Милосердие и сострадание
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока по Основам Православной Культуры. 4 класс.
Урок№12.
Тема урока: «Милосердие и сострадание».
Цель урока: осмысление понятия «милосердие» как основополагающего нравственного качества; начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества.
Задачи урока:
Обучающая: выяснить значение слова «милосердие»; помочь уяснить христианское значение слова «ближний».
Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, на основе личного опыта, каким должно быть отношение христианина к окружающим, в том числе и к врагам.
Воспитывающая: подвести к мысли, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.
Основные понятия: милосердие, сострадание, милостыня, ближний.
Виды деятельности: беседа, групповая работа, просмотр мультипликационного фильма.
Оборудование: учебник, толковые словари С.И.Ожегова, В.И.Даля, мультипликационный фильм «Притча о добром самарянине»
I. Проверка домашнего задания.
1. Беседа.
-О чем мы узнали на предыдущем занятии? ( О заповедях)
-Кто нам их дал?
- Вспомните, как это было? (Бог дал Моисею заповеди, которые он вынес из огня к народу)
-Вспомните что это за заповеди. Назовите их.
2. Работа в парах.
Задание: соотнеси пословицу и заповедь.
Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает | Почитай отца твоего и матерь твою. |
Не ищи правды в других, коли её в тебе нет. | Не укради |
Вору потакать – что самому воровать. | Не убивай |
На свете всё найдёшь, кроме отца и матери. | Не лги |
Насилие яд для души | Не завидуй |
II. Введение в тему. Постановка целей и задач урока.
- Сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения
Если ближний замерз - согрей,
Если он неодет – одень,
Если голоден – накорми,
Если жаждет он - напои.
Если он скорбит - утешай,
Заболеет он - навещай.
Жизнь тебе Господь подарил,
Для того, чтоб ты всех любил.
- Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем вести разговор на уроке?
-Тему этого урока запишем в тетради: «Доброта и милосердие христиан».
Вопросы, на которые мы должны сегодня ответить:
- Кого мы называем «ближним»?
- Что обозначают понятия «милосердие, доброта»?
- Как научиться этому?
- Работа над новой темой урока.
1. Исследовательская работа в группах.
а) Работа со статьями из различных толковых словарей (У каждой группы определение слова “милосердие”).
Первая группа.
В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование: “Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость”.
Вторая группа.
Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие».
Третья группа.
Д. Ушаков: «Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается».
Четвертая группа.
Толковый словарь Дмитриева: «Милосердие — это такое качество человека, когда он готов помочь тому, кто оказался в трудном положении, пожалеть его, проявить к нему сострадание».
Пятая группа.
Современный толковый словарь: «Милосердие сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность и т.п.»
- Какие слова – синонимы к слову «милосердие» вы могли бы назвать, пользуясь толкованием этого слова?
(Вывод: милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому).
б) Исследование слова “милосердие”.
- Разберите слово милосердие по составу.
(В этом слове соединились два: милость и сердце. Милость – это добровольный дар, щедрость. Из любви к ближнему рождается милосердие).
2. Просмотр мультипликационного фильма «Притча о добром самарянине». Обсуждение.
- Кому принес пользу поступок самарянина?
- Пострадавшему
- Самарянину
- Владельцу гостиницы
- Объясните свой выбор.
- Какими качествами обладал самарянин?
- Равнодушие
- Доброта
- Жадность
- Скромность
- Так кто же оказался по - настоящему ближним для избитого человека?
(Его родные и близкие, не увидели в нем своего ближнего и прошли мимо. А вот незнакомый приезжий смог усмотреть в нем своего ближнего).
- Кто же такой ближний? (Ближний тот, кто не оставит в беде, и кто нуждается в твоей помощи).
- Бывает ли чужая беда?
- А если человек делал тебе больно, был груб с тобой, можно ли ему протянуть руку помощи.
3. Беседа «В чем проявляется милосердие и сострадание»
- Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе»?
- Только ли к людям нужно проявлять милосердие и сострадание?
- В чём же проявляется милосердие и сострадание? (в заботе о стариках, помощи больным, бездомным людям и животным, нуждающимся…)
Милосердие в моем понимании –
Это ласка, любовь, сострадание.
Это - маме усталой помочь,
Это - бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь,
И того, кто обидел - простить.
Это - птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать.
Наташа Чернышева
- Ещё с давних времен на Руси было принято помогать страждущим, нуждающимся. Люди не обращали при этом внимание ни на своё положение в обществе, ни на статус и положение нуждающегося, не жалели сил, времени, средств. Богатые помогали больным, раненым, нищим. Так сёстрами милосердия были дамы из дворянских семей, княгини.
- В России женщин, ухаживающих за больными и ранеными, называли сестрами милосердия.
- Орден сестер милосердия основала великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, родная сестра русской императрицы Александры Федоровны. Когда началась Первая мировая война, Елизавета Федоровна помогала фронту, русским воинам. Трудилась день и ночь: создавала детские приюты, больницы, сидела с умирающими и молилась. Создала Марфо-Мариинскую обитель, где оказывали помощь нуждающимся.
- В годы Первой мировой войны (1914-1918) помощь раненым оказывали и представительницы царского дома Романовых, жена и дочери Николая II. Александра Федоровна вместе с дочерьми ухаживала за ранеными в Царскосельском лазарете. Девушки перевязывали больных, присутствовали на операциях, подбадривали раненых солдат и офицеров.
Царская семья участвовала в благотворительных ярмарках и базарах для сбора средств на помощь нуждающимся.
4. Работа по учебнику.
- Прочитайте в учебнике рассказ о святой Ульяне.
- Кем она была? Чем занималась?
- Можете ли вы привести свои примеры подобных случаев?
Вывод: Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь.
5. Милосердие в повседневной жизни.
-А как вы думаете, ребята, нужно ли милосердие в наше время, кто нуждается в милосердии?
К счастью сегодня, традиции благотворительности возрождаются. Вновь открылась Марфо-Мариинская обитель, основанная Елизаветой Федоровной, существуют благотворительные фонды:
фонд «Подари жизнь» актрисы Чулпан Хаматовой; организация заботится о детях, страдающих раком
А также фонд «Обнаженные сердца» Натальи Водяновой. Одним из основных направлений работы является создание сети центров поддержки семьи для детей с нарушениями развития и их родителей.
Благотворительные акции проводятся и на телевидение. Отправляя слово «Добро» sмs сообщением, вы можете помочь тяжелобольным детям.
В 2015 году первый канал провел также и благотворительный марафон «Всем миром» по сбору денежных средств для жителей Дальнего Востока пострадавшим от наводнения.
Существуют и благотворительные фонды помощи бездомным животным.
Леонид Михайлович Рошаль – российский педиатр и хирург, Президент международного Благотворительного Фонда помощи детям при катастрофах и войнах. Целью этого фонда является оказание специализированной хирургической помощи детям в чрезвычайных ситуациях (катастрофах, войны, террористические акты и т. д.)
Несомненно, что люди, которые работают в этих фондах, милосердны.
6. Милостыня.
- Одно из дел милосердия – милостыня. А как вы себе представляете, что такое милостыня?
Подая́ние (милостыня) - добровольная раздача (пожертвование) своих денег, продуктов питания, одежды, различных бытовых предметов и других ценностей, а также иная помощь другим людям, как правило, нуждающимся (нищим или бедным).
- Иисус Христос учил: «Всякому просящему у тебя – дай»
-Но это должно быть волей сердца. Если у тебя нет денег, то молитва за этого человека – это тоже милостыня. Подавший милостыню умножил количество добра в мире. Он принес добро самому себе. От этого его душа стала светлее.
Однажды Иисус Христос сидел около храма и смотрел, как люди кладут деньги в кружку. Многие богатые оставляли очень много денег. Но Христос обратил внимание не на них, а на бедную вдову, которая принесла всего две мелкие монеты. Христос сказал, что бедная вдова положила больше всех – потому, что она отдала все, что у неё было, и сделала это от чистого сердца.
- Но у детей ещё денег нет. Как вы думаете, что может пожертвовать ребенок?
- Можно ли родиться добрым и милосердным? Нет. Но можно этому научиться.
7. Творческая работа в группах (3 группы).
Задания для групп: найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.
Вы узнали, что рядом живет одинокая бабушка.
В минуту твоей беды тот, кого ты считал своим лучшим другом, не помог тебе.
Мальчик забыл в автобусе ранец с учебниками
Вы нашли у своего дома маленького котенка
Один из дежурных заболел, девочка берется за уборку одна. Ей нужно поднять стулья, подмести, принести воду, вытереть пыль и вымыть пол. Ваши действия?
Девочку из первого класса толкнул старшеклассник. Она стукнулась о стену и больно ударила руку. Девочка присела около стены и заплакала. Вы идете мимо и видите плачущую девочку. Ваши действия?
Зимой бывает скользко. Вы идете по улице. Перед вами идет бабушка и вдруг она падает. Ваши действия?
8. Работа над рассказом «Не очерствей»
- Как вы считаете, нужно ли милосердие в наше время?
Не очерствей!
В моём подъезде на 5 этаже живёт старушка. Муж её умер пять лет назад, а года два назад её дочка вместе со своим мужем и двумя маленькими детьми попали в аварию, разбились. Когда я шла в университет, на двери подъезда было объявление, написанное от руки: "Потеряла 100 рублей, кто найдёт — верните, пожалуйста, в квартиру 76, пенсия маленькая, хлеб не на что купить". В 76 квартире жила та старушка. Я достала из кошелька 100 рублей и поднялась на 5 этаж. Отдала старушке деньги, она заплакала: "Ты уже двенадцатый человек, который принёс мне деньги. Спасибо". Я улыбнулась и уже подошла к лифту, когда бабушка сказала мне: "Доченька, сорви объявление с двери, его не я писала". Старушка стояла и плакала. Доброта и сочувствие людей дает мне надежду.
- Почему старушка плакала?
IV Работа над закреплением изученного.
1.Собери пословицы.
- Соберите пословицы о милосердии, доброте и сострадании, подготовьте объяснение значений этих пословиц.
Дающая рука не отболит, | будешь всем милее. |
Доброе сердце | кто добра не творит не кому. |
Живи добрее, | берущая не отсохнет. |
Доброе слово лечит, | о чужой беде болит. |
Худо тому, | а злое калечит. |
2. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию:
подать милостыню | утешить плачущего | отдать игрушку брата |
прощать от сердца обиды | не мстить за зло | творить добро не на показ |
накормить голодного | напоить жаждущего | посетить больного |
дать из-за боязни показаться жадным | помочь немощному по хозяйству | сделать доброе ради похвалы или благодарности |
предупредить об опасности | дать в обмен на что-то | дать добрый совет |
подарить то, что самому негоже | одеть бедного | поделиться последним куском хлеба |
V. Подведение итогов урока.
- Заканчивая нашу беседу-размышление, хочется ещё раз обратиться к слову милосердие.
- Продолжите фразу « Милосердие – это….»
- Почему на Руси всегда приветствовался человек, оказавший ближнему милость? (Милосердие в христианстве – добродетель)
- Закончите фразу «Ближний для меня….»?
VI. Домашнее задание.
Составить вопросы к кроссворду:
П | О | Н | И | М | А | Н | И | Е | |||||||||
С | О | Ч | У | В | С | Т | В | И | Е | ||||||||
М | О | Р | А | Л | Ь | ||||||||||||
Д | О | Б | Р | О | Т | А | |||||||||||
Щ | Е | Д | Р | О | С | Т | Ь | ||||||||||
У | В | А | Ж | Е | Н | И | Е | ||||||||||
С | О | С | Т | Р | А | Д | А | Н | И | Е | |||||||
С | В | О | Б | О | Д | А | |||||||||||
С | О | П | Е | Р | Е | Ж | И | В | А | Н | И | Е | |||||
З | А | П | О | В | Е | Д | И |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по ОРК и СЭ № 12 по теме: "Милосердие и сострадание"
Представлен конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль"Основы православной культуры" по . . . теме: "Милосердие и сострадание"....
Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"
С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми ...
Христианские добродетели. Милосердие и сострадание.
Урок по предмету "Основы православной культуры" в 5 классе....
Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»
Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»...
Презентация к уроку "Милосердие и сострадание" (православная культура)
презентация к уроку по православной культуре...