ОРКСЭ православие ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)

Тема 21 «Христианская семья»

 

Задачи:

  • Раскрыть и соотнести базовые нравственные ценности в контексте христианской культуры;
  • смысл жизни христиан - ценности жизни христианской семьи;
  • актуализировать для современных школьников традиционные ценности жизни семьи в России -

благочестие, послушание, ответственность, почитание родителей.

 

 

Средства:

  • учебное пособие учебник «Основы православной культуры»

Л.Л.Шевченко 4 класс, тема № 21 «Христианская семья», иллюстрации № 59-63 (стр 64-67)

  • Методическое пособие для учителя 4-й класс Л.Л.Шевченко тема № 21 «Христианская семья» стр.85-88, стр.162-163 «Детство Христа»

 

Тип проэкта: конспект проблемного урок

 

Литература по теме:

  • Методическое пособие для учителя 4-й класс Л.Л.Шевченко стр.162-163 «Детство Христа»

 

Проблемные вопросы для обсуждения:

  • В чём заключается смысл жизни христианской семьи?
  • Почему семью называют малой Церковью?

 

Основные понятия:

  • Семья – малая Церковь. Дар любви. Дела любви. Таинство брака. Благочестие. Страх Божий. Благодарение. Послушание. Любовь к Богу. Освящение дома. Молебен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_pravoslavnoy_kultury_hristianskaya_semya.docx38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по курсу

«Основы православной культуры»

Подготовила: Кондаурова Евгения Викторовна

учитель начальных классов

МБОУ Тимоновская СОШ с УИОП

г.о. Солнечногорск

Тема 21 «Христианская семья»

4 класс

2023

г.о. Солнечногорск

Тема 21 «Христианская семья»

Задачи:

  • Раскрыть и соотнести базовые нравственные ценности в контексте христианской культуры;
  • смысл жизни христиан - ценности жизни христианской семьи;
  • актуализировать для современных школьников традиционные ценности жизни семьи в России -

благочестие, послушание, ответственность, почитание родителей.

Средства:

  • учебное пособие учебник «Основы православной культуры»

Л.Л.Шевченко 4 класс, тема № 21 «Христианская семья», иллюстрации № 59-63 (стр 64-67)

  • Методическое пособие для учителя 4-й класс Л.Л.Шевченко тема № 21 «Христианская семья» стр.85-88, стр.162-163 «Детство Христа»

Тип проэкта: конспект проблемного урок

Литература по теме:

  • Методическое пособие для учителя 4-й класс Л.Л.Шевченко стр.162-163 «Детство Христа»

Проблемные вопросы для обсуждения:

  • В чём заключается смысл жизни христианской семьи?
  • Почему семью называют малой Церковью?

Основные понятия:

  • Семья – малая Церковь. Дар любви. Дела любви. Таинство брака. Благочестие. Страх Божий. Благодарение. Послушание. Любовь к Богу. Освящение дома. Молебен.

Ход урока:

I. Оргмомент

Люби того, Кто ест не так
И носит странную одежду,
Пусть он иной, но он не враг,
Он занят в жизни тем же.
Он любит, создает семью
И строит дом, как все земляне,
Давайте жить друзьями!

УЧИТЕЛЬ: Друзья всегда помогут справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, настроение.

II. Актуализация знаний

Выставка рисунков «Моя Семья» подготовленное домашнее задание:

УЧИТЕЛЬ: В чём заключается смысл жизни в христианском понимании? ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Человек должен научиться любить не себя, а ближнего.

УЧИТЕЛЬ: Кого в Евангелии называют ближним?

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Каждый человек, который нуждается в нашей помощи.

УЧИТЕЛЬ: А кого любите вы?

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Маму, папу и т.д.

УЧИТЕЛЬ: Всегда ли в семьях царит мир, любовь, покой, дружелюбие?

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Нет, люди ссорятся, спорят, конфликтуют, иногда ненавидят друг друга.

УЧИТЕЛЬ: Что такое ненависть?

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Это проявление страсти гнева.

УЧИТЕЛЬ: Что такое страсть?

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Это болезнь души, пожар, который сжигает душу человека.

УЧИТЕЛЬ: Назовите добродетель, противоположную этой страсти.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Любовь.

УЧИТЕЛЬ: Какими качествами со слов апостола Павла должна обладать любовь?

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Апостол Павел сказал «Любовь долготерпит…

УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Давайте отгадаем загадки и узнаем тему нашего урока.

Слово это тёплое сердце согревает,

И без слова этого жизни не бывает.

Утром, днём и вечером я твержу упрямо

Это слово вечное, ласковое — … (Ответ: Мама)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам?

— С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш… (Ответ: Папа)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша… (Ответ: Бабушка)

Самый старший он в семье,

Самый мудрый во дворе,

Голова вся в седине,

А встает он заре. (Ответ: Дедушка)

Эти маленькие люди,
Счастье принесут на блюде,
Будет слышен смех и гам,
Отдых не дадут ногам.
Любят их родители,
И Ангелы Хранители(Ответ: Дети)

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится? (Ответ: Семья)

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Мы сегодня будем говорить о христианской семье.

III. Знакомство с темой урока (постановка проблемного вопроса)

УЧИТЕЛЬ: Что такое христианская семья? Какая она должна быть?

Как была устроена жизнь христианской семьи?

Ответы на эти вопросы мы постараемся ответить сегодня на уроке.

IV. Работа по теме урока

  1. Для чего человеку семья

УЧИТЕЛЬ: Для чего человеку семья?

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Семья нужна для того, чтобы заботиться друг о друге, помогать, любить, радовать друг друга, чтобы рожать и воспитывать детей.

УЧИТЕЛЬ: Семью создают 2 человека –мужчина и женщина, полюбившие друг друга. Отношения в ней строятся на основе благочестия.

УЧИТЕЛЬ: Как вы понимаете это слово?

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Благочестие (благая честь) – добрая ответственность за ближнего – служение ближним во имя любви.

УЧИТЕЛЬ: Как называем такую любовь?

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Жертвенная любовь.

УЧИТЕЛЬ: В таких семьях если радуется один, то и другой от этого счастлив. Если кто-то в семье испытывает физическую или душевную боль, то и другим в семье от этого плохо. Они сопереживают друг другу, поддерживают в тяжелых жизненных ситуациях. Вот что такое семья.

УЧИТЕЛЬ: Объединяет христианскую семью любовь к Богу. Поэтому её называют малой (домашней) Церковью. Как вы думаете, какие должны быть отношения между членами семьи?

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Они должны соответствовать заповедям Божьим.

УЧИТЕЛЬ: Самая главная заповедь « Возлюби Бога всей душой твоей. Возлюби ближнего как самого себя»

УЧИТЕЛЬ: Так в чём заключается смысл жизни христианской семьи?

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: В жертвенной любви и в служении Богу и ближнему.

  1. Как рождается христианская семья.

УЧИТЕЛЬ: Как называется в православии вступление в брак?

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Таинство Брака. Венчание.

УЧИТЕЛЬ: Что такое Таинство?

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Это особое священное действие.

УЧИТЕЛЬ: Во время венчания на голову жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе. Венец на голове – это награда за решимость людей подарить себя друг другу. Но в то же время это и мученический венец. В то время, когда молодожёнов водят по храму с венцом на головах, хор поёт молитву именно мученикам – людям, которые были когда-то убиты за свою верность Богу и Церкви. «Мученический венец» - это напоминание о терновом венце Христа. Ведь по настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы всё претерпеть ради сохранения семьи. Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верными друг другу, когда станут мужем и женой.

  1. Чему христиане учат своих детей.

УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, в каком возрасте нужно учиться любить?

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: С детства – любить маму, папу, бабушек, дедушек, братьев, сестёр. Любить ближних своих.

УЧИТЕЛЬ: Учиться любить надо ещё в родительском доме, иначе любовь не приживётся и в твоей новой взрослой жизни. Ведь тот, кто не научиться любить в родительском доме, не сможет любить и тогда, когда создаст свою семью. Рождение ребёнка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом. В свою очередь, и родители желают наполнить жизнь детей высоким смыслом. Они на своем примере показывают детям любовь, добро, терпение, веру. С малых лет учат детей любить Бога. А дети учатся послушанию. В какой заповеди об этом говориться?

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: «Почитай отца своего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле»

УЧИТЕЛЬ: Что значит «чти»?

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Чти – значит люби, уважай, слушайся, быть вежливым, внимательным.

УЧИТЕЛЬ: Отношения в семье строятся как послушание правилам жизни, которые человеку были даны Богом. Отец – глава семьи должен послушан Отцу Небесному. Жена – послушна мужу, сохраняя в семье мир, тепло, любовь, обучая детей заповедям Божиим. Дети растут в послушании родителям, почтительно и радостно выполняя их волю.

Всегда ли дети радуют своих родителей?

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Не всегда. Бывает так, что дети не слушаются, огорчают родителей. Приходится заставлять себя.

УЧИТЕЛЬ: В священной истории рассказывается о праведном человек Ное и его сыновьях. Сыновей звали Сим, Хам и Иафет. Ной возделывал землю и насадил виноградник. Когда виноград поспел, он приготовил напиток. Ной не знал его силы. Выпив много, крепко заснул обнажённым в шатре. Когда это увидел младший сын Хам, он поступил непочтительно. Хам посмеялся над отцом и рассказал о нём своим братьям.

Правильно ли поступил Хам?

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Нет. Хам посмеялся над отцом, над тем, что случилось с ним.

УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, братья Хама поступили так же?

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Нет, наверное, они осудили поступок Хама, и постарались исправить ситуацию.

УЧИТЕЛЬ: Сим и Иафет взяли покрывало, подошли к отцу так, чтобы не видеть его наготу, и покрыли его. Когда Ной проснулся и узнал о поступке Хама, он осудил его. А Сима и Иафета он благословил. Ной предсказал, что их потомки сохранят веру в Бога и распространятся по всей земле.

УЧИТЕЛЬ: Родители – это врата, через которые человек входит в этот мир. И эти врата освящены Богом. Человеку в этот мир возможно войти только через родителей. Именно им Господь доверяет самое дорогое – душу человеческую. В своей заповеди Бог говорит о том, что по значимости после Него, Отца Небесного, сразу стоят наши земные родители.

УЧИТЕЛЬ: Что значит быть послушными, вежливыми и внимательными?

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Это значит слушать старших, не перебивать, спрашивать о самочувствии, не спорить, не дерзить, быть благодарными за заботу и самоотверженную любовь родителей)

УЧИТЕЛЬ: Вывод – послушание – это быстрое радостное выполнение воли родителей. Почитание родителям – это долг детей, которые они выполняют с радостью, так как любят своих близких. А любовь к ближним, почитание родителей есть исполнение воли Бога!

Смиренно жил отрок Христос в Назарете,
И это сегодня так дивно для нас!
Он рос в послушаньи, как многие дети;
Безвестным, — пока не настал Его час.

Не рос Он бездумно, подобно растенью,
А с детства труды добровольные нес,
Иосифу, плотнику, был подмастерье,
А Матери верный Ее водонос.

Ослу, что Его согревал в Вифлееме,
Лежащего в яслях, дыханьем своим,
Носил Он траву и, не ведая лени,
Ухаживал в каменном стойле за ним.

И часто в молении уединённом
Его небосвод Галилеи видал...
Смирялся Господь наш, живя по законам,
Которые Сам человечеству дал.

УЧИТЕЛЬ: Что означают слова "жил смиренно"?

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Был послушен. Помогал отцу в мастерской, носил воду, ухаживал за ослом.

УЧИТЕЛЬ: Почитать родителей - значит в детстве - их слушаться, в молодости - с ними советоваться, в зрелом возрасте - о них заботиться. Если заповедь исполняется можно сказать, что вырастут хорошие дети.

УЧИТЕЛЬ: Сделайте вывод _ чему же учат христиане своих детей?

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Учат тому, что по примеру милостивого Бога следует творить добро людям, быть скромным, сочувствовать, любить людей, стараться послужить людям, и за всё благодарить Бога!

УЧИТЕЛЬ: Совершенно верно – разумный человек должен опасаться огорчить Бога плохим поступком. Это называется страхом Божим.

  1. О традиции освящении дома.

УЧИТЕЛЬ: Мы сегодня говорили о том, что объединяет христианскую семью любовь к Богу. Поэтому её называют малой (домашней) Церковью. У христиан существует традиция освящать свой дом. Для освящения дома приглашают священника. Он служит молебен, в молитвенных прошениях которого испрашивается Божия благодать не только на само жилище, но и на всю семью. При освящении дома в него вносятся иконы Спасителя и Богородицы. Они помещаются в «красном» самом почётном углу. Это место становится центром духовной жизни семьи, где собираются на совместную молитву. Перед иконами зажигается лампада. Она является символом того, что в этой домашней Церкви молитва не прекращается.

V. Заключение

УЧИТЕЛЬ: В семье начинается жизнь каждого человека. Семья — это основа общества в любую эпоху. И не случайно появился посвященный ей праздник.

Какого числа отмечается всероссийский праздник, посвящённый Дню Семьи?

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: 8 июля

УЧИТЕЛЬ: Как он называется?

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ ДЕТЕЙ: День семьи, Любви и Верности

УЧИТЕЛЬ: А кто из вас знает, в чём суть этого праздника?

Отмечает день памяти святых Петра и Февронии Муромских, скончавшихся в 1228 году. Согласно легенде, за несколько лет до княжения в Муроме Петр заболел проказой. Ему приснился сон о том, что помочь сможет лишь крестьянка Феврония из деревни Ласково Рязанской губернии.

Петр нашел Февронию и обратился к ней за помощью. Девушка согласилась, но вместо предположенных денег попросила, чтобы князь взял ее в жены. Петр дал слово, но не сдержал — и болезнь возвратилась. Феврония не опускала руки и, несмотря ни на что, вылечила князя. В знак глубокой благодарности Петр женился. На пути пары было много сложностей. Сначала народ не принял простолюдинку, но князь не отрекся от нее. Петр и Феврония прожили долгую и счастливую семейную жизнь. В старости они приняли монашество, поселились в разных монастырях неподалеку друг от друга. Умерли оба 8 июля — 795 лет назад. Считается, что знаменитое выражение из русских сказок «жили они счастливо и умерли в один день» — о Февронии и Петре. В лике святых были канонизированы в 1547 году.

Семья - это дом, где тепло и уют,
Где любят тебя, и, конечно же, ждут.

Семья это те, без кого мы не можем,

Они нам всех ближе, родней и дороже.
Семья - это радость улыбок и встреч
Которые надо ценить и беречь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"

Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....

"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"

Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....

"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"

Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....

Конспект урока по предмету ОПК (курс ОРКСЭ). Тема :"Христианская семья"

Учебные задачи, направленные на достижение:1) личностных результатов обучения:- формировать уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения;- развивать мотивы учебной деятельности и формирова...

Урок "ОРКСЭ (ОПК) Христианская семья"

Урок "ОРКСЭ (ОПК) Христианская семья"...

Презентация к уроку по ОРКСЭ 4класс "Христианская семья"

Презентация к уроку по ОРКСЭ 4класс "Христианская семья"...