"Твори добро. Жить во благо другим." Сценарий урока по окружающему миру 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Сценарий урока разработан длч работы учеников в групповой работе. ученики участвуют в показе сценки, делают плакаты по теме. исполняют песню.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_4_kl.docx | 563.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Истринская СОШ №3»
Учитель начальных классов: Решетова Галина Анатольевна
Основы религиозных культур и светской этики
4 класс
Раздел «Простые нравственные истины»
Жить во благо себе и другим.
Твори добро
«ОТ ЧИСТОГО СЕРДЦА ТВОРИ ДОБРО»
Цели и задачи урока:
Цели: воспитать в учениках стремление совершать добрые дела, милосердие, человечность, умение прийти на помощь нуждающихся в ней, быть благородным в жизни.
Задачи:
способствовать формированию представлений у учащихся о добре и зле, о значении добра для гармонии и счастья;
пробудить личную активность детей , развивать их самооценку;
воспитывать стремление совершать добрые дела.
На стихотворениях подобранных для классного часа, «прочувствовать всем сердцем», все чувства, что передает нам автор. Помочь учащимся раскрыть содержание понятий, «доброта» «сострадание», человеколюбие», «милосердие» и т. д. Показать участие ребят в благотворительных акциях. Развитие у учащихся нравственности и гуманности. Вовлечь учащихся в благотворительность
Планируемые результаты: обучающиеся должны аргументировано доказать, что этические (нравственные) качества: доброта, гуманность, человечность, милосердие, в современном обществе необходимы, и без них человек не может называться человеком
Каждый учащейся будет, совершать добрые дела, всегда сумеет прийти на помощь нуждающимся в ней, будет благородным, человечным, милосердным в жизни.
Используемые источники:
- интернет – ресурсы
Используемые технические средства:
- компьютер
- мультимедийный проектор
- караоке
Форма проведения:
литературно – музыкальная композиция с демонстрацией презентации
Формы организации деятельности детей: работа в парах, индивидуальная, коллективная.
Ход урока
Дети сидят по группам за «круглым столом»
Добрый день! Какое у вас настроение? (ответы детей)
Мне очень хотелось, чтобы вы были в хорошем настроении на протяжении всего нашего урока.
Прошу каждого взять один грецкий орех (грецкие орехи в центре стола на тарелке)
Вы распределились на группы, чтобы нам было легче общаться.
Актуализация внимания учащихся
Упражнение «Грецкий орех»
-Рассмотрите внимательно скорлупу ореха, индивидуальные его чёрточки, сравните с другим орехом (посмотрите орех у своего одноклассника)
-Интересно узнать, ваше мнение, что вы заметили?
(На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные)
- Как это можно сравнить с людьми?
(Люди все очень разные, у каждого свои особенности, индивидуальность, своя красота и привлекательность)
- Бывает так, что снаружи орех - красив, а внутри гнилой, сухой и наоборот? Можно это сказать о людях? (дети делают вывод)
-Люди разные по внешнему качеству и внутреннему. Бывают люди красивые, но злые и наоборот неприглядные на вид, но совершающие добрые дела.
В конце урока орехи я вам подарю, надеюсь сердцевина будет сочной, доброй, как и ваша душа.
-Сегодня у нас важный разговор о качестве (достоинстве), которое делает человека лучше, без этого качества человек не может называться человеком.
Какое это качество? (ответы детей)
Работа со стикерами
_- У вас на столе лежат стикеры.
Напишите на них ваш ответ и приклейте на лист своей группы.
Попробуйте назвать тему урока, продолжив фразу «От чистого сердца твори…(добро)»
-Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.
Твори Добро
«Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут
Твори добро.
Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его
Твори добро.
Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения,
Ибо никто не властен над твоим добром»
Шалва Амонашвили
Внимательно слушайте рассказ В. Осеевой “На берегу реки”.
В. Осеева
НА БЕРЕГУ РЕКИ
Юра и Толя шли неподалеку от берега реки.
– Интересно,– сказал Толя,– как это свершаются подвиги? Я очень хотел бы совершить какой–нибудь подвиг!
– А я об этом даже не думаю...– ответил Юра и вдруг остановился.
С реки донеслись отчаянные крики о помощи.
Оба мальчика помчались на зов. Юра на ходу сбросил туфли, отшвырнул в сторону книги и, достигнув берега, бросился в воду.
А Толя бегал по берегу и кричал:
– Кто звал? Кто кричал? Кто тонет?
Между тем Юра с трудом вытащил на берег плачущего малыша.
– Ах, вот он! Вот кто кричал! – обрадовался Толя.– Живой? Ну и хорошо! А ведь не подоспей мы вовремя, кто знает, что было бы.
Какой поступок совершил Юра?
Можно ли его поступок назвать подвигом?
Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда приходят тяжелые жизненные испытания, остается один, переживает чувство отчаяния, страдает.
Отрадно, что ныне возрождаются такие забытые понятия, как «доброта», «человечность», «милосердие», «доброжелательность», «внимание друг к другу»
.
Слайд на доске.
Д.С.Лихачев, считал, что самая большая цель жизни – увеличивать добро в окружающем нас. А добро– это, прежде всего, счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Какие акции доброты, прошедшие в нашем районе, городе вы можете вспомнить?
- Многие организации, отдельные граждане нашей страны осуществляют акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов и школ – интернатов, жильцам домов престарелых, инвалидам, воинам – афганцам. Некоторые родители, имея своих детей, берут на воспитание детей – сирот из детского дома. Наши выдающиеся артисты и музыканты проводят концерты, средства от которых передают на благотворительные цели.
Слайд на доске
- Когда случилась авария в Чернобыле, землетрясение в Армении, когда трагически погибла атомная лодка “Курск”, вся страна откликнулась на чужую боль.
(Учащиеся приводят конкретные примеры взаимопомощи и любви человека к человеку).
- Все это достойно уважения. Но как вы думаете, а можно ли в повседневной жизни проявлять доброту, человеколюбие? Если да, то как?
(Учащиеся приводят примеры заботы о младших братьях, о престарелых соседях, о субботниках по очистке школьной территории).
Инсценировка стихотворения
(Дети репетировали сценку на внеурочной деятельности)
А теперь посмотрим инсценировку стихотворения А.Барто “Человечество” (исполняют два ученика)
О ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ
Готов для человечества
Он многое свершить,
Но торопиться нечего,
Зачем ему спешить?
Пока ещё он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!
Когда судьбой назначено
Вселенную спасти,
К чему сестрёнку младшую
На скверике пасти?!
Пока ещё он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!
В своём платочке клетчатом
В углу ревёт сестра: –
Я тоже человечество!
И мне гулять пора!
Дед от простуды лечится,
Лекарство дать велит,
Но он не человечество,
Он старый инвалид.
С утра Наташка мечется
(Гуляйте с ней с утра!).
Она не человечество,
А младшая сестра.
-Как вы думаете, есть ли настоящая доброта в этом мальчике?
-А какие полезные, добрые дела вы сами ежедневно делаете?
-Учащиеся высказывают свои мысли, обмениваются мнениями.
Открытие нового знания
– Какие у человека есть особые причины, чтобы творить добро?
Найдите ответ в тексте учебника (стр 68 - 69 )
Анализ текста.
-Прочитайте «золотое правило этики»
- Это правило принимают все люди, однако в чем разница в понимании этого правила разными людьми?
( все люди, живущие по этому правилу, добрые, но не все среди них христиане. )
-Какие взгляды христиан убеждают соблюдать это правило?
(почитают Христа своим Богом и Спасителем, подражают Христу».)
-Чем пожертвовал Иисус Христос для человечества?
-Чем можем пожертвовать мы?
Достатком, комфортом, временем, жизнью.
Чтение учителем легенды о Петре стр. 68
-Объясните слова Христа «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить»(слайд 7)
-Почему Петр «содрогнулся», какие чувства он испытал?
(страх перед возможностью снова совершить предательство);
-Почему? Ведь он знает - Христос милосердный, он простит
Любил он Иисуса Христа? А можно предавать того кого любишь?
(нельзя так беззастенчиво пользоваться любовью тех, кого любишь);
- Почему же вернулся апостол Петр? Он не спас своих учеников и погиб сам. Может, это не подвиг, а ошибка?
Его поступок может показаться странным, непонятным, но с точки зрения православных христиан он сделал очень много. Ведь христианину сосем не безразлично, как умирает человек, с каким лицом он предстает перед вечностью, шагнет в бессмертие. Петр понимает, что умереть его ученики должны, оставаясь на высоте души, а не падая от страха на самое её дно. Он идет поддержать их, укрепить духовно. И, конечно, он подражает Христу, потому что любит его. Подражает, но не гордится этим и просит перед смертью быть распятым вниз головой, не так, как его Учитель, как бы подчёркивая, что жертва Христа неизмеримо выше. И его брат, Апостол Андрей, также просил распять себя на косом кресте
Апостолы подражали Христу. И не только они. Мы знаем немало примеров, когда человек жертвовал своей жизнью во благо другим. Как называют таких людей? (самоотверженные).
- Я хочу вас познакомить с еще одной притчей «Дары Божии».
Притча «Дары Божии»
Рассказывают, что в самом начале времён, когда только-только были созданы все твари земные, вышел к ним ангел с корзинкой, а в ней – чего только нет: самые разные качества, на любой вкус. Ну и стали все твари разбирать эти качества. Лиса взяла хитрость, мышь – запасливость, муравей – трудолюбие и т. д. А последнему, как это обычно бывает, ничего не досталось. Знаете, кто был последним? Правильно, человек. Тогда ангел отдал человеку опустевшую корзинку, сказав: «Наполни её тем, чем сам сочтешь нужным!»
Корзина «Добра»
- Давайте и мы наполним нашу корзину качествами, которые вы взяли бы себе. (Дети пишут на листочках качества и складывают в корзину)
Заглянем в свою корзинку: что там у нас хранится? (Доброта, вера, милосердие, сострадание, любовь, дружба, терпимость, долг…)
Правильно, ребята, именно эти качества присущи настоящему человеку. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому нужно каждый день творить добро и быть терпимым.
ДОБРОТА НЕПРЕМЕННО СПАСАЕТ ВЕСЬ МИР
Доброта непременно спасает весь мир
Помогает расти всем на свете
Чтобы людям гармонию, мир обрести
Свое сердце в добре вы согрейте
Милосердие вдруг в твоем сердце зажглось
И оно разнеслось несомненно
Все познают его, если в сердце твоем
Оно даже зажглось на мгновенье
Много сил и усердия нужно вложить
Чтоб Добро сбереглось и Терпение
Только Истина в том, чтобы в сердце хранить
Истину, Доброту и Терпение.
Работа в группах
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ №1.
1. Обсудите в группе, какие добрые поступки вы можете совершить по отношению к природе (к животным, растениям).
2. Каждый добрый поступок запишите кратко на трафарете бабочки.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ №2.
1. Обсудите в группе, какие добрые поступки вы можете совершить по отношению к членам своей семьи (к родителям, бабушке, дедушке, братьям, сёстрам)
2. Каждый добрый поступок запишите кратко на трафарете цветка.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ №3.
1. Обсудите в группе, какие добрые поступки вы можете совершить по отношению к своим друзьям (к одноклассникам, приятелям во дворе)
2. Каждый добрый поступок запишите кратко на трафарете облака.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ №4.
1. Обсудите в группе, какие добрые поступки вы можете совершить, находясь в школе.
2. Каждый добрый поступок запишите кратко на трафарете солнечного луча.
На доске название « От чистого сердца твори Добро»?????
Дети размешают на доске трафареты цветов, бабочек, облаков, солнца и получается островок добрых дел…
Итог занятия.
- От ваших добрых дел мир стал прекрасней.
- В конце нашего занятия я хотела бы задать вам всего один вопрос:
- Что вы взяли для себя с нашего занятия?
Мечтайте, люди добрые, мечтайте,
О самом милом, светлом и родном,
И в жизни никогда не забывайте
Прощать, и за добро платить добром !
Любите рано утром просыпаться,
Цените все, что жизнью вам дано,
И людям не ленитесь улыбаться,
Учитесь отдавать свое тепло !
Не будьте лживы, мелочны, сварливы,
Не покидайте в суете друзей
Поверьте, все вернется с большей силой,
Все то, что вы отдали для людей !
Есть истины, которых не отвергнешь,
Они верны, бессмертны и сильны.
О, Человек, когда же ты поверишь,
Что создаешь свой Мир лишь только ТЫ!
- Ребята я призываю вас: спешите делать добро, давайте украшать свою жизнь и жизнь окружающих нас людей добрыми делами.
-Заканчивая наше занятие, я уверена, что в ваших сердечках добра стало намного больше.
-Вы станете более бережно относиться к близким, ко всему живому. Вы не станете равнодушными к чужой беде. В каждом из нас есть маленькое солнце.
Исполнение песни « Твори добро»
ТВОРИ ДОБРО
Руки твои сильные
Ты защити слабого
Мысли твои верные
Ты научи глупого
Глаза твои, твоя душа
Добрая и чистая
Дари ее тому
Кому больно одному
Твори добро на всей земле
Твори добро другим во благо
Не за красивое спасибо
Услышавшего тебя рядом
Твори добро на всей земле
Твори добро другим во благо
Не за красивое спасибо
Услышавшего тебя рядом
Я долечу до неба
Я накричусь досыта
Я расскажу все тайны дня
Досветла
Я долечу до неба
Я накричусь досыта
Я расскажу все тайны дня
Досветла
Твори добро на всей земле
Твори добро другим во благо
Не за красивое спасибо
Услышавшего тебя рядом
Оформление плаката «Спешите делать добрые дела…»
Домашнее задание
1.Прочитайте и постарайтесь запомнить пословицы о добре.
2. Составьте список добрых дел за неделю
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Твори добро другим на благо
Много славных дел ждёт наших детей в будущем, но прежде всего они должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность...
Классный час на тему: "Твори добро другим во благо..."
Классный час на тему: "Твори добро другим во благо..." был проведён в 4 классе. Цель данного мероприятия: закрепить понятия "добро" и "зло"; формировать умения различать их; показать учащимся необходи...
Классный час "Твори добро другим на благо"
Классный час "Твори добро другим на благо"...
Классный час "Твори добро другим во благо" 3 класс
Классный час для учащихся 3 классов...
Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"
Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...
технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"
« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока - изучен...
Технологическая карта урока по окружающему миру. Класс: 4. Тема: Золотой век театра и музыки
Материал содержит технологическую карту урока, работу в парах и самостоятельную работу по теме урока....