Разработка урока по ОРК и СЭ на тему "Милосердие и сострадание" с презентацией
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Заболотникова Ольга Александровна

Данный урок был разработан и проведён в рамках районного семинара по ОРК и СЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon miloserdie_i_sostradanie.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Устьинская средняя общеобразовательная школа

Конспект урока по ОРКСЭ

   

Разработала: Заболотникова О.А.

учитель первой квалификационной категории

Устье, 2017


Пояснительная записка

Номинация: «Урок по курсу ОРКСЭ»

Класс: 4

Модуль: «Основы православной культуры»

Тема: Милосердие и сострадание.

Количество часов 1

Цель: создание условий для ознакомления с понятиями: «милосердие», «забота о слабых», «милостыня», «ближний», «любовь к врагам», «сострадание», «взаимопомощь», «социальные проблемы общества».

Задачи:

Предметные:

- формировать знания о понятиях милосердие, сострадание, благотворительность,  добро;

- формировать умение рассуждать на тему морали с привлечением личного опыта.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к предмету;

- развивать  коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;

- развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;

- развивать творческие способности.

Воспитательные:

- формировать положительное отношение к нравственным поступкам;

- формировать навыки милосердия, ответственности, доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки; воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим людям.

Основные понятия: долг, ответственность, милосердие, сострадание, близкий, любовь к врагам, милостыня.

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

Оборудование:  мультимедийный проектор,  компьютер, толковые словари русского языка С.И. Ожегова. Раздаточный материал для детей: карточки для групповой работы, индивидуальные конверты с домашним заданием.

Учебник «Основы православной культуры» 4 класс Москва «Просвещение» 2015г А.В.Кураев


Планируемые результаты:

Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать;

Метапредметные:

- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;

- познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;

- коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;

- предметные: научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.


Ход урока

I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Слайд 1. Название урока.

Прежде, чем мы с вами поговорим о милосердии, давайте посмотрим замечательный добрый мультфильм «Просто так».

(цель показа м/ф – создать благожелательную атмосферу в классе)

Создатели этого мультфильма подарили нам хорошее настроение. Просто так, потому что у них большие добрые сердца.

II. Целепологание. Работа над понятием Милосердие и сострадание. 

Как вы думаете, можно назвать героев этого мультфильма милыми? (дети отвечают)

Слайд 2. Слово «милый».

Да, потому что нам приятно и радостно на них смотреть. Корень слова «милый» - «мил» (щелчок) означает  «услада, удовольствие, радость».

А кому в жизни мы чаще всего говорим слово «милая»? (дети отвечают)

Слайд 3. Слово «миловать».

(цель  - показать детям, что чувствует человек, к которому проявляется милосердие)

Милая мамочка - мы говорим эти добрые слова своей маме, потому что нам всегда приятно видеть ее. Представьте себя на месте этой девочки, рядом со своей мамой, и загляните в свою душу, послушайте ее. Что вы чувствуете? (дети отвечают)

Нежность, сладость в сердце и желание прижаться, чтобы мама нас пожалела. Мы говорим, что мама милует нас. В ее объятиях мы чувствуем себя защищенными, нам уютно и хорошо, потому что мы ей полностью доверяемся. Миловать – значит дарить приятное для души.

Слайд 4. Слово «милость».

(цель  - показать детям, что чувствует человек, который сам проявляет милосердие)

А теперь посмотрите на этого несчастного бездомного котенка. Какие чувства он вызывает в вашей душе? (дети отвечают)

Мы чувствуем в сердце жалость к этому котенку, желание пригреть его, покормить, защитить, сделать его жизнь приятной. Наше сердце хочет оказать милость этому котенку.

Вот вы пожалели котенка, он у вас на руках, доверяет вам. Что чувствует ваше сердце? (дети отвечают)

Когда мы оказываем кому-нибудь милость, т.е. проявляем сострадание, участие (щелчок), наше сердце испытывает радость. Помните удивительное свойство души: чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его.

Слайд 5. Слово «милосердие».

Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие.

Ребята, изучая «Основы православной культуры» мы с вами общаемся на русском языке. Я подумала, что будет правильно, если мы сможем применить свои знания по русскому языку на этом уроке. Тем более, что название  нашей темы требует разбора по составу.

- Ребята, как вы понимаете слово МИЛОСЕРДИЕ? ( Ответ: Милое сердце)

- А где еще можно узнать значение этого слова? (словарь)

Со словарем живого великорусского языка Даля…..(работает ученик…)

Милосердие- способность миловать, любить, жалеть всем сердцем.

- Давайте обратимся за помощью к словарю. (Ожегова)

Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. (Энциклопедия «Кругосвет»)

Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

(Толковый словарь русского языка Ушакова)

Во всех определениях встретили слово-сострадание

- Как вы понимаете слово СОСТРАДАНИЕ?    (Ответ: переживать за другого)

Сострадание- способность переживать боль другого человека, как собственную.

- Как вы думаете, что лежит в основе милосердия   ( в основе лежит Любовь.)

- Давайте выделим корни в слове «милосердие», Подберите однокоренные слова

(на доске)

Подберите еще слова, близкие по значению слову «милосердие». (Доброта, Сострадание, Любовь, Сочувствие, Забота)

- Вы догадались о чем будем сегодня говорить, тема нашего урока?

- На какие вопросы мы постараемся найти ответы? (учебник)

Мы с вами на прошлом уроке говорили о заповедях. Заповеди – это норма, это то, что положено делать, чтобы не навредить ближним и самому себе. Исполнение заповедей сохраняет наше душевное здоровье. Но есть нечто выше заповедей, выше закона. То, что способно творить чудеса, изменять сердце человека и делать его счастливым. Это – любовь.

Любовь бывает разной.

Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.

Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным.

Слайд 6. Накормить голодного.

Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его - «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.

III. Открытие нового знания.

Слайд 7. Люби ближнего.

Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».

Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине:

Сначала ребята, чтобы все вам было понятно, мы проговорим с вами все незнакомые слова:

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Притча - рассказ с нравоучением.

Священник-священнослужитель в  храме, посредник между Богом и человеком

Леви́ты - часть евреев, из  левитов набирались служители (певчие, музыканты, стража и т. д.)  в Иерусалимском храме.

Левит - священнослужитель низшего духовного сана у древних евреев.

Самарянин - означает чужак, человек другой веры.

Самарянин - представитель этнической (связанное с принадлежностью к какому-нибудь народу, с его культурой) группы, которую евреи не признают единоверцами.

Ближний  - всякий человек, который нуждается в помощи

Милосердный самаритянин.   (рассказывает ученик)

«На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в гостиницу и оплатил его лечение.

Родные и единоплеменники не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему.»

- Понравился вам самарянин? (да)

- Чем он вам понравился? ( он добрый, помог ближнему )

- Назовите главную заповедь Христа. ( Люби ближнего, как самого себя)

Исследовательское чтение текста

А сейчас откройте учебники на стр. 43-44 и давайте прочитаем(2-3 обзац) со слов (Притча Христа означает…. до слов Если человек принимает….) дети читают

Ребята, найдите в тексте ответы на вопросы:

- Кто такой ближний?  (Ближний- всякий человек, который нуждается в помощи)

- И что означает притча Христа?

Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи. Если человеку больно – становится неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета. Это не только твоя семья и друзья, это всякий, который нуждается в твоей помощи, поддержке, твоем участии.

-А если человек виноват перед тобой, нужно ли человеку помогать в трудную минуту? (Надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи)

-Зачитайте в тексте принцип по которому нельзя поступать ( Как ты ко мне, так и я к тебе). С.43

-Как будут жить люди на Земле, если будут придерживаться этого принципа. (начнутся войны, ссоры и горе).

-Что стоит выше ПРОЩЕНИЕ или ВОЗМЕЗДИЕ? (прощение стоит выше, чем возмездие).

Слайд 8 Физкультминутка

Прилетели ангелочки-

Становились на носочки!

Вверх руками потянулись

И друг другу улыбнулись.

Крылышки расправили-

В стороны направили,

Наклонились до земли,

Словно тяжести несли.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Поскакали в высоту,

Чтобы там поймать звезду.

Глубоко вздохнули,

Плечи развернули,

Повели руками

Чуть над головами.

А теперь им всем пора

Делать добрые дела.  

IV. Осмысление нового знания

- Ребята, знаете, как Иисус назвал самарянина, который помог нашему герою?

Добрый самарянин или по-другому – милосердный – тот человек, у которого милое, доброе сердце. Он всегда спешит на помощь к ближнему.

Эту историю Иисус рассказал народу. И Ему очень нравится, когда мы поступаем так, как добрый самарянин. Поэтому Он сказал: «Иди и ты поступай так  же».

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними…»

Слайд 9. - Как много слов вокруг слова «Милосердие»

- Давайте уберем те значения, которые не соответствуют милосердию.

Слова исчезают по щелчку на них.  Убираем слова «месть, злорадство, обида, равнодушие, жадность».

Слайд 10. Милосердие подвигает нас на доброделание. Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным – значит жить в радости.

Помните удивительное свойство души: чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его.

- Наверное, с каждым из нас было такое, что когда мы совершили что-то недоброе или поссорились с другом, на душе стало скверно, сердце разрывалось от боли и хотелось, чтобы к нам проявили милость.

- что мы имеем в виду, когда желаем милости к себе? (дети отвечают)

Мы хотим, чтобы нас простили. Мы хотим мира. Мир лечит душу.

Слайд 11. Но если мы хотим, чтобы нас прощали, то, значит, и других мы должны учиться прощать, особенно, если у них случилась беда. Любовь начинается с прощения.

Помните совет доброй старушки из притчи о молодой душе: добро – помнить, (дети вспоминают) зло – забывать.

Кто-то однажды подставил тебе подножку – и вот тебе досталась новая шишка и порция насмешек. Это неприятно. Но прошло время - и этот кто-то сам смешно растянулся на брошенной кем-то банановой шкурке. Да так сильно, что повредил ногу и самостоятельно не смог подняться. Это беда. Ты сможешь забыть ту подножку? Сможешь не обрадоваться его беде? Сможешь подойти, помочь ему, позвать врача?

Это непросто – переступить через свои давние и вроде бы справедливые обиды. Но это – самый высокий из призывов Иисуса Христа: «А Я говорю вам: любите врагов ваших».

Да, это трудно.  Но если человек принимает благодатную силу Христа, то и это ему под силу.

Слайд 12. Послушаем один разговор между священником, которым был святой Филарет Московский и врачом. Этот разговор нам озвучат ребята. (3 человека) (С. 44, 2-3 абзацы) Слушаем внимательно, потому что вам надо будет ответить на вопрос.

- Филарет Московский сказал, что в ту минуту Христос забыл о нем. О какой минуте он говорил?  (Когда он осуждал других людей, благодать покинула его душу.)

Доктором, возразившим святителю Филарету, был Федор Петрович Гааз, которого все за его милосердие называли «святой доктор». На памятнике доктора Гааза высечены слова его девиза : «Спешите делать добро!»

- А как вам кажется, легко ли стать милосердным? (дети отвечают)

-Человек может научиться милосердию? Если ты будешь совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь…), то эти дела со временем изменят и твое сердце, сделают его более человечным.

V. Контролирующие задания.

   А)  Творческая работа в группах (3 группы).

Задания для групп: найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.

  1. Вы узнали, что рядом живет одинокая бабушка.
  2. В минуту твоей беды тот, кого ты считал своим лучшим другом, не помог тебе.
  3. Мальчик забыл в автобусе ранец с учебниками
  4. Вы нашли у своего дома маленького котенка
  5. Один из дежурных заболел, девочка берется за уборку одна. Ей нужно поднять  стулья, подмести, принести воду, вытереть пыль и вымыть пол. Ваши действия?
  6. Девочку из первого класса толкнул старшеклассник. Она стукнулась о стену и больно ударила руку. Девочка присела около стены и заплакала. Вы идете мимо и видите плачущую девочку. Ваши действия?
  7.  Зимой бывает скользко. Вы идете по улице. Перед вами идет бабушка и вдруг она падает. Ваши действия?

Б) Работа в парах.

Составить синквейны (пользуясь инструкциями) со словами: сострадание, милосердие, любовь.

Возможные синквейны учащихся:

1. Сострадание.                                                             1. Милосердие.

2. Любящий, отзывчивый.                                            2. Добрый, переживающий.

3. Сочувствовать, переживать, помогать.              3. Проявлять, поддерживать, любить.

4. Мы должны проявлять сострадание.                    4. Помогать нуждающимся в помощи

5. Необходимо.                                                              5. Забота.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Слайд 13. - Над чем заставил задуматься этот урок каждого из нас?

- Оцените свою  работу на уроке используя смайлики.

- По капле, по кирпичику – медленно строится мир доброты. Он хрупкий и его надо защищать.

-Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца и души.

Делами милосердия можно достичь очень многого! Спешите делать добро! Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло ДОБРОМ!

-Я надеюсь, что сегодняшний урок что-то изменит в душах каждого из вас.

-Наш урок я хочу закончить словами – пожеланиями:

Не стой в сторонке равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

VIII. Домашние задание. (Индивидуальные конверты)

«Цветик – Семицветик».

- Подумайте, что вы за неделю сделали доброго. - Какие добрые мысли были у вас? Напишите об этом на лепестках и прикрепите их к сердцевине нашего цветка.

- Какое чувство возникает у вас, когда вам делают что – то доброе?

. - Людей, которые совершают милосердные дела, очень много. Я вам предлагаю дома познакомиться еще с одним примером человеческого милосердия, посвященным жизни святой Ульяны Муромской. (С.45)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока окружающего мира в 1 и 3 классах (с презентацией)

Разработка урока в совмещённых 1 и 3 классах малокомплектной школы (с презентацией). Тема урока в 1 классе: "Кто такие рыбы?", тема урока в 3 классе: "Вода в природе.. Берегите воду"...

Методическая разработка урока русского языка "Орфограммы в пословицах и поговорках" с презентацией

Учить детей обнаруживать и квалифицировать орфограммы посредством анализа....

Разработка урока "Уменьшение, увеличение числа в 10, 100 раз" с презентацией. УМК "Школа России"

Урок построен в соответствии с ФГОС с использованием деятельностного подхода. Помимо приобретения математических знаний, ребята познакомятся с прекрасной страной Индией....

Разработка урока английского языка в 4 классе по теме "Семья"+презентация. К УМК М.З.Биболетова.

Разработка урока английского языка к УМК М.З.Биболетова в 4 классе. К данной разработке составлена презентация с фонетической разминкой, а так же все приложения для проведения урока. Урок проводился д...

Разработки уроков по ОПК в начальной школе -"Жены-мироносицы"(с презентацией)

Разработки уроков по ОПК в начальной школе - "Жены-мироносцы" (с презентацией)...

Разработки уроков по ОПК в начальной школе - "Заповеди блаженства" (с презентацией)

Разработки уроков по ОПК в начальной школе - "Заповеди блаженства" (с презентацией)...

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе «Глаголы-исключения» с презентацией.

Разработка содержит конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Глаголы-исключения» и презентацию к уроку. Урок разработан по программе УМК «Школа России». Технологии, п...