Рабочая программа ОРКСЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Зубрилинская основная общеобразовательная школа
Рассмотрена и Утверждена рекомендована приказом директора к утверждению МБОУ Зубрилинская ООШ пед. советом №1 от 30.08.17г. № 95 от 30 .08.17г. директор МБОУ Зубрилинская ООШ Веселова И.В. печать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету ОРКСЭ МОДУЛЬ «Основы православной культуры» начальное общее образование 4 класс Количество часов: 35 ч. Учитель Коновалова Вера Павловна Рабочая программа составлена на основе Примерной образовательной программы А.Я.Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики», издательство «Просвещение» 2014; |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по ОРКСЭ для 4 класса разработана в соответствии с образовательной программой начального общего образования МБОУ Зубрилинская ООШ, приказом Минобрнауки России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74); приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643); приказом от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»; письмом Минобрнауки России от 09.02.2012 года № 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года»; на основе примерной образовательной программы А.Я.Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики», программы и учебника «Основы православной культуры» А.В.Кураева.
Программа «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я.Данилюк - издательство «Просвещение» 2014;
Учебник «Основы православной культуры» 4 класс - А.В.Кураев, издательство «Просвещение» 2015.
Принципами введения курса ОРКСЭ выступают
1.Соблюдение конституционных принципов светского характера Российского государства.
2. Взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, с религиозными организациями.
3. Содействие межконфессиональному сотрудничеству и взаимному уважению на местах.
4. Институты учета запросов граждан на изучение их детьми основ культуры религий и светской этики.
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций. Данная программа реализует содержание одного из 6 модулей – модуль « Основы православной культуры».
Основой для данного курса является концепция « Духовно-нравственного воспитания».
Проблема религиозного образования, воспитания религиозной толерантности и идентификации подрастающего поколения сегодня стоит очень остро и в целом в мире, и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что религиозную составляющую наряду с наукой, искусством, моралью и правом как важнейшую часть духовной культуры человечества невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, духовно-нравственного становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу религиозной тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют сегодня особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на религиозное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком высоким, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной культуры в общеобразовательной школе несет с собой необходимость решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем, многократно усиливающихся в условиях глобальных сдвигов и разрушения традиционных форм идентичности.
В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.
Современный период в российской истории и образовании – это смена ценностных ориентиров. В этот период нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.
В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни.
В Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования введена новая предметная область — «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании молодежи. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Поэтому в Стандарт начального общего образования включен курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, произведения которой до сих пор высоко оцениваются во всём мире.
Авторы как теоретических, так и практических разработок, в качестве важнейшего компонента национального содержания образования указывают на Православие, которое является историообразующим, культурообразующим, смыслообразующим элементом жизни русского народа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства и обеспечивало духовное единство народа.
Преподавать основы христианских ценностей в виде уроков духовно-нравственной культуры православия, значит постепенно открывать перед учениками и их родителями всю красоту и доброту христианских жизненных ценностей, которые лягут в основу их созидательного мировоззрения.
Актуальность изучения основ православной культуры в общеобразовательных учреждениях обусловлена необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
«От нравственного состояния новых поколений зависит будущее России, не в меньшей степени, чем от политики или экономики. На фоне разрушительного влияния некоторых средств массовой информации, общего морального кризиса никто не заменит слова учителя – слова настойчивого, убедительного, подкреплённого личным примером и объясняющего детским душам, что порок всегда разрушителен, а верность незыблемым нравственным нормам приносит человеку истинное благо и подлинное счастье».
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
В нравственном становлении личности немаловажное место принадлежит культуре. Изучение русской культуры невозможно без основ православия, составившего его основу и стержень. Все богатейшее наследие православной культуры пронизано духом красоты и несет в себе огромное воспитательное содержание.
Курс ОРКСЭ носит светский характер. Состоит он из 6 модулей. Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культуры.
Курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у младших школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Цель: - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи :
1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Зубрилинская ООШ, учебным планом МБОУ Зубрилинская ООШ ,производственным календарём и расписанием определено количество часов:
Класс | Учебный план (в неделю) | Календарный учебный график | Производственный календарь | Примечание |
4 | 1ч | 36ч | 35 | 01.05- праздничный день |
Результат выбора родителями (законными представителями) обучающихся
3 класса модулей комплексного курса «Основы религиозных культур и
светской этики» - « Основы православной культуры» ( Протокол родительского собрания от 27 марта 2017 года)
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Данный учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами). Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Второй и третий тематические блоки дифференцируют содержание учебного курса .
Четвертый тематический блок представляет духовные традиции многонационального народа России.
Учебный модуль «Основы православной культуры»
Россия – наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Усвоение курса «Основ православной культуры» в четвёртом классе обеспечивает достижение следующих личностных результатов:
- оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;
- объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими;
- самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях;
- чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Метапредметными результатами изучения курса «Основ православной культуры» в четвёртом классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);
- совместно с учителем составлять план решения задачи;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;
- слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;
- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
- договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Предметными результатами изучения «Основ православной культуры» в четвёртом классе являются:
Предметными результаты изучения курса должны быть следующие знания и умения:
- определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);
- излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;
- знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России;
- строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;
- договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Ученик научиться:
Ученик должен знать/понимать:
- Основные понятия: православная культура, христианство, Библия, Евангелие,
православные праздники, храм, икона, алтарь, крещение Руси; исповедь; заповеди;
святой; добродетель; таинство причастия; литургия; монах; монашество; семья.
- Историю возникновения культуры;
- Особенности и традиции религии;
- Описание основных священных книг, праздников, святынь.
Уметь:
- Строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций;
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
- Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;
- Готовить сообщения по выбранным темам
Ученик получит возможность научиться:
- Описывать различные явления религиозной культуры, традиции;
- Излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры;
- Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
Тематическое планирование
4 класс (34 ч)
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и | 1 |
2 | Основы православной культуры. | 31 |
3 | Духовные традиции многонационального народа России | 3 |
Итого | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол - во часов | Дата | Корректировка |
1 | Россия – наша Родина | 1 | 05.09 | |
2 | Культура и религия | 1 | 12.09 | |
3 | Человек и Бог в православии | 1 | 19.09 | |
4 | Православная молитва | 1 | 26.09 | |
5 | Библия и Евангелие | 1 | 03.10 | |
6 | Проповедь Христа | 1 | 10.10 | |
7 | Христос и Его крест | 1 | 17.10 | |
8 | Пасха | 1 | 24.10 | |
9 | Православное учение о человеке | 1 | 07.11 | |
10 | Совесть и раскаяние | 1 | 14.11 | |
11 | Заповеди | 1 | 21.11 | |
12 | Милосердие и сострадание | 1 | 28.11 | |
13 | Золотое правило этики | 1 | 05.12 | |
14 | Храм | 1 | 12.12 | |
15 | Икона | 1 | 19.12 | |
16 | Творческие работа | 1 | 26.12 | |
17 | Подведение итогов | 1 | 09.01 | |
18 | Как христианство пришло на Русь | 1 | 16.01 | |
19 | Подвиг | 1 | 23.01 | |
20 | Заповеди блаженств | 1 | 30.01 | |
21 | Зачем творить добро? | 1 | 06.02 | |
22 | Чудо в жизни христианина | 1 | 13.02 | |
23 | Православие о Божием суде | 1 | 20.02 | |
24 | Таинство Причастия | 1 | 27.02 | |
25 | Монастырь | 1 | 06.03 | |
26 | Отношение христианина к природе | 1 | 13.03 | |
27 | Христианская семья | 1 | 20.03 | |
28 | Защита Отечества | 1 | 03.04 | |
29 | Христианин в труде | 1 | 10.04 | |
30-32 | Любовь и уважение к Отечеству | 3 | 17.04 24.04 08.05 | |
33 | Подготовка творческих проектов | 1 | 15.05 | |
34 | Подготовка творческих проектов | 1 | 22.05 | |
35 | Презентация творческих проектов | 1 | 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ОРКСЭ Православие
Рабочая программа ОРКСЭ Православие...
рабочая программа ОРКСЭ.docx
рабочая программа ОРКСЭ.docx...
Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс(модуль ОПК)
Рабочая программа курса ОРКСЭ в 4 классе(Модуль "Основы православной культуры)....
Рабочая программа ОРКСЭ
Рабочая программа ОРКСЭ для 4 класса...
Рабочая программа ОРКСЭ
Включает в себя основные разделы и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа.. ОРКСЭ. Основы православной культуры. 4 класс
Рабочая программа по Основам Православной культуры для 4 класса с УУД....
Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс
Основы мировых религий...