Календарно - тематическое планирование по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") для 4 класса. УМК "Перспектива"
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7._ktp_orkse.docx | 170.75 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» Протокол педагогического совета МБОУ «СОШ № 4» №10 от «28» августа 2014 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» _____________________________ О.А.Зуева «_____» ________________ 2014 г. Приказ № 80 по МБОУ «СОШ № 4» от 29 августа 2014 года |
Рабочая учебная программа
по ОРКСЭ (Основы светской этики)
для обучающихся 4 классов
Составлена на основе: Программы курса «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль: Основы светской этики» под редакцией М. Т. Студеникина. М.: ООО «Русское слово», 2011 г
Составитель Усачёва О. В.
учитель начальных классов
г. Донской
2014 год
Информационный лист
Класс | Число часов в неделю | Число часов в год | Проекты | Учебник, авторы, название, издательство, год издания |
4 | 1 | 34 | 1 | ОРКСЭ Основы светской этики 4 класс под редакцией М. Т. Студеникина М.: ООО «Русское слово», 2011 г |
Всего | 34 | 1 |
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»
2.Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования.
3.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4.Планируемые результаты основного общего образования.
5.Примерная программа основного общего образования по ОРКСЭ (Основы светской этики) для 4 классов.
6.Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
7. Программа по ОРКСЭ (Основы светской этики) М. Т. Студеникина. М.: ООО «Русское слово» 2011 г.
8.Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. №986 г .Москва)
9.СанПин, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189)
10.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ №4» город Донской Тульской области.
Общая характеристика курса
Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Курс призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников. На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики получают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны. При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, – его жизни. Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал – это сказки и былины, фрагменты из детской литературы. Обсуждение произведений художественной литературы, сказок, их инсценировка – все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия.
Место курса в учебном плане
На изучение ОРКСЭ (Основы светской этики) предусматривается 34 ч. в 4 классе (1 час в неделю).
Цели и задачи курса
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком значимым.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
- Патриотизм
- Социальная солидарность
- Гражданственность
- Семья
- Труд и творчество
- Наука
- Традиционные российские религии
- Искусство и литература
- Природа
- Человечество
Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи.
Содержание начального общего образования по учебному предмету
Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету
«Традиции моей семьи». На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника — это его ответственная и добросовестная учеба. Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности. Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства.
Результаты освоения предмета
Личностные результаты
• Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
• формирование семейных ценностей;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты
• Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
• понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
• первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;
• становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
• осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты
• Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Критерии и нормы оценки ЗУН
Уроки по курсу ОРКСЭ - уроки безотметочные, объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию.
Поэтому для оценивания учащихся на уроках по данному курсу используются вербальное поощрение, похвала, одобрение.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. М. Т. Студеникин «Основы светской этики» 4 класс. К. А. Кочегаров, М. Т. Студеникин. М.: ООО «Русское слово», 2012г
2.Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса:
Презентации, видеоролики, мультфильмы.
Тематическое планирование по основам религиозных культур и светской этике (модуль «Основы светской этики»). 4 классы. | |||
Тема | Количество часов | Содержание | Требования к уровню подготовки учащихся |
Введение в предмет | 1 | Народы России, их духовно- нравственная культура. Учебник «Основы светской этики», его струк- тура. Истоки вежливых слов. Значе- ние вежливости | Иметь представление о поняти- ях: этика, этикет, светский. Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; фор- мулировать вопросы к тексту и отвечать на них |
Россия – Роди- на моя | 2 | Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, рус- ские. Наша Родина – Россия, ее гео- графическое положение, природа, население. Радушие и доброжела- тельность россиян. Россия – много- национальное государство. Нацио- нальность и раса. Древние города России, их памятники культуры | Иметь представление о поняти- ях: Родина, Россия, националь- ность, раса; кто такие славяне. Уметь: показывать границы Рос- сийской Федерации на карте, объяснять значение однокорен- ных слов, происхождение на- звания Русь; пересказывать про- читанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов |
Этика и этикет | 2 | Понятия этика, мораль (нравствен- ность). Назначение этики, ее кате- гории. Понятие этикет, его про- исхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершен- ствование. Современные правила поведения, манеры поведения чело- века, их характеристика | Иметь представление о поняти- ях: этика, этикет, манеры, нрав- ственность (мораль). Уметь: следовать правилам хоро- шего тона; объяснять практиче- ские ситуации проявления этики и этикета в повседневной жизни; проявлять стремление к добрым делам и поступкам |
Вежливость | 2 | Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай сни- мать головной убор. Этикет привет- ствия в школе и дома, на улице. От- ношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга | Иметь представление о поняти- ях: вежливость, уважение, так- тичность, скромность. Уметь: осознанно использовать слова вежливости в разных жиз- ненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое зна- чение; говорить и слушать, уча- ствовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения |
Тема | Количество часов | Содержание | Требования к уровню подготовки учащихся |
Добро и зло | 2 | Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских на- родных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голо- са, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдер- жанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отноше- ния к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бес- корыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявле- ния доброты | Иметь представление о поня- тиях: добро, доброта, забота, щедрость, жадность, зло, так- тичность, сдержанность, благо- желательность, бездушие. Уметь: выявлять элементы обще- человеческих ценностей; объяс- нять смысл пословиц и погово- рок; определять значения слов; соотносить понятия с определе- ниями; соотносить текст с ри- сунком; применять правила раз- говорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждаю- щихся в помощи людях |
Дружба и поря- дочность | 2 | Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Ка- чества настоящего друга и их прояв- ление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескоры- стие, справедливость. Взаимопони- мание, требовательность и ответ- ственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской ли- тературы. Понятия-синонимы друг, приятель, товарищ. Правила друж- бы. Отношения в классном коллек- тиве | Иметь представление о поня- тиях: дружба, бескорыстие, по- рядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстие, спра- ведливость, ответственность. Уметь: выявлять элементы об- щечеловеческих ценностей; со- блюдать правила дружбы; дру- жески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфлик- тов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с понима- нием к детям иной национально- сти, цвета кожи, иных культур- ных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок |
Тема | Количество часов | Содержание | Требования к уровню подготовки учащихся |
Честность и искренность | 2 | Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выраже- ний о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.). Что зна- чит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правди- вость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность – составная часть честности. Чест- ность по выполнению правил пове- дения в школе и дома, соблюдению законов | Иметь представление о поня- тиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репу- тация, закон. Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои по- ступки; оценивать позитивные ка- чества честности; проявлять чест- ность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблю- дению законов; решать практиче- ские задачи и рассмотреть часто возникающие ситуации; соотно- сить иллюстрацию с текстом |
Гордость и гордыня | 2 | Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства челове- ка, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гор- дость за хорошие дела и поступки ге- роев России | Иметь представление о понятиях: гордость, гордыня, самоуваже- ние, человечность, скромность, тщеславие. Уметь: проявлять порядочность и скромность, гордость за поступки героев России; раскрывать автор- ский замысел художественного |
произведения, выявлять в нем эти- ческие понятия гордость и гордыня | |||
Обычаи и обряды русского народа | 2 | Что такое обычай и обряд. Из исто- рии обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и заму- жества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом- солью. Этикет царского обеда. Осо- бенности бракосочетания в совре- менной России | Иметь представление о поня- тиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание. Уметь: подобрать нужные посло- вицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарем в конце учебника; со- ставлять план для сообщения; работать с разнообразными ис- точниками информации |
Терпение и труд | 2 | Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематич- ность. Постоянные домашние по- ручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. По- вседневные дела и техника безопас- ности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание тру- да умственного и физического. Уче- ба – важнейший труд школьника | Иметь представление о поняти- ях: терпение, труд, прилежание, старание, профессия, отдых, лень. Уметь: заниматься самообслу- живающим трудом; выполнять порученное дело, практические задания; бережно относиться к материальным и духовным цен- ностям; давать определения по- нятий; отгадывать ребусы, ре- шать кроссворды |
Тема | Количество часов | Содержание | Требования к уровню подготовки учащихся |
Семья | 2 | Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнород- ственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фа- милия – наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Ро- дословная семьи | Иметь представление о поняти- ях: род, родословие, семья, фа- милия, христианство, христиане. Уметь: проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потреб- ности с потребностями членов семьи; изготовить аппликацию; ответить на вопросы анкеты; на- писать эссе; подготовить фото- газету |
Семейные традиции | 2 | Традиция – передача из поколения в поколение правил поведения в се- мье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собствен- ные традиции семьи, их создание | Иметь представление о поняти- ях: традиция, семья, семейная этика, любовь, забота. Уметь: поддерживать дружеские взаимоотношения в семье; обо- сновать свой ответ, сформули- ровать собственные выводы; выявить различия понятий, дать их определение; соотнести части пословиц; написать мини-сочи- нение |
Сердце матери | 2 | Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материн- ская любовь. Мать и счастье – не- раздельные понятия. Мать – творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих де- тей, помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к роди- телям, родным и близким | Иметь представление о поняти- ях: семья, любовь, счастье, забо- та, терпение Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме; анализи- ровать рассказы для детей; уча- ствовать в классных играх; струк- турировать учебный материал по предложенному плану |
Правила твоей жизни | 2 | Сознательная дисциплина учащих- ся в школе. Правила приема пищи в школе. Этикет школьного празд- ника. Самообслуживание учащих- ся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников. Особенно- сти общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопас- ности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им | Иметь представление о поняти- ях: правила, дисциплина, чест- ность, равнодушие, сочувствие, вежливость Уметь: выполнять требования соблюдения дисциплины; за- ниматься самообслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной без- опасности; определить свое по- ведение или свою позицию, обо- сновать поступок |
Тема | Количество часов | Содержание | Требования к уровню подготовки учащихся |
Праздники народов России | 2 | Христианские праздники. Проис- хождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старин- ные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский со- чельник, Крещение. Праздничный застольный этикет. Курбан-байрам, день Сангхи, обряды народов, сво- бода совести | Иметь представление о поняти- ях: праздник, религия, христи- анство, мусульманство, буддизм, крещение, свобода совести Уметь: выполнять правила пове- дения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимо- го отношения к людям, к их ре- лигии; соблюдать праздничный застольный этикет; пользоваться справочниками и словарями |
Защитники Отечества | 2 | 23 февраля – День защитника Оте- чества. Состав Вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Роди- ны с ХIII до ХХ в.: Невская битва, сражение на Чудском озере, Ку- ликовская битва, борьба с поляка- ми в ХVII в., подвиги полководца А.В. Суворова, Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная вой- на 1941–1945 гг. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны | Иметь представление о поняти- ях: Отечество, защитник, патри- от, воин. Уметь: уважительно относиться к защитникам Отечества, вете- ранам Великой Отечественной войны 1945–1945 гг.; подготовить сообщение о патриотах России; определять значение красных дат календаря; планировать и кон- тролировать учебные действия, |
в наше время. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ – почетная обязанность каждого мужчины. По- дарочный этикет | оформлять и представлять ре- зультаты труда, оценивать свою деятельность | ||
Итоговое повторение Защита проектов | 3 | Основные знания и умения по этике и этикету | Иметь представление о поняти- ях: основное содержание учебни- ка, важнейшие понятия. Уметь: ответить на вопросы, со- отнеся определения с понятиями, пословицы с изученными тема- ми; выполнить тестовые задания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)
Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)Цели урока: Воспитание нравственных отношений учащихся к семье, родителям, своему роду ч...
Разработка урока по ОРКСЭ (Основы светской этики) 4 класс
Урок по новому предмету в рамках ФГОС....
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс учебник издательства "Просвещение"
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс учебник "Светская этика" издательство "Просвещение" соответствует требованиям ФГОС...
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образова...
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс учебник издательства "Просвещение"
Рабочая программа по ОРКСЭ соответствует требованиям ФГОС....
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс...
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс.
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс....