«Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Методическая разработка к уроку  ОРКСЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Егорова Наталья Геннадьевна, учитель начальных классов

Методическая разработка к уроку  ОРКСЭ

Тема урока: «Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»

(1 ый урок по теме)

Тип урока: урок-беседа
Цели урока:

- познакомить с возникновением добра и зла у разных народов, в иудаизме и христианстве 
- повторить и закрепить изученный материал

Задачи урока:
- проследить различие трактовки возникновения добра и зла

- познакомить с новыми понятиями

- познакомить с творениями художников XIX и XX века.
Оборудование и наглядность:
- компьютер
- проектор
- интерактивная система Mimio

- система голосования Mimio
- презентация (собственная разработка)
- тест (собственная разработка)
- учебник

 Беглов А.Л., Саплина Е.В. Основы мировых религиозных культур - М.: Просвещение, 2012. -79 с.

                                                   Ход урока.

  1. Организация деятельности учащихся.
    Сегодня на уроке вы познакомитесь с творениями художников, узнаете новые притчи, поработаете в группе.
  2. Проверка домашнего задания и знаний, полученных ранее. (Используется система голосования)

- Что изучали на прошлых уроках (ответы учащихся)
- Сейчас будите отвечать на вопросы теста. Он покажет, насколько хорошо помните, то, что изучали на прошлом уроке, а также на других уроках. Возьмите, пульт. Выбирать можно только один ответ - а, б или в. (На доске, после того, как все проголосовали, появляется правильный ответ, затем появляется новый слайд с вопросом.)

                                                     Тест                                                                                                                                                                   
                                                   (1 слайд)
Мировые религии - это …
а) христианство, буддизм, ислам
б) христианство, ислам, буддизм, иудаизм
в)  ислам, буддизм, иудаизм
                                                 
(2 слайд)
Скрижали - это….
а) железные таблички
б) свиток из пергамента
в) каменные таблички
                                                   
(3 слайд)
Древняя религия Индии?
а) буддизм
б) ислам
в) индуизм
                                                 
(4 слайд) 
Из каких частей состоит библия?
а) Новый Завет и Ветхий Завет
б) Писания и Деяния апостолов
в) 114 частей - сур
                                                    (
5 слайд)
Мудрецы иудеев?
а) раввины
б) диаконы
в) ламы
Итак, тест закончен. Вы не только повторили пройденное, но и выяснили, что не всегда были правы, так как была возможность сравнить ваш вариант с правильным ответом.

- Какой вывод для себя сделали? Кто доволен собой?

  1. Сообщение темы урока.

- Сейчас я прочитаю вам притчу. Постарайтесь её запомнить. Это поможет вам при выполнении следующего задания.

Любовь и ненависть

Надумала ненависть мир уничтожить.
Превратилась она в огонь и давай палить все вокруг!
Увидела это любовь и стала на её пути - водой.
Сделалась тогда ненависть разрушительным ураганом.
Но и любовь не дремлет: стала перед ней несокрушимой скалой.
Дальше - больше. Ненависть - мором.  Любовь - исцелением. Ненависть - войной. Любовь - миром.
И так, сколько бы ни пыталась ненависть уничтожить мир, всегда перед ней надежной преградой вставала любовь.
Она и сейчас стоит.
Иначе давно бы уже не было мира...
 (На доске, которая расположена на боковой стене, заранее начерчен дом без крыши.)
- Как вы думаете, какие дела совершала любовь, а какие ненависть? (Добрые и злые.)
- На парадную дома учитель прикрепляет табличку «добро», а на другую «зло».
- Назовите дела любви. (Учитель прикрепляет таблички: «любовь», «созидание»,
«исцеление», «мир».)
- Назовите дела ненависти. (Учитель прикрепляет таблички «ненависть», «разрушение», «
мор», «война»)
- Добро и зло живут в одном доме (рисует крышу), под одной крышей.

- Как вы считаете чего в мире больше добра или зла?
- Что появилось раньше добро или зло?
- Как вы понимаете, что такое грех?
- Кто догадался, о чём пойдёт речь?
Открывается
1 слайд презентации с темой урока.
- Запишите в тетрадь тему урока.
4. Работа по теме урока
а) Работа с понятиями: добро, зло, грех.
-
Так что же такое добро и зло? Дайте определение этим понятиям.
- Посмотрите на доску.
2 слайд (определения слова добро)
На слайде вы видите толкование слова добро из разных источников.
- Прочитайте толкование по Ожегову.
Добро - все положительное,
 хорошее.
- Как вы понимаете значение слова положительное? (То, что заслуживает одобрения)
- Как вы понимаете значение слова хорошее? (То, что доставляет удовольствие, радость, полезное.
 
- Прочитайте толкование из Википедии — свободной энциклопедии.
Добро - антоним понятия зла, означает намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния, например, помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем, радостью, любовью тех или иных людей.
- Как вы понимаете выражение «полезное деяние»? (Совершать добрые поступки, дела.)
- Запишите любое определение в тетрадь.
- Приведите из своей жизни примеры добрых поступков, дел.
3 слайд (определения слова зло)
- Прочитайте толкование зла из Википедии — свободной энциклопедии.

Зло — противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.
- Прочитайте второе определение.
В широком смысле зло относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку, или порицается ими с какой-либо стороны. В этом смысле и ложь, и безобразие подходят под понятие зла. В более тесном смысле зло обозначает страдания живых существ и нарушения ими нравственного порядка.
- Запишите любое определение в тетрадь.
- Назовите злые поступки.
- При ответе на вопрос о соотношении добра и зле мнения между вами разделились. Этот же вопрос о преобладании зла или добра в мире составляет предмет спора между пессимистами (у них отрицательный, негативный взгляд на жизнь) и оптимистами (они уверенны в лучшем будущем).
- Как вы считаете, у разных народов, религий трактовка появления добра и зла одинаковая или разная и почему?
- Проверим правильность ваших высказываний. Начнём с Народов Древнего Востока.
б) Работа с учебником и заполнение таблицы.
4 слайд (таблица «Появление добра и зла». В ней 2 графы: Народы Древнего Востока, Древние греки.)
- Откройте страницу 24  и прочитайте про себя 1 абзац. В паре обсудите ответы.
Обсуждение результатов работы и заполнение таблицы на доске (презентация  в Mimio - ответы вытаскиваются) и в тетради.
- Как, по мнению народов Древнего Востока,  появилось добро и зло? (Народы  Древнего Востока считали, что добро и зло появились вместе с этим миром.)
-  Древние греки считали так же, как и народы Древнего Востока о появлении добра и зла? (Нет. Зло пришло в мир, вырвавшись из ларца, который открыла женщина по имени Пандора.)
  Этот сюжет многие художники использовали для своих картин, например
 Николо Реньери в 1882 год написал «Пандора с ларцом», а Борис Валеджо в 1992 году написал картину «Пандора».
Слайды 5,6 (с картинами)
в) Рассказ заранее подготовленного учащегося.
   Пандора ("всем одаренная") - в греческой мифологии первая женщина, созданная Афиной и Гефестом по велению Зевса, стремящегося отомстить людям, для которых Прометей похитил божественный огонь.
  Гефест вылепил ее, смешав землю с водой. Афина одела в серебряное платье и увенчала золотым венцом. Женщину назвали Пандора, так как боги наделили девушку красотой, драгоценностями, нарядами. По замыслу верховного бога она должна была принести людям соблазны и горести, поэтому Зевс вручил ей запечатанный ларец, в котором были заключены все несчастья и бедствия.
  Спустившись на землю, любопытная Пандора не утерпела и сломала печать ларца, выпустив на волю ненависть, разочарование, боль, беды, болезни и пороки, до этого неведомые человечеству.
  Но все, же глава богов не хотел прослыть жестоким. В ларце оказалось чувство, способное победить любое зло — надежда.
- Как вы считаете, почему этот сюжет интересен художникам разных эпох?
г) Рассказ учителя о появлении добра и зла у христиан и иудеев.
В библии - священном писании христиан и иудеев говорится, что когда человек нарушил заповедь Бога, то связь между Богом и людьми прервалась. Мир стал жесток, то есть на Земле появилось зло.
Непослушание человека Богу стали называть грехом, а первое нарушение заповеди - грехопадением.
-Что такое грех? Приведите примеры.
- Посмотрите на определение понятия греха.
Слайд №7 (определение)
Грех — прямое или косвенное нарушение религиозных заповедей (заветов Бога) В соответствии с православным вероучением под «грехом» понимаются действия, совершение которых наносит вред человеку, прежде всего, его душе.
- Запишите в тетрадь.
- Самостоятельно найдите в учебнике и запишите, что такое грехопадение.
- Кто записал? Прочитайте (спросить несколько учащихся)
- Как можно восстановить связь с Богом? ( Ответы учащихся.)
- Проверьте своё предположение. Самостоятельно прочитайте об этом на странице 25 в последнем абзаце.
- Кто из вас оказался прав?
- Что такое покаяние? (Изменение, восстановление связи с Богом, спасение от греха.)
- О борьбе добра и зла в других религиях поговорим на следующем уроке.
- Но во все времена люди разных национальностей боролись и продолжают бороться со злом и искоренять зло нужно, прежде всего, в себе.
6. Рефлексия. 
- Что нового узнали
?
-
Как нужно бороться со злом? (Искоренять зло,  прежде всего, в себе.)
7. Домашнее задание.
Каждый учащийся получает кроссворд. (См. приложение к уроку.)
Разгадать кроссворд вам помогут знания, полученные на уроке, а также материал учебника стр. 24-25 и повторите определения, которые сегодня записали в тетрадь.

Используемая литература:        
1. Санин (Монах Варнава) Маленькие притчи для детей и взрослых: в 2
х т.
т.2. - М.:Учреждение культуры, искусства, науки и образования «Духовное преображение» - 2012. - с.12
2. Значение слова добро (эл. ресурс) // Википедия: Режим доступа: ru.wikipedia.org (12.01.13)
 
3. Значение слова зло (эл. ресурс) // Википедия: Режим доступа: ru.wikipedia.org (12.01.13) 
4.Пандора, шкатулка Пандоры (эл. ресурс)
Режим доступа:
 http://aforizmu.com/myths/pandora.php (14.12.12)

                                                   

                                                   

                                                            Кроссворд.
                                                Приложение к уроку.
По горизонтали:
2. В греческой мифологии первая женщина.
4. В греческой мифологии похититель божественного огня.
7. В греческой мифологии чувство, способное победить зло.
По вертикали:
1. Что вырвалось из ларца, по мнению Древних греков.  
3. Противоположность зла.
5. Непослушание человека Богу.
6. Нарушение заповеди жития в Раю.

1

2

3

                                                             

5

4

6

7

 Ответы на кроссворд:
По горизонтали:
2. Пандора
4. Прометей
7. Надежда
По вертикали:
1. Зло
3. Добро
5. Грех
6. Грехопадение

Заготовка для дома (на доске)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния". Конспект урока (методическая разработка) по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю ОМРК.

Методическая разработка (план-конспект) урока по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю "Основы мировых религиозных культур". Тема "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания". Урок-беседа....

«Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»в курсе ОРКСЭ

Урок по темам 9-10 уроков "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния" по программе ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религигиозных культур". Конспект уроока, на которо формируются осознанные, четк...

«Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»в курсе ОРКСЭ

Урок по темам 9-10 уроков "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния" по программе ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религигиозных культур". Конспект уроока, на которо формируются осознанные, четк...

Конспект урока по теме "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния".

Основные виды деятельности на уроке - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка твор...

Конспект урока по теме "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния" (продолжение темы)

Основные термины и понятия урока - грех, грехопадение, покаяние, добро, зло.  Виды деятельности - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источ...

Урок: Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния

Формирование представлений учащихся о понятиях «добро» и «зло» с позиции нравственного смысла....

Урок: Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния

Презентация к уроку - помощь в усвоении темы....