Конспект урока на тему: "Православный храм"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Данный урок является уроком № 14 в модуле «Основы православной культуры». В основу подготовки урока-исследования были положены главные принципы и требования педагогической науки: взаимосвязь обучения и воспитания, учет логики предмета, последовательность и системность, ясность и доступность изложения, наглядность, эмоциональность, учет возрастных особенностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs111.docx | 296.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение.
Данный урок является уроком № 14 в модуле «Основы православной культуры». В основу подготовки урока-исследования были положены главные принципы и требования педагогической науки: взаимосвязь обучения и воспитания, учет логики предмета, последовательность и системность, ясность и доступность изложения, наглядность, эмоциональность, учет возрастных особенностей детей. Урок-исследование разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлен на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование. Актуальность данного урока-исследования в том, что наши дети имеют достаточно скудные знания о зарождении православной религии, ее истории, церковных праздниках, жизни и деятельности святых, обустройстве храмов, поэтому цель данного урока – дать представление о назначении православного храма, его устройстве и разновидностях православных храмов.
Задачи урока-исследования:
- Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
- Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию г. Серпухова.
- Познакомить с понятием «храм – дом Божий».
- Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
- Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
Планируемые результаты
Личностные результаты: узнают о назначении и устройстве православного храма, о «церковном этикете», храмовых предметах. Научатся различать части православного храма, храмы от других строений, типы колокольных звонов, вести себя в храме в соответствии с «церковным этикетом».
Познавательные: ориентироваться в системе знаний; находить ответы на вопросы; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими; формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами; учить детей осмысливать нравственные ценности и высказывать собственное суждение; воспитывать бережное отношение к наследию предков; усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме.
Оборудование: презентация «Православные храмы», карточки для индивидуальной работы. видеофильм о храмах г. Серпухова, «Колокольный звон», «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, Советский энциклопедический словарь.
Практическая часть.
Ход урока.
Организационный момент.
Ребята с каким настроением вы пришли на урок. Каждый наш с вами урок будет обогощать вас новыми знаниями. Вам нужно будет только приложить старания.
Актуализация знаний.
Чтобы узнать тему сегодняшнего урока я предлагаю вам разгадать небольшой кроссворд. Он перед вами на экране. (Слайд 1)
Вопросы к кроссворду.
а) Как называют главу церкви ? (Патриарх)
б) Могущественный князь, крестивший Русь.(Владимир)
в) Установленный текст, который читают верующие при обращении к богу, к святым. (Молитва)
г ) Имя одного из самых почитаемых святых Русской православной церкви. В юности до принятия монашества его звали Прохор. (Серафим)
п | В | |||
А | Л | М | С | |
Т | А | О | Е | |
Р | Д | Л | Р | |
И | И | И | А | |
А | М | Т | Ф | |
Р | И | В | И | |
Х | Р | А | М |
Определение темы
.
Назовите ключевое слово кроссворда.
Постановка проблемы.
Что люди делают в храмах?
Как устроен православный храм?
Кто уверен в правильности своего ответа?
Мы встретили с вами затруднение. Какие затруднения возникли?
Какие цели нам надо поставить на данный урок?
Чтобы достичь поставленных целей проведём исследовательскую работу.
А работать мы с вами мы в группах. У каждой группы свой пакет с заданиями.
Повторим правила работы в группах. (Слайд 2)
Задания для 1 группы.
Выяснить, используя текст интернет ресурсы , словарь Ожегова, Советский энциклопедический словарь значения слова храм по плану:
Что такое храм?
Как в старину называли храм?
Зачем люди посещали храм?
Где строились храмы на Руси?
Задания для 2 группы.
Используя научно- познавательный текст ( см. приложение) исследовать внешнее устройство храма по плану:
В форме чего строились и строятся храмы?
Какие части выделяют у православного храма?
Что символизирует купол7
Почему звонят колокола?
Какие бывают колокольные звоны?
Приложение
-На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей.
Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.
Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.Храм строился в виде корабля – это означало, что мир – бурное, житейское море, а храм – корабль, спасительный Ноев ковчег, на котором можно его переплыть. Храм в виде звезды означал, что мир – пустыня, а храм – путеводная звезда в ней. Если храм строился в виде креста – это свидетельствовало о том, что Церковь получила свое начало и силу через Крест Христов, а если в виде круга – вечность и неодолимость Святой Церкви. Купол храма напоминает нам о небе. Крест – это распростертые руки Бога, зовущие нас к Себе . Часто на храме строят не одну, а несколько глав . Купол же заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.
-две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;
-три главы (три Лица Святой Троицы);
-пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);
-семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);
-девять глав (девять чинов Ангельских);
-тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и большее количество глав.
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола. Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.Четыре типа колокольного звона: благовест, трезвон, перезвон и перебор. Звон в один колокол называется «благовест» (1) (благостная, радостная весть о богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон» (2). Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон» (3). Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.
Задания для 3 группы.
С помощью учебника с.48-51 исследовать внутренние строение храма. Выяснить, что такое: кадило, алтарь, канун, иконостас, царские врата, икона.
Задания для 4 группы.
Составить из слов правила поведения в храме, под названием «Церковный этикет».
Входить с храм в молитвой. вести себя храме в тихо благоговейно . во время не толкаться, спокойно стоять на одном месте. во время службы нельзя разговаривать. Мужчинам стоять а женщинам находиться в храме в платке с непокрытой головой. Если что-то не знаешь -тихо спроси
1)Входить в храм с молитвою.
2)Вести себя в храме тихо и благоговейно.
3)Во время службы нельзя разговаривать, не толкаться, спокойно стоять на одном месте.
4)Мужчинам стоять с непокрытой головой, а женщинам находиться в храме в платке.
5)Если что-то не знаешь -тихо спроси.
Физминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на левой ножке
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке
По тропинке побежали.
До лужайке добежали
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки
Стоп! Немного отдохнём.
И домой пешком пойдём.
Выступление 1 группы ( Слайд 3)
Выступление 2 группы( Слайды 4-6,слайд 7 видеофильм)
Выступление 3 группы ( Слайды 8-10)
Выступлении 4 группы
Первичное закрепление
А сейчас давайте проверим как вы запомнили материал нашего урока. Под картинками нужно написать что это такое.
Мы с вами живём в старинном городе. В нашем городе много храмов. Посмотрите видеофильм.( Слайд 11)
Какие храмы нашего города вы узнали?
Каждой группе я предлагаю собрать из пазлов храм нашего города и используя материал проекта, над которым вы работали рассказать о нём. (Слайды 12-15)
Храм Николы Белого Успенская церковь
Церковь Ильи Пророка Храм Всех Святых
Храмы иначе называют церквами, потому что верующие, собирающиеся здесь на молитву, составляют церковь (то есть собрание или общество) Храм или церковь – всегда были центром жизни русского человека. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его благодати, где люди обращаются к Богу.
Рефлексия
Что такое храм?
Что нового вы для себя узнали?
Достигли ли вы целей, которые ставили на данный урок?
О чём бы хотели узнать на следующим уроке? (Слайд 16)
Домашнее задание
1.Рассказать родителям ,что вы узнали об устройстве православного храма.
2.Прочитать с.48-51. Ответить на вопросы.
Заключение
Отличительной чертой урока - исследования является целостность, т. е. связность всех его этапов и их подчинённость одной функции – открытию или доказательству какого-то нового знания, идее урока. В ряду эффективных форм активизации исследовательской, поисковой активности школьников особое место занимает урок-исследование, т. к. он может служить стартовой площадкой для детских исследований, дать мощный импульс детскому мышлению, позволяет увидеть много интересных проблем для собственных изысканий, продуцировать большое количество самых разных гипотез. Таким образом, организация исследовательской деятельности создаёт благоприятные условия для развития универсальных учебных действий у младших школьников.
Список литературы
1. Учебник А.Кураев « Основы православной культуры» Москва, Просвещение.
2. Шумакова, Н. Б. Развитие исследовательских умений младших школьников// Москва, Просвещение, 2011 – 158 с.
3. Электронное пособие « Основы религиозных культур и светской этики»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Православный храм"4 класс
Урок по теме "Православный храм" 4 класс, урок №14, автор учебника А.В.Кураев...
Конспект урока по теме: «Православный храм»
ОРКСЭ, модуль "Православие"...
Обобщающий урок по теме " Православный храм" с элементами викторины
В данном материале содержится конспект урока,опросный лист для детей....
Конспект урока по теме "Православный храм!
Цель: Дать представление о назначении православного храма и его устройстве.Задачи:Познакомить с понятием «православный храм».Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устро...
Урок по теме "Православный храм"
Конспект урока по теме "Православгый храм"Презентация по теме "Православный храм" https://cloud.mail.ru/public/2e47/32t1Ynfpo...
Конспект урока ОРКСЭ Тема Православное учение о человеке. 4 класс
Предмет: Основы православной культуры. А.В.Кураев. Урок в 4 классе. Материал содержит конспект урока, презентацию.Тема урока: Православное учение о человеке....
Методическая разработка по ОРКСЭ 4 класс Урок по теме: «Православный храм» - представляет собой урок - путешествие.
Урок в 4 классе по теме: «Значимость православного храма для русской культуры» способствует формированию у учащихся представлений о храмовой архитектуре. В процессе урока учащиеся изучают ...