Урок ОРКСЭ "Этикет"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Цель данного урока - осмысление понятия «этикет», формирование убеждения в том, что каждый человек должен соблюдать определённые нормы поведения, чувства сопричастности друг к другу, понимание и уважение собственного достоинства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_etiket_orkse.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

  1. Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Крайнова Ольга Сергеевна

Район

Ленинский, город Нижний Новгород

Место работы

МБОУ средняя общеобразовательная школа № 182

Должность

Учитель начальных классов

  1. Общая информация

Модуль

Основы  светской  этики

УМК

Школа России

Тема урока

Этикет

Тип урока

Изучение нового материала

Цель, задачи

Цель: осмысление понятия «этикет», формирование убеждения в том, что каждый человек должен соблюдать определённые нормы поведения, чувства сопричастности друг к другу, понимание и уважение собственного достоинства.

  • Задачи: Формирование представлений об этикете как важнейшей нравственной ценности.
  • Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.  
  • Раскрыть значение терминов «этикет», «нормы поведения».
  • Воспитывать у школьников активную жизненную позицию, потребность в самовыражении, потребности соблюдать нормы поведения в обществе.

Необходимое оборудование

Проектор, экран, компьютер, колонки.

Дидактическое обеспечение

Рабочие листы А3, карточки, (маркеры, цветная бумага, ножницы, скотч).

  1. Планируемые результаты  урока
  • личностные
  • смыслоопределение, самоопределение

  • предметные
  • формирование изучаемых понятий

  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
  • целеполагание, планирование взаимоконтроля, взаимооценка, осуществление информационного поиска, структурирование заданий, построение речевого высказывания, анализ , сравнение, установление причинно-следственных связей

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Рабочие листы, карты пооперационного контроля работы группы, представление продукта работы группы

  1. Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • Учебник «Основы светской этики», Коллектив авторов, издательство «Просвещение», 2010 год

Дополнительная

  • Толковый  словарь

Интернет-ресурсы

ЭОРы

Детские песни: «Улыбка», «Песенка о поведении», «Настоящий друг». Видеоролик: журнал "Ералаш" «Царевна Несмеяна».


  1. План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

  1. Этап урока
  1. Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
  1. Деятельность обучающихся с указанием форм организации
  1. Формируемые УУД
  2. (с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Звучит музыка В.Шаинского «Улыбка»

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу частичку своего тепла

- Вспомните правила работы в команде, покажите, что вы - команда

Дети улыбаются одноклассникам

Учащиеся в командах берутся за руки

Коммуникативные

(установление контакта для совместной деятельности)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

- Разгадайте кроссворд, в выделенных клетках получится слово, которое подскажет вам название темы сегодняшнего урока.

Работа в группах. Дети отгадывают слова и записывают их в сетку кроссворда. В выделенных клетках получаем слово "этикет".

(Слова: этика, совесть, эгоизм, порок, добродетель, справедливость)

Коммуникативные

(Распределение объёма работы между членами группы, помощь в затруднении) 

Регулятивные

(Развиваются регулятивные УУД, т.к.происходит прогнозирование,  целеполагание, ориентация на предстоящую деятельность на уроке, принятие учебной задачи.)

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

-Тема нашего урока «Этикет». Запишите это слово в рабочей тетради. Попробуйте объяснить значение этого слова.

Дети высказываются

Коммуникативные

(Развиваются коммуникативные УУД, потому что  задание связано с умением  слушать, выстраивать устные монологические высказывания.)

Познавательные

(осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Расширение познавательной сферы за счет обменом информацией на основе своего жизненного опыта)

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Учитель организует исследовательскую деятельность

-Не всегда получается объяснить понятно значение слов. Тогда давайте воспользуемся справочной литературой, возможностями Интернета и своим воображением.

Во время работы групп звучит фоном песня «Песенка о поведении»

Учитель организует коллективную работу с дидактическими пособиями (учебник, тетрадь)

- Живя в обществе, человек выстраивает отношения с разными людьми. Может ли он вести себя не считаясь с чувствами и интересами других людей? (высказывания детей) Наша задача – прочитать учебный текст, найти подтверждения своим ответам.

- Что такое этикет?

Прочитайте отрывок из учебного текста.

- В чём заключается важность этикета в общении между людьми?

Прочитайте отрывок из учебного текста.

- В чём заключается основное правило любого этикета?

- Прочитайте.

Работа в малых группах:

  1. Толковый словарь – найдите научное толкование слова «этикет»
  2. Компьютер – подбор пословиц и поговорок об этикете в Интернете

Демонстрация достижений групп

Коллективная деятельность.

Чтение текста учебника

ВЫВОД: Человек выстраивает отношения с разными людьми на основе взаимопонимания и взаимоуважения. При этом следует соблюдать определённые правила поведения.  Это касается и общения между людьми, и одежды, и поведения в разных местах при разных обстоятельствах. Правил этикета очень много, но основа у них одна - это здравый смысл и уважение к другим людям.

Коммуникативные

(инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, учащиеся, рассматривая вопросы, рассуждают, аргументируют мнения, активно и внимательно слушают друг друга, а затем идёт межгрупповое взаимодействие.)

Познавательные

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Регулятивные

(Развитие регулирующего компонента учебной деятельности – самоконтроля.)

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Прежде чем приступить к нашей дальнейшей работе, я хочу показать вам сюжет из детского юмористического журнала "Ералаш", который называется "Царевна Несмеяна".

Учитель организует работу в группах.

- Мы только что посмотрели видеоролик, я думаю, что вы уже поняли что заставило рассмеяться Царевну Несмеяну. Давайте попробуем составить правила поведения за столом.

Во время работы групп звучит фоном приятная музыка.

Работа в группах: составление плаката (дети записывают на листе (формат А3) правила и вырезают и приклеивают картинки из журналов, открыток, иллюстрирующие эти правила.

Коммуникативные

(учебное сотрудничество)

Регулятивные

оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено

(Развиваются личностные УУД, потому что задание носит мотивационный характер: мотивация  вызвана  тем, что  задание носит частично – поисковый характер,  для выполнения которого у учащихся есть необходимый арсенал  умений).

Познавательные

подведение под понятие

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Учитель организует презентацию работ групп и  выводит основные правила поведения за столом на экран.

Группы представляют свои плакаты. Дети записывают в рабочие тетради основные правила этикета за столом.

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в текст и способ действия в случае расхождения эталона, и своих правил

Познавательные -презентационные Представлять информацию

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Учитель организует самостоятельную работу учащихся.

- Каждый человек должен научиться соблюдать правила этикета. На нашем сегодняшнем уроке мы узнали о том, как нужно вести себя в определённых ситуациях.

А теперь попробуйте самостоятельно ответить на следующие вопросы:

Я научился (ась)…

Мне стало ясно …

Я понял (а), что……

Теперь я знаю…

Я буду стараться…

Я узнал (а)……

Дети получают заранее приготовленные карточки и самостоятельно работают с ними.

Регулятивные

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено

Личностные

(Развиваются личностные УУД, поскольку задания направлены на осознание смысла, закрепления навыков дружеского общения)

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

- Есть такой детский писатель Остер. Я хочу прочитать некоторые из его стихов, а вы подумайте, нужно ли следовать советам писателя?

Учитель организует работу по обсуждению усвоенных понятий.

- Так что такое этикет? Продолжите предложение.

 Этикет – это…

Чтение и обсуждение "Вредных советов"  Григория Остера о правилах поведения.

Дети по кругу передают какой- либо предмет и объясняют значение слова «этикет»

Личностные

Ценить и принимать базовые ценности:  «этикет», «нормы поведения».

Коммуникативные

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

Регулятивные

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Учитель предлагает детям оценить свою деятельность. Работа со смайликами Выберите смайлик, который отражает Ваше настроение после этого урока, напишите на нём имя и приклейте его на "Лист настроения".

- Запишите домашнее задание: Ответьте на вопросы и выполните задания на стр. 57 учебника.

Дети выбирают смайлики и приклеивают их на общий "Лист настроения".

Дети записывают домашнее задание.

Личностные

нравственно-этическая ориентация

Коммуникативные

самовыражение

Регулятивные

самооценка

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...