Урок ОРКСЭ "Календари и праздники" 4 класс.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Васильева Светлана Иннокентьевна

Предмет: курс «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль: «Основы мировых религиозных культур»

Тема: «Календари и праздники. Праздники в религиях мира» в данной теме 2 урок.

Урок опирается на знания, умения, полученные ранее по теме «Религиозные обычаи и ритуалы» и тему « Календари»

  Тип урока : урок построения системы знаний.( сообщения новых знаний).

Цель: познакомить учащихся и систематизировать знания о праздниках в религиях мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект урока

Учитель: Васильева Светлана Иннокентьевна

Класс: 4 « А» МБОУ « СОШ № 12»

УМК «Школа России»

Дата: 21.03.2017

Предмет: курс «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль: «Основы мировых религиозных культур»

Тема: «Календари и праздники. Праздники в религиях мира» в данной теме 2 урок.

Урок опирается на знания, умения, полученные ранее по теме «Религиозные обычаи и ритуалы» и тему « Календари»

  Тип урока : урок построения системы знаний.( сообщения новых знаний).

Цель: познакомить учащихся и систематизировать знания о праздниках в религиях мира.

На уроке решались следующие задачи:

  • предметные – формировать первоначальные представления обучающихся о многообразии праздников в  религиях мира; расширить представление о праздниках в религиях мира;
  • метапредметные –  формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять общие цели и пути достижения, уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • личностные - формировать у обучающихся образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, религий развивать доверие и уважение к  религиозным праздникам. воспитывать взаимоуважение и бережное отношение к культурным традициям народов мира; развивать познавательную сферу, внимание ,память и творческое воображение, самостоятельность обучающихся при создании творческих работ.  
  • Методы:
  • - компьютерного обучения,
  • - развивающего обучения,
  • - деятельностного подхода в обучении (познание идет от ученика),
  • - словесно – продуктивной (на этапе рефлексия),
  • - проблемного обучения,
  • - личностно – ориентированного обучения (каждый ребенок сможет ответить).
  • -приемы ТРИЗ-технологии игра  «Хорошо-плохо»

Основные термины и понятия: Пейсах, Шавоут, Суккот, Ханука, Пурим, Рождество, Пасха, Вознесение, Троица, Крещение, Курбан-байрам, Пурим,  Дунчод, Сагаалган.

Оборудование:

  • мультимедийная презентация
  • иллюстративный материал
  • карточки с заданиями ,раздаточный материал,

Виды деятельности: беседа, устный рассказ, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с разными  источниками информации, интерактиная деятельность.

Планируемые результаты:

1 уровень – приобретение социальных знаний об обществе;

2 уровень – получение опыта переживания;

3 уровень – получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.

- умение выбирать и систематизировать нужную информацию;

- умение применять полученные знания

- умение составлять связной текст

- умение вести исследование в группе

Проект урока.

I. Организационный (Вступительное слово учителя.)

-Добрый день! Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

Сегодня у нас непростой урок, поэтому я пожелаю вам ни пуха, ни пера. Что я вам пожелала?  (Удачи) Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь, пожелайте соседу удачи.

У нас сегодня на уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем. Присаживайтесь .

В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие. "Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма! ". На что добытчик обычно отвечал: "К черту! ". Высказанные вслух недобрые слова должны были усыпить бдительность духов и сопутствовать успеху, т. е. принести  больше пуха и пера», иными словами: «больших удач тебе при охоте на птицу и зверя». Сегодня хочу вам пожелать, чтобы урок наш не удался и поставленной цели мы не достигли. К черту(ответ детей).Бдительность духов мы усыпили можно начинать.

На уроках мы говорили о том, что в старину люди жили в единстве с природой, с высшими силами. Все делалось с каким-либо смыслом, каждая вещь, каждое действие было подчинено обрядам и обычаям. Помимо повседневных обрядов в каждой религии есть еще и праздничные обряды.

II. Мотивация учащихся к деятельности.

1. Самоконструкция (самостоятельное первоначальное исследование по теме)

- Перед вами на парте лежат календари,  рассмотрите листок календаря.

- Какие дни в них отмечены?

- Что мы делаем в праздничные дни?

- Какие бывают праздники? (Светские, личностные, семейные,общественные, спортивные, политические, государственные, детские, народные, национальные, профессиональные, групповые, партийные, религиозные)

2. Постановка учебной задачи . (слайд 2)

- Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (мы будем говорить о религиозных праздниках). 

Сформулируем тему нашего урока «Праздники в религиях мира».

- Какая ассоциация у вас возникает при слове праздник?(Слайд 3)

(Подбор  ассоциаций к слову «праздник».)

- А подходят ли они к понятию религиозный праздник?

Учитель: заглянем в словарь и посмотрим, какое определение дают слову «праздник» (Выводятся на слайд толкования слов из словаря).

   ПРАЗДНИКДень торжества, установленный в честь или в память кого-чего-нибудь .

Учитель:  Ребята, совпали ваши представления  о празднике с тем, что предлагает словарь?

 Игра «Хорошо – плохо» (Как вы думаете праздник это хорошо или плохо?) Ответы детей

 А теперь давайте подумаем вместе,  какова цель нашей работы?

В ходе обсуждения ребята должны выйти на следующие цели:

  - проследить, как отмечают праздники в разных религиях

  - что общего у них;  - чем отличаются;  -каково их значение.

  - Правильно, молодцы! Вот вы и сформулировали цель нашей работы : раскрыть значение религиозных Праздников в жизни человека и общества.

-Скажите, ребята, а зачем нам надо это знать? Нужны ли нам эти знания?

(Нужны, чтобы быть осведомленным, знать, что происходит в обществе людей,в котором мы живем, чувствовать себя равноправным членом общества.

 –Как нужно относиться к религиозным чувствам людей,исповедующих иную веру?(Чувства людей нужно уважать!)

III. Актуализация знаний и пробного учебного действия. (выявление мест затруднений) (слайд 4)

 Учитель: Вспомните известные вам  религиозные праздники.( Пейсах, Рождество, Курбан-Байрам, Шавуот ,Суккот, Ураза-Байрам, Пасха, Вознесение, Ханука, Троица, Дончод-хурал, Сагаалган.)

Проведём БЛИЦ-ТУРНИР. Я называю праздник, а вы кратко объясняете суть его. За каждый правильный ответ, отвечающий ставит себе балл. По результатам будет объявлен самый эрудированный ученик в области религиозных праздников.

*Пейсах (праздник освобождения еврейского народа)

*Рождество (родился Иисус Христос)

*Курбан-Байрам (праздник жертвоприношения, когда был установлен запрет на пролитие человеческой крови.)

*Шавоут (праздник дарования еврейскому народу Торы)

*Суккот (праздник чистой радости во славу Создателя)

*Ураза-Байрам (праздник окончания поста)

*Пасха (Светлое Христово Воскресенье)

*Вознесение (после Воскресенья своего в течение 40 дней Иисус Христос является ученикам. На 40 день от Пасхи он вознесся и сел по правую руку от Бога.)

*Ханука (еврейский праздник свечей)

*Вишакха-Пуджа Дончод-хурал (праздник посвящается 3 главным событиям в жизни Будды: Рождению, Просветлению, Уходу в Нирвану.)

*Троица (праздник прославляющий Бога-отца, Сына и Святого Духа)

*Сагаалган  (Новый год в буддизме.)

Итог  Блиц-турнира выбор самого эрудированного.

IV. Информационный блок.

  1. Работа с текстом. Блиц-турнир  нам показал,что о некоторых  каком праздниках Вам недостаточно информации. Откуда мы можем получить информацию? (Интернет,энциклопедии,справочнике,газет,журналов,телевидения.)
  2. -Из какого источника будем добывать знания сегодня???(учебник, раздаточный материал)Класс делится на 4 группы. Каждая группа должна прочитать и обсудить, какие религиозные праздники существуют. Договорится, кто будет из группы рассказывать классу о прочитанном.

Помните-важно не только самому выполнить задание, но ещё и помочь товарищам. Ведь важен не только личный результат, но и результат всей группы.

Для вас приготовила информацию о праздниках религий мира. Выберите праздник, о котором  вы бы хотели узнать больше.

ИНСЕРТ.  Читаем с пометами.

«Знал» +«Не знал»  -«Не был уверен»  ^

Даю на работу 3-4 мин., кто выскажется, что не знал, о чём узнал сейчас.

  1. Работа в парах. (Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону) Вспомним известные нам мировые праздники и религию, к которой они принадлежат. Для этого каждая пара заполнит свою таблицу, используя слова для справок  (таблица) (Слайд5)

Распечатки таблицы  и слова для справок

   Ислам

буддизм

иудаизм

православие

Курбан- Байрам

Дончот

Песах

Рождество

Уроза- Байрам

Сагаалган

Шавуот

Пасха

Мавлид

Суккот

Крещение

Навруз

Ханука

Вознесение

Пурим

Троица

Проверка по образцу.

 Пожмите друг другу руки, кто не допустил ошибок « За качественную работу». Похлопайте дружески по плечу, если ошиблись «Не падай духом».

  1.  Сообщение учителя. (Слайд 6) Какой праздник вам показался незнакомым? (Навруз) А почему мы говорим о нем сегодня? (Правильно в этом году он отмечается сегодня)  Рассказ учителя о празднике А какие еще праздники отмечаются в этот день? Проверка домашнего задания по группам. Вербоносица, Всемирный день поэзии, День песен на крыше, Международный день человека с синдромом Дауна, Всемирный день земли, Международный день борьбы за ликвадацию расовой дискриминации, День рождения Твиттер, Международный день кукольника, Международный день леса) Вы хорошо потрудились. Давайте отдохнём.

  1. ФИЗМИНУТКА

  1. Угадай праздник по картинке (работа устно) (проверка по слайдам 7)

  1. А сейчас попробуем загадать праздник сами, работая в группах.

(Первичное закрепление с комментированием во внешней речи)

 -Используя информацию учебника выберите религиозный праздники охарактеризуйте его с помощью памятки-подсказки, а другая группа должна определить, какой это праздник и к какой религии принадлежит)

Чья группа точнее опишет праздник, значит, ребята в группе умеют ориентироваться в особенностях праздников.

Работа проверяет умение работать с информацией из учебника.

1 группа - иудаизма

2 группа -  христианства

3 группа -  буддизм

4 группа – ислам

Памятка-подсказка:

  • Название праздника
  • В чем заключается суть?
  • Как готовятся к празднику?
  • Традиционное угощение
  • Какие ритуалы, вещи с ним связаны

  1. ДЕЗИНФОРМАЦИЯ (работа в группе).(Слайд 8,9,10 )

 Найди фактическую ошибку. На слайде будут демонстрироваться текст, который может содержать фактическую ошибку. Найти ответ и аргументировать свою точку зрения. Работа в группе

Чья команда готова вперёд? Руку вверх.

  • После появления Благодатного Огня я всеми горящими свечами себе бороду жег, все волосы мои горели, а на теле появились ожоги 3 степени. (Благодатный огонь не обжигает)
  • Всевышний решил испытать веру Ибрахима - повелел принести в жертву Себе единственного сына. Ибрахим выполнил волю Всевышнего. Занес руку для принесения сына в жертву и убил его. (Всевышнему   не нужно кровопролитие и человеческие жертвы, он хотел убедиться в готовности пожертвовать)
  • В дни Шавуот запрещен любая работа и не положено зажигать огонь. Поэтому евреи весь праздник голодают, живут без огня и электричества. (Нет. Заранее зажигают горелку и оставляют ее на все дни праздников)

  1. ИГРА «ОТ ЧИСТОГО СЕРДЦА» ( Нарисуй необычный подарок )

  1.  Включение в систему знаний и повторение.(Слайд 11)

В какой праздник на праздничном  столе вы увидите и угоститесь?

*крашеными яйцами и куличом (Пасха)

*горькими травами, мацой, 4бокалами вина (Пейсах)

*жертвенным барашком (Курбан –Байрам)

*белыми продуктами, бурсаки (Сагаалган)

V. Рефлексия учебной деятельности. (Слайд 12)

- Подошёл к концу наш урок. К какому выводу можно прийти, узнав столько много о праздниках? (каждые праздники имеют свои особенности, традиции, каждый по-своему интересен).О чем говорили на уроке? Какую цель мы перед собой ставили? А достигли ли мы этой цели?Что показалось вам наиболее интересным? Как вы думаете, что воспитывают религиозные праздник?

 Давайте попробуем составить синквейн, который поможет выразить своё отношение к празднику. А я составила свой синквейн.

Синквейн (работа в группе)

Праздник

Шумный, веселый.

Радует, кормит, смешит.

Всякая душа празднику рада!

Замечательно!

Понравился? Спасибо!

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
  1. КОЛЛАЖ  «Праздники народов мира»
  2. Сочинить стихотворение.
  3. Составить кроссворд.

Мысль в подарок.*Рукам работа, душе праздник.      *Ленивому всегда праздник.

   -Как вы понимаете это?

 Праздник уйдет Радость останется 
Не зачем ждать поворотов с опаской 
Можешь проверить — жизнь продолжается 
И ежедневно есть повод для сказки…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

Открытый урок в 1-3 классах. 3 класс Тема урока "Свободный диктант. Маршал Жуков" 1 класс Тема урока "Наше отечество"

Урок русского языка  в 3 классе и урок чтения в 1 классе на близкие темы, посвященные защите Родины,своего отечества....

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок математики во 2 классе Учитель начальных классов МОАУ гимназия № 9 Л.А. Чернова Практико – ориентированный. Парковый урок. Тема урок: Сложение и вычитание круглых десятков

Цель: закреплять умения решать примеры на сложение и вычитание круглых десятковОборудование: листы с заданиямиХод урока:1.    Организация классаПрозвенел звонок и смолк-Начинается урок....