Мониторинг по ОПК
тест по орксэ (4 класс) на тему

Система оценивания духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_po_opk.docx41.66 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценивания духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.

С целью диагностики процесса духовно-нравственного развития и воспитания, а также оценки достижений планируемых результатов предполагается проводить мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.

Периодичность проведения: ежегодно для всех обучающихся начальной школы. Проводят мониторинг педагог-психолог, классный руководитель.

Инструментарий мониторинга представляет собой совокупность анкет, опросных листов, позволяющих получить комплексную оценку уровня духовно-нравственного развития и воспитания детей младшего школьного возраста.

Мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников направлен на выявление следующих параметров:

  • уровень сформированности социальной культуры через диагностику нравственных представлений младших школьников: тест «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (составлен д.п.н. Н.Е.Щурковой, адаптирован В.М.Ивановой, т.В.Павловой, Е.Н.Степановым) (приложение 1);
  • уровень нравственного развития и воспитания младших школьников: субъективный тест М.И.Шиловой «Учитель о воспитанности школьников» (приложение 2).
  • уровень сформированности личностной культуры через диагностику личностной сферы учеников с использованием методики «Я разный» (приложение 3);
  • уровень сформированности семейной культуры через диагностику семейных ценностей и представлений учеников: анкета «Я и моя семья» (приложение 4);

Все результаты выражаются в баллах и фиксируются в таблицах. Тесты и методики, используемые для выявления показателей духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников имеют три уровня выраженности:

- ниже среднего (1 балл);

- средний (2 балла);

- выше среднего (3 балла)

Таблица 1.

Диагностическая таблица педагога – психолога.

п/п

Ф.И.ученика

Уровень сформиро

ванности личностной культуры

Уровень сформирован

ности социальной культуры

Уровень сформиро

ванности семейной культуры

Суммарный балл

Ключ:

0-3 балла – низкий уровень духовно-нравственного развития и воспитания;

4-6 балла – средний уровень духовно-нравственного развития и воспитания;

выше 7 баллов - высокий уровень духовно-нравственного развития и воспитания.

Таблица 2.

Диагностическая таблица классного руководителя.

п/п

Показатель

Критерии

Ф.И.ученика

1

Социальная культура

Долг, товарищество, ответственность

Трудолюбие

Дисциплинированность, отношение к учёбе

Показатель (средний арифметический)

2

Семейная культура

Следование семейным ценностям

Уважение, забота о родителях

Авторитет семьи

Показатель (средний арифметический)

3

Личностная культура

Доброта, отзывчивость

Честность

Милосердие

Показатель (средний арифметический)

Ключ:

0-3 балла – низкий уровень духовно-нравственного развития и воспитания;

4-6 балла – средний уровень духовно-нравственного развития и воспитания;

выше 7 баллов - высокий уровень духовно-нравственного развития и воспитания.

        Далее по результатам диагностики педагога-психолога и классного руководителя составляется сводная таблица, которая позволяет сделать анализ эффективности работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников в МОУ.

п/п

Ф.И.ученика

Суммарный балл

Экспертное заключение

Диагностика педагога-психолога

Диагностика классного руководителя

Качественным показателем нравственно-этической культуры младших школьников является методика игровых ситуаций, включающая в себя диагностику следующих компонентов нравственной воспитанности:

  • знаний (в виде представлений и понятий) о нравственных категориях;
  • мотивации, отражающей отношение учеников, как к моральным нормам, так и к поступкам людей в ситуациях межличностного взаимодействия;
  • способов реального поведения в моделируемых ситуациях морального выбора, т.е. действенности нравственных знаний, проявляющихся в обобщенности и переносе определенных форм поведения в различные жизненные ситуации.

Игровые ситуации помогают определить уровень нравственной воспитанности детей, их культуру, наметить направления коррекции поведения, провести определенную просветительскую работу с родителями.

Приложение 1.

Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (составлен д.п.н. Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым)

Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся начальных классов.

Ход проведения. Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «м» – мальчик, «д» – девочка).

Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.

Номер вопроса

Буква ответа

а

б

в

1
2
3

*


*



*

Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности. Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.

Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *.

  1. На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты сделаешь?
  • а) обойду, не потревожив;
  • б) отодвину и пройду;
  • в) смотря какое будет настроение.
  1. Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика),которая (который) одиноко сидит в стороне. Что ты делаешь?
  • а) ничего, какое мое дело;
  • б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;
  • в) подойду и непременно заговорю.
  1. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?
  • а) тороплюсь в школу;
  • б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;
  • в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...
  1. Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь?
  • а) предложу свою помощь;
  • б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;
  • в) если попросят, я, конечно, помогу.
  1. Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо наказан. Как ты поступишь в этом случае?
  • а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;
  • б) ничего: жизнь вообще несправедлива;
  • в) вступаюсь за обиженного.
  1. Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что делаешь?
  • а) они мои, раз я их нашел;
  • б) завтра спрошу, кто их потерял;
  • в) может быть, возьму себе.
  1. Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчитываешь?
  • а) на шпаргалки;
  • б) на усталость учителя: авось, пропустит;
  • в) на свои знания.
  1. Ты пришел на уборку школы и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь?
  • а) поболтаюсь немного, потом видно будет;
  • б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;
  • в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.
  1. Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченной без необходимости учиться. Что ты ему ответишь?
  • а) соглашусь с благодарностью;
  • б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;
  • в) отказываюсь решительно.
  1. Тебя учитель просит выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как ты поступишь?
  • а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;
  • б) выполняю, конечно;
  • в) увиливаю, ищу причины, чтобы отказаться.
  1. Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщишь ли ты кому-нибудь об этом?
  • а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;
  • б) не знаю, как придется;
  • в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.
  1. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?
  • а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;
  • б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;
  • в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.
  1. Уроки закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят; «Есть важное дело. Надо». Как ты поступишь?
  • а) напомню о праве на отдых;
  • б) делаю, раз надо;
  • в) посмотрю, что скажут остальные.
  1. С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как тык этому относишься?
  • а) отвечаю тем же;
  • б) не замечаю, это не имеет значения для меня;
  • в) разрываю все отношения с этим человеком.
  1. Ты узнал, что школу закрыли по каким-то причинам. Как ты реагируешь?
  • а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;
  • б) обеспокоен, думаю, как дальше учиться;
  • в) буду ждать новых сообщений.
  1. Что ты чувствуешь, когда на твоих глазах хвалят кого-то из твоих одноклассников?
  • а) ужасно завидую, мне неудобно;
  • б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;
  • в) мне все равно.
  1. Тебе подарили красивую необычной формы авторучку. На улице взрослые мальчишки требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?
  • а) отдаю – здоровье дороже;
  • б) постараюсь убежать, говорю, что ручки у меня нет;
  • в) подарков не отдаю, сражаюсь с ними.
  1. Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуешь вдали?
  • а) быстро начинаю скучать;
  • б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;
  • в) не замечал.
  1. Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь?
  • а) отбираю интересное и приношу;
  • б) ненужных книг у меня нет;
  • в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.
  1. Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову?
  • а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;
  • б) человеку просто повезло прославиться;
  • в) уважаю таких людей и не перестаю восхищаться ими.

Большое спасибо за ответы!

Обработка полученных данных. Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся. Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 11, 12, 18, 19.
Графа б. Сосчитать * на вопросы 6, 10, 13, 15, 16.
Графа        в.        Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 9, 14, 17, 20.

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:

Графа  а.  Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 17, 20.
Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 5, 8, 14, 18, 19.
Графа       в.       Сосчитать * на вопросы 11, 12.

Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.

Приложение 2.

Субъективный тест классного руководителя

(предложен М.И.Шиловой, «Учитель о воспитанности школьников», адаптирован Н.В.Кулешовой)

Цель: изучение сформированности нравственного уровня развития и воспитания младших школьников.

Процедура предусматривает:

- анализ поступков, мотивов поведения обучающихся;

- сравнение с диагностической картой показателей;

- регистрацию результатов наблюдений в таблицу.

Диагностическая карта показателей.

Показатель

Критерии

Признаки проявляются

Ярко

3 балла

Средне

2 балла

Слабо проявляются или отсутствуют 1 балл

Социальная культура

Долг, товарищество, ответствен-

ность

Охотно выполняет общественные поручения и побуждает к этому других.

Без особого желания выполняет поручения, необходим контроль учителя.

Уклоняется от выполнения поручений, безответственный.

Трудолюбие

Понимает общественную значимость труда, имеет навык самообслуживания, умеет организовать труд других

Трудится при наличии соревнования или конкуренции

Уклоняется от труда даже при наличии требований.

Дисциплини-

рованность, отношение к учёбе

Примерно ведёт себя в школе и дома и призывает к этому других.

Соблюдает правила поведения при контроле со стороны старших.

Нарушает дисциплину, слабо реагирует на внешнее воздействие.

Семейная культура

Следование семейным ценностям

Знает и следует ценностям семьи, отстаивает их в споре

Знает и частично следует ценностям семьи.

Ценности семьи не интересуют.

Уважение, забота о родителях

Почитает родителей, проявляет о них заботу.

Проявляет уважение к родителям, иногда проявляет о них заботу.

Считает, что родители должны заботиться о нём.

Авторитет семьи

Воспринимает семейную иерархию, уважает старших. Побуждает других поступать также.

Ситуативно вопринимает семейную иерархию, не всегда проявляет уважение к старшим

Не признает авторитет старших членов семьи, склонен к бродяжничеству.

Личностная культура

Доброта, отзывчивость

Добрый, заботливый, охотно помогает всем, кто нуждается в его помощи.

Помогает другим если поручит учитель.

Недоброжелателен, груб со сверстниками и старшими.

Честность

Верен слову, правдив, добровольно признается в своих поступках.

Не требует честности от других, не всегда выполняет поручения, в поступках признается лишь после замечаний старших.

Часто неискренен, обманывает старших и сверстников.

Милосердие

Внимателен к проблемам других, имеет высокий уровень эмпатии, готов прийти на помощь и других призывает к действию.

Может иногда помогать другим, инициативу не проявляет.

Держится высокомерно, безразличен к чужому горю.

Выявляется три уровня нравственного воспитания:

Высокий – характеризуется наличием устойчивого положительного опыта и нравственного поведения, с хорошей саморегуляцией и стремлением детей положительно влиять на других.

Средний – активная позиция не проявляется, частичное проявление нравственных качеств и использование положительного опыта, поведение регулируется взрослыми.

Низкий – слабое проявление положительного поведения, неразвитость саморегуляции и самоорганизации.

Приложение 3.

Анкета «Я и моя семья»

Цель: изучение уровня сформированности семейных ценностей и значимости семьи в жизни младшего школьника.

Инструкция: Ребёнку предлагается ответить на 9 вопросов.

  1. Тебе нравится твоя семья?
  • Нравится
  • Не очень нравится
  • Не нравится
  1. Охотно ли ты выполняешь просьбы и поручения родителей?
  • Да
  • Бывает по-разному
  • Нет
  1. Тебя часто наказывают за проступки?
  • Да
  • Бывает по-разному
  • Нет
  1. Тебе нравится ухаживать и помогать младшим братьям или сестрам?
  • Да
  • Бывает по-разному
  • Нет
  1. Ты хотел бы, чтобы у тебя в будущем была семья похожая на ту в которой ты сейчас живёшь?
  • Хотел бы
  • Не знаю точно
  • Не хотел бы
  1. Тебе нравится делать уборку, мыть посуду, выносить мусор?
  • Да, делаю сам без просьб
  • Не всегда
  • нет
  1. Часто ли ты слушаешь своих родителей?
  • Часто
  • Иногда
  • Почти никогда

  1. Если родители делают тебе замечание, ты обижаешься на них?
  • Да
  • Бывает по-разному
  • Нет
  1. Ты часто помогаешь дедушке и бабушке?
  • Часто
  • Иногда
  • Почти никогда

Интерпретация результатов (уровни сформированности семейных ценностей):

Высокий – у детей сформированы основы семейных ценностей, сформировано почитание родителей, уважение к старшим, забота о младших, без напоминания готовы помочь всем членам семьи, готовы передавать семейные ценности своим детям.

Средний – существует взаимопонимание и взаимопомощь в семье, но семейные ценности не принимаются полностью, есть моменты, которые не устраивают школьника, привлекают больше отдых, досуговые стороны. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в семье, однако бывают разногласия и непонимание, с отстаиванием своих интересов. Ориентированы на деятельность по удовольствию.

Низкий – школьники в семье чувствуют себя некомфортно, неохотно участвуют в семейных делах, предпочитают деятельность по удовольствию. Испытывают серьёзные затруднения в установлении контактов между членами семьи. Могут совершать побеги из дома. Нередко семья воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Часто у школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.

Приложение 4.

 «Я разный»

(определение особенностей формирования личностной сферы младших школьников, автор – Н.В.Кулешова)

Цель: изучение уровня определения особенностей формирования личностной сферы младших школьников.

Инструкция: детям предлагается написать (для первого класса нарисовать) по два слова, которые приходят в голову в связи со словами:

Семья –

Дом –

Отдых –

Школа –

Труд –

Поступок –

Далее дети должны выстроить написанные слова (рисунки) по порядку личной значимости.

Критерии оценивания:

  1. Количественный показатель – количество категорий (духовно-нравственная ориентация, духовные ценности и переживания, социальные роли, умения, знания, навыки; интересы, предпочтения; личностные свойства; оценочные суждения).

1 балл – 1-2 определения, относящихся к перечисленным категориям;

2 балла – 3-5 определений, преимущественно относящихся к категориям социальные роли, интересы, предпочтения.

3 балла – от 6 определений и более, включая более 4 категорий, в том числе характеристику личностных свойств.

  1. Деятельностный показатель.

1 балл – указывают конкретные действия («я учусь в школе»), свои интересы;

2 балла – совмещение 1 и 3 уровней, нечто среднее;

3 балла – указывают социальные роли («я ученик»), обобщенные личностные качества (сильный, смелый).

  1. Качественный показатель – соотношение положительных и отрицательных оценочных суждений.

1 балл – преобладание отрицательных оценочных суждений или равенство отрицательных и положительных суждений (низкое самопринятие или отвержение);

2 балла – незначительное преобладание положительных суждений или преобладание нейтральных суждений (амбивалентное или недостаточное позитивное самоотношение).

3 балла – преобладание положительных суждений (положительное самопринятие).

п/п

Ф.И.ученика

Количественный показатель

Деятельностный показатель

Качественный показатель

Суммарный балл

Уровни сформированности личностной сферы младшего школьника:

0-3 б. – низкий

4-6 б. – средний

7 б. и выше - высокий

Приложение 5.

Диагностика нравственно-этической культуры младших школьников

Комплексная диагностика следующих компонентов нравственной воспитанности:

1) знаний (в виде представлений и понятий) о нравственных категориях;

2) мотивации, отражающей отношения учащихся, как к моральным нормам, так и к поступкам людей в ситуациях межличностного взаимодействия;

3) способов реального поведения в моделируемых ситуациях морального выбора, т. е. действенности нравственных знаний, проявляющихся в обобщенности и переносе определенных форм поведения в различные жизненные ситуации.

Определение уровня сформированности знаний детей о нравственных категориях, нормах осуществляется с учетом таких критериев, как правильность, полнота и глубина знаний о способах поведения в ситуациях морального выбора, о нравственных переживаниях, возникающих в случае соблюдения или нарушения моральных требований, а также степень обобщенности высказываний детей. Для диагностики представлений и понятий детей о некоторых нравственных категориях и нормах используется методика игровых ситуаций.

Дежурная чашка.

Цель: выяснить понимание детьми понятия "порядочность".
Функции: диагностическая, воспитывающая.
Организация: учитель читает рассказ "Чашка".
В старшей группе детского сада было двадцать пять ребят, а новеньких чашек с голубыми незабудками и золотыми каемочками по краям - двадцать четыре. Двадцать пятая чашка была совсем старая. Картинка на ней почти стерлась, краешек в одном месте был чуть-чуть отбит. Никто не хотел пить чай из старой чашки.

- Противная чашка, - говорили ребята, - хоть бы она скорей разбилась.
Однажды всем ребятам достались новые чашки. Они удивились. А где же старая чашка?

Нет, она не раскололась, не потерялась. Лена, которая в тот день была дежурной, взяла чашку себе. На этот раз чай пили тихо, без ссор и слез.
- Молодец, Лена, догадалась сделать так, чтобы всем было хорошо, - думали ребята.
И с тех пор дежурные пили чай из старой чашки. Ее так и называли "наша дежурная чашка". (ПоВ.Осеевой.).

Ответ на вопрос"Каким одним словом можно назвать поступок Лены?" каждый ученик записывает на карточке.
Обработка данных: делается вывод о степени осознания детьми сути понятия "порядочность".

Ромашка.

Цель: определить знание детьми полноты, обобщенности понятий, а также сути некоторых нравственных категорий.

Функции: диагностическая, развивающая, воспитывающая.
Организация: на лепестках ромашки, сделанной из бумаги, написаны слова: добро, зло, истина, ложь, красиво, безобразно, трагично, комично. Детям предлагается поочередно отрывать лепесток ромашки и раскрывать суть понятия, записанного на нем.

Обработка данных: учитель фиксирует высказывания детей с точки зрения полноты, правильности, обобщенности понятия (добро - это проявление вежливости, сочувствия и т. д.; истина предполагает справедливость, честность, правдивость и т. п.; красиво - значит аккуратно, скромно, великодушно, порядочноидр.).На основании анализа ответов может быть выявлен уровень сформированности таких этических представлений и понятий у детей, как любовь, радость, искренность, долг, честь, ненависть, зависть, враждаит. п., соотношение различных понятий ("добро - зло", "истина - ложь" и т. д.).

Философ.

Цель: выявить умения детей формулировать определения нравственных понятий.
Функции: диагностическая, развивающая, воспитывающая.
Организация: на доске или на плакате записано несколько определений того или иного нравственного понятия (доброта, мир, долг и др.).

Например:
Счастье - это быть здоровым.

Счастье – это успехи в учебе.

Счастье - хорошие друзья.

Счастье – это мир в семье.

Счастье - это мир на Земле.

Счастье - это, когда тебя понимают.

Счастье – это свобода.

Счастье - это много денег.

Счастье – это получение удовольствия.

Счастье - это власть над людьми.

Каждый ученик выбирает четыре определения и мотивирует свой выбор.
Обработка данных: осуществляется качественный анализ ответов детей.

Словарь добродетелей

Цель: определить уровень сформированности у младших школьников этических представлений и понятий (полнота, степень существенности, мера обобщенности).
Функции: диагностическая, развивающая, коррекционная.
Организация: с детьми проводится традиционная в рамках модели "Ориентир" игра "Волшебный сундучок". Организуется она необычно: в течение трех дней дети "путешествуют" со словами-добродетелями по алфавиту от "А" до "Я" соответственно остановкам:
1."Аккуратность-любовь".
2."Миролюбие-сострадание".
3."Творчество-щедрость".

На остановках учитель (экспериментатор) инструктирует детей: каждый вынимает из "волшебного сундучка" своеобразную по форме, разноцветную книжку-малышку - "словарь добродетелей", подписывает его.
На первой странице словаря выписаны все слова-добродетели, эти же слова записаны по одному на отдельной странице.
На первой остановке "Аккуратность - любовь" для проработки даются слова: аккуратность, благодарность, вежливость, верность, дисциплинированность, доброта, дружелюбие, заботливость, любовь.

По условию игры каждый ребенок должен письменно объяснить (по выбору) значения не менее пяти слов. Кроме этого, он должен сверить свое объяснение слов с эталоном - на каждой странице, где дети дают объяснение, внизу имеется запись "Сверь со словарем" и дается трактовка понятия по словарю.
После завершения работы класс делится на микрогруппы (не более 5 человек), в которых дети обмениваются мнениями, рассматривают книжки-малышки, подсчитывают общее количество объясненных слов-добродетелей и т. п.

Аналогично в игровой форме проводится работа и на следующих остановках.
На остановке "Миролюбие - сострадание" объясняются слова: миролюбие, мужество, нежность, ответственность, правдивость, скромность, совестливость, справедливость, сострадание.Остановка "Творчество - щедрость" предполагает объяснение значений слов и выражений: творчество, трудолюбие, уважение, умение прощать, умение радоваться, целеустремленность, честность, чуткость, щедрость.

Обработка данных: осуществляется качественный анализ знаний детей.
Примечание: "Словарь добродетелей" остается у каждого ребенка в личном пользовании.
Игровые ситуации.

Реши задачу.

Цель: изучить отношение детей к поступкам окружающих.
Функции: диагностическая, воспитывающая.

Организация: учитель предлагает детям проанализировать ситуации, каждый должен дать краткий письменный ответ на вопрос задачи. Диагностический эксперимент организуется в несколько этапов.
Задача 1. Жил в лесу волчонок с матерью. Ушла мать на охоту. Словил волчонка человек, положил в мешок и принес в город. Посредине комнаты мешок положил. (Е.Чарушин.). Что скажете охотнику?

Задача 2. Жил в лесу волчонок со своей матерью. Ушла мать на охоту, а волчонок заблудился. Вы увидели его, и вам показалось, что мать его оставила. Ваши действия?

Задача 3. Жил в Синем лесу Волк, который никогда не загубил ни одного домашнего животного. Но один раз и ему захотелось попробовать овечьего мяса. А как подкрасться к овцам, что паслись на поле, как схватить овцу, он совсем не знал. Да и пастуха, который был при овцах, очень боялся, так как тот имел толстую палку. Врежет этой палкой по спине - все кости переломает. Но не был бы Волк волком. Если намерится что-то своровать - сворует. (З.Беспалый.) Ваше отношение к намерению Волка?

Задача 4. На уроке математики детям дается задача: человек весной надрезал ствол березы и получил за день пять литров сока. Сколько сока он получит за десять дней? Как вы относитесь к подобным действиям людей?

Обработка данных: осуществляется качественный анализ высказываний детей. За основу берутся следующие показатели: эмоциональное переживание ребенка, его оценочные суждения о нравственных (безнравственных) поступках людей.

Волшебный стул.

Цель: выявить отношение детей к поступкам одноклассников, к качествам их личности.

Функции: диагностическая, воспитывающая, коррекционная.
Организация: организуется игра "Волшебный стул" (идея Н. Е. Щурковой).
Перед игрой учитель обращает внимание ребят на то, что каждый человек хорош по-своему: один - прекрасно поет; другой - приветлив, добр к людям, всегда готов помочь; третий - надежен в деле и т. п.
Дети делятся на группы по 4 - 5 человек. Один садится на "волшебный" стул, а остальные поочередно говорят только о хороших его (ее) поступках и качествах личности. Например: "Марина вежливая, потому что...", "Она добрая, так как..." и др. Подобным образом через обсуждение в микроколлективах проходят все дети. Игра может быть организована в несколько этапов (дней), чтобы ребята не устали, не потеряли к ней интерес.

Обработка данных: делается качественный анализ результатов на основе фиксации данных (учитель избирает свободную форму записи). За основу берутся такие показатели, как умение оценивать поступки, качества одноклассников, эмоционально выражать свое отношение к их действиям идр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Журнал мониторинга ошибок

Журнал, в который учитель заносит ошибки, допущенные учеником в контрольных работах. Сюда же вписываются проводимые коррекционные мероприятия. Предназначен для работы с учащимися, которые с трудом усв...

Мониторинг обученности учащихся 1 класса коррекционной школы

Данный вид работы позволяет определить уровень усвоения учащимися ЗУН....

Мониторинг обученности учащихся 3 класса коррекционной школы

Мониторинг позволяет отслеживать степень усвоения учащимися ЗУН, помогает осуществлять индивидуальное планирование коррекционной работы....

Мониторинг обученности учащихся 4 класса коррекционной школы

Мониторинг позволяет отслеживать степень усвоения учебного материала учащимися....

Мониторинг образовательных достижений, процессуальный мониторинг.

Результаты обследования учащихся  первого и второго класса в конце учебного года (2014, 2015 г.)...

Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08. 2013 г № 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования"

Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08. 2013 г № 662 &q...

"Реализация требований стандарта к контролю результатов обучения. Возможности мониторинга достижения предметных, метапредметных и личностных результатов в процессе обучения в условиях реализации ФГОС. Использование результатов мониторинга в корректировке

Представленная презентация содержит значимый материал по ФГОС второго поколения. Результаты обучения представлены аспектно в трёх параметрах: личностные, предметные, метапредметные. Очень важно для по...