ОРКСЭ православие ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)
Тема 21 «Христианская семья»
Задачи:
- Раскрыть и соотнести базовые нравственные ценности в контексте христианской культуры;
- смысл жизни христиан - ценности жизни христианской семьи;
- актуализировать для современных школьников традиционные ценности жизни семьи в России -
благочестие, послушание, ответственность, почитание родителей.
Средства:
- учебное пособие учебник «Основы православной культуры»
Л.Л.Шевченко 4 класс, тема № 21 «Христианская семья», иллюстрации № 59-63 (стр 64-67)
- Методическое пособие для учителя 4-й класс Л.Л.Шевченко тема № 21 «Христианская семья» стр.85-88, стр.162-163 «Детство Христа»
Тип проэкта: конспект проблемного урок
Литература по теме:
- Методическое пособие для учителя 4-й класс Л.Л.Шевченко стр.162-163 «Детство Христа»
Проблемные вопросы для обсуждения:
- В чём заключается смысл жизни христианской семьи?
- Почему семью называют малой Церковью?
Основные понятия:
- Семья – малая Церковь. Дар любви. Дела любви. Таинство брака. Благочестие. Страх Божий. Благодарение. Послушание. Любовь к Богу. Освящение дома. Молебен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_pravoslavnoy_kultury_hristianskaya_semya.docx | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по курсу
«Основы православной культуры»
Подготовила: Кондаурова Евгения Викторовна
учитель начальных классов
МБОУ Тимоновская СОШ с УИОП
г.о. Солнечногорск
Тема 21 «Христианская семья»
4 класс
2023
г.о. Солнечногорск
Тема 21 «Христианская семья»
Задачи:
- Раскрыть и соотнести базовые нравственные ценности в контексте христианской культуры;
- смысл жизни христиан - ценности жизни христианской семьи;
- актуализировать для современных школьников традиционные ценности жизни семьи в России -
благочестие, послушание, ответственность, почитание родителей.
Средства:
- учебное пособие учебник «Основы православной культуры»
Л.Л.Шевченко 4 класс, тема № 21 «Христианская семья», иллюстрации № 59-63 (стр 64-67)
- Методическое пособие для учителя 4-й класс Л.Л.Шевченко тема № 21 «Христианская семья» стр.85-88, стр.162-163 «Детство Христа»
Тип проэкта: конспект проблемного урок
Литература по теме:
- Методическое пособие для учителя 4-й класс Л.Л.Шевченко стр.162-163 «Детство Христа»
Проблемные вопросы для обсуждения:
- В чём заключается смысл жизни христианской семьи?
- Почему семью называют малой Церковью?
Основные понятия:
- Семья – малая Церковь. Дар любви. Дела любви. Таинство брака. Благочестие. Страх Божий. Благодарение. Послушание. Любовь к Богу. Освящение дома. Молебен.
Ход урока:
I. Оргмомент
Люби того, Кто ест не так
И носит странную одежду,
Пусть он иной, но он не враг,
Он занят в жизни тем же.
Он любит, создает семью
И строит дом, как все земляне,
Давайте жить друзьями!
УЧИТЕЛЬ: Друзья всегда помогут справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, настроение.
II. Актуализация знаний
Выставка рисунков «Моя Семья» подготовленное домашнее задание:
УЧИТЕЛЬ: В чём заключается смысл жизни в христианском понимании? ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Человек должен научиться любить не себя, а ближнего.
УЧИТЕЛЬ: Кого в Евангелии называют ближним?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Каждый человек, который нуждается в нашей помощи.
УЧИТЕЛЬ: А кого любите вы?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Маму, папу и т.д.
УЧИТЕЛЬ: Всегда ли в семьях царит мир, любовь, покой, дружелюбие?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Нет, люди ссорятся, спорят, конфликтуют, иногда ненавидят друг друга.
УЧИТЕЛЬ: Что такое ненависть?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Это проявление страсти гнева.
УЧИТЕЛЬ: Что такое страсть?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Это болезнь души, пожар, который сжигает душу человека.
УЧИТЕЛЬ: Назовите добродетель, противоположную этой страсти.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Любовь.
УЧИТЕЛЬ: Какими качествами со слов апостола Павла должна обладать любовь?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Апостол Павел сказал «Любовь долготерпит…
УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Давайте отгадаем загадки и узнаем тему нашего урока.
Слово это тёплое сердце согревает,
И без слова этого жизни не бывает.
Утром, днём и вечером я твержу упрямо
Это слово вечное, ласковое — … (Ответ: Мама)
Кто же трудную работу
Может делать по субботам?
— С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш… (Ответ: Папа)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша… (Ответ: Бабушка)
Самый старший он в семье,
Самый мудрый во дворе,
Голова вся в седине,
А встает он заре. (Ответ: Дедушка)
Эти маленькие люди,
Счастье принесут на блюде,
Будет слышен смех и гам,
Отдых не дадут ногам.
Любят их родители,
И Ангелы Хранители(Ответ: Дети)
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Ответ: Семья)
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Мы сегодня будем говорить о христианской семье.
III. Знакомство с темой урока (постановка проблемного вопроса)
УЧИТЕЛЬ: Что такое христианская семья? Какая она должна быть?
Как была устроена жизнь христианской семьи?
Ответы на эти вопросы мы постараемся ответить сегодня на уроке.
IV. Работа по теме урока
- Для чего человеку семья
УЧИТЕЛЬ: Для чего человеку семья?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Семья нужна для того, чтобы заботиться друг о друге, помогать, любить, радовать друг друга, чтобы рожать и воспитывать детей.
УЧИТЕЛЬ: Семью создают 2 человека –мужчина и женщина, полюбившие друг друга. Отношения в ней строятся на основе благочестия.
УЧИТЕЛЬ: Как вы понимаете это слово?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Благочестие (благая честь) – добрая ответственность за ближнего – служение ближним во имя любви.
УЧИТЕЛЬ: Как называем такую любовь?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Жертвенная любовь.
УЧИТЕЛЬ: В таких семьях если радуется один, то и другой от этого счастлив. Если кто-то в семье испытывает физическую или душевную боль, то и другим в семье от этого плохо. Они сопереживают друг другу, поддерживают в тяжелых жизненных ситуациях. Вот что такое семья.
УЧИТЕЛЬ: Объединяет христианскую семью любовь к Богу. Поэтому её называют малой (домашней) Церковью. Как вы думаете, какие должны быть отношения между членами семьи?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Они должны соответствовать заповедям Божьим.
УЧИТЕЛЬ: Самая главная заповедь « Возлюби Бога всей душой твоей. Возлюби ближнего как самого себя»
УЧИТЕЛЬ: Так в чём заключается смысл жизни христианской семьи?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: В жертвенной любви и в служении Богу и ближнему.
- Как рождается христианская семья.
УЧИТЕЛЬ: Как называется в православии вступление в брак?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Таинство Брака. Венчание.
УЧИТЕЛЬ: Что такое Таинство?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Это особое священное действие.
УЧИТЕЛЬ: Во время венчания на голову жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе. Венец на голове – это награда за решимость людей подарить себя друг другу. Но в то же время это и мученический венец. В то время, когда молодожёнов водят по храму с венцом на головах, хор поёт молитву именно мученикам – людям, которые были когда-то убиты за свою верность Богу и Церкви. «Мученический венец» - это напоминание о терновом венце Христа. Ведь по настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы всё претерпеть ради сохранения семьи. Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верными друг другу, когда станут мужем и женой.
- Чему христиане учат своих детей.
УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, в каком возрасте нужно учиться любить?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: С детства – любить маму, папу, бабушек, дедушек, братьев, сестёр. Любить ближних своих.
УЧИТЕЛЬ: Учиться любить надо ещё в родительском доме, иначе любовь не приживётся и в твоей новой взрослой жизни. Ведь тот, кто не научиться любить в родительском доме, не сможет любить и тогда, когда создаст свою семью. Рождение ребёнка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом. В свою очередь, и родители желают наполнить жизнь детей высоким смыслом. Они на своем примере показывают детям любовь, добро, терпение, веру. С малых лет учат детей любить Бога. А дети учатся послушанию. В какой заповеди об этом говориться?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: «Почитай отца своего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле»
УЧИТЕЛЬ: Что значит «чти»?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Чти – значит люби, уважай, слушайся, быть вежливым, внимательным.
УЧИТЕЛЬ: Отношения в семье строятся как послушание правилам жизни, которые человеку были даны Богом. Отец – глава семьи должен послушан Отцу Небесному. Жена – послушна мужу, сохраняя в семье мир, тепло, любовь, обучая детей заповедям Божиим. Дети растут в послушании родителям, почтительно и радостно выполняя их волю.
Всегда ли дети радуют своих родителей?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Не всегда. Бывает так, что дети не слушаются, огорчают родителей. Приходится заставлять себя.
УЧИТЕЛЬ: В священной истории рассказывается о праведном человек Ное и его сыновьях. Сыновей звали Сим, Хам и Иафет. Ной возделывал землю и насадил виноградник. Когда виноград поспел, он приготовил напиток. Ной не знал его силы. Выпив много, крепко заснул обнажённым в шатре. Когда это увидел младший сын Хам, он поступил непочтительно. Хам посмеялся над отцом и рассказал о нём своим братьям.
Правильно ли поступил Хам?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Нет. Хам посмеялся над отцом, над тем, что случилось с ним.
УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, братья Хама поступили так же?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Нет, наверное, они осудили поступок Хама, и постарались исправить ситуацию.
УЧИТЕЛЬ: Сим и Иафет взяли покрывало, подошли к отцу так, чтобы не видеть его наготу, и покрыли его. Когда Ной проснулся и узнал о поступке Хама, он осудил его. А Сима и Иафета он благословил. Ной предсказал, что их потомки сохранят веру в Бога и распространятся по всей земле.
УЧИТЕЛЬ: Родители – это врата, через которые человек входит в этот мир. И эти врата освящены Богом. Человеку в этот мир возможно войти только через родителей. Именно им Господь доверяет самое дорогое – душу человеческую. В своей заповеди Бог говорит о том, что по значимости после Него, Отца Небесного, сразу стоят наши земные родители.
УЧИТЕЛЬ: Что значит быть послушными, вежливыми и внимательными?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Это значит слушать старших, не перебивать, спрашивать о самочувствии, не спорить, не дерзить, быть благодарными за заботу и самоотверженную любовь родителей)
УЧИТЕЛЬ: Вывод – послушание – это быстрое радостное выполнение воли родителей. Почитание родителям – это долг детей, которые они выполняют с радостью, так как любят своих близких. А любовь к ближним, почитание родителей есть исполнение воли Бога!
Смиренно жил отрок Христос в Назарете,
И это сегодня так дивно для нас!
Он рос в послушаньи, как многие дети;
Безвестным, — пока не настал Его час.
Не рос Он бездумно, подобно растенью,
А с детства труды добровольные нес,
Иосифу, плотнику, был подмастерье,
А Матери верный Ее водонос.
Ослу, что Его согревал в Вифлееме,
Лежащего в яслях, дыханьем своим,
Носил Он траву и, не ведая лени,
Ухаживал в каменном стойле за ним.
И часто в молении уединённом
Его небосвод Галилеи видал...
Смирялся Господь наш, живя по законам,
Которые Сам человечеству дал.
УЧИТЕЛЬ: Что означают слова "жил смиренно"?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Был послушен. Помогал отцу в мастерской, носил воду, ухаживал за ослом.
УЧИТЕЛЬ: Почитать родителей - значит в детстве - их слушаться, в молодости - с ними советоваться, в зрелом возрасте - о них заботиться. Если заповедь исполняется можно сказать, что вырастут хорошие дети.
УЧИТЕЛЬ: Сделайте вывод _ чему же учат христиане своих детей?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Учат тому, что по примеру милостивого Бога следует творить добро людям, быть скромным, сочувствовать, любить людей, стараться послужить людям, и за всё благодарить Бога!
УЧИТЕЛЬ: Совершенно верно – разумный человек должен опасаться огорчить Бога плохим поступком. Это называется страхом Божим.
- О традиции освящении дома.
УЧИТЕЛЬ: Мы сегодня говорили о том, что объединяет христианскую семью любовь к Богу. Поэтому её называют малой (домашней) Церковью. У христиан существует традиция освящать свой дом. Для освящения дома приглашают священника. Он служит молебен, в молитвенных прошениях которого испрашивается Божия благодать не только на само жилище, но и на всю семью. При освящении дома в него вносятся иконы Спасителя и Богородицы. Они помещаются в «красном» самом почётном углу. Это место становится центром духовной жизни семьи, где собираются на совместную молитву. Перед иконами зажигается лампада. Она является символом того, что в этой домашней Церкви молитва не прекращается.
V. Заключение
УЧИТЕЛЬ: В семье начинается жизнь каждого человека. Семья — это основа общества в любую эпоху. И не случайно появился посвященный ей праздник.
Какого числа отмечается всероссийский праздник, посвящённый Дню Семьи?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: 8 июля
УЧИТЕЛЬ: Как он называется?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: День семьи, Любви и Верности
УЧИТЕЛЬ: А кто из вас знает, в чём суть этого праздника?
Отмечает день памяти святых Петра и Февронии Муромских, скончавшихся в 1228 году. Согласно легенде, за несколько лет до княжения в Муроме Петр заболел проказой. Ему приснился сон о том, что помочь сможет лишь крестьянка Феврония из деревни Ласково Рязанской губернии.
Петр нашел Февронию и обратился к ней за помощью. Девушка согласилась, но вместо предположенных денег попросила, чтобы князь взял ее в жены. Петр дал слово, но не сдержал — и болезнь возвратилась. Феврония не опускала руки и, несмотря ни на что, вылечила князя. В знак глубокой благодарности Петр женился. На пути пары было много сложностей. Сначала народ не принял простолюдинку, но князь не отрекся от нее. Петр и Феврония прожили долгую и счастливую семейную жизнь. В старости они приняли монашество, поселились в разных монастырях неподалеку друг от друга. Умерли оба 8 июля — 795 лет назад. Считается, что знаменитое выражение из русских сказок «жили они счастливо и умерли в один день» — о Февронии и Петре. В лике святых были канонизированы в 1547 году.
Семья - это дом, где тепло и уют,
Где любят тебя, и, конечно же, ждут.
Семья это те, без кого мы не можем,
Они нам всех ближе, родней и дороже.
Семья - это радость улыбок и встреч
Которые надо ценить и беречь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"
Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....
"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"
Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....
"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"
Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....
Конспект урока по ОРКСЭ ,тема : « Христианская семья»
Конспект урока по ОРКСЭ...
Конспект урока по предмету ОПК (курс ОРКСЭ). Тема :"Христианская семья"
Учебные задачи, направленные на достижение:1) личностных результатов обучения:- формировать уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения;- развивать мотивы учебной деятельности и формирова...
Урок "ОРКСЭ (ОПК) Христианская семья"
Урок "ОРКСЭ (ОПК) Христианская семья"...
Презентация к уроку по ОРКСЭ 4класс "Христианская семья"
Презентация к уроку по ОРКСЭ 4класс "Христианская семья"...
- Мне нравится (1)