Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников в православной гимназии.
статья по теме

Демина Марина Васильевна

Выступление на Рождественских чтениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриот — это человек, служащий родине, а родина — это прежде всего народ.

Н.Г.  Чернышевский

Тот, кто не принадлежит своей Отчизне, не принадлежит и человечеству.

Н. Г. Чернышевский

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников в православной гимназии.

В условиях современного общественного кризиса России, который определяется, прежде всего, кризисом духовных и нравственных ценностей и поэтому сопровождается такими разрушительными явлениями, как рост детской беспризорности, детской и подростковой преступности, наркомании, сектантства, особое значение имеет возвращение к традиционной для нашего Отечества системе нравственных ценностей. То, что мы работаем в православной гимназии, свидетельствует о том, что настало время изменить как в себе так и в детях, приходящих к нам, отношение к русской культуре, свое отношение ко всему происходящему в обществе.

Отсюда вытекает задача гимназии - формирование  личности, проникнутой духом родной культуры.

Понимая, что в обществе произошло снижение воспитательного воздействия национального фактора на формирование нравственности и патриотизма, необходимо возрождать патриотизм и нравственность в наших детях.

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание представляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для становления личности, связанной с родными корнями, лучшим в культуре своих предков, героическим прошлым России.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.

Духовно-нравственное воспитание, будучи стержнем формирования нравственной личности гражданина и патриота России, является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.

Каждый из нас, прорабатывая план воспитательной работы, задумывается над тем, какую цель поставить перед собой и перед детским коллективом. Мне кажется, что наиболее сообразной будет следующая цель: духовно-нравственное и гражданско-патриотического воспитание подрастающего поколения посредством вовлечения младших школьников в социально значимую и нравственно-направленную деятельность; знакомство детей с пониманием смысла человеческой жизни в традиционной русской культуре, с основными правилами нравственности, последствиями нарушений нравственных правил, с тем, как научиться воспитывать свой характер.

Для реализации этой цели можно поставить следующие задачи:

создание условий для формирования культуросообразной личности младшего школьника, гражданина России;

воспитание чувства любви к Родине, гордости за героическое прошлое нашей страны,

поддержка стремления знать историю России, желания соответствовать нравственному облику великих соотечественников,

мотивация на действенное проявление неравнодушие к родному краю и окружающему миру.

Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается формирование у детей и подростков высокого патриотического сознания, верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Православие не только культурообразующая компонента отечественной цивилизации, но и государствообразующая  религия. Необходимо познакомить учащихся с традиционной духовностью нашей страны. Это можно реализовать через уроки чтения, истории, окружающего мира, технологии.

155

        Социальное развитие российского общества в XXI веке может успешно проходить только на основе исторической и культурной преемственности поколений. В настоящее время назрела необходимость пересмотра средств, методов и приемов привития современному ребенку чувства патриотизма, гордости за свою родину, а также за Родину малую.         Хочу отметить, что именно в этом году необходимость воспитания юного патриота особенно велика. Это связано с предстоящим празднованием 65 годовщины победы в Великой Отечественной войне.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Говоря о патриотическом воспитании необходимо определить, что такое патриотизм и кого мы можем назвать патриотом.

Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народ, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Патрио́т — патриотичный человек, тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Патриарх Алексий II говорил:

«Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.

Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. Юноша ушёл из дома, а потом вернулся, и отец его простил, принял с любовью. Обычно в этой притче обращают внимание на то, как поступил отец, принявший блудного сына. Но нельзя забывать и о том, что сын, поскитавшись по миру, вернулся в свой дом, потому что для человека невозможно жить без своих устоев и корней.

К сожалению современная семья уделяет много внимания материальному благополучию своих детей, зачастую родители возвращаются с работы очень поздно, многие работают каждый день. На детей времени не остается, а уж о нравственных сторонах жизни  вспоминают редко или вообще не вспоминают. Кто из нас не слышал фразу родителей: «Ударили – дай сдачи! Бей первым, чтобы не били тебя!» Вот оно – воспитание нравственности, доброты и любви к ближнему. Где же те устои, корни семьи, которые в будущем помогут  заблудшему ребенку вернуться в семью, почитать мать и отца, любить стариков, братьев и сестер?

<…>Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть.

И здесь ещё одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое и патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны». А у нас в гимназии это гордость и ответственность за себя, класс и гимназию в целом. Ведь, если ребенок чувствует за собой ответственность за другого человека, то ему самому приходится изменяться к лучшему.

В современном мире дети же порой не способны отличить дурное от благого в силу возраста и безразличного отношения к ним взрослых. Отсюда — размытые ориентиры, нигилизм в среде подростков. Их волнует музыка (вообще развлечения), одежда, компьютеры, мобильные телефоны, отношения друг с другом. Но они не знают слов Государственного гимна, адрес школы, телефон спасательной службы, их не особенно заботят бездомные животные, отношения родителей к другим взрослым. Так кто же в этом виноват? Кризис, общество, страна или же все-таки семья? Ответьте каждый себе на этот вопрос. Для меня это очевидно – конечно же семья! Семья, забывшая свои корни, культуру своего народа, ушедшая от духовности и нравственности, а помнящая только о хлебе насущном и материальных благах – чему она может научить ребенка?

Разумеется, духовная составляющая культуры не превратит всех граждан в святых, не повлияет на воспитание каждого ребенка (подобные изменения требуют, как минимум, всей жизни). Однако общечеловеческие ценности в том виде, в каком даны они человеку Богом, способны благодатно «закалить» человека, сформировать в нем личность.

Представляется логичным и своевременным привить ребенку уважение к Родине и к труду, ответственность и великодушие посредством обучения и воспитания в духе любви и милосердия. Речь идет не только о преподавании основ православной культуры. В содержание любого урока можно включить яркие и правдивые примеры из русской культуры, примеры, способные проиллюстрировать нравственную проблему перед учащимися. Ведь личность должна на что-то опираться. На вседозволенности и беспринципности патриотизма не построишь.

        Чувство патриотизма и духовность, преданность своему народу и Родине можно воспитывать на всех уроках в начальной школе.

Уроки  литературного чтения

        Большой выбор произведений в каждом классе позволяет проводить работу по воспитанию учащихся. Устное народное творчество позволяет привить любовь к русской культуре, показывая ее колорит, широту русской души. Читая былины о богатырях, учащиеся получают первое представление о героях, защищавших Родину от врагов. Познают удаль молодецкую, силу богатырскую, чувство долга, любовь к своей земле. Читая стихи русских поэтов прививается любовь к родной природе. Ведь  поэты писали эти стихи под впечатлением красоты, самобытности, неповторимости родного края. Работа над рассказами о святых людях позволяет ребятам познать принципы жизни угодников Божиих, степень выполнения заповедей и большую любовь к Богу, к русскому народу  и Родине. Наравне с традиционными методами работы над литературными произведениями можно использовать и те, которые помогут вовлечь в воспитание своих детей и родителей. Для ребят будет интересно, если знакомство с новым произведением будет происходить не на уроке в школе, а дома через «семейное чтение». А в классе ребята могут обсудить мнения, поставить оценку прочитанному произведению как за себя, так и за родителей, проговаривая их точку зрения. Можно задавать ребятам коммуникативно-мотивированные домашние задания по прочитанному в классе. В этом случае родителям отводится роль адресата сообщения. Т.е. учитель просит ребят рассказать дома о том, что они прошли и поделились своими впечатлениями с родителями, высказали свое мнение. В этом случае очень важно, чтобы родители умели выслушать своего ребенка, а не отталкивали его. Целесообразно, на мой взгляд, проводить уроки классного чтения «по семейным заявкам». Если родитель видит какие-то свои недостатки в воспитании ребенка, но не может или не знает как их устранить, то он может обратиться к учителю с заявкой на прочтение и обсуждение в классе с детьми какого-либо произведения, показывающего этот недостаток. Еще можно проводить уроки семейного чтения, когда родители наравне со своими детьми вступают в обсуждение прочитанных произведений.

Уроки русского языка

Уроки русского языка должны проводиться не только с целью запоминания правил и автоматизации письма, но и с целью развития ценностного отношения к русскому языку, как к языку Отечества, хранителю национально - духовного опыта. Эта цель может реализовываться через пространственно-временные ассоциации. В этом случае проводится работа по этимологии устаревших слов, выявляются или объясняются  причины и необходимость появления этих слов в речи русского народа. После цикла работы над словами можно провести словарный диктант. Можно использовать в работе выдержки из Библии. Т.к. развитие нравственных мотивов учения происходит через отношение детей к духовному просвещению. У ребят зарождается ценностное отношение к слову через знакомство с библейской трактовкой слова как орудия духовного творения. Развивать духовно-нравственные качества ребенка можно через стимулирование свободного письма. Ребята пишут письма и поздравления, которые потом передаются друг другу посредством классной почты, либо почты России; изготавливают самодельные книги по определенной тематике для классной или школьной библиотеки, дополняя свою работу иллюстративным материалом. Целесообразно научить детей вести личный дневник, т.к. он является

- средством эмоциональной разрядки, интеллектуального отклика на происходящее;

- незаменимым подспорьем в качестве «письма на память» интересного и важного;

- средством для реализации литературно-художественных способностей;

- способом восполнения дефицита общения;

- средством нравственной саморегуляции.

Уроки математики можно проводить тематическими уроками. Существует достаточное количество тематических задач, которые можно использовать в работе. А тему урока можно посвящать значимым событиям в истории России. К примеру, я проводила урок математики по изучению разнонаправленного движения, используя и приурочивая материал к великой битве подо Ржевом в годы Великой Отечественной войны.

Уроки окружающего мира

Чувство патриотизма воспитывается у учащихся особенно в 4 классе, когда он изучают свой родной край, географию страны, в которой живут, а так же историю своей страны. Мне кажется, что для полного изучения данных тем, необходимо давать задания детям поискового характера. Т.е. вместе с родителями дети должны находить и прорабатывать дополнительный материал, которым они поделятся на уроках с другими учащимися. А при изучении военных событий – наиболее ценой будет работа по обработке воспоминаний дедушек и бабушек о тех временах. Для сохранения памяти детей о своих родственниках, можно оформить альбом или сделать презентацию «Наши деды в годы войны».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы по формированию гражданско-патриотических представлений младших школьников

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования гражданско-патриотических представлений младших школьников. Обобщается практический опыт достижения результата в этой нелегкой раб...

Организация работы по духовно-нравственному развитию и гражданско-патриотическому воспитанию детей школьного возраста, находящихся на длительном лечении, в условиях больничного стационара

Работа составлена для методического объединения и направлена на развитие духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей находящихся на длительном лечении. Работа содержит  пр...

Формирование гражданско-патриотических качеств личности школьника. Воспитание любви к родному краю

Из опыта работы учителя по формированию гражданско-патриотических качеств у младших школьников...

Доклад на тему"Духовно–нравственное развитие и гражданско–патриотическое воспитание обучающихся как основа воспитательной работы гимназии (из опыта работы)"

В докладе раскрыт опыт работы учителя по теме"Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся"....

Формирование гражданско-патриотической компетенции младших школьников во внеклассной деятельности

Данный проект является актуальным в настоящее время.Он демонстрирует необходимость решения проблемы гражданско-патриотического воспитания,направленной  на формирование развития личности младшего ...