Род и семья - исток нравственных отношений
план-конспект урока по орксэ на тему

Степанова Лилиана Ховановна

Что значит для моей жизни моя семья? Какие отношения должны складываться между членами моей семьи? В процессе обсуждения жизненных историй и ситуаций, литературных и художественных произведений педагог вместе с учениками должен найти ответы на эти вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod_i_semya_-_istok_nravstvennyh_otnosheniy.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по ОРКСЭ

Модуль: Светская этика

Класс: 4 «б»

Тема :«Род и семья - исток нравственных отношений»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Целевая установка урока:

Познакомить обучающихся с понятием семьи, с правилами семейной этики; выработать у обучающихся представление о роли семьи в обществе; сформировать понимание себя как члена семьи; сформировать мотивацию на создание в будущем хорошей, крепкой семьи; развивать у детей чувство взаимопомощи, стремление совершать добрые дела; воспитывать ответственность за благополучие близких и семьи в целом.

Понятия: род, родословие, семья, фамилия, любовь, забота.

Предметные планируемые результаты:

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей семьи и её традиций;

- формирование первоначальных представлений о семье, её роли в обществе;

- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Метапредметные планируемые результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные планируемые результаты:

-   развитие этических чувств как регуляторов морального поведения в семье;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам членов семьи;

- развитие личной ответственности за свои поступки;

- формирование гражданской идентичности.

Основная идея урока: Мой дом, мои родные – это самое дорогое, что у меня есть.

Основная проблема урока: Что значит для моей жизни моя семья? Какие отношения должны складываться между членами моей семьи? В процессе обсуждения жизненных историй и ситуаций, литературных и художественных произведений педагог вместе с учениками должен найти ответы на эти вопросы.

Оборудование: интерактивная доска, медиа-проектор, презентация, на листе ватмана изображение дерева, памятка «Заповеди семьи», индивидуальные карточки с заданиями.

Ход  урока.

  1. Оргмомент. Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок, у нас на уроке гости. Давайте их по приветствуем.

II.Знакомство с темой урока (определение темы урока)

Учитель:Тему нашего  урока я не обозначила. Предлагаю вам самим определить ее. А поможет  эпиграф к уроку: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н. Толстой .(слайд 1 )

А также стихотворение, которое нам подготовил Аюр.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть её дороже

На этой милой всем земле.

2.Постановка учебной задачи, целеполагание.

Учитель:-Ребята, вы прослушали стихотворение. Подберите к нему заголовок.

 Попробуйте сформулировать тему урока. Как вы думаете чему мы научимся на этом уроке? (слайд 1 )

Предположения детей.

Учитель:

– А как вы понимаете значение слово «семья»?

Высказывания детей.На уроке нам нужно найти ответ на какой  вопрос

Для чего нужна человеку семья? (слайд 2)

Высказывания детей.

Попробуем найти ответ на данный вопрос.

Групповая работа.

Ребята, сейчас вы найдите, пожалуйста, в словаре значение слова «семья».

Учитель:

Из всех человеческих отношений семья – самое древнее и самое великое. Основные законы его – верность, любовь, воспитание детей – служат самыми прочными основами всякого человеческого блага. Слово “семья”, как и слова “хлеб”, “вода”, не требуют расшифровки, оно впитывается нами с первых мгновений жизни. 

Группа 1.Семья по С. Ожегову – это группа живущих вместе родственников.

Группа 2.Семья по Далю. Семья – это совокупность родственников живущих вместе, родители и дети.

Группа 3. Семьяпошкольному словарю. Семья – это группа близких родственников живущих вместе.

(Слайд 3-4).

Теперь мы знаем что такое семья.

Сейчас нам ребята прочитают стихи.

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы,

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Представление презентации учащимися.

Защита презентации. Пушкарёва Лиза и УрбадаевАюр представят презентацию «Моя семья»

Учитель: Ребята, как отличить семьи друг от друга? Ответы детей.

Учитель: Правильно, по фамилии.А теперь ребята, откройте учебники, найдите значение слова «Фамилия». Что такое фамилия?

Ученики: Фамилия – это символ рода.

Учитель: Да правильно, в древности основателем рода считали не человека а легендарное или мифическое существо, животного  или зверя, например волка , медведя , зайца. Отсюда и фамилии: Волковы , Медведевы , Зайцевы.

У бурят традиция употребления имени отца  в качестве фамилии сына , а отчество берут имя отца. В результате у некоторых бурят отчество и фамилия совпадают: Бадмаев Владимир Бадмаевич. Многие во избежание совпадений в качестве формальных отчеств берут себе имя деда по отцу.

Учитель: Родной дом, родные люди, родная семья. Что может быть дороже семьи? Дороже мамы и папы? Это самые любимые, самые близкие нам люди. Самое бесценное, что мы имеем – это тепло родного очага. Здесь мы делаем первые свои шаги. Отсюда уходим во взрослую жизнь. И как важно поддерживать тепло, уют, так чтобы всем в нем было хорошо, чтобы домашний очаг сохранился в памяти, в сердце каждого на всю жизнь.
А что же такое « род»?

Групповая работа.

Учитель:

Прочитайте задание на карточках.

Найдите значение слова «род» в словарях.

В словаре В.И. Даля : «РОД – это связь членов семьи, произошедших от одного родоначальника. Принадлежность к роду частенько определяет судьбу («на роду написано»

В словаре Ожегова: Род- это основная общественная организация первобытнообщинного строя, объединенная кровным родством.

Учитель:В русском языке РОД – корень самых главных понятий  в жизни человека: родители, рождать, родные, родина, природа, родник, урожай, плодородие.

Учитель:

 – А что такое родословная?

Ответы детей. Родословная – это система родства.

Подберите однокоренные слова  к слову род.

Род, родной, родственники, рождение, родители, родовое , родство. Родина, родной, родненький, родословная. СЛАЙД5

2.Работа по карточкам «Родовое дерево».

Работа в группах. Сейчас ребята у вас на столе карточка  с заданием.

Соедините друг с другом соответствующие понятия в столбиках.

         

Прабабушка                                                       Папин брат

Прадедушка                                                      Сын твоей тети

Бабушка                                                            Мама твоего дедушки

Дедушка                                                            Дочь твоего  дяди                                   

Дядя                                                                   Дедушка твоего отца

Тетя                                                                    Мама твоей мамы

Двоюродный брат                                             Мамин папа

Двоюродная сестра                                           Мамина сестра

Отвечает группа которая первая поднимет руки. Другие в группе проверяете ответы.

Проверка на слайде.(Слайд 6).

Выступления учащихся.

Работа с учебником.

- Рассмотрите в учебнике иллюстрацию на с. 39 «Родословная Пушкина»

- Сколько поколений можно насчитать в родословной?  (слайды 7-9)

Учитель:  Человек растет и задумывается над вопросом: «Кто? Откуда? Каковы мои корни?». Издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной. Сегодня старинная традиция возвращается. ().

Генеалогия – историческая наука о родстве, занимающаяся изучением и составлением родословных(слайд 10)

Групповая работа «Генеалогическое древо»

Учитель:На листе ватмана ребята постройте генеалогическое древо одной семьи. Подумайте, решите между собой  чьё  древо вы будете составлять.

Защита родословного древа.

Вывод: - Семьи все разные. А чем они отличаются?   Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, традициями. Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее.

-Можем мы дать ответ на вопрос,  отчего зависит мир и согласие в семье?

Предположения детей.

Учитель:

«Если хочешь знать истину, слушай, что говорит « легенда»

В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до  правителя тех мест. И он разыскал эту семью и спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?»

Глава семьи был уже не молод. Голову его украсила седина. Он взял  бумагу и написал на ней что-то.Правитель посмотрел: на листке было написано всего одно слово … «Понимание».

Правитель удивился и спросил: « Всего одно слово?»

Учитель:- Как вы думаете, поможет это одно слово сохранить в вашей семье мир, покой и согласие?У вас на столах лежат лепестки, напишите на них слова которые, по вашему мнению, можно добавить к слову понимание. (слайды __)

V.  Работа в группах  с семейными заповедями.

Сегодня вы ребята попробуйте составить свою  памятку «Заповеди семьи». Запишите какие правила , заповеди вы  хотели бы написать для своей семьи.

*свято храни честь своей семьи;

*люби свою семью и делай ее лучше;

*будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;

*подари родителям радость;

  *жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.

-Как вы считаете, современным людям следует соблюдать эти заповеди?

VI.   Работа в группах.

Собери пословицу

Семейное согласие

не страшны и тучи.

Семья в куче

всего дороже

Где мир да лад

и сам будешь там.

Корми деда на печи

там и божья благодать

Правильный ответ:

  • Семейное согласие всего дороже.
  • Семья в куче – не страшны и тучи.
  • Где мир да лад, там и божья благодать.
  • Корми деда на печи: и сам будешь там.

Учитель:Настоящая семья – это не та семья, где не делают ошибок, а та где любят друг друга и терпеливо преодолевают возникающие противоречия.

Какой вывод из урока мы можем сделать?

Ребята  мы нашли ответ наш вопрос в начале урока : Для чего нужна человеку семья?

Учитель:Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова дает понятию родословие такое определение: «преемство поколений или систематический перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства, генеалогия». Оба понятия: «родословие» и «генеалогия», близкие  по сути.

.  

В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!

И в жизнь ты выходишь из семьи

- Все живое на земле имеет свои истоки, свое начало. Начало дерева - его корни, начало реки- ручек. А истоки человека- это семья, где он родился, его род.

VII.   Домашнее задание

1) Составить генеалогическое древо своей семьи

2) Ответить на вопросы учебника.

VIII.   Рефлексия

Спасибо, за урок! Вам понравилось? Оцените себя. На листах оценивания

Лист оценивания                      

  1. Задание

  1. Задание

  1. Задание

  1. Задание

  1. Задание

  1. Задание

  1. Задание

Итог

Лист оценивания                      

  1. Задание

  1. Задание

  1. Задание

  1. Задание

  1. Задание

  1. Задание

  1. Задание

Итог


Лист оценивания                      

  1. Задание

  1. Задание

  1. Задание

  1. Задание

  1. Задание

  1. Задание

  1. Задание

Итог

Лист оценивания                      

  1. Задание

  1. Задание

  1. Задание

  1. Задание

  1. Задание

  1. Задание

  1. Задание

Итог


Лист оценивания                      

  1. Задание

  1. Задание

  1. Задание

  1. Задание

  1. Задание

  1. Задание

  1. Задание

Итог

Лист оценивания                      

  1. Задание

  1. Задание

  1. Задание

  1. Задание

  1. Задание

  1. Задание

  1. Задание

Итог



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: "Род и семья - исток нравственных отношений" (модуль "Основы светской этики").

Данный урок развивает интерес учащихся к семейной родословной, воспитывает уважение к своей семье, прививает любовь к семейным ценностям....

«Род и семья – исток нравственных отношений» «Мама – это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно»

В этом учебном году многие учителя посещают курсы по ОРКСЭ. В начале занятий было скучновато и хотелось поскорее уйти. Сейчас  курсы скоро завершают свою работу, многое я для себя открыла нового,...

«Род и семья – исток нравственных отношений» «Мама – это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково". Презентация

Эта презентация поможет провести урок по данной теме.Здесь представлены пословицы, высказывания великих людей о матерях. сделает урок более интересным....

«РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».

Конспект урока по курсу "Основы светской этики"....

Внеклассное мероприятие по ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений"

Данное занятие проведено в малочисленном классе после открытого урока с родителями по   предмету "основы светской этики", тема "Род и семья - исток нравственных отношений". Считаю, что в большом ...

Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)

Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)Цели урока: Воспитание нравственных отношений  учащихся  к семье, родителям, своему роду ч...