Живи во благо себе и другим
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Красова Ольга Владимировна

Конспект урока по ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_orkse_krasovoy_o.v.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Межрегиональный научно-методический семинар «Развитие ценностно- смысловой сферы личности школьников: теория, методика, практика»

12-14 октября 2015 года

Конспект урока по ОРКСЭ,

разработанный  учителем начальной школы Красовой О.В.

Тема «Живи во благо себе и другим»   4 класс

Цель: создать условия для совершенствования культуры нравственного поведения

Задачи:

образовательная: формировать у детей понятия о простых нравственных истинах, о влиянии слов, эмоций и поступков на жизнь окружающих

коррекционно-развивающая: развивать познавательный интерес, внимание, воображение, речь учащихся, способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы

воспитательная: воспитывать уважительное отношение к окружающим людям

Оборудование: корабли , карточки, голубки, фонограмма «Твори добро на всей земле»

Ход занятия

Энергизатор

-Здравствуйте, ребята!(на доске появляется солнце)

-Я рада вас видеть! А какое у вас возникает настроение, когда вы видите солнышко?(радость, хочется улыбнуться)

-Верно, ведь солнце символ добра, света, радости. Давайте, возьмемся за руки, почувствуем тепло ваших ладошек и поприветствуем с улыбкой друг друга кивком головы. А теперь повернитесь к присутствующим гостям и подарите и им своё доброе приветствие (кивают в знак приветствия).

Введение в тему

-Ребята, как вы думаете, а обычные люди, такие как мы  с вами, могут творить чудеса?(да,нет)

-Вот сегодняшнее занятие и даст ответ на этот вопрос.

-Вы готовы? Тогда отправляемся в  плавание по необыкновенному морю  (гудок парохода)

-А море - это человеческая жизнь,  в которой бывают и бури, и спокойствие. Вот на горизонте появляются корабли – это люди в житейском море.(появляется корабли с цветными парусами).А морские волны, раскачивающие корабль, – это эмоции и качества человека

-Посмотрите, какого цвета паруса? (яркие цветные)

-Как вы думаете, какое настроение у этого человека? (Радость , восторг…)

-Но вот показался корабль с чёрными парусами. Какой человек управляет этим кораблём? (злость, гнев, ненависть, жестокость)

-Вам знакомы такие эмоции?(да)

-Как вы думаете, легко такому кораблю, т.е. человеку плыть по жизни? ( нет, тяжело жить такому человеку, он разрушает себя)

-Приятно ли общаться с таким человеком?  (Нет)

- Обратите внимание на цвет парусов, вот и душа у человека чернеет от таких чувств. А давайте очистим душу этого человека от негативных, отрицательных качеств  и подберём противоположные по смыслу слова

Злость-доброта

Гнев - радость

Ненависть - сочувствие

Жестокость – милосердие

 (Паруса становятся белыми)

-А с таким человеком вам захочется дружить? (да)

-Вот и свершилось маленькое чудо – вы сделали радостным и светлым чей-то жизненный путь. Но настоящее большое чудо ещё впереди!

-Сейчас мы очень быстро подобрали противоположные качества, так сказать сменили гнев на милость, а в реальной жизни это легко сделать? (нет, не всегда)

- Поэтому мы должны жить так, чтобы было хорошо и радостно и нам и окружающим нас людям.

-Это и есть тема нашего занятия - живи себе и другим во благо. А как вы понимаете слово «благо»?(добро, здоровье, счастье, радость)

Знакомство с понятием доброжелательная и недоброжелательная критика

-Каждый из вас слышал в свой адрес  похвальные слова  или ,наоборот, критические замечания, высказывания.

-Вам нравится, когда вас хвалят? ( да, конечно)

- А как вы отреагируете, если вам по- доброму укажут на ошибку, выскажут мнение с целью, что вы поймёте ошибку и исправитесь. Прислушаетесь к совету?  (Скорее всего)

-Можно сказать, что такой доброжелательный совет придётся во благо человека?(Да, человек становится лучше)

- А какие высказывания могут ранить, обидеть человека? (Несправедливые, оскорбительные слова, сказанные за глаза, когда человек не может защитить себя от несправедливости)

-Такие недоброжелательные слова называют осуждением. Можно  их назвать благом для человека? (нет, они унижают и обижают человека)

                                           Работа в группах

-Давайте разберём на конкретных ситуациях – где доброжелательная критика и совет, а где обидное осуждение?

Каждая группа знакомится с ситуацией и делает вывод, обосновывая его.

Карточка 1 группы

   Вера читает наизусть стихотворение.  После прочтения учительница говорит девочке: « Первое четверостишие прочитала монотонно, не выразительно. Во втором четверостишии был нарушен порядок слов, а вот последнее четверостишии прозвучало с нужной интонацией, с соблюдением пауз и логических ударений.» (Это критика, т.к. после критических замечаний, девочка прочитает это стихотворение выразительно, без ошибок)

Карточка 2 группы

У ребят было задание - нарисовать иллюстрацию к произведению. Каждый представлял свою работу, а Лариса и Настя шепотом друг другу комментировали работы одноклассников:

- Фу, смотри какое у него кривое дерево!

-Это точно, да ещё и птицы размером с собаку! Ха-ха-ха!  (это осуждение, т.к.  недоброжелательно и скрытно  высмеивают недостатки в чужих работах, может быть даже несправедливо)

Карточка 3 группы

Мама попросила Гришу пропылесосить в комнате. Мальчик сделал это наспех, считая неинтересным занятием. Мама, увидев результат его работы, сказала: «При такой уборке твоя комната скоро превратится в горы мусора!»Грише стало стыдно.

(Критикуя сына, мама хотела, чтобы ему стало стыдно, и он в следующий раз тщательнее убирался. Так мальчик станет аккуратным.)

Карточка 4 группы

Бабушка заболела и попросила Лизу принести ей малиновое варенье. Девочка заигралась с подружками и забыла про бабушкину просьбу. Пришлось бабушке самой идти за вареньем к Лизиной маме. Вернувшись домой, Лиза встретилась с бабушкой. Бабушка, горестно вздыхая, ей сказала: «Когда ты болела, мы с твоей мамой заботились о тебе, а ты даже не вспомнила о моей просьбе.»Лиза покраснела от услышанных слов. ( Это критика во благо, ведь Лиза оказалась забывчивой, нечуткой, может даже равнодушной девочкой, а слова бабушки пробудили в ней сочувствие и раскаяние за нанесённую обиду)

Карточка 5 группы

 В классе было принято на свой день приносить шоколадные конфеты и угощать своих одноклассников. Семья Жени жила небогато и мальчик принёс недорогие карамельки. Серёжа и Света , откусив кусочек, поморщились и сказали « Невкусные у тебя, Женя, конфеты. На, забери обратно!» (Хотя ребята сказали прямо в лицо Жене, но сделали это нетактично, грубо. Это осуждение. Оно пользу не принесёт, а лишь глубоко ранит, обидит Женю, ведь он не может изменить ситуацию)

Работа с пословицами

-Молодцы ребята! Чтобы не забывать о такте при критике, народ придумал меткие и мудрые пословицы.

Я буду произносить начало, а вы – продолжение пословицы.

-Слово не воробей,…(вылетит -не поймаешь)

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?(Обидное слово ранит человека, потом можно пожалеть о сказанном)

-Семь раз отмерь,…(один отрежь)

-О чём она говорит?(прежде чем сделать, высказаться подумай хорошенько, взвесь свои слова)

-Как аукнется, …(так и откликнется)

-Как другими словами можно сказать?(Поступай так, как хочешь, чтобы относились к тебе)

-Дети, но если уж так получилось, что вы кого-то обидели, ранили острым словом, то какими словами можно загладить свою вину?(Прости , извини, прошу прощения, я виноват и т.д.)

-Молодцы, но обращаю ваше внимание, что часто можно услышать «извиняюсь»- так нельзя говорить. Суффикс –сь показывает , что вы извиняете сами себя, а ведь вы просите извинения у другого человека.

-С давних времён и по сей день на Руси существовала традиция в последний день Масленицы просить прощения друг у друга - так называемое прощёное воскресенье. В вашей семье есть такая традиция? (да)

-Замечательно! А сейчас наступает время настоящего волшебства.

Практически значимое задание

-Слышали ли вы выражение «голубь мира»? (Ответы детей)

- Это выражение получило известность после 2-ой Мировой войны в 1949 году и является символом мира, мирных намерений. Художник Пабло Пикассо нарисовал голубя, несущего в клюве оливковую ветвь.

-А что напоминает вам этот голубок? (Переворачиваю другой стороной)(Ладонь)

-Верно, чтобы помириться, иногда достаточно пожать друг другу руки. И вы  в свободное время можете можете самостоятельно сделать таких голубков. Но сейчас я вам предлагаю достать из конвертов заготовленных заранее мною  голубков и подарить тому человеку, кого когда-то обидели грубым словом или недобрым поступком.(Дети начинают вручать голубков, звучит фонограмма песни «Твори добро на всей земле» в исполнении группы «Непоседы»)

-Кто затрудняется, не может вспомнить, я подскажу: чаще всего мы обижаем того с кем делим одну парту, с кем дружим, порою сами не замечаем того, как невзначай, не задумываясь, мимоходом больно раним словом или делом. -А может, кому-то есть в чём повиниться перед классным руководителем.

-Кто не отдал своего голубка, посчитав, что не причинил никому зла?(могут быть  и такие дети)

-Я вам открою тайну- больнее всего страдает от вашего грубого слова…Мама! Вы постарайтесь сегодня, придя домой, обнять её и попросить прощения. Договорились?! (да)

-Скажите, стали ли вы чуточку радостнее и счастливее от того, что принесли извинения обиженному вами человеку?(да)

-А как вы думаете, у того, кому вы вручили голубка, стало теплее на душе? (да)

-Вот и произошло настоящее чудо!

Подведение итогов

-Получается вы сами ответили на вопрос, поставленный в начале занятия. Научиться быть добрым не трудно, просто надо делать добро не один раз в год и не когда вам вдруг захочется, а ежедневно проявлять заботу, доброту  и сочувствие! От всей души вам этого желаю! Спасибо за занятие!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Я уважаю себя и других"

"Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали"- главная мысль всего урока...

"100 книг, которые нужно прочитать, чтобы понимать себя и других."

Список книг, которые нужно прочитать, чтобы понимать себя и других"....

помоги себе и другим.Памятка№1

безопасность в чрезвычайных ситуациях...

Жить во благо себе и другим.

Создать условия для совершенствования культуры нравственного поведения....

Конспект классного часа по теме "Труд на благо себе и людям" 3 класс

В данном архиве представлен конспект классного часа по теме "Труд на благо себе и людям", а также дополнительный материал к внеклассному мероприятию.Классный час - это форма воспитательной р...

Технологическая карта урока ОРКСЭ УМК «Основы светской этики», 4 класс. Тема: «Жить во благо себе и другим»

Цель урока:  формирование у обучающихся представлений о милосердии.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1) познакомить обучающихся с понятиями: «благо», «нравств...