Урок ОРКСЭ "Этикет"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
Цель данного урока - осмысление понятия «этикет», формирование убеждения в том, что каждый человек должен соблюдать определённые нормы поведения, чувства сопричастности друг к другу, понимание и уважение собственного достоинства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_etiket_orkse.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ
| |
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Крайнова Ольга Сергеевна |
Район | Ленинский, город Нижний Новгород |
Место работы | МБОУ средняя общеобразовательная школа № 182 |
Должность | Учитель начальных классов |
| |
Модуль | Основы светской этики |
УМК | Школа России |
Тема урока | Этикет |
Тип урока | Изучение нового материала |
Цель, задачи | Цель: осмысление понятия «этикет», формирование убеждения в том, что каждый человек должен соблюдать определённые нормы поведения, чувства сопричастности друг к другу, понимание и уважение собственного достоинства.
|
Необходимое оборудование | Проектор, экран, компьютер, колонки. |
Дидактическое обеспечение | Рабочие листы А3, карточки, (маркеры, цветная бумага, ножницы, скотч). |
| |||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения* | Рабочие листы, карты пооперационного контроля работы группы, представление продукта работы группы |
| |||
Основная |
| ||
Дополнительная |
| ||
Интернет-ресурсы |
| ||
ЭОРы | Детские песни: «Улыбка», «Песенка о поведении», «Настоящий друг». Видеоролик: журнал "Ералаш" «Царевна Несмеяна». |
| |||||
|
|
|
| ||
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | Звучит музыка В.Шаинского «Улыбка» - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу частичку своего тепла - Вспомните правила работы в команде, покажите, что вы - команда | Дети улыбаются одноклассникам Учащиеся в командах берутся за руки | Коммуникативные (установление контакта для совместной деятельности) | ||
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | - Разгадайте кроссворд, в выделенных клетках получится слово, которое подскажет вам название темы сегодняшнего урока. | Работа в группах. Дети отгадывают слова и записывают их в сетку кроссворда. В выделенных клетках получаем слово "этикет". (Слова: этика, совесть, эгоизм, порок, добродетель, справедливость) | Коммуникативные (Распределение объёма работы между членами группы, помощь в затруднении) Регулятивные (Развиваются регулятивные УУД, т.к.происходит прогнозирование, целеполагание, ориентация на предстоящую деятельность на уроке, принятие учебной задачи.) | ||
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | -Тема нашего урока «Этикет». Запишите это слово в рабочей тетради. Попробуйте объяснить значение этого слова. | Дети высказываются | Коммуникативные (Развиваются коммуникативные УУД, потому что задание связано с умением слушать, выстраивать устные монологические высказывания.) Познавательные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Расширение познавательной сферы за счет обменом информацией на основе своего жизненного опыта) | ||
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). | Учитель организует исследовательскую деятельность -Не всегда получается объяснить понятно значение слов. Тогда давайте воспользуемся справочной литературой, возможностями Интернета и своим воображением. Во время работы групп звучит фоном песня «Песенка о поведении» Учитель организует коллективную работу с дидактическими пособиями (учебник, тетрадь) - Живя в обществе, человек выстраивает отношения с разными людьми. Может ли он вести себя не считаясь с чувствами и интересами других людей? (высказывания детей) Наша задача – прочитать учебный текст, найти подтверждения своим ответам. - Что такое этикет? Прочитайте отрывок из учебного текста. - В чём заключается важность этикета в общении между людьми? Прочитайте отрывок из учебного текста. - В чём заключается основное правило любого этикета? - Прочитайте. | Работа в малых группах:
Демонстрация достижений групп Коллективная деятельность. Чтение текста учебника ВЫВОД: Человек выстраивает отношения с разными людьми на основе взаимопонимания и взаимоуважения. При этом следует соблюдать определённые правила поведения. Это касается и общения между людьми, и одежды, и поведения в разных местах при разных обстоятельствах. Правил этикета очень много, но основа у них одна - это здравый смысл и уважение к другим людям. | Коммуникативные (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, учащиеся, рассматривая вопросы, рассуждают, аргументируют мнения, активно и внимательно слушают друг друга, а затем идёт межгрупповое взаимодействие.) Познавательные поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Регулятивные (Развитие регулирующего компонента учебной деятельности – самоконтроля.) | ||
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | Прежде чем приступить к нашей дальнейшей работе, я хочу показать вам сюжет из детского юмористического журнала "Ералаш", который называется "Царевна Несмеяна". Учитель организует работу в группах. - Мы только что посмотрели видеоролик, я думаю, что вы уже поняли что заставило рассмеяться Царевну Несмеяну. Давайте попробуем составить правила поведения за столом. Во время работы групп звучит фоном приятная музыка. | Работа в группах: составление плаката (дети записывают на листе (формат А3) правила и вырезают и приклеивают картинки из журналов, открыток, иллюстрирующие эти правила. | Коммуникативные (учебное сотрудничество) Регулятивные оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено (Развиваются личностные УУД, потому что задание носит мотивационный характер: мотивация вызвана тем, что задание носит частично – поисковый характер, для выполнения которого у учащихся есть необходимый арсенал умений). Познавательные подведение под понятие | ||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). | Учитель организует презентацию работ групп и выводит основные правила поведения за столом на экран. | Группы представляют свои плакаты. Дети записывают в рабочие тетради основные правила этикета за столом. | Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в текст и способ действия в случае расхождения эталона, и своих правил Познавательные -презентационные Представлять информацию | ||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Учитель организует самостоятельную работу учащихся. - Каждый человек должен научиться соблюдать правила этикета. На нашем сегодняшнем уроке мы узнали о том, как нужно вести себя в определённых ситуациях. А теперь попробуйте самостоятельно ответить на следующие вопросы: Я научился (ась)… Мне стало ясно … Я понял (а), что…… Теперь я знаю… Я буду стараться… Я узнал (а)…… | Дети получают заранее приготовленные карточки и самостоятельно работают с ними. | Регулятивные оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено Личностные (Развиваются личностные УУД, поскольку задания направлены на осознание смысла, закрепления навыков дружеского общения) | ||
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | - Есть такой детский писатель Остер. Я хочу прочитать некоторые из его стихов, а вы подумайте, нужно ли следовать советам писателя? Учитель организует работу по обсуждению усвоенных понятий. - Так что такое этикет? Продолжите предложение. Этикет – это… | Чтение и обсуждение "Вредных советов" Григория Остера о правилах поведения. Дети по кругу передают какой- либо предмет и объясняют значение слова «этикет» | Личностные Ценить и принимать базовые ценности: «этикет», «нормы поведения». Коммуникативные Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения Регулятивные Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения | ||
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | Учитель предлагает детям оценить свою деятельность. Работа со смайликами Выберите смайлик, который отражает Ваше настроение после этого урока, напишите на нём имя и приклейте его на "Лист настроения". - Запишите домашнее задание: Ответьте на вопросы и выполните задания на стр. 57 учебника. | Дети выбирают смайлики и приклеивают их на общий "Лист настроения". Дети записывают домашнее задание. | Личностные нравственно-этическая ориентация Коммуникативные самовыражение Регулятивные самооценка |
ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».
Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...