Жить во благо себе и другим.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Создать условия для совершенствования культуры нравственного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_11.docx | 46.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Жить во благо себе и другим.
Цель: создать условия для совершенствования культуры нравственного поведения.
Задачи:
•образовательная: формировать у детей понятия о простых нравственных истинах, о влиянии слов, эмоций и поступков на жизнь окружающих;
•развивающая: развивать познавательный интерес, внимание, воображение, речь учащихся, способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
•воспитательная: воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
Ход урока.
I. Организационный момент урока.
- Здравствуйте, ребята!
- Я рада вас видеть! А какое у вас возникает настроение, когда вы видите солнышко
- Солнце - это символ добра, света, радости. Давайте, возьмемся за руки, почувствуем тепло ваших ладошек и поприветствуем с улыбкой друг друга кивком головы.
II. Введение в тему.
- Ребята, как вы думаете, а обычные люди, такие как мы с вами, могут творить чудеса?
- Наш урок даст ответ на этот вопрос.
- Вы готовы? Тогда отправляемся в плавание по необыкновенному морю.
- А море –это человеческая жизнь, в которой бывают и бури, и спокойствие. Вот на горизонте появляются корабли –это люди в житейском море. А морские волны, раскачивающие корабль, – это эмоции и качества человека
- Посмотрите, какого цвета паруса?
- Как вы думаете, какое настроение у этого человека?
- Но вот показался корабль с чёрными парусами. Какой человек управляет этим кораблём?
- Вам знакомы такие эмоции?
- Как вы думаете, легко такому кораблю, т.е. человеку плыть по жизни?
- Приятно ли общаться с таким человеком?
- Обратите внимание на цвет парусов, вот и душа у человека чернеет от таких чувств. А давайте очистим душу этого человека от негативных, отрицательных качеств и подберём противоположные по смыслу слова:
Злость - доброта.
Гнев – радость.
Ненависть – сочувствие.
Жестокость – милосердие.
(Паруса становятся белыми)
- А с таким человеком вам захочется дружить?
- Вот и свершилось маленькое чудо – вы сделали радостным и светлым чей-то жизненный путь. Но настоящее большое чудо ещё впереди!
- Сейчас мы очень быстро подобрали противоположные качества, так сказать сменили гнев на милость, а в реальной жизни это легко сделать?
- Поэтому мы должны жить так, чтобы было хорошо и радостно и нам и окружающим нас людям.
- Это и есть тема нашего занятия - живи себе и другим во благо. А как вы понимаете слово «благо»?
III. Знакомство с понятием доброжелательная и недоброжелательная критика.
1. Вопрос-ответ.
- Каждый из вас слышал в свой адрес похвальные слова или, наоборот, критические замечания, высказывания.
- Вам нравится, когда вас хвалят?
- А как вы отреагируете, если вам по-доброму укажут на ошибку, выскажут мнение с целью, что вы поймёте ошибку и исправитесь. Прислушаетесь к совету?
- Можно сказать, что такой доброжелательный совет придётся во благо человека?
- А какие высказывания могут ранить, обидеть человека?
- Такие недоброжелательные слова называют осуждением. Можно их назвать благом для человека?
2. Работа в группах.
- Давайте разберём на конкретных ситуациях – где доброжелательная критика и совет, а где обидное осуждение?
Каждая группа знакомится с ситуацией и делает вывод, обосновывая его.
1 группа.
Вера читает наизусть стихотворение. После прочтения учительница говорит девочке: « Первое четверостишие прочитала монотонно, не выразительно. Во втором четверостишии был нарушен порядок слов, а вот последнее четверостишии прозвучало с нужной интонацией, с соблюдением пауз и логических ударений.» (Это критика, т.к. после критических замечаний, девочка прочитает это стихотворение выразительно, без ошибок.)
2 группа.
У ребят было задание - нарисовать иллюстрацию к произведению. Каждый представлял свою работу, а Лариса и Настя шепотом друг другу комментировали работы одноклассников:
- Фу, смотри какое у него кривое дерево!
- Это точно, да ещё и птицы размером с собаку! Ха-ха-ха! (Это осуждение, т.к. недоброжелательно и скрытно высмеивают недостатки в чужих работах, может быть даже несправедливо.)
3 группа.
Мама попросила Гришу пропылесосить в комнате. Мальчик сделал это наспех, считая неинтересным занятием. Мама, увидев результат его работы, сказала: «При такой уборке твоя комната скоро превратится в горы мусора!» Грише стало стыдно. (Критикуя сына, мама хотела, чтобы ему стало стыдно, и он в следующий раз тщательнее убирался. Так мальчик станет аккуратным.)
4 группа.
Бабушка заболела и попросила Лизу принести ей малиновое варенье. Девочка заигралась с подружками и забыла про бабушкину просьбу. Пришлось бабушке самой идти за вареньем к Лизиной маме. Вернувшись домой, Лиза встретилась с бабушкой. Бабушка, горестно вздыхая, ей сказала: «Когда ты болела, мы с твоей мамой заботились о тебе, а ты даже не вспомнила о моей просьбе.» Лиза покраснела от услышанных слов.
(Это критика во благо, ведь Лиза оказалась забывчивой, нечуткой, может даже равнодушной девочкой, а слова бабушки пробудили в ней сочувствие и раскаяние за нанесённую обиду.)
5 группа.
В классе было принято на свой день приносить шоколадные конфеты и угощать своих одноклассников. Семья Жени жила небогато и мальчик принёс недорогие карамельки. Серёжа и Света, откусив кусочек, поморщились и сказали « Невкусные у тебя, Женя, конфеты. На, забери обратно!» (Хотя ребята сказали прямо в лицо Жене, но сделали это нетактично, грубо. Это осуждение. Оно пользу не принесёт, а лишь глубоко ранит, обидит Женю, ведь он не может изменить ситуацию.)
IV. Работа с пословицами.
- Молодцы ребята! Чтобы не забывать о такте при критике, народ придумал меткие и мудрые пословицы.
Я буду произносить начало, а вы – продолжение пословицы.
- Слово не воробей,…(вылетит - не поймаешь)
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Обидное слово ранит человека, потом можно пожалеть о сказанном.)
- Семь раз отмерь,…(один отрежь)
- О чём она говорит? (Прежде чем сделать, высказаться подумай хорошенько, взвесь свои слова.)
- Как аукнется, …(так и откликнется)
- Как другими словами можно сказать? (Поступай так, как хочешь, чтобы относились к тебе.)
- Дети, но если уж так получилось, что вы кого-то обидели, ранили острым словом, то какими словами можно загладить свою вину? (Прости , извини, прошу прощения, я виноват и т.д.)
- Молодцы, но обращаю ваше внимание, что часто можно услышать «извиняюсь» - так нельзя говорить. Суффикс –сь показывает , что вы извиняете сами себя, а ведь вы просите извинения у другого человека.
- С давних времён и по сей день на Руси существовала традиция в последний день Масленицы просить прощения друг у друга - так называемое прощёное воскресенье. В вашей семье есть такая традиция?0
- Замечательно! А сейчас наступает время настоящего волшебства.
V. Практическое задание.
- Слышали ли вы выражение «голубь мира»?
- Это выражение получило известность после 2-ой Мировой войны в 1949 году и является символом мира, мирных намерений. Художник Пабло Пикассо нарисовал голубя, несущего в клюве оливковую ветвь.
- А что напоминает вам этот голубок?
- Верно, чтобы помириться, иногда достаточно пожать друг другу руки. И вы в свободное время можете самостоятельно сделать таких голубков. Но сейчас я вам предлагаю достать из конвертов заготовленных заранее мною голубков и подарить тому человеку, кого когда-то обидели грубым словом или недобрым поступком.
- Кто затрудняется, не может вспомнить, я подскажу: чаще всего мы обижаем того с кем делим одну парту, с кем дружим, порою сами не замечаем того, как невзначай, не задумываясь, мимоходом больно раним словом или делом.
- А может, кому-то есть в чём повиниться перед классным руководителем.
- Кто не отдал своего голубка, посчитав, что не причинил никому зла?
- Я вам открою тайну - больнее всего страдает от вашего грубого слова… Мама! Вы постарайтесь сегодня, придя домой, обнять её и попросить прощения. Договорились?!
- Скажите, стали ли вы чуточку радостнее и счастливее от того, что принесли извинения обиженному вами человеку?
- А как вы думаете, у того, кому вы вручили голубка, стало теплее на душе?
- Вот и произошло настоящее чудо!
VI. Подведение итогов.
- Получается вы сами ответили на вопрос, поставленный в начале занятия. Научиться быть добрым не трудно, просто надо делать добро не один раз в год и не когда вам вдруг захочется, а ежедневно проявлять заботу, доброту и сочувствие! От всей души вам этого желаю! Спасибо за занятие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Я уважаю себя и других"
"Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали"- главная мысль всего урока...
"100 книг, которые нужно прочитать, чтобы понимать себя и других."
Список книг, которые нужно прочитать, чтобы понимать себя и других"....
Живи во благо себе и другим
Конспект урока по ОРКСЭ...
Конспект классного часа по теме "Труд на благо себе и людям" 3 класс
В данном архиве представлен конспект классного часа по теме "Труд на благо себе и людям", а также дополнительный материал к внеклассному мероприятию.Классный час - это форма воспитательной р...
Презентация «Живи во благо себе и другим»
Презентация по ОРКСЭ...
"Твори добро. Жить во благо другим." Сценарий урока по окружающему миру 4 класс
Сценарий урока разработан длч работы учеников в групповой работе. ученики участвуют в показе сценки, делают плакаты по теме. исполняют песню....
Технологическая карта урока ОРКСЭ УМК «Основы светской этики», 4 класс. Тема: «Жить во благо себе и другим»
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о милосердии.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1) познакомить обучающихся с понятиями: «благо», «нравств...