«Совесть и раскаяние»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Наталия Владимировна Кириллова

Цель урока: помочь учащимся в понимании  необходимости внутренней жизни человека, правильной переоценки своих поступков; сформировать понимание того, что жить в ладу со своей совестью  –  духовная радость

Задачи урока:

ü   освоение учащимися христианской позиции по отношению к человеческой совести и раскаянию;

ü  понимание детьми совести как своей внутренней судьи; осознание покаяния как пути  к очищению и нравственному росту;

ü  обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и заданий, предлагаемых учителем.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Совесть и раскаяние»

Цель урока: помочь учащимся в понимании  необходимости внутренней жизни человека, правильной переоценки своих поступков; сформировать понимание того, что жить в ладу со своей совестью  –  духовная радость 

Задачи урока:

  •  освоение учащимися христианской позиции по отношению к человеческой совести и раскаянию;
  • понимание детьми совести как своей внутренней судьи; осознание покаяния как пути  к очищению и нравственному росту;
  • обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и заданий, предлагаемых учителем.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Органи-зационный

момент

Учитель приветствует детей

- Сегодня мы затронем очень важную тему, понимание которой поможет вам стать нравственными людьми

Учащиеся настраиваются на урок

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат

2. Актуали-

зация зна-

ний

-Человек непохож на животного.
Эти отличия ему подарил Бог.

-Восстановим фразы (слайд 3)

Бог Сам …- и людям Он подарил….
Бог есть …- и людям Он подарил… .
Бог есть …- и людям Он подарил способность… ..
Бог есть …- и людям Он подарил способность… ..

-Проверим! (слайд 4)

-Назовите дары Бога человеку
(разум, свобода, любовь, творчество)
другими словами
(слайд 5)

-Подберите эпитеты к слову

«душа».

-Какие из них вам нравятся?

-Подберите фразеологизмы со словами «душевный», «душа».


-Как вы понимаете их смысл?

- Бог Сам свободен - и людям Он подарил свободу.
Бог есть любовь - и людям Он подарил любовь.
Бог есть разум - и людям Он подарил способность мыслить.
Бог есть Творец - и людям Он подарил способность творить.

-Образ Бога   в человеке или
внутренний мир человека или
душа
(слайд 6)

-Добрая душа, грешная душа, мятежная душа, красивая душа.

(ответы детей)

-Разговор по душам, душевный покой, душевный разговор, душевные муки

(ответы детей)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; регулятивные:

контролировать процесс результаты своей деятельности; познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи;

 личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к  духовным ценностям

3.Самооп-

ределение к

деятельно-

сти.

-Ваня разделил свои поступки на две группы (слайд 7)

По какому признаку Ваня разделил свои поступки?

-Почему Ваня это сделал?


-Откройте учебник на стр.36.
Назовите тему нашего урока

обидел сестренку     посадил цветок
позавидовал другу       помог маме
опоздал на урок    почистил ботинки

-Добрые, хорошие поступки  и плохие поступки

- Потому что  он задумался о своих поступках и об их последствиях.  В нем  проснулась совесть.

- «Совесть и раскаяние»

Регулятивные:

осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной  форме для решения коммуникативных задач;

познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи ; личностные:  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

3.Постановка

учебной за-

дачи.

Послушайте  отрывок  из Евангелие  «Отречение Петра» (слайд 8)

Найдите в  рассказе «Отречение Петра» на стр. 37 слова, выделенные жирным шрифтом.

Почему они выделены в тексте?

Что обозначают эти слова?

-На какие вопросы мы должны ответить на уроке?

-«Петр заплакал от горького стыда», «В этих слезах обновилась его душа»

- Это главные, ключевые слова.

-В Петре проснулась совесть. Он раскаялся.

-Что такое совесть?

Что такое раскаяние?

Регулятивные:

осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно выводы; познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи

4.Работа по теме.

(Групповая работа)
- Прочитайте рассказ «Работа СОВЕСТИ» (стр.37-38)
Какие слова этого рассказа вы считаете главными? Почему?

-Растолкуйте эту фразу.  Что значит жить в ладу со своей совестью?

-Когда про человека говорят «он бессовестный», что это обозначает?

-Как помочь таким людям, встать на праведный путь.

-На стр.38-39 найдите три шага в раскаянии.

-Что приходит после искреннего раскаяния?

-«Самое главное  в жизни человека – жить в ладу со своей совестью».

(варианты ответов детей)

-Он не задумывается о  своих поступках, об их последствиях. Такой человек не стремится к добродетелям. Он не кающийся  грешник.

- Нужно заставить взглянуть этого человека на его поступки глазами других людей, глазами Бога.

Первый шаг – согласие человека с протестующим криком своей совести.

Второй шаг – переворот своих стремлений, исправление своей ошибки.

Третий шаг – покаянные молитвы к Богу.

-Когда раскаяние искренне, то приходит радость.

Регулятивные:

осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной  форме для решения коммуникативных задач;

познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к  духовным ценностям

5.Самостояте

льная работа

с самопроверкой

по эталону

- Какие существуют способы жизни «в ладу со своей совестью», по вашему мнению? (обсудите с соседом)

- Прочитайте «Это интересно» на стр.38 - 39

(варианты ответов детей)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к  духовным ценностям

6.Рефлексия

деятельности

(итог урока)

Восстановим фразы!

Какую задачу мы ставили на уроке?

Какой главный  нравственный урок
извлекли вы из этой темы?

Домашнее задание:
Напишите  свои мысли по  иллюстрациям (стр.38)

(слайд 9)

На его грех человеку указывает…
совесть.
Самое главное в жизни человека – быть в ладу… со своей совестью.
Правильная переоценка своего
поступка – это… раскаяние или покаяние

Что такое совесть?

Что такое раскаяние?

Как жить по совести?

Самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.

Регулятивные:

делать самостоятельно выводы; познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к  духовным ценностям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совесть и раскаяние

презентация к уроку ОРКСЭ...

Добро и зло, совесть и раскаяние.

ОРКСЭ Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг  и совесть - важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека....

Добро и зло, совесть и раскаяние.

Презентация к уроку основы православной культуры....

конспект урока по курсу ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"

 на уроке даётся  представление о роли покаяния в духовной жизни человека. Возникает потребность детей узнать о значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; уз...

Основы православной культуры. Урок Совесть и раскаяние

Презентация - урок  по предмету "Основы православной культуры"...

ОПК Урок № 10 "Совесть и раскаяние"

Урок по теме "Совесть и раскаяние"...