Разработка урока (занятия) по курсу "Основы православной культуры" "Рождество. Крещение."
план-конспект урока по орксэ (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Щёлокова Ирина Викторовна

Здесь представлена разработка урока (занятия) по курсу "Основы православной культуры" "Рождество. Крещение." Проек составлен в соответствии с требованиями НИРО г.Нижнего новгорода. На уроке реализуется общая цель: воспитывать  уважительное отношение к православным традициям, прививать интерес у детей к изучению православной культуры, решаются задачи :  сформировать у детей представление  о православных праздниках, познакомить с историей и традициями главных православных праздников, их ролью в культуре нашей страны, учить работать в группе, в паре, развивать коммуникативные навыки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_po_orkse_shchelokova_i.v.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

  1. Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Щелокова  Ирина Викторова

Район

Автозаводский

Место работы

МБОУ гимназия №136

Должность

Учитель  начальных классов

  1. Общая информация

Модуль

Основы православной культуры

УМК

Издательство «Москва. Дрофа 2012»

Тема урока

Рождество. Крещение.

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель, задачи

Общая цель: воспитывать  уважительное отношение к православным традициям, прививать интерес у детей к изучению православной культуры.

Задачи:

  • Сформировать у детей представление  о православных праздниках

  • Познакомить детей с историей и традициями главных православных праздников, их ролью в культуре нашей страны.
  • Способствовать развитию навыка работы с литературой, умения выделять необходимую информацию.
  • Учить работать в группе, в паре, развивать коммуникативные навыки.
  • Расширить лексику учащихся в пределах темы урока.

Необходимое оборудование

Учебник, интерактивное оборудование, доска, электронное приложение к учебнику (диск), детские ноутбуки.

Дидактическое обеспечение

Толковый словарь,    журналы «Православные праздники»,православный календарь

  1. Планируемые результаты  урока
  • личностные
  • нравственно-этическое оценивание нового материала, развитие личной ответственности за свои поступки

  • предметные
  • знание события христианской истории ,которому посвящен праздник  Рождества

  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
  • умение осуществлять самоконтроль и контроль
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования других точек зрения

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

 Тестирование на тренажере

  1. Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • «Основы православной культуры» 4 класс  Москва.Дрофа2012

Дополнительная

  • стихотворение А.А.Фета ,сказка Г.Х.Андерсена «Ель»,  диск, журналы «Православные праздники».

Интернет-ресурсы

  • school-collection.edu.ru

ЭОРы


  1. План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

  1. Этап урока
  1. Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
  1. Деятельность обучающихся с указанием форм организации
  1. Формируемые УУД
  2. (с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Предлагает прослушать отрывок из стихотворения А.А.Фета  и угадать тему урока.

 «Ночь тиха. По тверди зыбкой звезды южные дрожат. Очи матери с улыбкой в ясли тихие глядят. Ни ушей, ни взоров лишних. Вот пропели петухи, и за Ангелами в вышних славят Бога пастухи.»

Спрашивает: «О чем эти строки?»

Объявляет тему урока.

И показывает  презентацию, сопровождает выборочным чтением текста учителем (или заранее подготовленным учеником).

Слушают внимательно, отвечают на вопросы учителя. Объясняют, как догадались, что речь идет в стихотворении о рождение Иисуса. Все это видят на слайде.

Познавательные УУД:

Умение слушать, рассуждать,  мыслить, отвечать на вопросы.

Регулятивные УУД:

целеполагание

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

- О каком православном празднике мы будем говорить сегодня?

-Как вы понимаете слово «рождество»?

-Кто родился в  этот день?

-Когда мы празднуем это событие?

- О рождестве.

Дети отвечают из только что прочитанного и услышанного ими определения и опираются на личные знания (рождество-рождение, Иисус Христос-Спаситель мира, 7января)

Познавательные УУД:

рефлексия имеющихся знаний.

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

- Почему «Рождество» стало большим событием?

-Что означает слово Иисус?

-От чего он спасает людей?

 Выдвигают гипотезы.

Работа в парах.

Познавательные УУД:

умение строить предположения, высказывать суждения

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

- А хотите узнать больше о рождении Бога? На какие вопросы вы хотели бы узнать ответы?

Разбивает класс на группы (по желанию ребят). Предлагает подготовить выступления по основным вопросам, используя материал учебника (с102-108)

Текст заранее разбит учителем на смысловые части.

Называют интересующие их вопросы по данной теме.

Работа с  учебником.

1 группа: Почему символом Рождества стала ель?

2группа: Как называется день накануне Рождества? С каким событием он связан?

3 группа: Как называются дни после Рождества до Крещения?  Как их праздновали на Руси?

4 группа: Какое действо посвящено Крещению Господню? Как оно происходило?

Познавательные УУД:

смысловое чтение,

открытие нового знания, анализ, синтез, систематизация знаний.

Личностные УУД:

воспитание уважительного отношения к православным традициям;

Коммуникативные УУД:

Умение слушать собеседника, правильно выстраивать учебное сотрудничество.

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Может помочь, если есть затруднения. Можно использовать дополнительную литературу, иллюстрации (диск, учебник, журналы).

Выступление представителей групп  по своим заданиям.

 

Познавательные УУД:

Умение правильно и интересно излагать свои мысли;

работа по толкованию новых понятий

Коммуникативные УУД:

умение сотрудничать

Регулятивные УУД:

Саморегуляция, как способ-ность  к мобилизации сил и преодолению препятствий.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Предлагает вспомнить, какую роль играет праздник Рождества в традициях их семей.

Рассказы детей о праздновании Рождества в их семьях.

Познавательные УУД:

Развитие  речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Дает задание на тренажере.

(диск)

Работа над терминами.

Используя полученные на уроке знания, решают задания на тренажере (тест), работают на личных ноутбуках.

Самопроверка.

Познавательные УУД:

Анализ и синтез.

Регулятивные УУД:

Самооценка.

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Возвращает детей к вопросам по повторению изученного материала.

-Как тема Рождества находила отражение в искусстве?

-Какие поступки мы отнесем к добрым?

Дети отвечают на вопросы. рассказывают о картинах, художественных произведениях(рассказы заранее подготовленных учеников).

Дети приводят примеры и записывают в  тетрадь самый добрый свой поступок.

Познавательные УУД:

Систематизация знаний и подведение к основному выводу.

Личностные УУД:

нравственно-этическое оценивание нового материала, формирование нравственной модели поведения.

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

-Что вы узнали нового на уроке? Что было особенно интересным? Что вызвало трудности? Понравился ли вам сегодняшний урок?

Домашнее задание: сообщение «Образ Иисуса Христа в искусстве»

 Подводят итог, дают оценку пройденному уроку. Записывают домашнее задание.

Регулятивные УУД:

Планирование,

прогнозирование

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе по теме "Монастырь"

Данная методичсекая разработка урока может быть использована в преподавании курса ОРКСЭ в 4 классе по теме "Монастырь"....

Разработка кружкового занятия по основам православной культуры в начальной школе "Весенние радости. Благовещение."

Данный материал  знакомит учащихся с православным праздником Благовещением, с традициями и верованиями этого праздника....

Разработка урока ОРКСЭ по модулю православная культура на тему: Добро и зло (работа с притчей)

Цель урока: создание условий формирования нравственных ценностей, сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях. Прийти к осмыслению «Зачем творить добро?» Задачи: Обра...

Методическая разработка урока ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" по теме "Защита Отечества"

Данная методическая разработка предназначена для учителей преподающих предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Учебное занятие предусматривает обогащение культуры школьников,...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание

Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной  культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...

Методическая разработка уроков ОРКСЭ (Модуль «Основы православной культуры») для учащихся 4 класса на тему: «Святые Земли Русской»

Методическая разработка уроков ОРКСЭ «Святые Земли Русской» представляет собой серию уроков для учеников 4-ых классов, посвященных известным православным Святым: С...