Сидорова Инна Викторовна

Сайт учителя начальных классов МОУ Гимназии №1

Когда мы вместе, то и душа на месте.

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: самообразование, психология, физиология,социология

Увлечения: путешествия по историческим местам и в жаркие страны :-))

Регион: Московская область

Населенный пункт: г. Лыткарино

Место работы: МОУ Гимназия №1

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/sidorovainnaviktorovna

Учитель! Как много в этом слове сконцентрировано понятий: воспитатель, наставник, единомышленник, друг, мама…

            Я глубоко убеждена - для того, чтобы ребенок стал личностью, добился успехов, адаптировался в современных условиях, он должен воспитываться и обучаться на принципах, сформулированных  В.А. Сухомлинским:

•          принцип гармонии: единства обучения и воспитания, наглядности и абстрактности, педагогического руководства и самостоятельности учащихся; учения, труда и отдыха; строгости и доброты;

•          принцип единства семьи и школы в воспитании;

•          культ Родины, труда, культ матери, книги, культ природы;

•          главные приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость.

            "Все начинается с детства", - сказал поэт. Может быть, это звучит несколько необычно, но свое призвание я начала ощущать еще в дошкольные годы. Уже тогда моим любимым занятием стало обучение и воспитание... сначала кукол, потом друзей…

             Школа. Мир радующий и удивляющий. Сколько дорог она открывает перед тобой. Какую выбрать? «Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой, куда по свету белому отправиться с утра?..» Так поется в детской песенке. Но если есть мечта, ты строго следуешь ей. Решив стать учителем, я выбрала свой путь: вверх по лестнице жизни к ее вершинам - Добру, Истине, Красоте, Знаниям.

            Тишина... Урок... Какова цель учителя, входящего в класс? Что шепнет мне мой внутренний голос? "Сеять разумное, доброе, вечное"?.. Дать ученику определенный набор знаний? Научить Истине?.. Не отрицая силы и значения  Разума и Совести, в основание всего следует положить именно Любовь и Доброту, ибо жизнь большинство наших детей не балует, а "уменьшение любви и доброты есть всегда уменьшение жизни", - писал И. Бунин. Очень нелегки первые шаги в школе для всех без исключения детей (как бы восторженно ни описывали они свои новые обязанности). Надо помочь детям начинать самоутверждаться, создавая теплый микроклимат понимания, участия и творчества, не повышая голоса, не придираясь по мелочам, направляя шалости детей в нужное русло.   "Мы, как строители всех зданий, кладем высотные дома из кирпичей незримых - знаний". Но ведь и награда велика: светящиеся глаза детей и уверенность в том, что ты можешь сделать их счастливыми, успешными.

ИМЕННО ПОЭТОМУ Я И РАБОТАЮ УЧИТЕЛЕМ!

            А камни не старайся обойти, не сбрасывай их вниз в остервенении.

            Смена тенденции общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство нынешнего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.

            Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

            Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества.

            К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества «хорошая школа»?

            В результате проведенного соцопроса в моём классе мы получили следующие ответы на данный вопрос:

  • это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы;
  • в этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги;
  • в школе должны быть свои традиции;
  • школа должна давать современное образование;
  • в хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования;
  • школа должна заметить в каждом ребенке зернышко таланта;
  • школа должна развивать в детях творческие способности;
  • учитель должен научить ребенка мыслить в нестандартной ситуации.

            Именно поэтому так важно определить основные задачи работы с детьми в системе начального обучения.

             Ученик начальной школы – это  ребенок,   который   выделяется   яркими, очевидными,  иногда выдающимися способностями. В основе моей работы лежит Концепция «Творческой одаренности» Н.И. Ильичевой. Основные парадигмы развития одаренности:

1. Все дети одарены от природы.

2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор. 

О себе

Родилась в 1967 году. В 1986 году пришла в школу и с тех пор работаю с маленькими детьми. Очень люблю свою профессию. Много думаю и рассуждую  на тему улучшения преподавания знаний. Основываюсь на многих положениях методики Сухомлинского.

            В нашей профессиональной жизни прочно утвердилось понятие «инновации». Сегодня инновационные явления обнаруживаются во всех элементах педагогического процесса.

            Главную роль в развитии урока нового типа сыграли изменения в системе образования последних лет. Во-первых, увеличился объем новой информации из разных областей науки. Какую часть от этого объема предлагать детям? Этот вопрос сформировал задачу – обучить школьников умению искать нужную информацию.

            Во-вторых, изменились условия организации обучения: статус школы; образовательные программы, планы и учебники. В связи с новыми требованиями социального характера, влияющими на процесс развития как групповой, так и индивидуальной деятельности учащихся, изменилась и структура организации учебно-воспитательного процесса.

            В-третьих, изменились требования к профессиональной компетенции учителя, подходы к обучению. В настоящее время актуальными вопросами в процессе обучения стали: здоровье ребенка; его психолого-педагогические и возрастные особенности.

            Я стремлюсь к прогрессу, хочу изменить свою деятельность к лучшему – достигать наибольшего эффекта в обучении наименьшими средствами, поэтому я выбрала инновационный урок. Моя деятельность как учителя на уроке раскрывается в разнообразных, необычных заданиях, неординарных действиях, конструктивных предложениях, занимательных упражнениях, конструировании хода урока, создании учебных ситуаций, дидактическом материале и организации творческой работы учащихся.  

Мой взгляд на мир

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ С УЧАЩИМИСЯ И РОДИТЕЛЯМИ

«Родительский дом – начало начал…». На каждом родительском собрании и на неформальной встрече с родителями, я не устаю повторять, что педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в неприятии любого противостояния-противоречия. Учитель и родители – единомышленники… Только в союзе и гармонии они создадут благоприятные условия для личностного развития и роста детей. Каждый мой ученик, приходя домой делится положительными эмоциями, прорастая школой в семью, и наоборот – семьей в школу. В работе с детьми, и, особенно, во время коллективных дел, я замечаю, какое удовольствие от общения получают родители и дети. Мы все увлечены процессом созидания знаний, умений и навыков. За годы педагогической работы накопился определенный опыт, который вылился в воспитательную систему класса, главным критерием которой является то, что в воспитании не уместны стереотипы. Проработав 25 лет, я все больше убеждаюсь, что каждый отдельный класс – это организм со сложным устройством, и каждый раз новый организм отличается от предыдущего. И его нужно изучать заново. Точно так же рекомендации, данные одной семье, нельзя апробировать на другой. В своей работе стараюсь избегать конкретных советов. Для меня главное, чтобы в семье воспитание строилось на любви, опыте, традициях, личном примере родителей.

            Привлекая родителей в работе с классом, я стараюсь создать условия, сочетающие семейное воспитание с теплотой домашнего очага, комфортностью домашней атмосферы, которые подвигнут ребёнка к восприятию бытующих в семье правил, манерой поведения, взглядов и стремлений.   В своей практике использую метод проектов. Интересные творческие работы учеников в рамках конкурса проектов «Я и моя семья», «Как хорошо уметь читать», «Как хорошо уметь грамотно писать», «Полет в вечность. Ю. Гагарин», «Образ современного ученика».

            Важной формой работы с родителями я считаю классный час, где, общаясь с детишками, я узнаю их уровень коммуникации с семьёй, их интересы, увлечения, мировоззрение. Зная мнение ребенка, его степень тревожности, можно проследить точки взаимодействия его с родителями и определить схему педагогической поддержки. Только пройдя стадии анализа и коррекции, можно перейти к стадии формирования. Классные часы«Наша дружная семья», «Наши бабушки – самые лучшие в мире», «Сокровища души». Следуя этим методическим правилам, навсегда усвоенным с институтской скамьи, я ощущаю  значимость взаимодействия семьи и школы в воспитании, и значимость своей роли в этом процессе.

Век живи, век учись (пословица)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

  • Создание проблемных ситуаций на уроках математики, русского языка, способствуют развитию когнитивных умений.
  • Технология уровневой дифференциации, помогающая отработке образовательных стандартов, предупреждению неуспеваемости, повышению качества обученности.
  • Проектная технология – способствует развитию исследовательских навыков учащихся и развивает навыки поиска и обработки информации.
  • Технология перспективного опережающего обучения с использованием опорных схем способствует повышению качества усвоения материала, предупреждению неуспеваемости.
  • Обучение сотрудничеству (парная, групповая работа) способствует социализации младших школьников, развивает коммуникативные способности
  • Информационные технологии позволяют эффективнее использовать время урока, проводить мониторинг развития личности и индивидуальности учащегося.

 

Дерево ценят по плодам,  а человека по делам

(пословица)

ОБОБЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

           

            На протяжении 25 лет работы в школе активно участвую в инновационной деятельности школы, направленной на разработку теоретических и методологических основ использования системного и личностно-ориентированного подхода в процессе обучения и воспитания школьников.

Опытом работы в начальной школе активно делюсь с коллегами на заседаниях предметно-цикловой комиссии учителей начальных классов, председателем которой я являюсь уже 8 лет, выступая на педагогических советах, семинарах, обобщая свой опыт на городском уровне.

            Своим опытом работы делюсь с коллегами, даю уроки для молодых специалистов в рамках наставничества. Для популяризации новых методик преподавания в начальной школе пишу статьи для городской газеты «Лыткаринские вести».

Если ты не можешь быть широкой дорогой, будь узенькой тропинкой.

Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой на небе.

Только найди свое дело и старайся стать самым лучшим.

Дуглас Мэллох

            Анализируя опыт и результаты педагогической деятельности за 25 лет, я делаю вывод, что невозможно и не нужно ставить точку на достигнутом.  

Моё портфолио

Методика анализа результативности учебно-воспитательной деятельности

Цель моей работы заключается в изучении и осуществлении мониторинга усвоения учебных знаний, умений и навыков учащимися начальных классов.

            Задачи, на решение которых направлен анализ результативности учебно-воспитательной деятельности:

1.         Разработка технологий мониторинга качества учебных достижений учащихся начальных классов на трех уровнях – индивидуальном (учащийся), классном, школьном и муниципальном.

2.         Разработка процедур изучения влияния субъективных факторов на качество учебных достижений учащихся.

3.         Разработка и реализация поэтапной апробации и внедрения технологии мониторинга.

4.         Разработка и апробация процедур анализа результатов мониторинга с целью оценки состояния результатов обучения младших школьников.

5.         Разработка форм представления результатов мониторинга и типовых схем принятия решений.

            Три года назад, работая в 4 классе, передо мной встал вопрос, как своевременно выявлять пробелы в знаниях учащихся и проводить корректирующие мероприятия. Проблема состояла в том, чтобы выявить показатель ЗУН учащихся и довести их до уровня преемственности для безболезненного перехода в среднюю школу. Мной разработана система отслеживания учебных результатов, которая состоит из нескольких блоков. (Приложение №1 Тест по окружающему миру.)

1 Блок- Карта заполняется после выполнения контрольных, проверочных работ, срезов знаний, имеет форму таблицы. В нее заносятся фамилии учеников и параметры отслеживаемых результатов, которыми учащийся должен владеть. Полученные результаты обрабатываются в программе Excelи выносятся в виде сравнительных графиков по четвертям и по годам. Анализируется работа, заносятся в таблицу допущенные ошибки. Поскольку задание для всего класса одинаково, то в карте мы можем увидеть общую картину класса и, безусловно, индивидуальные достижения, что очень ценно. Впоследствии я совершенствовала технологию и дополнила ее итоговыми индивидуальными диагностическими картами, которые заполняются в течение учебного года и в конце имеют законченный вид.

            В связи с объективной необходимостью модернизации российского образования передо мной встала проблема адаптации мониторинга к новым стандартам и результатам освоения основных образовательных программ с точки зрения компетентностно–ориентированного подхода. Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимися определенным набором способов деятельности, совершенствуется по пути интеграции с другими компетентностями через осознание общей основы деятельности, всегда осознанна, не выполняется автоматически.

            Я и учащиеся 3 «Б» класса МОУ Гимназия№1 города Лыткарино всегда активно участвуем в олимпиадах «Русский медвежонок», «Кенгуру», конкурсах школьного, городского и международного уровня, игровой конкурс «Эрудиты планеты» и т.д.

            Но когда мы сравниваем учебные достижения детей и результаты олимпиад, то результаты не достигают желаемого уровня. Олимпиадные задания ребятами выполняются значительно хуже. В чем причина? Я долго не могла понять. Оказывается, задания построены с точки зрения компетентностно – ориентированного подхода. Поскольку у меня не было опыта в составлении таких заданий, то обратилась за помощью к коллегам на педагогических сайтах. Мне повело и я участвовала в работе мастер-класса С.И. Зайцевой, которая проводила его на сайте для учителей, интересующихся компетентностным подходом в учебном процессе. В доходчивой форме было разъяснено, как можно составлять такие задания, на выявление уровня различных компетенций. Благодаря этому в марте учащиеся нашего класса, участвуя в международном дистанционном конкурсе «Эрудиты планеты», единственные из гимназии вышли в следующий тур – Высшую лигу.

2 Блок- На базе полученного опыта, я освоила методику анализа результативности учебно-воспитательной деятельности. Первые результаты показали, что уровень подготовки учащихся незначительно, но повысился. Но самое главное, что после обработки результатов каждый ученик, а также весь класс в целом получили мониторинг сформированности индивидуальных ключевых компетентностей в виде диаграммы. Каждому учащемуся выдан сертификат с описанием его достижение, с указанием, где были допущены ошибки и личной диаграммой. Все сведения отлично читаются и понимаются не только педагогами, но и родителями. Этими сертификатами дети дополнили свои портфолио.

            Процесс анализа результативности является важным компонентом диагностики и мониторинга обучения. В исследованиях многих известных педагогов, были отмечены факторы, влияющие на его субъективность:

  • значительное различие целей, которые необходимо достичь учителю в процессе обучения (дать прочные основы знаний, сформировать логическое мышление, познавательную активность, мировоззрение и т.д.);
  • объектов оценки (фактический материал, который усвоили школьники, способность применять знания на практике, переносить знания на решение новых задач);
  • методов контроля системы знаний (количество, качество, последовательность, диагностическая ценность вопросов учителя),
  •  влияние личных качеств, психологических факторов, общую и специальную подготовку преподавателя на оценку ученика.

            Таким образом, очевидно, что проблемы субъективности оценки знаний усложняют проведение мониторинга качества обучения, искажая исходные данные, и требуют особого внимания к выбору критериев оценки, показателей качества обучения.Наряду с оценочной функцией мониторинг выполняет ряд других функций - контрольно-наблюдательную, прогностическую, информационную и социальную.

            Выделяется комплекс из четырех слагаемых, являющихся основными ориентирами в оценке качества:

            традиционные знания, умения и навыки (например: таблица умножения, правила правописания, алгоритм решения задач и т.п.);

            надпредметные понятия (например: Родина, совесть, любовь; а также другого рода понятия: знак, деятельность, миф);

            ключевые компетентности (социальные, правовые, экономические, информационные и другие);

            общественно-значимый социальный опыт (участие в патриотических, социальных, творческих и других проектах, акциях, где нет никакой состязательности или прямого обучения, но есть опыт принесения пользы людям, обществу, государству). (Приложение 2)

            Для оценки учебных достижений (ЗУНов) существуют традиционные привычные формы. Другие результаты – ключевые компетентности, надпредметные понятия, общественно полезный социальный опыт – формируются в учебно-воспитательном процессе школы:

            ключевые компетентности обеспечиваются через проектные, творческие, исследовательские, трудовые, спортивные и другие занятия, как часть образовательного процесса;

            надпредметные понятия обеспечиваются успешнее всего через внеклассную, внеурочную виды образовательной деятельности;

            общественно полезный социальный опыт обеспечивается через практическую деятельность учащихся, присутствующую как в урочной, так и во внеурочной деятельности образовательного процесса. Для выявления уровня сформированности надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта у учащихся я использую методы анкетирования и тестирования. Достоинством приведенных методик является их универсальность, удобство и экономичность в проведении исследования и обработке результатов.

            В качестве исходных мною были выделены следующие показатели сформированности надпредметных понятий:

•        уровень сформированности нравственной культуры;

•        уровень развития гражданского самосознания и гражданской ответственности;

•        уровень развития патриотических чувств;

•        уровень сформированности толерантности.

(Приложение 3), (Приложение 4),

            В практике наиболее часто в роли показателей качества обучения встречаются такие понятия, как "образованность", "обучаемость" и "обученность".        Рассмотрим содержание этих понятий как категорий педагогической квалиметрии (оценка качества). Так, обученность отражает усвоение обучаемым знаний, умений и навыков, а образованность "характеризует способность человека к решению жизненно важных задач на основе освоения им человеческой культуры, человеческого опыта. Результаты образовательной деятельности отображаются в образованности человека, которая на последующих этапах жизненного пути выступает в качестве предпосылки успешности образования человека". Для анализа обученности достаточно использование традиционной системы контроля знаний: тесты, контрольные работы, диктанты, опросы-анкетирование. А для выявления уровня образованности необходимы более сложные методики на основе компетентностно-ориентированного подхода.

            Попыткой оценить образованность качественно является выделение уровней образованности: элементарная грамотность, функциональная грамотность, компетентность.

            Для оценки способностей ученика к обучению есть другой критерий - обучаемость, которая рассматривается как способность (пригодность) учащегося овладевать заданным содержанием, восприимчивость, готовность, открытость школьника к переходу на новые уровни развития, в узком смысле - потенциальные возможности детей.

            Классификация компетентностей основывается по тексономии Б.Блума: самоорганизационная, коммуникационная, информационная, мышление (логика). По диаграмме класса я сразу определила область западающих проблем. Определение проблемы 32%, публичное выступление 29%, извлечение первичной информации 53%, извлечение вторичной информации 35%, обработка информации 47%. Западает информационная компетентность. Встает вопрос что делать? Прихожу к выводу, что я должна изучить компетентностный подход с исторической, научной и практической точек зрения. На сайте Персовет.орг приняла участие в методической лаборатории по теме «Разработка компетентностно – ориентированных заданий по учебным предметам». Безусловно, одномоментно детей не переучишь и  учебники не переделаешь, но работать в этом направлении стоит. Помогают также в развитии компетенций учащихся занятия О.Холодовой «Юным умникам и умницам», решение и разбор олимпиадных задач, проектная и учебная деятельность носит проблемный характер.

            Сейчас мы участвуем в конкурсе «Эрудиты планеты» Высшая лига. Участникам предлагаются задания по семи предметам. Каждый тест состоит из 30 вопросов. Задание по каждому предмету составлено в едином стиле на основе компетентностного подхода. Время на выполнение заданий одного предметного раунда – не более 15 минут. Хочу отметить, что во втором конкурсе участвует уже большее количество учеников, так как родители проявили большую заинтересованность. Особенно порадовали результаты. Первый тур пройден с 30 баллами, а второй с 31 баллом из 35 возможных.

            Компетентностный подход в обучении строится на изменении организации традиционного урока и реализации через компетентностно-ориетированные задания. Они базируются на знаниях и умениях, и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Подход строится на включении специально организованной деятельности учащихся, и реализуются через современные образовательные технологии: метод проектов, учебные проекты, ролевые игры, сюжетные игры, технология развития критического мышления.  Безусловно, работу в данном направлении нужно и необходимо продолжать, особенно внедрение в практику компетентностно-ориетированных заданий. Ведь классу необходимо будет сдавать итоговую аттестацию при переходе в среднее звено.

             

Учитель начальных классов

Сидорова Инна Викторовна

 

  

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы