Открытый урок в 4 классе Предмет: основы православной культуры Тема: «Подвиг»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Садовникова Ольга Викторовна

Разработала и провела учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Лермонтова Садовникова Ольга Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_podvig.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 4 классе

Предмет: основы православной культуры

Тема: «Подвиг»

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Разработала и провела урок учитель начальных классов, преподаватель основ православной культуры Садовникова Ольга Викторовна.

Цели урока:

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: 

 - сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний;

- Формировать у четвероклассников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанной на знании православных культурных и религиозных традиций, уважении к ним, любви к вере и истории своего народа;

Задачи:

  • Формировать целостное восприятие мира, представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;
  • Способствовать целенаправленному включению обучающихся в обсуждение вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции.
  • Создавать условия для познавательной активности школьников и способствовать формированию позитивного восприятия мира;
  • Способствовать нравственному, моральному и патриотическому воспитанию школьников.
  • Знакомить с особенностями церковного искусства, основными сюжетами Ветхого Завета и Нового Завета, содержанием Евангелия.

Ожидаемый результат определяется достижением личностных результатов освоения основной образовательной программы, которые при изучении основ православной культуры должны отражать:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование православных ценностных ориентаций;
  • Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе в православном понимании;
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов  и находить выходы из спорных ситуаций;
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • Оборудование и инструменты:
  • 1.Интерактивная доска;
  • 2.Компьютер;
  • Мультфильм «Подвиг»(«Смешарики»)
  • Раздаточный материал. Карточки, для работы в группах.
  • Конвертики со звёздочками для рефлексии.

I.Организация начала урока.(Приветствие гостей. Начало урока).

 II.Открытие новых знаний.

1.Мотивационный этап.

На доске записаны однокоренные слова:

 Подвиг, двигаться, движение.

Рядом новые слова: аскет, подвижник, смирение, жертвенность.

- Ребята, вы заметили, что все эти слова имеют один и тот же корень? Назовите его.
Верно, двиг – движ. Движение куда-то или от чего то.

2. Актуализация знаний и осуществление первичного действия.

-Откройте учебники на странице 62-63. Прочтём первые 4 абзаца, чтобы понять, о каком подвиге будет сегодня идти речь.

1.Подвиг – это слово, однокоренное словам «двигаться» и «движение». Причём это движение от своей корысти, движение от своей жадности, а не к ней. Не захват, а жертва.

2.Жертва – там, где что-то по- настоящему дорогое и ценимое отдают навсегда. Отдают без принуждения и сожаления.

3.Христианин может жертвовать чем-то ради себя самого, ради других людей и ради Бога.

4.Делая физическую зарядку, человек укрепляет своё тело. Но точно так же есть зарядка для души. Тебя задирают, обзывают, подталкивают к вспышке гнева, а ты держишь себя в руках. Это подвиг ради себя. В тебе укрепляется сила воли. Ты жертвуешь мелкой радостью мести и становишься сильнее и благороднее. Многие христиане отказываются от того, что могло доставить им удовольствие, чтобы потом радость их души была сильнее.

III..Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.

3/1.Блиц-опрос.

- Ребята, в современном мире, благодаря воздействию массовой культуры, героизм и подвиг считаются чем-то ярким, эффектным, герой воспринимается как человек особый, как некий супермен.

- Но так ли это с точки зрения христианства?...Мы рассмотрим примеры сегодня на уроке. А пока ответьте на следующие вопросы:

- Кого мы называем героями?(Защитников семьи, Родины, планеты)

- Что такое для нас подвиг?

- Каковы могут быть разновидности подвига?

- Что остаётся общим при всех различиях?

- Какие героические профессии вы знаете?(Солдат, офицер, врач, монах…)

- Назовите антонимы к словам подвиг, героизм. (трусость, предательство, малодушие).

 (Ответы детей)

 3/2. Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.

Работа в группах.

1 группа

2 группа

3 группа

Задание: выберите, что по вашему мнению является подвигом.

Выберите качественные

характеристики подвига:

Можно ли назвать подвигом или героизмом

следующий поступок:

На войне броситься под танк врага с гранатой.

работа

Поведение «зацепщиков», тех, кто катается на трамваях, электричках, мусоровозных машинах, прицепившись к ним снаружи?

Прикрыть товарищей в бою, ценой собственной жизни.

выдержка

- Их риск благороден и оправдан?

(Незрелое желание хоть как-то выразить свою силу и смелость, которое может обернуться огромным и напрасным горем).

Стойко выдержать пытки во вражеском плену.

труд

- Для кого такой поступок может обернуться горем?(Для самого человека, для семьи и близких).

Вытащить пострадавшего из огня.

усилие

- Как вы считаете, каковы причины такого поведения?

(Адреналиновая зависимость и тщеславие, чтобы добиться уважения со стороны сверстников,

А за что – не так уж и важно…)

Отправить в нокаут вооружённых грабителей.

извинение

Вынести раненого бойца с поля боя.

смелость

Спасти утопающего.

отвага

Сходить в магазин.

мужество

Вынести мусор.

благородство

Ухаживать за заболевшей мамой или бабушкой.

жертвенность

Вымыть пол.

любовь

Играть на компьютере в героические игры.

смирение

Написать сочинение о подвиге.

удаль

Вымыть руки перед едой.

крутизна

Съесть 3 добавки картофельного пюре.

сила воли

Каждая группа обсуждает свой вопрос. 1-я и 2-я группы работают с карточками, 3-я группа делится своими мыслями с аудиторией.

Карточки, выбранные 2-мя первыми группами, вывешиваются на магнитную доску. Обсуждаются неверные ответы(рассматриваются карточки, которые дети не выбрали).

IV.Первичное закрепление нового знания.

- А только ли на войне можно совершать героические  подвиги? Можно ли их совершать в мирное время?

Сейчас мы посмотрим с вами шуточный мультфильм «Смешарики», который нам поможет разобраться в заданном вопросе.(Демонстрация мультфильма).

-Какие маленькие подвиги совершили мультипликационные герои?

V. Включение в систему знаний и умений.

А сейчас мы рассмотрим несколько жизненных примеров героических поступков в наши дни.

1). Сергей Сотников. Начальник вертолётной площадки. Раньше на этом месте был аэропорт. Но авиакомпания обанкротилась, аэропорт закрыли, потому что дорого стало содержать самолёты, ремонтировать взлётно-посадочные полосы. Решили оставить небольшую вертолётную площадку. Но бывший начальник аэропорта, а теперь уже начальник вертолётной площадки ежедневно расчищал старые взлётно-посадочные полосы в течение нескольких лет. Убирал мусор и арматуру, срубал прораставшие деревья. Однажды, на самолёте ТУ – 154 отказала электроника. Нужна была экстренная посадка. Кругом тайга. И вдруг пилоты увидели тот самый аэродром, превращённый в вертолётную площадку…И спаслись… Благодаря простому кропотливому и незаметному подвигу начальника вертолётной площадки. Представляете, что было бы, если бы старые полосы были бы завалены мусором и на них выросли деревья…

2). У великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского в романе «Братья Карамазовы» есть одно любопытное выражение – «Долгий подвиг».Это любовь деятельная, это забота и выдержка.

В этом смысле настоящий подвиг совершают те, кто просто долгие годы тихо и незаметно для окружающих ухаживает за своими тяжелобольными родственниками.

3). Мать, которая в-одиночку растит своего ребёнка-инвалида, пожертвовав для него карьерой и личной жизнью, каждый день, тратя на него все свои силы и всё своё время. Разве она не совершает подвиг?

4).Или те, кто усыновляет чужих, порой даже больных детей.

5). Или врач-хирург, который в течение 12 часов стоит, не разгибая спины, у операционного стола.

6).Те, кто опять же тихо и незаметно, регулярно помогают вообще незнакомым людям, попавшим в беду, не требуя себе вознаграждения и славы.

Вывод: вот на таких вещах и держится мир.

В современной терминологии – герой, а в традиционной – подвижник. От слова подвиг, движение. Что-то такое двигает. Но что именно? Движение чего и куда?

Ответ: двигать от себя. То есть что-то сдвигать в своей душе. С трудом, усилием, с кровью и потом, но ради того, чтобы в максимальной степени приобрести 2 главных качества – любовь и смирение.

Христианский аскет или подвижник проходит сложнейший и тяжелейший путь борьбы с собственными страстями, чтобы подняться по духовной лестнице, подняться к Богу. Победить свой грех. Христианский подвижник вступил в схватку с самим собой. А это самая тяжёлая битва на свете. В Библии сказано, что долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города. Труднее овладеть собой, чем захватить целый город потому, что тут война идёт не с видимым врагом, собственными грехами.

При этом, любой христианин восходит к самому главному подвигу на протяжении всей человеческой истории, и прошлой, и будущей, к подвигу Иисуса Христа. Он добровольно пошёл на мучительную смерть. Любой христианский подвиг в уменьшенном масштабе воспроизводит этот подвиг Спасителя.

VI.Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

На этом уроке мы конечно не можем рассказать о всех героях нашей страны, особенно если речь идёт о масштабных событиях, когда тысячи людей совершают подвиги. Увы, это всего лишь урок, и наше время ограничено.Но на примерах отдельных судеб мы постарались раскрыть самые разные грани человеческого подвига в христианском его понимании.

- Ребята, что особенно вам сегодня запомнилось?

А сейчас вы покажете звёздочку-индикатор, которая покажет ваше отношение к уроку:

Зелёный цвет – мне было интересно;

Жёлтый – было интересно, но кое что осталось непонятно;

Красный – я с этим не согласен;

Серый – было скучно.

VII.Домашнее задание.

Написать мини-сочинение на листочках: « От каких эгоистических привычек я хотел бы отказаться».

Урок окончен. Спаси всех Господь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в рамках предмета «Основы православной культуры» Тема урока № 12: «Милосердие и сострадание»

Вашему вниманию  представлен проект урока по теме:  « Милосердие   и   сострадание », который проводится в 4 классе по предмету «Основы Православной культуры» 1...

Урок по предмету «Основы православной культуры» Тема урока: Икона

Икона (из греч. яз.) — изображение, образ. Икона - это живописное,  изображение  Иисуса  Христа,Богоматери, ангелов и святых, которым приписывается священное значение....

Технологическая карта открытого урока по ОРКСЭ модулю «Основы православной культуры» 4 класс Урок №28 Тема: «Защита Отечества»

Урок подготовлен для обучающихся в 4 классе. Используя учебник А.В. Кураева ,учебник «Основы православной культуры», «Просвещение», 2012. - с. 88-91.  и другую дополнитель...

Предмет - Основы православной культуры. Тема: "Золотое правило этики"

Тема: «Золотое правило этики»Цель: формирование представления о золотом правиле этики, углубление представлений о нравственных православных категориях, неосуждение,  как проявление ми...

Конспект открытого урока в 4 классе по предмету «Основы православной культуры» Тема: Милосердие и сострадание.

Конспект открытого урока в 4 классе по предмету «Основы православной культуры»Тема: Милосердие и сострадание. Цель урока: познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, по...