Рабочая программа 4 класс "ОРКиСЭ"
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности 4класс "ОРКиСЭ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_orkise.docx | 33.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам православной культуре для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по предмету «Основы православной культуры», соответствующей федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования второго поколения 2009г., примерной программы начального общего образования по основам православной культуры (сборник нормативных документов Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / А. В. Кураев. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 95 с.).
Рабочая программа составлена для общеобразовательного класса в соответствии с учебным планом Салтыковской ОШ - филиал МКОУ «Придорожная СШ» имени А. С. Новикова – Прибоя на 2017-2018 учебный год на 34 часа из расчета 1 час в неделю (исходя из 34 учебных недель в году).
Реализация учебной программы обеспечивается УМК по учебному предмету «Основы православной культуры», соответствующему Федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях на 2017-2018 учебный год, утвержденного приказом директора школы № ___ от _________ «Об утверждении учебников, используемых в образовательном процессе»:
Актуальность и практическая значимость.
В программе широко представлены примеры нравственного поведения как из прошлой, так и настоящей жизни нашей страны. Сказочно-мифологические, историко-литературные и документальные материалы, включенные в доступный детскому восприятию авторский текст, толкование новых слов, вопросы-задания, иллюстрации - все это формирует у школьников начальные историко-обществоведческие знания (на уровне представлений).
Реализация программы предполагает разнообразие внеурочной деятельности детей. Необходим творческий подход учителя к организации содержательного общения детей с учетом их потребностей и сложившихся условий. Желательно сочетать проблемно-ценностное общение, которое затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизни, ее ценностей, смысла, и досуговое общение, отличающееся большей свободой выбора содержания взаимодействия.
Цели:
духовно-нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры и традиций православия; формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи обучения:
- формирование честного и достойного гражданина, готового к межкультурному диалогу и уважительному отношению ко всем гражданам многонационального государства
- формирование понимания смыслового и символического содержания православной атрибутики, исторических событий страны, произведений художественной литературы и искусства;
- формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;
- приобщение школьников к его духовным, нравственным и культурным ценностям развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества
- возрождение духовно-нравственных традиций семьи
- укрепление взаимопонимания и оздоровлению морально-нравственной атмосферы в обществе
- расширить образовательный и мировоззренческий кругозор школьников, повысить общую и эстетическую культуру, воспитывать чувство патриотизма, любви к своей родине;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
Программа рассчитана на 34 часа предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками - 1ч в неделю.
Программа ориентирована на учащихся 1-4 классов.
Формы работы:
Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях.
Форма представления результатов:
Выставки, портфолио.
Система условных обозначений:
ИР – индивидуальная работа
ГР – групповая работа
КР – коллективная работа.
УО – устный опрос
ПР – практическая работа
Личностные результаты:
- внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в иллюстрациях,;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, рисунка);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами передачи эмоций с помощью художественных образов , перенесенных на бумагу;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Содержание учебного материала
№ | Наименование раздела | Кол-во часов | Формы деятельности |
1-2 3-4 5-6 7-8 9 -10 11-12 13-14 15 -16 17-18 19 -20 21 -22 23 -24 25 -26 27-28 29 -30 31 -32 33-34 | Введение в православную духовную традицию Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют. Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия. Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей. Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые. Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия. Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть. Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста. Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху. Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке. Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки. Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость. Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям. Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение. Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм. Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое. Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений. Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта. | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | ИР ГР КР ИР ГР КР ИР ГР КР ИР ГР КР ИР ГР КР ИР ГР КР |
34 |
Календарно – тематическое планирование:
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Вид деятельности | Развитие УУД | Форма контроля | Дата | ||||
По плану | факт | |||||||||
1-2 | Россия – наша Родина | 2 | Беседа, комментированное чтение. | Личностные результаты: эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательно сти работы над художественны
| УО | |||||
3-4 | Культура и религия | 2 | Работа с источниками информации. | УО | ||||||
5-6 | Человек и Бог в православии | 2 | Беседа, комментированное чтение. | УО | ||||||
7 | Православная молитва | 1 | Устный рассказ на тему. | УО | ||||||
8 | Библия и Евангелие | 1 | Изучение основ духовной традиции | УО | ||||||
9 | Проповедь Христа | 1 | Беседа | УО | ||||||
10 | Христос и Его Крест | 1 | Беседа | УО | ||||||
11 | Пасха | 1 | Беседа | УО | ||||||
12 | Православное учение о человеке | 1 | Беседа | УО | ||||||
13 | Совесть и раскаяние | 1 | Беседа | УО | ||||||
14 | Заповеди | 1 | Беседа. | УО | ||||||
15 | Милосердие и сострадание | 1 | Беседа | УО | ||||||
16 | Золотое правило этики | 1 | Беседа, комментированное чтение. | УО | ||||||
17 | Храм | 1 | Беседа, комментированное чтение. | УО | ||||||
18 | Икона | 1 | Беседа, комментированное чтение. | УО | ||||||
19 | Творческие работы учащихся | 1 | Самостоятельная работа с источниками информации | УО | ||||||
20 | Подведение итогов | 1 | Диспут | УО | ||||||
21 | Как христианство пришло на Русь | 1 | Беседа, виртуальная экскурсия | УО | ||||||
22 | Подвиг | 1 | Беседа. Анализ жизненных ситуаций. | УО | ||||||
23 | Заповеди блаженства | 1 | Беседа, комментированное чтение. | УО | ||||||
24 | Зачем творить добро? | 1 | Беседа, комментированное чтение. | УО | ||||||
25 | Чудо в жизни христианина | 1 | Беседа, комментированное чтение. | УО | ||||||
26 | Православие о Божием Суде | 1 | Беседа, комментированное чтение. | УО | ||||||
27 | Таинство Причастия | 1 | Беседа | УО | ||||||
28 | Монастырь | 1 | Экскурсия | УО | ||||||
29 | Отношение христианина к природе | 1 | Беседа, комментированное чтение. | УО | ||||||
30 | Христианская семья | 1 | Беседа, комментированное чтение. | УО | ||||||
31 | Защита Отечества | Беседа, комментированное чтение. | УО | |||||||
32 | Христианин в труде | 1 | Беседа, комментированное чтение. | УО | ||||||
33 | Любовь и уважение к Отечеству | 1 | Беседа, комментированное чтение. | УО | ||||||
34 | Подведение итогов. Выступление учащихся со своими творческими работами. | 1 | Беседа, комментированное чтение. | УО |
Список литературы:
Методическая литература:
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
- Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва: «Просвещение», 2010.
- Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. «Новое время», 2010.
- Основы Православной культуры. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева
Литература для учащихся:
1. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. Москва, 1996.
2. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.
3. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005.
4. Библейская азбука. Отв. за выпуск Авадяева Е. Москва, ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003.
5. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Г.Доре и цветными вкладышами. - М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.-
6. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
7. В.А. Никифоров - Волгин. Сборник рассказов.
8. Владимир святой. Алексей Карпов. – М., изд. Молодая гвардия - ЖЗЛ», 1997.
9. Волшебные картинки. Пять Библейских сюжетов. Российское Библейское общество. 2006.
10. Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. М., изд. «Белый город», 2004.
11. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003.
12. Детям о православной вере. Сост. Зинченко З. – С.-Петербург, изд. «Шпиль», 2003.
13. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». Изд. «Граница», Москва, 1993.
14. Евангелие для самых маленьких. По Горбовой С.Н. Изд. Белорусского Экзархата, при участии ОО «ХАРВЕСТ», Минск, 2005.
15. Жития святых: Святителя Димитрия Ростовского: в 13-ти томах. Москва: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998.
16. Избранные жития для детей: В 2 т. Составитель Балакшин Е.А. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008.
17. Иконопись. Энциклопедия живописи для детей. Сост. Нина Орлова. Изд. «Белый город», М., 2004.
18. История Церкви для детей. Рассказы из истории Христианской Церкви 1 – 11 веков. Бахметева А.Н. Изд. Белорусского Экзархата, Минск, 2006.
19. Колесникова В.С. Православный храм. Символика и традиции. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006
Литература для педагога:
1. Библейская история Ветхого и Нового Завета. В трех томах. Лопухин А.П. Издательство Белорусского Экзархата. При участии ООО «ХАРВЕСТ». Минск, 2005.
2. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Гюстава Доре и цветными вкладками.- М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.
3. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. Москва, 1996.
4. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005.
5. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.
6. Бородина А.В. Основы православной культуры. Москва: Издательский дом «Покров», 2003.
7. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
8. Герои русской истории: Альбом. М.: изд-во «Белый город», 2007.
9. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003.
10. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». Изд. «Граница», Москва, 1993г.
11. Духовно-нравственное воспитание. Научно-просветительский журнал. Издательство «Школьная пресса», подписка за 2001 – 2008 гг.
12. Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики проведения уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – Москва: «Славянский Дом», 2001год.
Примерные темы творческих работ:
Темы сочинений:
«Как я понимаю православие»
«Что такое этика?»
«Значение религии в жизни человека и общества»
«Православный храм как произведение архитектуры»
«Экскурсия в православный храм»
«Православные святыни»
«Шедевры православной культуры»
«Православные праздники»
«Крещение Руси как начало великой русской культуры»
«Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?»
«Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?»
«Возможен ли подвиг в мирное время?»
«Мое отношение к людям»
«Мое отношение к России»
«С чего начинается Родина»
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»
«Мой дедушка – защитник Родины»
«Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий»
Темы исследовательских работ:
Как христианство пришло на Русь
Христианское отношение к природе.
Святые в отношении к животным.
Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...