Основы православной культуры. Разработка урока ОКРСЭ в 4 классе.
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Сергеева Анна Александровна

Формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций православия России. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ssergeeva_a.a._razrabotka_uroka_opk._zapovedi._2016_god.doc451.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Основы православной культуры.

 Разработка урока ОКРСЭ в 4 классе.

Урок 11: Заповеди

Учебник: А.В.Кураев «основы православной культуры»

                                                                  2016 год

                                                                        

                                                                                                              Разработчик:

                                                                учитель начальной школы

                                                                    ГБОУ СОШ № 201

                                                                      Фрунзенского района

                                                                       Санкт - Петербурга

                                                                           Сергеева А.А.

Урок 11             Заповеди

Цель: Формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций православия России.

Задачи:

- воспитывать доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость на примере Заповедей;

- воспитывать умение выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, принимать активное участие при работе в парах, группах, коллективном обсуждении;

- раскрыть значение понятия «заповедь»;

- развивать умения и навыки работы с информацией;

- развивать представление учащегося о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества, посредством библейских заповедей.

Принципы обучения:

  1. Диалогическое взаимодействие;
  2. Приоритет личностного развития учащихся, их интеллектуальной, духовно-нравственной и эмоциональной сферы;
  3. Актуальность;
  4. Опора на самостоятельность мышления учащихся;
  5. Вариативность;
  6. Деятельностное обучение, которое последовательно реализуется через соответствующий отбор содержания, форм, методов и видов учебной деятельности;
  7. Соблюдение баланса между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения;
  8. Органичное и последовательное развитие навыков учебно – исследовательской деятельности.

Ожидаемый результат:

 Усвоение материала урока будет способствовать формированию у учащихся мотивации к осознанному нравственному поведению, установлению духовной, творческой атмосферы в классе.

Оборудование:

- доска

- учебники, рабочие тетради

- раздаточный материал

- ПК, экран, проектор (или интерактивная доска)

- презентация

- иллюстрация гравюры Г.Доре

Технология: ТКМ

Виды деятельности:

- работа в паре

- работа в группе

- коллективное обсуждение

- беседа

- монологическая и диалогическая речь

- самостоятельная работа с учебником

- работа с текстовой информацией

- самооценка и взаимооценка поступков

- инсценировка

- рефлексия

- ИКТ

Литература:

- учебник «Основы православной культуры» А.В. Кураев

                                               изд. «Просвещение», 2012г.

- справочные материалы «Книга для учителя»

                                               изд. «Просвещение», 2012г.

- http://ru.wikipedia.org/

- http://www.10zapovedei.ru/

- http://pravoslav.at.tut.by/

- http://www.forlove.com.ua/

- http://nauka-pedagogika.com/

- http://www.bibliotekar.ru/100hudozh/60.htm

Ход урока

Подготовительная работа учащихся

Задание: Постарайтесь узнать у родителей, из книг, интернета или других источников о том, кто такой Моисей, в какой из книг «Библии» повествуется о его жизни, какими делами, подвигами он прославился.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

Посмотрите в окно. Какой сегодня замечательный день! Мы с вами должны на уроке дружно поработать, чтобы этот день стал еще ярче и добрее. Вы готовы? Урок по предмету «Основы православной культуры» начинается.

Здороваются с учителем. Проверяют готовность к уроку.

1 мин

Постановка пробле-

мы

- Прочитайте слова на доске: заповедь, заповедник, заповедный

- Как вы думаете, есть ли связь между этими словами?

Читают слова. Высказывают свои предположения.

Предполагаемые ответы:

  1. Корень

 – вед – ведать

– повед – поведать

- заповед – заповедовать

  1. беречь, знать и хранить
  2. Не нашли связь
  3. Что такое заповедь?

3 мин

- Кто знает значение слова «Заповедь»? Напишите или нарисуйте в своих тетрадях.

- Отложите в сторонку, мы еще вернемся к этому слову.

- У кого не получилось – не расстраивайтесь, потому что сегодня на уроке мы познакомимся с этим понятием, и вы сможете ответить на мой вопрос позже.

Предполагаемые ответ:

- знают все и могут объяснить

- знают некоторые  ученики

- знают, но не могут объяснить

- не знают

Раскры

тие темы урока

Расширение круго

зора учащих

ся

- Рассмотрите гравюру Гюстава Доре «Схождение Моисея с горы Синай»

- Кто может рассказать, каким человеком был Моисей?

- Рассмотрите, что держит в руках Моисей?

(если ученики не знают о житие Моисея, кратко рассказывает учитель)

Моисей – библейский пророк, который вывел свой народ из египетского плена. Он повел свой народ через пустыню. Когда они были у подножия горы Синай, Господь возвестил пророку: «Скажи народу: если будете слушаться голоса Моего, то будете Моим народом». Моисей передал народу волю Божию, и люди ответили: «Все, что сказал Господь, исполним и будем послушны». Через три дня налетели тучи, засверкали молнии, загре5мел гром. От горы Синай шел дым и вся она тряслась. Моисей не испугался. Он взошел на гору, и там Бог дал ему две скрежали.

Скрежали – каменные плиты. На этих каменных плитах Бог сам начертал заповеди, которые Моисей вынес из огня народу.

Дети рассматривают гравюру на экране.

Рассказывают о том, что узнали о Моисее, готовясь к уроку.

 Предполагаемые ответ:

- знают все и могут объяснить

- знают некоторые  ученики

- знают, но не могут объяснить

- не знают

3 мин

См. Прило

жение 1

Работа по решению пробле

мы

- Подумайте, какие заповеди дал господь люди, чтобы они, соблюдая их, жили счастливо? Запишите в тетрадь.

- Поделитесь с товарищем своими предположениями.

- Обсудите в группе: Соблюдение какого закона вы считаете самым важным для счастливой жизни людей.

- Представитель от группы произнесет только один закон, а я запишу на доске.

(Учитель записывает предложенное учениками на доске)  

- Посмотрите на доску.

Сколько важных законов для людей мы с вами выявили!

Каждый ученик записывает сначала в тетрадь свои законы; потом, посовещавшись с соседом, дописывает законы.

Ученики в группах обсуждают предложенное каждым учеником, делают выбор, сравнивают свою работу и работу своей группы с работой других групп.

3 мин

Индивидуаль

ная работа

Работа в паре

10 мин

Работа в группе

Работа

с текст

овой информацией

- А теперь давайте заглянем в учебник и узнаем, что же заповеди дал Бог людям.

Открывают учебник (стр.40-41)

15 мин

- Прочитайте на стр.40 первые три абзаца.

Читают «про себя».

- Сколько заповедей дал Бог Моисею? Найдите ответ в тексте.

- 10 заповедей.

- О чем говорят первые четыре заповеди? Найдите и прочитайте ответ.

- «Первые четыре говорят об отношениях человека с Богом»

- Кому интересно, как записаны Божии заповеди в «Библии» на церковнославянском языке, возьмите у меня распечатанную страничку и попробуйте прочесть.

- Все ли понятно?

Дети пытаются прочесть заповеди на церковнославянском языке.

См. Приложение 2.

- Кто желает прочесть заповеди, записанные современным языком, могут тоже взять у меня распечатанные страницы.

Дети читают заповеди, делятся впечатлениями от сравнения, сделанного во время чтения.

См. Приложение 3.

- Давайте обратим внимание на заповеди, касающиеся отношений людей между собой.

 - Найдите информацию об этих заповедях в учебнике.

- Произнесите эти заповеди.

(Учитель уточняет, что заповедь «Не убивай» говорит не только о бандитах, но и о тех людях, которые смотрят на других с ненавистью, а заповедь «Не прелюбодействуй» - заповедь верности и преданности)

Работают с учебником. Находят 5-10 заповеди. Произносят эти заповеди.

Слушают пояснения учителя к некоторым заповедям.

- Запишите в тетрадь только одну заповедь, которую, на ваш взгляд, трудно соблюдать человеку.  

Записывают в тетрадь

Предположение:

Ребенок выбирает ту заповедь, соблюдать которую е не удается лично ему или членам его семьи.

Само

оценка поступ

кам, взаимо

оценка поступ

ков

- Кто записал заповедь «Почитай отца твоего и мать твою», соберитесь в одну группу и т.д.

(Учитель рассаживает детей по сформировавшимся группам, раздает задания, которые могут соответствовать их выбору или относиться к другой заповеди)

 

Учитель помогает ученикам, контролирует дисциплину, организует порядок выступлений.

Задание 1:

Вспомните и расскажите, какие добрые дела вы делали, помогая маме, папе, бабушке, дедушке.

Задание 2:

Одноклассники Костя и Леша подрались. Учитель уладил конфликт. Но Костя теперь ненавидит Лешу. Каждую ночь ему снятся страшные сны. Дайте совет Косте, как вернуть спокойствие душе.

Задание 3:

Один человек нашел мобильный телефон. Этот человек удалил из найденного телефона SIM карту и стал пользоваться им. Можно ли считать, что человек украл этот телефон? Как вы поступаете с найденными вещами? Можете инсценировать ситуации.

Задание 4:

Среди животных самыми верными друг другу считаются лебеди. Говорят, что если погибнет лебедушка-мать, лебедь-отец сам выращивает лебедят, учит их летать, вместе с ними осенью улетает на юг. Но больше  никогда не образует семью, остается одиноким на всю жизнь. Возможно, вы знаете примеры крепкой дружной семьи. Расскажите ребятам.

Задание 5:

Вспомните произведения, герои которых пытались обмануть, соврать. К чему привел их поступок? На ваш взгляд, какие чувства испытывает человек, когда врет? Какие, когда говорит правду?

Задание 6:

Лене на день рождения родители подарили очень дорогой PSP. Теперь она может играть во все игры. А бабушка с дедушкой подарили ей хороший велосипед. Дядя с тетей – ролики. Еще много других подарков вручили друзья. Даша, соседка Лены, завидует подруге. Она ходит грустная и злая. Подскажите Даше, как вернуть радостное настроение. Какие люди, по вашему мнению, счастливые?

Рассаживаются по группам.

Получают задания.

Обсуждают в группе.

Высказывают свои предложения, делают инсценировки, делятся собственным опытом, передают свои впечатления от поступков тех или иных людей.

Выступают перед всем классом.

10 мин

См. Приложение 4

Подведение итогов

Само

оценка

Я для вас приготовила презентацию. Думаю, она поможет вам лучше запомнить заповеди Божии. Презентация

- Поднимите руки, кто теперь может сформулировать понятие «Заповедь»?

- Откройте тетради, найдите начало урока. Сравните свое представление о значении этого слова для вас в начале урока и в конце.

- Давайте запишем, что же значит слово «заповедь».

(Учитель пишет на доске: Заповедь – нравственное предписание, повеление, строго обязательное правило поведения человека.)

- Подчеркните самые важные слова в этом определении.

Повторяют заповеди.

Поднимают руки.

Сравнивают свою работу, делают выводы.

Записывают в тетради:

Заповедь – нравственное предписание, повеление, строго обязательное правило поведения человека.

5 мин

См. Приложение 5

Рефле

ксия

- Продолжите  предложения.

Я сегодня осознал, что …

Мне сегодня захотелось …

Учитель принимает участие в этой работе наравне с детьми.

Предполагаемый ответ учителя:

Я сегодня осознал, что соблюдение заповедей – самое важное для человека и всех людей. Если все люди будут соблюдать заповеди Божии, Жизнь на земле станет удивительно прекрасной и счастливой.

Мне сегодня захотелось совершить доброе дело и сказать еще раз родным, как сильно я их люблю!

Эту работу ученики могут выполнить в тетради и желающие озвучить, а могут на заготовленных листах в форме звезд, цветов и т.п. Такие листы прикрепляются на доску в конце урока. На перемене учащиеся с ними знакомятся.

4 мин

Дом.

задание

- Обсудите с родителями или другими старшими, с друзьями: Какая у христиан есть особая причина для того, чтобы не лгать?

Записывают дом. задание в тетрадь.

1 мин

Приложение 1

Французкий художник Гюстав Доре (1832-1883) на протяжении своей жизни создал сотни изысканых иллюстраций к сюжетам библейских рассказов. Его иллюстрации использовались в различных изданиях Библии на разных языках в Европе ХІХ века, а позже в странах Северной и Южной Америки. Иллюстрированые сюжеты на библейскую тематику создавались многими мастерами изобразительного искусства, но среди них Доре был одним из самых выдающихся. 

Благодаря реализму своего стиля Доре дал вторую жизнь этим рассказам, описывающим реальные события. На протяжении многих веков фрески, мозаики и рельефные изображения на камнях с их точной иконописю и ореолами над определёнными предметами, несли в себе некую карикатурность в воссприятии многими верующими. Однако, в иллюстрациях Доре библейские герои и места событий выглядят правдоподобно и неподдельно. Современники Гюстава Доре критиковали его творчество и сомневались в его компетентности, как художника. Тем не менее его иллюстрации выдержали испытание временем и до сих пор ярко отображают важные библейские события.

Приложение 2

На церковнославянском языке

Церковнославянский текст десяти заповедей в Русской Православной церкви выглядит следующим образом:

  1. А́зъ є́смь гсдь бг҃ъ тво́й, изведы́й тѧ̀ ѿ землѝ єгѵ́петскїѧ, ѿ до́му рабо́ты: ¦ Да не бу́дутъ тебѣ̀ бо́зи ині́и ра́звѣ Менє̀.
  2. Не сотворѝ себѣ̀ кумі́ра, и всѧ́кагѡ подо́бїѧ, єли͂ка на небесѝ горѣ̀, и єли͂ка на землѝ ни́зу, и єли͂ка въ вода́хъ подъ земле́ю: ¦ да не поклони́шисѧ ѝмъ, ни послу́жиши ѝмъ.
  3. Не во́змеши и́мене гсда бг҃а твоегѡ̀ всу́е.
  4. Помни день суббѡ́тный, є́же свѧти́ти єго̀: ¦ ше́сть дні̀й дѣ́лай и сотвори́ши (въ ни́хъ) всѧ͂ дѣла̀ твоѧ͂. Въ де́нь же седьмы́й — суббѡ́та гсду бг҃у твоему̀.
  5. Чтѝ отца̀ твоего̀ и ма́терь твою̀, да бла́го ти́ бу́детъ, и да долголѣ́тенъ бу́деши на землѝ бла́зѣ, ю́же гсдь бг҃ъ тво́й дае́тъ тебѣ̀.
  6. Не ѹбі́й.
  7. Не прелюбы̀ сотворѝ
  8. Не ѹкра́ди.
  9. Не послу́шествуй на дру́га своего̀ свидѣ́тельства ло́жна.
  10. Не пожела́й не позе́́́̀̀̀̀єгѡ̀, ни рабы́ни єгѡ̀, ни вола̀ єгѡ̀, ни осла̀ єгѡ̀, ни всѧ́когѡ скота̀ єгѡ̀, ни всего̀ єли͂ка су́ть ближнѧгѡ твоегѡ̀.

Приложение 3

На русском языке (Синодальный перевод)

Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии.

  1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Приложение 4

Почитай отца твоего и мать твою.

Задание 1:

Вспомните и расскажите, какие добрые дела вы делали, помогая маме, папе, бабушке, дедушке.

Не убивай.  (Не смотри на человека с ненавистью.)

Задание 2:

Одноклассники Костя и Леша подрались. Учитель уладил конфликт. Но Костя теперь ненавидит Лешу. Каждую ночь ему снятся страшные сны. Дайте совет Косте, как вернуть спокойствие душе.

Не кради.

Задание 3:

Один человек нашел мобильный телефон. Этот человек удалил из найденного телефона SIM карту и стал пользоваться им. Можно ли считать, что человек украл этот телефон? Как вы поступаете с найденными вещами? Можете инсценировать ситуации.

Не прелюбодействуй.  (Не предавай)

Задание 4:

Среди животных самыми верными друг другу считаются лебеди. Говорят, что если погибнет лебедушка-мать, лебедь-отец сам выкармливает лебедят, учит их летать, вместе с ними осенью улетает на юг. Но больше  никогда не образует семью, остается одиноким на всю жизнь. Возможно, вы знаете примеры крепкой дружной семьи. Расскажите ребятам.

Не лги.

Задание 5:

Вспомните произведения, герои которых пытались обмануть, соврать. К чему привел их поступок? На ваш взгляд, какие чувства испытывает человек, когда врет? Какие, когда говорит правду?

Не завидуй.

Задание 6:

Лене на день рождения родители подарили очень дорогой PSP. Теперь она может играть во все игры. А бабушка с дедушкой подарили ей хороший велосипед. Дядя с тетей – ролики. Еще много других подарков вручили друзья. Даша, соседка Лены, завидует подруге. Она ходит грустная и злая. Подскажите Даше, как вернуть радостное настроение. Какие люди, по вашему мнению, счастливые?

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка по курсу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры». Тема урока «Православное учение о человеке» (урок № 9).

Разработка по курсу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры» УМК: А. Кураев  4класс.Основы православной культуры. Изд-во: «Просвещение», М.: 2012 г. Те...

Внеклассное мероприятие по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» для учащихся 2 – 7 классов «Святитель Николай Чудотворец»

Данное мероприятие предназначено для организации внеурочной работы по духовно – нравственному воспитанию. Адресовано детям 8-13 лет.    Целью внеклассного мероприятия по ОРКСЭ (ОП...

Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» по учебному курсу «Основы православной культуры и светской этики» 4 класс

Название курсаОсновы православной культурыКласс4Количество часов33ч  (1 часа в неделю)СоставителиПороло Т.А.Автор УМК А.В. КураевЦель курсаформирование российской гражданской идентичности мл...

Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие» (4 класс)

Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, в том числе и православной. Знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитани...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание

Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной  культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» для обучающихся 4-ых классов

Рабочая программа по предмету«Основы религиозных культур и светской этики»«Основы православной культуры»для обучающихся 4-ых классов...

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Человек рожден для добра».

Урок предназначен для учителей  преподающих «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль:  «Основы православной культуры»...