Нравственные идеалы
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Уроки №24-25
«Нравственные идеалы»
1.Подумай, какие слова пропущены, вставь их.
Работа с пословицами:
а) русские
Если по-русски скроен, и один _________________________________________
Не тот молодец, у кого бравый вид, а тот, _____________________________
Богатырь умрёт – имя _______________________________
В _________________________ превосходство богатыря.
б) индийская
Если в сердце воина нет мужества, не помогут ему _______________________________
в) японская
У храброго генерала не бывает __________________________________________
г) индийская
Гвоздь подкову спасёт, подкова – коня, конь - ______________________________________
2.Толкование каких слов ты можешь объяснить. Отметь слова крестиком.
Работа с таблицей:
Слово | Толкование |
былина | |
князь | |
дружина | |
дозорный | |
удел | |
десница | |
длань | |
ланита | |
чело |
3.Угадай богатырей с картины В. Васнецова «Богатыри» по их описанию
Работа с таблицей:
Имя | Описание богатыря |
Сын ростовского попа. Его отличают не сила, но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, хитроумие с другой. Иногда он хитрит и готов идти на обман даже своего названного брата, посягает на его права; он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение | |
Настоящий воин. Его «вежество», знание манер, постоянно подчёркивается в былинах. Он поёт, играет на гуслях, искусно играет в шахматы, побеждая непобедимого знатока этой игры татарского хана, он выходит победителем в стрельбе | |
Совершил наибольшее количество подвигов. В нём подчёркивается сила, мужество, верность, надёжность, трезвость, мудрость, опытность, справедливость, конструктивность многих его действий и даже известное миролюбие |
4.Работа с древнерусскими словами.
Соедини современное название части тела человека с его древнерусским синонимом:
Око ладонь
Чело рука левая
Перст палец
Ланита руки
Шуйца лоб
Десница плечи
Длань глаз
Рамена рука правая
Руце щека
5.О каком известном человеке идёт речь в тексте:
_____________________________________________________________________________
Святой благоверный князь … … был сыном князя Ярослава Всеволодовича. Когда ему было около 20 лет, его отец уехал по делам, а в Новгороде (где он тогда правил) оставил … . В это время правитель Швеции Биргер пришёл с большим войском, чтобы завоевать Новгород. Он послал сказать … : «Бейся со мной, если смеешь; я уже стою на твоей земле». За подмогой не было уже времени.
Князь … собрал свою дружину и пошёл помолиться в церковь. Ободрённый духом, он вышел из храма и сказал своей дружине и всему народу: «Не в силе Бог, а в правде». После этого русские войска подошли к реке Неве. Там князя встретил дозорный Пелгусий. Он рассказал князю, что на рассвете он видел лодку, а в ней святых князей Бориса и Глеба, которые умерли задолго до этого. Они говорили, что плывут помочь … .
5 июля русские ударили. Русская дружина теснила врага, который не мог прийти в себя от неожиданности. Победа была решительной. После этой победы … стали называть …
О каком знаменитом сражении идёт речь в тексте:
_____________________________________________________________________________
Сначала новгородцы очень уважали своего князя, но со временем они перестали его слушаться и он уехал от них. А в это время к Новгороду приближалось войско немецких рыцарей. Новгородцы испугались и попросили князя … защитить их. Он простил их, потому что был очень милостив и пошёл со своей дружиной на немцев. Решающая битва была на льду Чудского озера. Она так и называется: … … .
5 апреля 1242 года, на восходе, русские воины увидели движущееся на них острым клином немецкое воинство. Рыцари врезались в русскую рать, и тут же русские плотно окружили немецкий клин. Стали поражать немцев со всех сторон, боевой порядок немцев нарушился. Лёд стал красным от пролитой крови. Потери врагов были громадные. Наши же – незначительные.
В то время Русь находилась под властью татаро-монголов. И вот князя … вызвали на поклон татарскому хану. Святой … … решил держать мир с монголами, потому что понимал: всякое сопротивление им в то время могло погубить Русь. Он решил всё вытерпеть, но спасти Русскую землю. Когда он приехал к хану, то ему велели поклониться идолам, но он сказал: «Я христианин и не буду им поклоняться». За такой отказ хан обычно убивал людей, но тут он принял князя и даже впоследствии сделал его великим князем. С этого времени и до конца своих дней князь отдавал все свои силы Родине.
В 1263 году по дороге от хана благоверный князь Александр умер. Перед смертью он принял монашеский постриг. Когда благоверный князь преставился, то митрополит Кирилл сказал: «Закатилось Солнце земли Русской!»
6.Нарисуй Ледовое побоище
7.Расшифруй пословицу. Объясни её смысл:
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ , _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ,
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.
1 | у | д | л |
2 | е | с | т |
3 | о | м | н |
4 | а | г | п |
5 | и/й | р | в |
6 | ю | к | б |
А | Б | В | |
(1-А) (2-Б, 3-Б, 2-А, 1-В, 3-А, 4-Б, 3-А) (2-Б, 3-А, 5-Б, 3-А, 6-Б) (1-Б, 3-А, 5-Б, 3-А, 4-Б), (4-А) (1-А) (2-В, 5-Б, 1-А, 2-Б, 4-А) (3-А, 1-Б, 3-В, 4-А), (1-А, 4-А) (5-А) (2-В, 3-А) (4-В, 3-А) (3-В, 2-А, 5-А) (5-В, 3-А, 1-В, 6-Б, 5-А) (6-В, 2-А, 4-Б, 4-А, 6-А, 2-В).
8.Прочитай притчу. Какова главная мысль?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Великодушие не от души, а от ума
История из жизни Наполеона Бонапарта
Рассказывают, что однажды Наполеон во время проверки караулов обнаружил спящего на посту часового. По уставу и законам военного времени часовой должен был бы предстать перед судом и затем быть расстрелянным, ибо нет пощады солдату, который, постыдно заснув на посту, ставит под угрозу жизни своих товарищей. Как же поступил Наполеон?
Он принял неожиданное решение: подняв ружьё спящего часового, вскинул его себе на плечо и занял оставленный утомлённым солдатом пост. Прибывший через некоторое время со сменой сержант увидел, что часовой спит, а император стоит на посту.
Наполеон, как мудрый руководитель понимал, что эта история о «маленьком капрале», взявшем на себя ружьё, вместо того, чтобы вызвать подразделение для расстрела, буквально на утро молнией облетит весь бивак и походные колонны. Разве солдат поколебался бы отдать жизнь, идя в бой с таким лидером?
Во многих случаях великодушие решает успех дела, и умный лидер должен умело пользоваться им.
Уроки №24-25
«Нравственные идеалы»
1.Работа с пословицами:
а) русские
Если по-русски скроен, и один в поле воин.
Не тот молодец, у кого бравый вид, а тот, кто победу творит.
Богатырь умрёт – имя его останется.
В осторожности превосходство богатыря.
б) индийская
Если в сердце воина нет мужества, не помогут ему ни сила его, ни оружие.
в) японская
У храброго генерала не бывает трусливых солдат.
г) индийская
Гвоздь подкову спасёт, подкова – коня, конь – храбреца, храбрец Родину.
2.Толкование каких слов ты можешь объяснить. Отметь слова крестиком.
Работа с таблицей:
Слово | Толкование |
былина | Рассказ (песня) о героических событиях, которые происходили давным-давно |
князь | Предводитель войска и правитель области |
дружина | Княжеское войско |
дозорный | Наблюдатель, разведчик |
удел | Часть княжества |
десница | Правая рука |
длань | Ладонь |
ланита | Щека |
чело | Лоб |
3.Угадай богатырей с картины В. Васнецова «Богатыри» по их описанию
Работа с таблицей:
Имя | Описание богатыря |
Алёша Попович | Сын ростовского попа. Его отличают не сила, но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, хитроумие с другой. Иногда он хитрит и готов идти на обман даже своего названного брата, посягает на его права; он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение |
Добрыня Никитич | Настоящий воин. Его «вежество», знание манер, постоянно подчёркивается в былинах. Он поёт, играет на гуслях, искусно играет в шахматы, побеждая непобедимого знатока этой игры татарского хана, он выходит победителем в стрельбе |
Илья Муромец | Совершил наибольшее количество подвигов. В нём подчёркивается сила, мужество, верность, надёжность, трезвость, мудрость, опытность, справедливость, конструктивность многих его действий и даже известное миролюбие |
4.Работа с древнерусскими словами.
Соедини современное название части тела человека с его древнерусским синонимом:
Око глаз
Чело лоб
Перст палец
Ланита щека
Шуйца рука левая
Десница рука правая
Длань ладонь
Рамена плечи
Руце руки
5.О каком известном человеке идёт речь в тексте:
(О святом благоверном князе Александре Невском)
Святой благоверный князь … … был сыном князя Ярослава Всеволодовича. Когда ему было около 20 лет, его отец уехал по делам, а в Новгороде (где он тогда правил) оставил … . В это время правитель Швеции Биргер пришёл с большим войском, чтобы завоевать Новгород. Он послал сказать … : «Бейся со мной, если смеешь; я уже стою на твоей земле». За подмогой не было уже времени.
Князь … собрал свою дружину и пошёл помолиться в церковь. Ободрённый духом, он вышел из храма и сказал своей дружине и всему народу: «Не в силе Бог, а в правде». После этого русские войска подошли к реке Неве. Там князя встретил дозорный Пелгусий. Он рассказал князю, что на рассвете он видел лодку, а в ней святых князей Бориса и Глеба, которые умерли задолго до этого. Они говорили, что плывут помочь … .
5 июля русские ударили. Русская дружина теснила врага, который не мог прийти в себя от неожиданности. Победа была решительной. После этой победы … стали называть …
О каком знаменитом сражении идёт речь в тексте:
(О Ледовом побоище)
Сначала новгородцы очень уважали своего князя, но со временем они перестали его слушаться и он уехал от них. А в это время к Новгороду приближалось войско немецких рыцарей. Новгородцы испугались и попросили князя … защитить их. Он простил их, потому что был очень милостив и пошёл со своей дружиной на немцев. Решающая битва была на льду Чудского озера. Она так и называется: … … .
5 апреля 1242 года, на восходе, русские воины увидели движущееся на них острым клином немецкое воинство. Рыцари врезались в русскую рать, и тут же русские плотно окружили немецкий клин. Стали поражать немцев со всех сторон, боевой порядок немцев нарушился. Лёд стал красным от пролитой крови. Потери врагов были громадные. Наши же – незначительные.
В то время Русь находилась под властью татаро-монголов. И вот князя … вызвали на поклон татарскому хану. Святой … … решил держать мир с монголами, потому что понимал: всякое сопротивление им в то время могло погубить Русь. Он решил всё вытерпеть, но спасти Русскую землю. Когда он приехал к хану, то ему велели поклониться идолам, но он сказал: «Я христианин и не буду им поклоняться». За такой отказ хан обычно убивал людей, но тут он принял князя и даже впоследствии сделал его великим князем. С этого времени и до конца своих дней князь отдавал все свои силы Родине.
В 1263 году по дороге от хана благоверный князь Александр умер. Перед смертью он принял монашеский постриг. Когда благоверный князь преставился, то митрополит Кирилл сказал: «Закатилось Солнце земли Русской!»
6.Нарисуй Ледовое побоище
7.Расшифруй пословицу. Объясни её смысл:
У | с | м | е | л | о | г | о | с | о | р | о | к | д | о | р | о | г | а | у | т | р | у | с | а | о | д | н | а |
д | а | и | т | о | п | о | н | е | й | в | о | л | к | и | б | е | г | а | ю | т |
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ , _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ,
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.
1 | у | д | л |
2 | е | с | т |
3 | о | м | н |
4 | а | г | п |
5 | и/й | р | в |
6 | ю | к | б |
А | Б | В |
(1-А) (2-Б, 3-Б, 2-А, 1-В, 3-А, 4-Б, 3-А) (2-Б, 3-А, 5-Б, 3-А, 6-Б) (1-Б, 3-А, 5-Б, 3-А, 4-Б), (4-А) (1-А) (2-В, 5-Б, 1-А, 2-Б, 4-А) (3-А, 1-Б, 3-В, 4-А), (1-А, 4-А) (5-А) (2-В, 3-А) (4-В, 3-А) (3-В, 2-А, 5-А) (5-В, 3-А, 1-В, 6-Б, 5-А) (6-В, 2-А, 4-Б, 4-А, 6-А, 2-В).
8.Прочитай притчу. Какова главная мысль?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Великодушие не от души, а от ума
История из жизни Наполеона Бонапарта
Рассказывают, что однажды Наполеон во время проверки караулов обнаружил спящего на посту часового. По уставу и законам военного времени часовой должен был бы предстать перед судом и затем быть расстрелянным, ибо нет пощады солдату, который, постыдно заснув на посту, ставит под угрозу жизни своих товарищей. Как же поступил Наполеон?
Он принял неожиданное решение: подняв ружьё спящего часового, вскинул его себе на плечо и занял оставленный утомлённым солдатом пост. Прибывший через некоторое время со сменой сержант увидел, что часовой спит, а император стоит на посту.
Наполеон, как мудрый руководитель понимал, что эта история о «маленьком капрале», взявшем на себя ружьё, вместо того, чтобы вызвать подразделение для расстрела, буквально на утро молнией облетит весь бивак и походные колонны. Разве солдат поколебался бы отдать жизнь, идя в бой с таким лидером?
Во многих случаях великодушие решает успех дела, и умный лидер должен умело пользоваться им.
Кроссворд по теме «Нравственные идеалы»
4 | ||||||||||||
5 | ||||||||||||
1 | 6 | |||||||||||
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
1.Определённые правила в применении силы, которые ввели богатыри – нравственный честный … .
2.Мужчина, благородного происхождения; образованный и воспитанный мужчина, респектабельный и уравновешенный
3.Воины, которые несли службу в войсках сеньоров в Западной Европе в Средние века
4.Замужняя женщина аристократического круга; образованная, воспитанная женщина, которая следует в жизни строгим нравственным правилам
5.В Древней Руси защитники Отечества
6.Важнейшая добродетель воинской дружины
Наши русские богатыри
Вторая половина XIX века и весь XX век прошел под знаком русских богатырей. Ни одна страна не выдала столько силачей, как Российская империя.
Вот наиболее известные из них:
ПОДДУБНЫЙ - ЧЕМПИОН ЧЕМПИОНОВ
С именем Ивана Максимовича Поддубного (1871 — 1949) связана целая эпоха в истории отечественного и мирового спорта. В 1903 году Поддубный стал выдающимся специалистом французской борьбы. Обладая огромной силой, он в 1905 году в Париже завоевал титул чемпиона мира среди борцов-профессионалов. На протяжении многих лет он подтверждал это звание. 33 года подряд никому не уступал Поддубный пояса чемпиона мира по борьбе.
Представляя публике Поддубного, арбитры торжественно провозглашали: «Для участия в чемпионате прибыл чемпион чемпионов мира Иван Максимович Поддубный». Под гром аплодисментов на манеж выходил русский богатырь в черном борцовском трико.
Иван Поддубный — и этим все сказано!
45 лет жизни он провел на борцовском ковре. В 56 лет он в последний раз стал абсолютным чемпионом мира по борьбе среди профессионалов.
Иван Поддубный покинул цирковую арену в возрасте 70 лет по настоянию врачей.
ПИРАМИДА ДИКУЛЯ
Валентин Иванович Дикуль (род. 1947) — выдающийся атлет нашего времени. Он выполнял на арене цирка два неповторимых силовых номера: удерживал на своем теле металлическую «пирамиду» весом в одну тонну, а на спине — автомобиль «Волга» (при этом нагрузка составляла 1570 килограммов).
Уникальность этих номеров еще и в том, что выполнял их атлет после травмы позвоночника. Почти семь лет он не мог двигаться. С помощью тренажеров собственной конструкции сумел восстановить прежнюю форму. Сейчас В. И. Дикуль возглавляет Центр реабилитации больных со спинномозговой травмой и последствиями церебрального паралича.
ОДИН ПРОТИВ 22
Известный русский атлет Иван Шемякин (1879 — 1953) провел единственный в своем роде матч с 22 борцами-любителями с гарантией, что с каждым будет бороться не более одной минуты. Матч проводился в один вечер без отдыха и перерыва. Иван Шемякин провел на ковре 22 схватки за 18 минут 48 секунд, положив всех на лопатки и затратив на каждого менее одной минуты.
Под стать мужчинам и наши красавицы-славянки, о которых поэт писал «в горящую избу войдут, коня на скаку остановят».
САМОЛЕТ ВЕДЕТ НА ПОВОДКЕ
20-летняя Светлана Гаврилина из Серпухова в декабре 1991 года сдвинула 40-тонный Ту-134 в аэропорту Шереметьево. Самолет, который Света тянула за привязанный к переднему шасси «поводок», сдвинулся сначала на 10 сантиметров, потом на 20, потом на метр...
До своего рекорда Светлана семь лет занималась... балетом. Рост ее 164 сантиметра, вес 56 килограммов. От балетного станка к штанге ее привела встреча с серпуховскими тяжелоатлетами Анатолием Самодумовым и Лидией Рыбаковой. Через полгода тренировок Света уже уверенно поднимала на поясе 500 килограммов, через год — закрепленный на поясе гриф, на котором сидели 7 взрослых человек.
Подросток Варя Акулова отрывала от земли штангу весом в 350 кг.
Лидия Рыбакова при собственном весе 68 кг в 1990 году столкнула с места и протащила по дороге несколько десятков метров автобус с пассажирами (10 тонн 850 кг)!
А Светлана Гаврилина из Серпухова 20-ти лет от роду при росте 164 см и весе 56 кг сдвинула с места 40-тонный Ту-334.
Реальные богатыри былых времен
Сила почиталась во все времена у всех народов. Сказания, саги и мифы повествовали о великих силачах, богатырях, атлетах. Мифология античного мира богата именами исполинов: Геракл, Ахилл, Тесей… Русские былины сохранили предания о богатырях, вырывавших с корнем из земли столетние дубы.
В истории известно о многих совершенно реальных силачах. Жил, например, в VI веке до н. э. эллинский атлет Милон из города Кротона. Он был непобедим в силовых упражнениях и борьбе в течение двадцати лет, шесть раз завоевывал венок абсолютного победителя Олимпийских игр. Милон взваливал на плечи быка и обносил его вокруг арены стадиона. Становился на скользкий диск, смазанный салом или маслом, и никто из зрителей не мог его столкнуть. Бросал на шесть метров камень весом 136 килограммов. Колесницу, в которой сидели шесть человек, поднимал на голову и носил по арене. А самый удивительный трюк оставлял напоследок.
Милон сжимал в ладони спелый гранат, и предлагал желающим его вынуть. Это никому не удавалось. Тогда он разжимал руку, и оказывалось, что гранат совершенно цел и даже не помят: напрягая мышцы пальцев, атлет умел одновременно расслаблять мышцы ладони.
Гибель Милона Кротонского была трагической. Отправившись в лес за дровами для старенькой матери, он забил клинья в щель толстого ствола и руками попытался разорвать его надвое. Но клинья, освободившись, упали на землю, и дерево зажало пальцы. С годами сила оставляет даже чемпионов… Не сумев освободить рук, атлет оказался прикованным к стволу, и его, беспомощного, растерзали дикие звери.
Милон Кротонский написал научный трактат “Физика”, а также прославился как певец. Гармония тела и души – куда более привлекательный идеал, чем тупая бессмысленная сила или ограниченная ученость книжного сухаря. Известный всем со школы Пифагор был еще и прекрасным кулачным бойцом.
Обладателями высших наград за спортивную доблесть были знаменитые философы Платон и Сократ, поэты Софокл и Еврипид. В древних сказаниях легендарных силачей наделяли честностью, благородством, умом. Великаны, циклопы и прочие персонажи, олицетворяющие тупую силу, восхищения не вызывали – их побеждали хитростью.
Знаменитый древнегреческий математик и философ Пифагор был олимпийским чемпионом по панкратиону – виду спорта, подобие которого сейчас называется «бои без правил». В отличие от современных боев без правил, в панкратионе на кисти рук крепили ремнями массивные выпуклые медные накладки, которые позволяли наносить кулаками смертельные удары.
Существует расхожее предание, что после доказательства своей знаменитой теоремы он принес в жертву богам 100 быков. Это предание ложно, потому что Пифагор был убежденным противником приношений в жертву животных.
Алёша Попович сражается с напавшими на Русь отвратительными злыми монголоидами
К уроку 27 «Этикет»
О правилах хорошего тона написано множество книг. Быть культурным и воспитанным человеком не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека.
Культура начинается с дисциплины, т.е. самоконтроля и самокритики. Невозможно сказать: я хочу и буду поступать только так, несмотря ни на какие запреты. Тот, кто придерживается такого принципа, никогда не узнает, что такое уважение окружающих, привязанность и любовь близких. В самом деле, мы редко задумываемся над тем, что в обыденных человеческих отношениях проявление бестактности, грубости или демонстративного равнодушия не только, как принято говорить, портит настроение, но и имеет более серьезные последствия – разобщает людей. Следовательно, вежливость – это нечто больше, чем простое соблюдение принятого в обществе этикета. Это еще и свидетельствует культуры чувств. Формы проявления культуры чувств, т.е. формы вежливости, развиваются и видоизменяются исторически – вместе с развитием общества. Поэтому некоторые из них сегодня имеют практический смысл, другие - чисто символический.
Свод правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С точностью до наоборот
Весьма нетрадиционный способ прививать хорошие манеры предложил в свое время Григорий Остер, сочинив «Вредные советы». Идея придумать вместо полезных советов вредные, пришла ему в голову по вполне понятной причине. Чаще всего дети протестуют против всего, что им советуют и делают все наоборот. И если таким детям дать вредные советы, то, сделав наоборот, они как раз и будут поступать правильно. Ну, например,
Нет приятнее занятья,
Чем в носу поковырять.
Всем ужасно интересно,
Что там спрятано внутри.
А кому смотреть противно,
Тот пускай и не глядит.
Мы же в нос к нему не лезем,
Пусть и он не пристает.
Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
Если руки за обедом
Вы испачкали салатом
И стесняетесь о скатерть
Пальцы вытереть свои,
Опустите незаметно
Их под стол и там спокойно
Вытирайте ваши руки
Об соседские штаны.
Игра «Договори словечко»
Быть воспитанным ребёнком очень важно с малых лет!
Вам, мальчишки и девчонки, – этот детский этикет!
Помни правило номер один в воспитании:
Говорить всегда «Здравствуйте» и «До свидания»!
Когда говоришь, ты спешить не пытайся
И знай: невоспитанно – перебивать!
Сначала услышать вопрос постарайся
И только потом на него отвечать!
Нельзя говорить никому никогда
Обидные или плохие слова!
Не дразнись, не будь задирой никогда!
Всех ребят зови по имени всегда!
Беседе взрослых не мешай,
Их разговор не прерывай!
Запомни правило простое:
Без спроса не бери чужое!
Старшим старайся во всём помогать,
В транспорте место всегда уступать!
Мять нельзя траву, цветы,
Листья рвать, ломать кусты!
Ведь природа так красива -
Относись к ней бережливо!
Правила школьного этикета
1. Внешний вид – наша визитная карточка:
• Ежедневный деловой стиль одежды.
• Сменная обувь должна быть обязательно. Входя в школу, обязательно переодеть сменную обувь.
• Прическа должна соответствовать деловому стилю одежды.
2. Доброжелательность – наша визитная карточка
• Мы доброжелательно относимся друг к другу. Здороваемся.
• Здороваемся со всеми взрослыми, независимо от того, учат они нас или нет
• Улыбаемся. Не ходим с кислыми лицами.
• Обращаемся друг к другу по имени.
3. Поведение и дисциплина.
• В школе не сорим, пользуемся урнами как воспитанные люди.
• Бережем то, что помогли приобрести наши родители. Не раскрашиваем стены, стенды, таблички и т.д.
• Не опаздываем и не прогуливаем уроки.
• В столовой убираем за собой посуду. Пусть в столовой уютно будет всем.
• Не пользуемся во время уроков телефонами и плеерами.
• Ведем себя культурно.
4. Наша речь.
• Не повышаем голос и не кричим.
• Вежливо разговариваем с взрослыми и между собой.
• Не говорим друг другу плохие слова.
5. Общественные места
• Во время проведения массовых мероприятий входим в актовый зал и столовую без рюкзаков и верхней одежды.
• Не трогаем и не портим чужие вещи.
• На урок физкультуры в спортзал входим в спортивной форме и спортивной обуви.
6. Наши школьные традиции.
• Обязательно посещаем общешкольные линейки раз в триместр.
• Любим, дорожим и поддерживаем школьные традиции. Следовательно, вежливость – это нечто больше, чем простое соблюдение принятого в обществе этикета. Это еще и свидетельствует культуры чувств. Формы проявления культуры чувств, т.е. формы вежливости, развиваются и видоизменяются исторически – вместе с развитием общества. Поэтому некоторые из них сегодня имеют практический смысл, другие - чисто символический.
Этикет для школьников. Правила поведения в компании
Научись вести себя в компании
Внешний вид в значительной степени зависит от умения красиво сидеть и двигаться.
Чтобы создать о себе приятное впечатление, тебе просто необходимо выработать красивую осанку: спину всегда держи прямо, плечи должны быть развёрнуты, а голова слегка приподнята. В редких случаях человек получает красивую осанку от природы. Чаще всего она является результатом терпеливо вырабатываемой привычки.
Всегда следи также за своей походкой. Не размахивай при ходьбе руками, не стучи каблуками, не держи руки в карманах.
По правилам этикета девочкам очень важно, например, уметь красиво сидеть. И просто недопустимо:
• усаживаясь, поднимать платье или пальто;
• шумно обрушиваться на сиденье стула;
• сидеть, широко расставив ноги;
• сидеть, развалившись на стуле;
• сидеть, примостившись на самом краешке стула;
• обвивать ногами ножку стула;
• обнимать руками колени;
• вставая, отталкивать стул.
К мальчикам этикет не менее строг. Им предписано всегда быть внимательными, галантными и предупредительными не только со своими спутницами, но и с незнакомыми женщинами и девочками. Поддержать и защитить женщину, а также тех, кто слабее и младше, считается одним из главных достоинств мужчины.
Для мальчиков существуют некоторые правила, о которых не стоит забывать:
• мальчик никогда не должен выглядеть расхлябанным, несобранным, вызывающим и грубым;
• не ходи, подняв без надобности воротник, не держи руки в карманах;
• помоги любому, кто нуждается в твоей помощи;
• будь внимательным к девочкам и женщинам, к инвалидам и пожилым людям: помоги донести тяжёлую сумку, пропусти вперёд в дверях, помоги перейти улицу, выйти из автобуса, подняться по лестнице;
• никогда не вступай в препирательства и ссоры, не будь мелочным и склочным.
А вот правила, на выполнение которых необходимо обратить особое внимание и девочкам и мальчикам:
• воспитанный человек жуёт жевательную резинку, только оставшись наедине с собой и, конечно, никогда не прилепляет её к стенам, столам и стульям;
• в обществе не шепчутся;
• зевать в обществе — значит демонстрировать свою невоспитанность;
• при покашливании слегка отвернись и прикрой рот рукой, при резком кашле обязательно приложи ко рту носовой платок;
• сморкайся тихо, отвернувшись или отойдя в сторону, никогда не шмыгай носом;
• потребность чихнуть следует по возможности сдерживать, потирая переносицу (в России чихнувшему человеку принято говорить: «Будьте здоровы!»; при этом чихнувший просит извинения у присутствующих);
• не следует появляться в общественных местах простуженным, чтобы не распространять инфекцию.
Салфетка
Салфетка - непременный предмет сервировки стола. Ведь без салфетки невозможно соблюсти чистоту и опрятность за столом. Кроме того, хорошо отглаженная и красиво сложенная полотняная салфетка еще и украшает стол.
Существует много способов свертывания салфеток, но мы рекомендуем наиболее удобный и простой способ, чтобы как можно меньше прикасаться к ней руками и чтобы в развернутом виде она не выглядела мятой.
При сервировке стола к завтраку или обеду обычно салфетки складывают вчетверо, треугольником, пополам и заворачивают рулетом, что, кстати не очень трудно, а для торжественного ужина или обеда допустимы более сложные формы складывания салфеток - парусом, колпачком, свечкой и др.
Свернутые салфетки кладут каждому гостю на закусочную тарелку.
Можно полотняные салфетки заменить бумажными, разумеется, не разрезая их в целях экономии на части.
Как правильно пользоваться салфеткой. Садясь за стол и увидев на тарелке перед собой красиво свернутую белоснежную салфетку, некоторые испытывают какую-то робость перед ней. Иногда пытаются даже осторожно отложить ее в сторонку, не зная о том, что салфетка столь же необходима, как нож, вилка, ложка, и, так же как они, призвана помочь человеку во время еды.
Как уже говорилось, хорошо отглаженная и умеренно подкрахмаленная белоснежная салфетка, красиво сложенная, несомненно, украшает стол, придает ему вместе с другими предметами сервировки более торжественный вид. Основное же назначение салфетки состоит в том, чтобы предохранить костюм каждого от попадания случайных брызг, капель, крошек. Ею также обтирают пальцы и губы во время и после еды.
Непосредственно перед едой салфетку нужно развернуть, сложить вдвое и положить изгибом к себе на колени.
Закладывать салфетку одним из ее углов или краем за воротник или лацкан пиджака не принято (если мы не находимся во Франции или Италии).
Пальцы, случайно испачканные во время еды, осторожно вытирают верхней половиной салфетки, не снимая ее с колен.
Для обтирания губ салфетку берут с колен двумя руками, укорачивают путем перевертывания ее концов в ладони и, приложив середину к губам, промокают их о верхнюю половину салфетки. Вытирать губы путем скользящих движений по ним салфеткой некрасиво.
Совершенно недопустимо использовать салфетку вместо носового платка или в качестве полотенца для сильно испачканных рук.
Не полагается, сев за стол, пристально разглядывать приборы и посуду, а затем салфеткой протирать их, если вы вдруг заметили какое-то пятнышко. Этим вы обидите хозяев, усомнившись в их чистоплотности.
По окончании еды салфетку не следует тщательно складывать, пытаясь придать ей прежний вид, а просто аккуратно положить справа от своей тарелки. Не рекомендуется также вешать ее на спинку стула или класть на его сиденье.
Если салфетка случайно упала с колен на пол, не следует огорчаться: попросите дать вам чистую, поскольку пользоваться салфеткой, поднятой с пола, конечно, нельзя.
Предлагаем несколько способов складывания салфеток, не требующих много времени и усилий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовные и нравственные идеалы в жизни человека.
В этом году во всех школах вводится новый предмет "Основы мировых религий и светская этика". Как и многие педагоги я проходила курсовую подготовку по данному предмету. И этот доклад писала и защищала ...
Эссе на тему "Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества"
Эссе на тему " Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества"...
Урок ОРКСЭ 4 класс Тема "Нравственные идеалы"
Урок по ОРКСЭ по теме "Нравственные идеалы. Джентльмен и леди"...
Урок "Нравственные идеалы. Богатыри" , курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Урок подготовлен с использованием устройства MIMIO....
Урок ОРКСЭ по теме "Нравственные идеалы"
Былины, богатыри, пословицы и поговорки, тест, презентация...
Нравственные идеалы. Богатыри. Урок по ОРКСЭ, модуль "Светская этика"
Урок по ОРКСЭ, модуль "Светская этика" предназначен для учащихся 4 классов. Конспект урока содержит презентацию с музыкальным сопровождением....
Исследовательская работа на тему: "Может ли прп.Сергий Радонежский стать нравственным идеалом младшего школьника."
Данная работа запланирована на 3 года обучения. Представляю пока только первую часть, так как только начала работать над данной темой....