Рабочая программа ОРКСЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Модуль "Основы православной культуры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse.docx45.77 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение

Зубрилинская основная общеобразовательная школа

                     

Рассмотрена и                                                                         Утверждена

рекомендована                                                                      приказом директора

к  утверждению                                                                     МБОУ Зубрилинская ООШ        

пед. советом №1                                                                     от   30.08.17г.     № 95

от    30 .08.17г.                                                         директор МБОУ Зубрилинская ООШ

                                                                                                           Веселова И.В.

                                                                                                                                     печать                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                             

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по   предмету  ОРКСЭ

МОДУЛЬ «Основы православной культуры»

начальное общее образование

4 класс

Количество часов: 35   ч.

Учитель        Коновалова Вера Павловна

Рабочая программа составлена на основе

Примерной образовательной программы

А.Я.Данилюк «Основы религиозных культур

и светской этики»,

 издательство «Просвещение» 2014;

           

   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа по ОРКСЭ для 4 класса разработана в соответствии с  образовательной программой начального общего образования    МБОУ Зубрилинская ООШ, приказом Минобрнауки России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012  74); приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643); приказом от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;  письмом Минобрнауки России от 09.02.2012 года № 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года»; на основе примерной образовательной программы А.Я.Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики», программы и  учебника «Основы православной культуры» А.В.Кураева.

Программа «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я.Данилюк - издательство «Просвещение» 2014;

Учебник «Основы православной культуры» 4 класс - А.В.Кураев, издательство «Просвещение» 2015.

Принципами введения курса ОРКСЭ выступают

 1.Соблюдение конституционных принципов светского характера Российского государства.
 2. Взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, с религиозными организациями.
 3. Содействие межконфессиональному сотрудничеству и взаимному уважению на местах.
 4. Институты учета запросов граждан на изучение их детьми основ культуры религий и светской этики.
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций. Данная программа реализует содержание одного из 6 модулей – модуль « Основы православной культуры».  

Основой для данного курса является концепция « Духовно-нравственного воспитания».

Проблема религиозного образования, воспитания религиозной толерантности и идентификации подрастающего поколения сегодня стоит очень остро и в целом  в мире, и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что религиозную составляющую наряду с наукой,  искусством, моралью и правом как важнейшую часть духовной культуры человечества невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, духовно-нравственного становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу религиозной тематики, рассматриваемой  в рамках культурологического подхода, имеют сегодня особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и  ее отношениями с социальным окружением,  религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на религиозное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком высоким, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной культуры в общеобразовательной школе несет с собой необходимость решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем, многократно усиливающихся в условиях глобальных сдвигов и разрушения традиционных форм идентичности.

В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.

 Современный период в российской истории и образовании – это смена ценностных ориентиров. В этот период нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни.

В Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования введена новая предметная область — «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании молодежи. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Поэтому в Стандарт начального общего образования включен курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, произведения которой до сих пор высоко оцениваются во всём мире.

Авторы как теоретических, так и практических разработок, в качестве важнейшего компонента национального содержания образования указывают на Православие, которое является историообразующим, культурообразующим, смыслообразующим элементом жизни русского народа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства и обеспечивало духовное единство народа.

Преподавать основы христианских ценностей в виде уроков духовно-нравственной культуры православия, значит постепенно открывать перед учениками и их родителями всю красоту и доброту христианских жизненных ценностей, которые лягут в основу их созидательного мировоззрения.  

  Актуальность изучения основ православной культуры в общеобразовательных учреждениях обусловлена необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

       «От нравственного состояния новых поколений зависит будущее России, не в меньшей степени, чем от политики или экономики. На фоне разрушительного влияния некоторых средств массовой информации, общего морального кризиса никто не заменит слова учителя – слова настойчивого, убедительного, подкреплённого личным примером и объясняющего детским душам, что порок всегда разрушителен, а верность незыблемым нравственным нормам приносит человеку истинное благо и подлинное счастье».

                                                 Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

В нравственном становлении личности немаловажное место принадлежит культуре. Изучение русской культуры невозможно без основ православия, составившего его основу и стержень. Все богатейшее наследие православной культуры пронизано духом красоты и несет в себе огромное воспитательное содержание.

Курс ОРКСЭ носит светский характер. Состоит он из 6 модулей. Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культуры.

Курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у младших школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

 

Цель: - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

    Задачи :

1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия

  МЕСТО   КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

 В соответствии с календарным учебным  графиком МБОУ Зубрилинская ООШ, учебным планом МБОУ Зубрилинская ООШ ,производственным календарём и расписанием определено количество часов:

Класс

Учебный план

 (в неделю)

 Календарный  учебный график

Производственный календарь

Примечание

4

36ч

35

01.05- праздничный день

 Результат выбора родителями (законными представителями) обучающихся

    3    класса модулей комплексного курса «Основы религиозных культур и

светской этики» - « Основы православной культуры»  ( Протокол  родительского собрания  от 27 марта 2017 года)               

  СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
 

Данный учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание   учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами).  Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Второй и третий тематические блоки   дифференцируют содержание учебного курса  .

 Четвертый тематический блок представляет духовные традиции многонационального народа России.  

Учебный модуль «Основы православной культуры»

Россия – наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства.  Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная  культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. 

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Усвоение курса «Основ православной культуры» в четвёртом классе обеспечивает достижение следующих личностных результатов:

  • оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;
  • объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими;
  • самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях;
  • чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

Метапредметными результатами изучения курса «Основ православной культуры»  в четвёртом классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);
  • совместно с учителем составлять план решения задачи;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;
  • отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.);
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;
  • слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
  • договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Предметными результатами изучения «Основ православной культуры»  в четвёртом классе являются:

Предметными результаты изучения курса должны быть следующие знания и умения:

  • определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);
  • излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;
  • знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России;
  • строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
  • устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей
  • соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
  • делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;
  • договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

Ученик научиться:

Ученик должен знать/понимать:

  •  Основные понятия: православная культура, христианство, Библия, Евангелие,

православные праздники, храм, икона, алтарь, крещение Руси; исповедь; заповеди;

святой; добродетель; таинство причастия; литургия; монах; монашество; семья.

  • Историю возникновения культуры;
  •  Особенности и традиции религии;
  • Описание основных священных книг, праздников, святынь.

Уметь:

 

  • Строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и

культурных традиций;

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
  • Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;
  • Готовить сообщения по выбранным темам

Ученик получит возможность научиться:

  • Описывать различные явления религиозной культуры, традиции;
  •  Излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры;
  •  Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

  Тематическое планирование

4 класс (34 ч)

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и  

1

2

Основы православной культуры.

 31

3

Духовные традиции многонационального народа России

3

Итого

35

Календарно-тематическое планирование

 

№ п/п

Тема  урока

Кол  - во

часов

Дата

Корректировка

1

Россия – наша Родина

1

05.09

2

Культура и религия

1

12.09

3

Человек и Бог в православии

1

19.09

4

Православная молитва

1

26.09

5

Библия и Евангелие

1

03.10

6

Проповедь Христа

1

10.10

7

Христос и Его крест

1

17.10

8

Пасха

1

24.10

9

Православное учение о человеке

1

07.11

10

Совесть и раскаяние

1

14.11

11

Заповеди

1

21.11

12

Милосердие и сострадание

1

28.11

13

Золотое правило этики

1

05.12

14

Храм

1

12.12

15

Икона

1

19.12

16

Творческие работа  

1

26.12

17

Подведение итогов

1

09.01

18

Как христианство пришло на Русь

1

16.01

19

Подвиг

1

23.01

20

Заповеди блаженств

1

30.01

21

Зачем творить добро?

1

06.02

22

Чудо в жизни христианина

1

13.02

23

Православие о Божием суде

1

20.02

24

Таинство Причастия

1

27.02

25

Монастырь

1

06.03

26

Отношение христианина к природе

1

13.03

27

Христианская семья

1

20.03

28

Защита Отечества

1

03.04

29

Христианин в труде

1

10.04

30-32

Любовь и уважение к Отечеству

3

17.04

24.04

08.05

33

Подготовка творческих проектов  

1

15.05

34

 Подготовка творческих проектов  

1

22.05

35

Презентация творческих проектов

1

29.05

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ОРКСЭ Православие

Рабочая программа ОРКСЭ Православие...

рабочая программа ОРКСЭ.docx

рабочая программа ОРКСЭ.docx...

Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс(модуль ОПК)

Рабочая программа курса ОРКСЭ в 4 классе(Модуль "Основы православной культуры)....

Рабочая программа ОРКСЭ

Рабочая программа ОРКСЭ для 4 класса...

Рабочая программа ОРКСЭ

Включает в себя основные разделы и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа.. ОРКСЭ. Основы православной культуры. 4 класс

Рабочая программа по Основам Православной культуры для 4 класса с УУД....

Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс

Основы мировых религий...