Конспект урока по теме "Совесть". Организация диалога на уроке.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
В предложенном материале учительведет работу в форме диалога по теме "Совесть " (модуль "Основы православной культуры")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme_sovest._dialog_s_detmi.docx | 24.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Совесть».
Цель: формирование представления о совести, стыде, как о нравственной ценности
Задачи: помочь раскрыть и сопоставить понятия «совесть», «стыд» через анализ художественных произведений.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: совесть стыд
Метапредметные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиски средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Личностные:
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания, чувства стыда перед самим собой;
Ход урока.
- Орг. момент
Цель: создание положительного эмоционального настроя.
- Актуализация опорных знаний.
- Постановка учебной задачи
Используется приём антиципации, т.е. предугадывание, технологии продуктивного чтения. Работа в группах.
Первая группа предугадывает тему урока используя карточку с опорными словами: быть справедливым, честным, не лгать, хороший человек, ответственный, т.д.
Вторая группа предугадывает тему урока используя карточку с иллюстрацией к рассказу А.П.Гайдара «Совесть», но название произведения учащимся не даётся.
Третья группа предугадывает тему урока используя карточку с биографией автора.
Учащиеся каждой группы высказывают свои предположения по теме урока.
- Решение поставленной задачи.
Продуктивное чтение и понимание текста «Совесть» А.П.Гайдара с использованием приёма «диалог с автором»
Учитель:
Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
Учитель: как вы думаете, ребята, куда пошла Нина? (предположения детей: пошла к подруге, поехала в другой город, вернулась домой, играла в парке и т.д.)
Учитель: давайте проверим ваши предположения (учитель читает текст дальше).
Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась
Учитель: как вы думаете на кого? (предположения детей: девочка встретила мальчика, собаку, знакомых людей, учителя и т.д.)
Учитель: давайте проверим ваши предположения (учитель читает текст дальше).
на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
Учитель: какой была шутка Нины? (предположения детей: напугала, что вблизи злая собака, сказала, что школа закрыта, что отменили занятия и т.д.)
Учитель: давайте проверим ваши предположения (учитель читает текст дальше).
- Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
Учитель: что же ответил малыш? (предположения детей: нет, он заблудился, нет, он проспал и опаздывает в школу, и т.д.)
Учитель: давайте проверим ваши предположения (учитель читает текст дальше).
- Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Учитель: какой же была реакция девочки, как она поступила? (ей стало стыдно перед малышом, она убежала, она проводила малыша до школы и т.д.)
Учитель: давайте проверим ваши предположения (учитель читает текст дальше).
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала.
Учитель: как вы думаете, почему заплакала Нина? (предположения детей: стало обидно, жалко завтрака, который съела собака, стало стыдно, девочку мучала совесть и т.д.)
Учитель: давайте проверим ваши предположения (учитель читает текст дальше).
Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.
Учитель: определите жанр произведения.
Ученики: это рассказ, так как нет вымысла и волшебства; в произведении описывается всего один случай и мало персонажей.
Учитель: о чем нам рассказ?
Ученики: о Нине и мальчике. О том, как Нина решила прогулять уроки. О том, что Нине стало стыдно, что она не пошла в школу.
Учитель: какое самое главное качество Нины автор показывает нам вначале рассказа?
Ученики: Нина - прогульщица, Нина – ленивая, Нина – хитрая
Учитель: что происходит с Ниной дальше, как она меняется?
Ученики: она становится доброй, заботливой.
Учитель: когда вы говорите, что Нина добрая, что вы имеете в виду?
Ученики: Нина проводила мальчика, не оставила его.
Учитель: что происходит с Ниной дальше?
Ученики: она плачет.
Учитель: как характеризуют Нину ее слезы в конце рассказа?
Ученики: ей стало стыдно, проснулась совесть.
Учитель: в результате чего у Нины возникло чувство совести?
Ученики: в результате встречи с мальчиком. Она поняла, как плохо она поступила, прогуляв уроки.
Учитель: почему это произошло после встречи с мальчиком, он разве пристыдил ее или обидел?
Ученики: стыдно было перед самой собой.
Учитель: что же такое совесть?
Ученики: совесть- это стыд перед самим собой.
Учитель: давайте, подумаем, когда у человека просыпается совесть?
Учитель: прочитайте последние строчки. Как понимаете?
Знакомо ли вам это чувство? Что было бы, если бы люди не испытывали этого чувства?
Вывод: совесть- это стыд перед самим собой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению "Диалог с автором".
В конспекте описана работа с произведением "Редкий случай" на основе прогнозирования....
Конспект и презентация к уроку риторики по теме:"Диалог и монолог"
Урок риторики по учебнику Т.А.Ладыженской....
Организация учебного диалога на уроках литературного чтения
Диалог на уроках литературного чтения развивает коммуникативные УУД...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Организация учебного диалога на уроках чтения в начальной школе
Презентация к предлагаемой теме....
Фрагмент урока с использованием учебного диалога (Сократический диалог).
Учебный диалог (Сократический диалог) подразумевает постановку особых вопросов в процессе беседы, которые способствуют работе мышления, концентрации внимания, адекватной самооценке текущей дискуссии и...