Дом и семья в православии
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе.
Цели урока:показать значение семьи в жизни каждого гражданина,как традиционные религии относятся к семье
Задачи:формировать уважительное отношение к родителям,окружающим;
способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности;
способствовать развитию позитивного отношения к жизни,к окружающей действительности,к своей семье
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dom_i_semya_v_pravoslavii.docx | 30.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Среднеякушкинская средняя общеобразовательная школа
Новомалыклинского района
Ульяновской области
Урок в 4 классе по ОРКСЭ
Тема: Дом и семья в православии.
Андреева Любовь Ивановна,
учитель начальных классов
2017г.
Цели: показать значение семьи в жизни каждого гражданина, как традиционные религии относятся к семье.
Задачи: формировать уважительное отношение к родителям, окружающим;
способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности;
способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье;
Оборудование: проектор, компьютер, экран, учебное пособие А.Н.Сахарова, К.А. Кочегаров, Р.М. Мухаметшин «Основы религиозных культур народов России», видеоролик «Гимн семье»,
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
- Определение темы урока
- Сегодня на уроке пойдёт речь о главной ценности в жизни каждого человека. А что это за ценность попробуйте угадать, прослушав загадку.
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья)
- Что такое по-вашему «семья»? (ответы детей)
2. Понятие слова «семья»
Учащиеся обдумывают вопрос и высказывают свои мнения.
( один из учеников прочитает вслух определение слова «семья» в словаре С.И.Ожегова)
- Это группа живущих вместе близких родственников;
- Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Учитель. Вывод: У каждого из нас есть своя семья, родительский дом. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
Учитель: А от кого зависит счастье и благополучие семьи? (От каждого члена семьи). И от вас? (Да).
- Семья играет особую роль в жизни каждого человека независимо от того, какую религию он исповедует.
II. Изучение нового материала.
1.Рассказ учителя.
Дом и семья всегда почитались во всех религиях а, сегодня на уроке мы поговорим о семье и доме в православии. Христианская семья была всегда окружена особым вниманием Православной Церкви. При строительстве нового дома обязательно приглашался священник освятить жилище, т.е. он произносил молитву, а делалось это для спокойствия и уюта в доме, недаром говорят « Мой дом моя крепость».
- Как понимаете смысл пословицы?
- В христианской семье в каждом доме стояли иконы.
- Ребята, давайте вспомним, что такое икона? (Икона — прежде всего священный предмет.Изображенный на ней лик святого, или того, кто причислен к святым.)
Слайд 1 Православные иконы всегда стояли в доме на самом почётном месте, которое именовалось красным (т.е. красивым) углом. Образа следовало держать в чистоте, почитать их свято, молясь и каясь перед ними. «В красном углу молилась вся семья. Считалось, что совместная молитва имеют особую силу. Неслучайно христианскую семью называют «малой церковью». В православных семьях было много детей.
Слайд 2 Созданию новой семьи издавна знаменовалось венчанием в церкви. Священник благословлял брак и испрашивал для семьи Божью помощь в рождении и воспитании детей. Во время венчания супруги давали клятву хранить верность друг другу.
2.Работа по учебнику - чтение текста(с. 41-42)
Откройте учебник на с. 41 посмотрите на святых Петра и Февронии .
Образцом супружеской верности для православных являются святые Пётр и Феврония. Христиане почитают их как покровителей семьи и брака.
- Почему? Мы узнаем посмотрев мультфильм, ( Сказание о Петре и Февронии) и прочитав отрывок из учебника.
- Что вы можете сказать о Петре и Февронии, какими они были?
- Как они относились друг другу?
- Как Петр и Феврония правили княжеством?
– Что вы узнали о Дне семьи, любви и верности? (ответы детей)
Слайд 3 Этот праздник появился совсем недавно, в 2008 году. Идея создания этого праздника возникла у жителей древнего города Мурома (Владимирская обл.). Первый памятник Петру и Февронии был поставлен в городе Муроме, также памятники появились и в других городах: в Сочи, в Архангельске, в Ульяновске, в Ярославле.
Учитель:- А в некоторых городах появились даже памятники семье. Ребята подготовили информацию об этом и хотят Вам рассказать.
3.Сообщение детей. «Памятники семье»
1 ученик В Ташкенте установленный возле дворца Дружбы народов памятник семье Шамахмудовых, усыновившей в годы Великой Отечественной войны 15 детей-сирот среди которых были русские, белорусы, молдаванин, украинец, латыш, казах, татарин и т.д. и ставшей символом милосердия и гуманизма узбекского народа.
2 ученик Памятник семье Володичкиных
построен в посёлке Алексеевка города Кинель Самарской области 7 мая 1995 года к 50-летию Победы. Это памятник матери, у которой война забрала всех девятерых сыновей: шестеро погибли на фронте, трое позже скончались от ран.
3 ученик В центре города Саранска на перекрестке улиц Советской и Демократической, рядом со Свято - Феодоровским Кафедральным собором, стоит памятник семье работы скульптора Николая Филатова. Двое взрослых - мама и папа, а рядом дети - старшая дочь, сынишка и младшенькая, плюс еще один малыш в утробе матери.
4.Физминутка « Семья »
Раз, два, три, четыре
(хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире?
(повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять
(Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать;
(указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка , два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья!
(загибают поочередно пальцы на руке)
Слайд 4. Учитель:- У праздника появился свой символ – ромашка.
- Ребята, скажите почему именно ромашка?
(Так как праздник приходится на лето, а лето ассоциируется с цветами, символом праздника стала ромашка. Почему ромашка? Да потому что это самый распространённый цветок в России, и он издревле является символом любви.)
Слайд 5. Медаль виде «ромашки» дарится семейным парам, которые отметили серебряную и золотую свадьбу. Эти медали даются "За любовь и верность".
Слайд 6. Два лепестка которой покрыты красным и синим цветом означают как символ мужского и женского начала, символ крепкой семьи.
- Подумайте, что нужно для того чтобы семья была крепкой?
Слайд 7. - Давайте подведём итог.
- В семье должно быть доверие и взаимопонимание.
- Делись со своими близкими огорчениями и радостями.
- Не причиняй боли родному человеку.
- Помогай родителям.
- Уважай старость.
Учитель: - Я хочу пожелать вам, ребята, чтоб вы, дарили радость, всей своей семье.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
III. Подведение итогов урока
IV. Рефлексия
Я узнал...
Для меня стало новым...
Меня удивило...
Я приобрёл...
Мне захотелось...
Урок дал мне для жизни…
Предлагаю вам нарисовать символ праздника семьи, любви верности.
- Поэт Илья Резник написал замечательный «Гимн Семьи», который я предлагаю вам послушать.
Приложение для учителя №1.
Люди соединяются в браке не потому, что они животные, а потому что они любят друг друга. А вот о любви в браке за всю историю христианства сказано не так много. Даже в художественной литературе проблема любви в браке впервые поднимается лишь в 19 веке. И никогда не обсуждалась ни в каких богословских трактатах. Даже в семинарских учебниках не говорится нигде, что люди, создающие семью, должны любить друг друга обязательно. Любовь является основой для создания семьи. Об этом и должен радеть каждый священник прихода. Чтобы люди, которые собираются жениться, ставили перед собой цель любить по-настоящему, хранить и умножать, сделать ее той Царской Любовью, которая приводит человека ко Спасению. В браке ничего другого и быть не может. Это не просто бытовая структура, где женщина – воспроизводящий элемент, а мужчина – зарабатывает на хлеб и имеет немного свободного времени, чтобы поразвлечься. Хотя сейчас именно так чаще всего и происходит.
Только вне Церкви они не получают той благодатной силы, которая преображает их любовь. Брак получает благодатную силу не только потому, что он венчан в Церкви священником, а еще и потому, что люди вместе причащаются, вместе живут единой церковной жизнью.Многие за обрядом венчания не видят сущности брака. Брак – это союз, который сотворен Богом еще в раю. Это таинство рая, райской жизни, таинство самой природы человека.
Нужно понять, что нет рецептов счастья. Есть личная ответственность за свою собственную жизнь, и это самое главное. Когда человек понимает, что он лично отвечает за каждое свое слово, за каждый свой шаг, за свой поступок, тогда, мне кажется, у человека начнется настоящая жизнь.
Протоиерей Алексий Уминский
«Брак — чудо на земле. В мире, где все и все идет вразброд, брак — место, где два человека, благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными, место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. И в этом самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одной личностью, два лица вдруг, потому что они полюбили и приняли друг друга до конца, совершенно, оказываются чем-то большим, чем двоица, чем просто два человека, — оказываются единством».
Митрополит Антоний Сурожский
Счастье, конечно, должно быть нравственно-выдержанное, то есть должна быть подлинно христианская любовь между мужем и женой; и когда я говорю «христианская», я не говорю — что-то экзотическое и странное, а просто то отношение, в котором человек почитает, любит другого, считается с ним, считает, что он или она (это относится к тому и другому) с радостью пожертвует чем-то желанным ради другого; что дети тоже воспитываются в правде, в любви, что им стараются внушить, что добро приносит радость, а не только натугу, и т.д.
Первое правило религиозной жизни — так полюбить своего ближнего, чтобы быть готовым для него отдать свою жизнь. А «отдать жизнь» вовсе не значит умереть, это значит изо дня в день, из часа в час пренебрегать собой, отстранять свою озабоченность о себе, для того чтобы думать о другом. В этом — все Евангелие. Спаситель нам говорит, что все Евангелие, весь закон и пророков можно выразить так: возлюби Бога всем сердцем, всем умом, всем помышлением своим и ближнего своего, как самого себя. И вот это — все.
Митрополит Антоний Сурожский
Приложение для учителя №2.
Есть ли у каждого человека своя половина?- Господь таким образом человека сотворил, изъяв из него часть для сотворения второй половины. Это Божественный акт сделал человека неполноценным без соединения с другим. Соответственно человек поэтому и ищет себе другого. И восполняется он в Тайне Брака. И это восполнение происходит либо это в семейной жизни, либо в монашестве.- Половинками рождаются? Или все-таки половинками становятся уже после венчания?- Я не думаю, что люди таким образом сотворены: будто бы есть два таких человека, которым нужно обязательно друг друга найти. И если они друг друга не найдут — будут неполноценными. Было бы странно думать, что есть только одна единственная и один единственный, который тебе послан Богом, а все остальные должны пройти мимо. Я думаю, что это не так. Сама природа человеческая такова, что она может преображаться, и сами отношения тоже могут преображаться.Люди ищут другого именно как мужчина и женщина, а вовсе не как два конкретных индивидуума, которые существуют на свете. Выборов в таком смысле у человека достаточно много. Все друг другу подходящие и
неподходящие одновременно. С одной стороны — человеческая природа искажена грехом, а с другой — у человеческой природы такая огромная сила, что по благодати Божией даже из камней Господь себе творит детей. Иногда люди тяжело друг другу прирастающие, вдруг становятся такими неделимыми, единством в Боге при усилии друг друга, при желании, при огромной работе. А бывает, что вроде у людей все хорошо, но они не хотят друг другом заниматься, друг друга спасать. Тогда самое идеальное единство может распасться.- Некие люди ищут и ждут некоторого внутреннего сигнала, что это твой человек, и только после такого ощущения они готовы принять, остаться с человеком, которого Бог перед ними поставил.- Трудно такому чувству до конца доверять, с одной стороны. А с другой, нельзя ему не доверять абсолютно. Это Тайна, это всегда останется Тайной для человека: Тайной его душевных мук, сердечных терзаний, его тревоги и его счастья, радости. Нет на этот вопрос ответа ни у кого.
Протоиерей Алексий Уминский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Православие и язычество на Руси".
В презентации представлен материал о Язычестве и Православии....
Православие и проблемы духовного и нравственного воспитания в семье и в обществе
В стандарты нового поколения введено понятие духовно-нравственное воспитание», которое, очевидно, должно чем-то отличаться от прежнего. Хотелось бы разобраться чем же? Духовно-нравственное ...
урок по теме: "Дом и семья в православии".
Учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Основы мировых религиозных культур". урок по теме : "Дом и семья в православии".Цель урока:·...
Презентация на тему : "Православие и ислам в моей семье"
Презентация на тему: "Православие и ислам в моей семье" к уроку "Основы религиозных культур и светской этики"...
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. "Дом и семья в православии"
На уроках ОРКСЭ в первую очередь обращаются к нравственным ценностям православия. Ведь во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. В содержание уроков вклю...
Основы православия. Православная семья. Сценарий праздника "День матери"
Данный сценарий можно использовать для подготовки праздника в Воскресной школе. Также на уроках ОРКСЭ (Модуль "Основы православия") при изучении темы "Православная семья"....
ОРКСЭ православие ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ
Тема 21 «Христианская семья» Задачи:Раскрыть и соотнести базовые нравственные ценности в контексте христианской культуры;смысл жизни христиан - ценности жизни христианской семьи;актуа...