-технологии игра «Хорошо-плохо»
Основные термины и понятия: Пейсах, Шавоут, Суккот, Ханука, Пурим, Рождество, Пасха, Вознесение, Троица, Крещение, Курбан-байрам, Пурим, Дунчод, Сагаалган.
Оборудование:
- мультимедийная презентация
- иллюстративный материал
- карточки с заданиями ,раздаточный материал,
Виды деятельности: беседа, устный рассказ, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с разными источниками информации, интерактиная деятельность.
Планируемые результаты:
1 уровень – приобретение социальных знаний об обществе;
2 уровень – получение опыта переживания;
3 уровень – получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.
- умение выбирать и систематизировать нужную информацию;
- умение применять полученные знания
- умение составлять связной текст
- умение вести исследование в группе
Проект урока.
I. Организационный (Вступительное слово учителя.)
-Добрый день! Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.
Сегодня у нас непростой урок, поэтому я пожелаю вам ни пуха, ни пера. Что я вам пожелала? (Удачи) Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь, пожелайте соседу удачи.
У нас сегодня на уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем. Присаживайтесь .
В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие. "Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма! ". На что добытчик обычно отвечал: "К черту! ". Высказанные вслух недобрые слова должны были усыпить бдительность духов и сопутствовать успеху, т. е. принести больше пуха и пера», иными словами: «больших удач тебе при охоте на птицу и зверя». Сегодня хочу вам пожелать, чтобы урок наш не удался и поставленной цели мы не достигли. К черту(ответ детей).Бдительность духов мы усыпили можно начинать.
На уроках мы говорили о том, что в старину люди жили в единстве с природой, с высшими силами. Все делалось с каким-либо смыслом, каждая вещь, каждое действие было подчинено обрядам и обычаям. Помимо повседневных обрядов в каждой религии есть еще и праздничные обряды.
II. Мотивация учащихся к деятельности.
1. Самоконструкция (самостоятельное первоначальное исследование по теме)
- Перед вами на парте лежат календари, рассмотрите листок календаря.
- Какие дни в них отмечены?
- Что мы делаем в праздничные дни?
- Какие бывают праздники? (Светские, личностные, семейные,общественные, спортивные, политические, государственные, детские, народные, национальные, профессиональные, групповые, партийные, религиозные)
2. Постановка учебной задачи . (слайд 2)
- Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (мы будем говорить о религиозных праздниках).
Сформулируем тему нашего урока «Праздники в религиях мира».
- Какая ассоциация у вас возникает при слове праздник?(Слайд 3)
(Подбор ассоциаций к слову «праздник».)
- А подходят ли они к понятию религиозный праздник?
Учитель: заглянем в словарь и посмотрим, какое определение дают слову «праздник» (Выводятся на слайд толкования слов из словаря).
ПРАЗДНИК. День торжества, установленный в честь или в память кого-чего-нибудь .
Учитель: Ребята, совпали ваши представления о празднике с тем, что предлагает словарь?
Игра «Хорошо – плохо» (Как вы думаете праздник это хорошо или плохо?) Ответы детей
А теперь давайте подумаем вместе, какова цель нашей работы?
В ходе обсуждения ребята должны выйти на следующие цели:
- проследить, как отмечают праздники в разных религиях
- что общего у них; - чем отличаются; -каково их значение.
- Правильно, молодцы! Вот вы и сформулировали цель нашей работы : раскрыть значение религиозных Праздников в жизни человека и общества.
-Скажите, ребята, а зачем нам надо это знать? Нужны ли нам эти знания?
(Нужны, чтобы быть осведомленным, знать, что происходит в обществе людей,в котором мы живем, чувствовать себя равноправным членом общества.
–Как нужно относиться к религиозным чувствам людей,исповедующих иную веру?(Чувства людей нужно уважать!)
III. Актуализация знаний и пробного учебного действия. (выявление мест затруднений) (слайд 4)
Учитель: Вспомните известные вам религиозные праздники.( Пейсах, Рождество, Курбан-Байрам, Шавуот ,Суккот, Ураза-Байрам, Пасха, Вознесение, Ханука, Троица, Дончод-хурал, Сагаалган.)
Проведём БЛИЦ-ТУРНИР. Я называю праздник, а вы кратко объясняете суть его. За каждый правильный ответ, отвечающий ставит себе балл. По результатам будет объявлен самый эрудированный ученик в области религиозных праздников.
*Пейсах (праздник освобождения еврейского народа)
*Рождество (родился Иисус Христос)
*Курбан-Байрам (праздник жертвоприношения, когда был установлен запрет на пролитие человеческой крови.)
*Шавоут (праздник дарования еврейскому народу Торы)
*Суккот (праздник чистой радости во славу Создателя)
*Ураза-Байрам (праздник окончания поста)
*Пасха (Светлое Христово Воскресенье)
*Вознесение (после Воскресенья своего в течение 40 дней Иисус Христос является ученикам. На 40 день от Пасхи он вознесся и сел по правую руку от Бога.)
*Ханука (еврейский праздник свечей)
*Вишакха-Пуджа Дончод-хурал (праздник посвящается 3 главным событиям в жизни Будды: Рождению, Просветлению, Уходу в Нирвану.)
*Троица (праздник прославляющий Бога-отца, Сына и Святого Духа)
*Сагаалган (Новый год в буддизме.)
Итог Блиц-турнира выбор самого эрудированного.
IV. Информационный блок.
- Работа с текстом. Блиц-турнир нам показал,что о некоторых каком праздниках Вам недостаточно информации. Откуда мы можем получить информацию? (Интернет,энциклопедии,справочнике,газет,журналов,телевидения.)
- -Из какого источника будем добывать знания сегодня???(учебник, раздаточный материал)Класс делится на 4 группы. Каждая группа должна прочитать и обсудить, какие религиозные праздники существуют. Договорится, кто будет из группы рассказывать классу о прочитанном.
Помните-важно не только самому выполнить задание, но ещё и помочь товарищам. Ведь важен не только личный результат, но и результат всей группы.
Для вас приготовила информацию о праздниках религий мира. Выберите праздник, о котором вы бы хотели узнать больше.
ИНСЕРТ. Читаем с пометами.
«Знал» +«Не знал» -«Не был уверен» ^
Даю на работу 3-4 мин., кто выскажется, что не знал, о чём узнал сейчас.
- Работа в парах. (Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону) Вспомним известные нам мировые праздники и религию, к которой они принадлежат. Для этого каждая пара заполнит свою таблицу, используя слова для справок (таблица) (Слайд5)
Распечатки таблицы и слова для справок
Ислам | буддизм | иудаизм | православие |
Курбан- Байрам | Дончот | Песах | Рождество |
Уроза- Байрам | Сагаалган | Шавуот | Пасха |
Мавлид | Суккот | Крещение | |
Навруз | Ханука | Вознесение | |
Пурим | Троица |
Проверка по образцу.
Пожмите друг другу руки, кто не допустил ошибок « За качественную работу». Похлопайте дружески по плечу, если ошиблись «Не падай духом».
- Сообщение учителя. (Слайд 6) Какой праздник вам показался незнакомым? (Навруз) А почему мы говорим о нем сегодня? (Правильно в этом году он отмечается сегодня) Рассказ учителя о празднике А какие еще праздники отмечаются в этот день? Проверка домашнего задания по группам. Вербоносица, Всемирный день поэзии, День песен на крыше, Международный день человека с синдромом Дауна, Всемирный день земли, Международный день борьбы за ликвадацию расовой дискриминации, День рождения Твиттер, Международный день кукольника, Международный день леса) Вы хорошо потрудились. Давайте отдохнём.
- ФИЗМИНУТКА
- Угадай праздник по картинке (работа устно) (проверка по слайдам 7)
- А сейчас попробуем загадать праздник сами, работая в группах.
(Первичное закрепление с комментированием во внешней речи)
-Используя информацию учебника выберите религиозный праздники охарактеризуйте его с помощью памятки-подсказки, а другая группа должна определить, какой это праздник и к какой религии принадлежит)
Чья группа точнее опишет праздник, значит, ребята в группе умеют ориентироваться в особенностях праздников.
Работа проверяет умение работать с информацией из учебника.
1 группа - иудаизма
2 группа - христианства
3 группа - буддизм
4 группа – ислам
Памятка-подсказка:
- Название праздника
- В чем заключается суть?
- Как готовятся к празднику?
- Традиционное угощение
- Какие ритуалы, вещи с ним связаны
- ДЕЗИНФОРМАЦИЯ (работа в группе).(Слайд 8,9,10 )
Найди фактическую ошибку. На слайде будут демонстрироваться текст, который может содержать фактическую ошибку. Найти ответ и аргументировать свою точку зрения. Работа в группе
Чья команда готова вперёд? Руку вверх.
- После появления Благодатного Огня я всеми горящими свечами себе бороду жег, все волосы мои горели, а на теле появились ожоги 3 степени. (Благодатный огонь не обжигает)
- Всевышний решил испытать веру Ибрахима - повелел принести в жертву Себе единственного сына. Ибрахим выполнил волю Всевышнего. Занес руку для принесения сына в жертву и убил его. (Всевышнему не нужно кровопролитие и человеческие жертвы, он хотел убедиться в готовности пожертвовать)
- В дни Шавуот запрещен любая работа и не положено зажигать огонь. Поэтому евреи весь праздник голодают, живут без огня и электричества. (Нет. Заранее зажигают горелку и оставляют ее на все дни праздников)
- ИГРА «ОТ ЧИСТОГО СЕРДЦА» ( Нарисуй необычный подарок )
- Включение в систему знаний и повторение.(Слайд 11)
В какой праздник на праздничном столе вы увидите и угоститесь?
*крашеными яйцами и куличом (Пасха)
*горькими травами, мацой, 4бокалами вина (Пейсах)
*жертвенным барашком (Курбан –Байрам)
*белыми продуктами, бурсаки (Сагаалган)
V. Рефлексия учебной деятельности. (Слайд 12)
- Подошёл к концу наш урок. К какому выводу можно прийти, узнав столько много о праздниках? (каждые праздники имеют свои особенности, традиции, каждый по-своему интересен).О чем говорили на уроке? Какую цель мы перед собой ставили? А достигли ли мы этой цели?Что показалось вам наиболее интересным? Как вы думаете, что воспитывают религиозные праздник?
Давайте попробуем составить синквейн, который поможет выразить своё отношение к празднику. А я составила свой синквейн.
Синквейн (работа в группе)
Праздник
Шумный, веселый.
Радует, кормит, смешит.
Всякая душа празднику рада!
Замечательно!
Понравился? Спасибо!
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
- КОЛЛАЖ «Праздники народов мира»
- Сочинить стихотворение.
- Составить кроссворд.
Мысль в подарок.*Рукам работа, душе праздник. *Ленивому всегда праздник.
-Как вы понимаете это?
Праздник уйдет Радость останется
Не зачем ждать поворотов с опаской
Можешь проверить — жизнь продолжается
И ежедневно есть повод для сказки…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.
Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....
Открытый урок в 1-3 классах. 3 класс Тема урока "Свободный диктант. Маршал Жуков" 1 класс Тема урока "Наше отечество"
Урок русского языка в 3 классе и урок чтения в 1 классе на близкие темы, посвященные защите Родины,своего отечества....
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Урок математики во 2 классе Учитель начальных классов МОАУ гимназия № 9 Л.А. Чернова Практико – ориентированный. Парковый урок. Тема урок: Сложение и вычитание круглых десятков
Цель: закреплять умения решать примеры на сложение и вычитание круглых десятковОборудование: листы с заданиямиХод урока:1. Организация классаПрозвенел звонок и смолк-Начинается урок....
Презентация к уроку чтения в 1 классе по темеКонспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
Слайдовая презентация соответствует теме и содержанию урока...