Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Урок по ОРКСЭ 4 класс.
Учебник: Беглов А.А., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы мировых религиозных культур.
Тип урока: урок – знакомство с новым материалом.
Цель: способствовать формированию представлений о добре и зле, о появлении этих понятий в мировых религиях.
Задачи:
предметные: - определить понятия «добро», «зло»;
- на примере христианской религии изучить понятия «грех», «грехопадение», «раскаяние (покаяние)», «спасение», «воздаяние».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_orkse.docx | 28.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по ОРКСЭ 4 класс
Учитель МБОУ СОШ с.Петровское
Сафина Наталья Владимировна
Учебник: Беглов А.А., Саплина Е.В., Токарева Е.С.
Основы мировых религиозных культур.
Тема урока: Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.
Тип урока: урок – знакомство с новым материалом.
Цель: способствовать формированию представлений о добре и зле, о появлении этих понятий в мировых религиях.
Задачи:
предметные: - определить понятия «добро», «зло»;
- на примере христианской религии изучить понятия «грех», «грехопадение», «раскаяние (покаяние)», «спасение», «воздаяние».
метапредметные:
- помочь учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала;
-создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения;
- способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- способствовать развитию коммуникативных умений: уметь грамотно и доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнёров по общению;
- создать условия для формирования умений групповой работы.
Планируемые результаты:
- понимание светской и религиозной морали для выстраивания конструктивных отношений;
- знание и принятие жизненных ценностей.
Форма проведения: групповая.
Оборудование: карточки со словами «добро», «зло»; карточки-задания для работы в группах; таблицы для индивидуальной работы; рисунок с изображением робота; учебник.
Ход урока
I. Создание атмосферы психологического комфорта.
-Начнём наш урок с улыбки. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Глубоко вдохните и выдохните вчерашнюю обиду, злобу и беспокойство.
II.Актуализация знаний.
-Недавно учёные изобрели робота, его зовут Робик. Но запрограммировать его они ещё не успели.
Теперь представьте, что вы получите в подарок этого робота. Какими бы качествами вы хотели наделить Робика. Каким он должен быть?
Учитель фиксирует на доске ответы детей:
умным
добрым
смелым
весёлым и др.
-А какие поступки он должен будет совершать? (добрые, хорошие поступки)
-Поработайте, пожалуйста, в группах и составьте список добрых поступков для Робика.
(учащиеся работают в группах)
Проверка работы в группах.
-Как вы думаете, вы справились с заданием, не спрятались ли в ваших записях злые поступки?
(Просмотрев свои записи, дети дают ответ)
-Приведите примеры злых поступков из жизни. (учитель выслушивает ответы детей)
-У вас на столе два высказывания, прочтите их и попробуйте определить, о чём они?
1.Стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и даже растению. Это всегда получает положительную оценку людей, приносит людям счастье и радость. (О добрых поступках, о доброте)
(Учитель вывешивает на доску карточку со словом «Добро»)
2.Намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. Это всегда получает отрицательную оценку, приносит людям горе. (о злых поступках, о зле)
(Учитель вывешивает на доску карточку со словом «Зло»)
III.Постановка учебной задачи.
-Какова же тема нашего урока? («Добро и зло»)
-Можете ли вы ответить на вопрос: что появилось раньше «добро» или «зло»? Древние народы и религии тоже пытались найти ответ на этот вопрос.
-Какая же цель нашего урока? (узнать, как объясняют появление добра и зла мировые религии)
IV. Решение учебной задачи.
-Представьте, что мама однажды принесла домой красивую шкатулку и сказала: «Чтобы не случилось, никогда её не открывай!» Шкатулку вы видите каждый день, так как она стоит на видном месте.
-Как бы вы поступили? Я не буду спрашивать каждого. У вас на столе лежат листочки поставьте на них «+», если открыли бы и «-«, если не открыли бы. Сложите листочки пополам, я пройду и соберу. (Листочки не подписываются)
(Изучаем мнение детей)
-Древние греки считают, что жила женщина по имени Пандора, из любопытства она открыла ларец, из него в мир вырвалось зло. И с тех пор зло стало жить среди людей.
Послушайте притчу о двух волках
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, уважение к людям, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
-Что же сильнее в человеке добро или зло? (они равны по силе)
-Что же побеждает в человеке и почему? (если мы стараемся делать добрые поступки, то побеждает добро; если часто совершаем плохие поступки, то побеждает зло).
-Народы Древнего Востока тоже считали, что добро и зло – равные друг другу силы и появились они одновременно с этим миром.
-В религиях с добром и злом связано ещё несколько понятий. Чтобы лучше в них разобраться, я предлагаю вам заполнить таблицу. Найдите у себя на столе таблицы. Заполнить первую строку нам поможет библейский рассказ о том, как Бог создал первых людей.
Работа по учебнику, страница 24 (читаем до слова «грехопадением»)
-Какова была цель Бога при создании первых людей? (человек будет управлять миром и беречь его)
-Что называется грехом в религиях? (непослушание человека Богу)
-А в повседневной жизни, что общество считает грехом? (злые поступки)
Основные понятия, связанные с добром и злом | Мнение общества | Мнение религий |
грех | злые поступки | непослушание богу |
-Что называется грехопадением? (первое нарушение заповеди)
-А какую заповедь нарушили первые люди, вы узнаете из статьи «Это интересно» на странице 25.
(Чтение статьи)
-Посмотрите на старинную гравюру. Почему Адам и Ева в раю не показывают лицо Богу, не смотрят ему в глаза? (потому что они его ослушались, нарушили заповедь, им стыдно)
-Были угодны Богу злые поступки людей? (нет) Поэтому сегодня эти определения греха слились в одно.
Физминутка
Все дружно трудились, наверно устали,
Быстро все сразу за партами встали.
Если я назову добрый поступок человека, хлопайте в ладоши, если злой поступок топайте ногами:
- защитил слабого;
- толкнул ногой щенка;
- проведал больного друга;
- обидел одноклассника;
- нагрубил взрослым;
- уступил старушке место в автобусе;
- помог маме помыть посуду;
- ослушался маму, играл со спичками;
- желал всем людям только добра.
-Давайте вернёмся к нашему роботу. Напомните, пожалуйста, какие качества мы использовали, чтобы его запрограммировать. (добрые, хорошие)
-Жил-жил Робик рядом с нами и однажды стал совершать плохие поступки. Как вы думаете, почему же робот начал совершать злые поступки? (однажды случился сбой в программе и он совершил плохой поступок)
-Сможет ли он теперь стать лучше или будет становиться хуже? Давайте попробуем узнать какими качествами нам надо его наделить, чтобы совершив плохой поступок, он не стал злым и опасным.
Обратимся за помощью к учебнику. (страница 25)
-Что же должен уметь Робик просить прощение или раскаиваться? (раскаиваться, так как если человек просит прощение и не признаёт своей вины, то он не сможет измениться к лучшему)
-Прочитайте притчу на странице 26 о блудном сыне. Обсудите в группах, почему отец простил сына? (сын раскаялся, признал свою вину и поэтому отец простил его)
-Рассмотрите картину Рембрандта «Возвращение блудного сына». Какие краски использовал художник при написании картины? (тёмные, чёрные, красные, золотисто-коричневые)
-О чём нам рассказывает цветовая гамма картины? (красный цвет – тревога, что отец не примет и не простит сына, золотисто-коричневый: кажется, что на сына падает свет, он блуждал во тьме (чёрные краски) и нашёл дорогу к свету, к спасению, так как воссоединился со своим отцом)
Продолжим работу с нашей таблицей. Что такое раскаяние и спасение?
Основные понятия, связанные с добром и злом | Мнение общества | Мнение религий |
грех | злые поступки | непослушание богу |
раскаяние | признание своей вины | изменение внутреннего мира человека к лучшему |
спасение | чувствовать себя в безопасности | восстановление связи с Богом |
Послушайте басню Олеси Емельяновой, которая называется «Добро и Зло», она поможет нам заполнить следующую строку таблицы.
Счастливые, как вешние ветра,
Шли по дороге вместе два Добра.
Но Злу ведь тоже дома не сидится
Настигло их и начало глумиться:
С ног сшибло, сапогами топчет, бьет,
В лицо шипит, смеется и плюет,
Истошно воя сквозь угар кровавый,
Мол, нету на меня нигде управы!
Одно Добро слезами залилось,
Второе, кулаки сжав, поднялось –
Оно со Злом три дня, три ночи билось,
И с той поры зовется – Справедливость!
Зло наказав, она обет дала,
Что будет защищать Добро от Зла.
Чиня Добру обиды, помнить надо,
Что Справедливость тоже где-то рядом.
-Было ли наказано зло? (зло было наказано справедливостью)
-Христиане верят, что концом человеческой истории станет победа над грехом, окончательное восстановление связи человека и Бога. Это произойдёт во время Второго пришествия на землю Иисуса Христа. В этот момент человека ждёт суд и воздаяние за его дела, добрые или злые.
Тот, кто не стремился к спасению, совершал дурные поступки, не сможет быть с Богом.
-Что же такое воздаяние, по мнению общества и религии?
Основные понятия, связанные с добром и злом | Мнение общества | Мнение религии |
грех | злые поступки | непослушание богу |
раскаяние | признание своей вины | изменение внутреннего мира человека к лучшему |
спасение | чувствовать себя в безопасности | восстановление связи с Богом |
воздаяние | справедливость | награда за добрые дела и наказание за злые |
-Понятия «грех», «раскаяние», «воздаяние», «спасение» присущи всем мировым религиям.
Хотите ли вы добавить ещё какие-нибудь качества характера вашему роботу? (да, поступать справедливо, справедливость)
V.Рефлексия.
-Что мы сегодня должны были узнать на уроке? (узнать, как объясняют появление добра и зла мировые религии)
-Решили ли мы поставленную задачу? (мы узнали, как объясняют появление добра и зла древние народы и христианская религия)
-Совершенно верно, о том, как объясняется появление добра и зла в исламе, буддизме, иудаизме мы узнаем на следующем уроке.
VI.Самооценка
-Теперь попробуйте заглянуть в свой внутренний мир и честно ответить на мои вопросы.
Возьмите таблицы такого вида:
1 | 2 | 3 |
-Поставьте в первой колонке (+) - если вы считаете, что хоть раз совершили в жизни плохой, злой поступок, (-) – никогда не совершали злых поступков, (?) – если не знаете, совершали или нет.
-Поставьте во второй колонке (+) - если раскаиваетесь в своём поступке, (-) – не раскаиваетесь, будете поступать также.
-Поставьте в третьей колонке (+) – вам было всё понятно на уроке, (?) – было понятно, но не всё,
(-) – всё было непонятным.
-Легко ли признать человеку, что он совершил плохой, злой поступок? (тяжело признавать свою вину)
-Легко ли будет вам рассказывать о своих добрых поступках, вы выясните дома.
VII.Домашнее задание.
-Запишите все добрые дела, которые вы совершите за неделю. Можно начать писать книгу «Добрые дела моей жизни»
VIII.Итог урока
-Закончить наш урок мне хочется притчей.
Притча о том, как изменить мир
Один человек решил изменить мир. Но мир такой большой, а он такой маленький. Тогда он решил изменить свой город. Но город такой большой, а он такой маленький. Тогда он решил изменить свою семью. Но семья у него такая большая, одних детей десяток. Так этот человек добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким: самого себя.
-Помните, каждый из нас создает мир, в котором мы живем, и только от нас зависит, каким он будет: злым или добрым, безобразным или красивым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния". Конспект урока (методическая разработка) по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю ОМРК.
Методическая разработка (план-конспект) урока по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю "Основы мировых религиозных культур". Тема "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания". Урок-беседа....
«Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»в курсе ОРКСЭ
Урок по темам 9-10 уроков "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния" по программе ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религигиозных культур". Конспект уроока, на которо формируются осознанные, четк...
«Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»в курсе ОРКСЭ
Урок по темам 9-10 уроков "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния" по программе ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религигиозных культур". Конспект уроока, на которо формируются осознанные, четк...
Конспект урока по теме "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния".
Основные виды деятельности на уроке - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка твор...
Конспект урока по теме "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния" (продолжение темы)
Основные термины и понятия урока - грех, грехопадение, покаяние, добро, зло. Виды деятельности - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источ...
«Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»
Методическая разработка к уроку ОРКСЭ...
Урок: Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния
Формирование представлений учащихся о понятиях «добро» и «зло» с позиции нравственного смысла....