Конспект урока по теме: «Православный храм»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Мальцева Евгения Алексеевна

ОРКСЭ, модуль "Православие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_hram.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра истории и культуры религий народов России

Тема «Православный храм»

Слушатель курсов повышения квалификации по предмету _____Мальцева Е.А.____

Ф.И.О.

Место работы _______ГБОУ ЦО «Бескудниковский»____________

Москва 2016

Тема: «Православный храм»

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи:

-обучающие:

ввести  понятие «православный храм»;

познакомить учащихся с назначением, устройством  и правилами поведения в православном храме;

cформировать представление о ценности храма как святыни для православных христиан;

-развивающие:

        развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащение, расширение  словарного запаса учащихся.

-воспитательные:

сформировать  представление о том, что культура есть еще и система запретов во имя гармоничного  развития личности;

воспитывать  ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию нашей страны

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов,

учебник А.В. Кураева «Основы православной культуры»

Планируемые результаты:

предметные: освоение новых понятий, правил,построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

метапредметные: умение работать с информацией,определение и формулирование темы и цели учебной деятельности на уроке;

умение оценивать результат своей деятельности.

личностные: умение бережно относиться к материальным и духовным ценностям, посещая православный храм; развитие этических чувств.

Основные понятия: храм, иконостас, алтарь, аналой,канун,амвон,притвор,кадило,икона, престол, паникадило, благословение.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг.момент.

2 мин

2.Самоопределение к деятельности

2 мин

3.Изучение нового материала

30 мин

4.Первичная проверка

5 мин

5.Рефлексия

5 мин

6.Домашнее задание.

Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть на уроке.

Надеюсь, сегодняшний урок будет для вас интересным и полезным.

Давайте вспомним тему прошлого урока: назовите мне золотое правило этики.(Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы поступали по отношению к вам).

Тему нашего  сегодняшнего урока вы узнаете, отгадав загадку:

Сюда приходят в день воскресный,

А в праздник здесь порою тесно.

Здесь люди каются, спасаются,

Как это место называется?

Ответы детей: храм

Да, тема нашего сегодняшнего урока- «Православный храм»

Слайд №1

Сегодня на уроке мы узнаем, как устроен православный храм, как правильно себя вести в храме.

Откройте тетради и запишите тему урока : «Православный храм»

Какое однокоренное слово вы знаете?(хоромы).Это здание, дом. Храм - это особый дом.

Прочитайте определение в учебнике на стр.48 и запишите в тетрадь

Слово храм мы можем заменить словом церковь

Церковь- это место( здание), где собираются верующие,  а так же этим понятием называют всех верующих в Иисуса Христа людей.

-Для чего же нужен человеку храм? Зачем люди посещают  храмы?

Так повелось давно, что на месте поселения человека сначала строилась церковь.Храмы всегда строились на самом высоком месте.Человек хотел всегда выделить место, где обитал бы мир, любовь и покой. Таким местом является храм.В праздничные дни и на богослужение в церковь приходят почти все жители.

История первых храмов:

Вскоре после крещения Руси в 988 году начинается строительство  христианских храмов в русских городах. В Киеве, на месте, где стоял идол Перуна, князь Владимир велел построить храм в честь св.Василия великого, имя которого князь Владимир получил при крещении.Другой великолепный каменный храм князь построил в честь Пресвятой Богородицы в 996 году.Эта церковь получила название Десятинной, так как на ее содержание князь определил десятую часть своих доходов. В 989 году были построены две церкви в Новгороде: деревянная, во имя св.Софии, и каменная во имя Богоотец Иоакима и Анны. В Ростове в 992- 995 годах строится храм во имя Успения Пресвятой Богородицы; возводятся церкви в Киеве, Суздале, Белгороде.

-Были ли вы когда-нибудь в православном храме? Как себя ведут люди в храме, чем заняты?Что особенно вас удивило, что запомнили?

В храме совершаются крещения, венчания, отпевания. На протяжении многих веков около храма устраивались народные собрания. Как вы думаете, почему?( звон колокола оповещал людей, созывал на молитву), рядом  с храмом  устраивались торговые площади. Поэтому православный храм являлся местом общих народных собраний.

Послушайте стихотворение Татьяны Шороховой :

Его я видел много раз,

Но близко так – впервые.

Смотрю, не отрывая глаз,

На главки золотые.

На колокольню, на кресты,

На голубя на крыше…

Ему оттуда, с высоты,

Кажусь я ростом ниже.

На купол солнце льёт и льёт

Сиянье золотое,

И, кажется, что он поёт

Застывшей красотою.

Слайд  №2

Посмотрите на фотографии. Чем похожи все храмы?

Купола - это то, что завершает здание сверху. На что похожи по форме?( пламя свечи).На шлем воина. Тем самым символизируют борьбу со злом.

Цвет купола тоже имеет свою символику.

Золотые купола символизируют Божественную славу. Поэтому златоглавыми чаще всего устраивают храмы, посвященные Господским праздникам. Голубой или синий цвет купола символически изображают небесную чистоту и непорочность. Эти купола венчают храмы, посвященные Божией Матери. Купола храмов, посвященные Живоначальной Троице, имеют, как правило, зеленый цвет. Храмы, освященные в честь святых, также, как правило, имеют зеленые купола.

Число главок храма достаточно разнообразно и имеет своё символическое значение. 1 глава – означает Единого Бога. Например,храм Покрова на Нерли. 5 глав – 4 евангелиста во главе с Господом. Например,Успенский собор Кремля, храм Христа Спасителя. 12 глав – символизируют 12 апостолов. Например, Верхоспасский собор Кремля.

Крест- символ веры. Крест находится как бы на границе храма и неба. Через крест Бог соединил Себя с людьми в своей крестной смерти.

Представим себе, что мы с вами идем в храм.

Перед тем, как войти в храм, нужно знать некоторые правила. Кто их знает?

В храме надо вести себя тихо, не бегать, не разговаривать.Надеть скромную одежду, мальчикам не надо приходить в шортах, девочкам надо надевать платочек, быть в юбке.

Итак, мы заходим в храм.

Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. (слайд  №3) Раньше  на паперти молились кающиеся грешники. Также на паперти бедные просят милостыню

Православный храм делится на три части: притвор, сам храм  и алтарь.

Давайте пройдём в притвор. (слайд№4) 

Притвор -  означает «перед дверьми»

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Над притвором обычно строится колокольня.

 (слайд№5 ) 

Вторая самая большая часть – сам храм, место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. (слайд №6)

Записываем  : аналóй-  это небольшой высокий четырёхугольный столик с покатым верхом. 

Здесь и у других икон ставят  свечи о здравии  близких и родных.

С левой же стороны стоит панихидный столик- канун,  здесь  ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные  богослужения.(слайд №7)

В самом храме мы видим: иконы, свечи, к своду подвешено паникадило (большая люстра).

Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвящённым. (слайд №8)

Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.Алтарь отделяется от храма иконостасом - перегородкой, на которой в несколько рядов располагаются иконы, обращённые ликами к молящимся верующим.Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона, т.е. изображение того праздника или того святого, в честь которого освящён храм.

В иконостасе есть 3 двери, главные из которых средние (Царские врата). Перед Царскими вратами находится круглая площадка - амвон, на которой проповедник читает проповеди, происходит причащение.

Через Царские врата невидимо выходит Сам Христос — Царь Славы в Святых Дарах. Когда Царские врата открыты, то вы можете увидеть, что находится внутри алтаря.

Самое важное место в алтаре — престол - особо освящённый четырёхугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

Давайте прочитаем в учебнике  и запишем в тетрадь основные понятия:

Учебник   стр 48-51 читаем и записываем в тетрадь:

канун- квадратный столик, где ставят свечи за упокой души умерших

алтарь-возвышенная часть в храме, отделенная от остальной части здания перегородкой (иконостасом).

Благословение-  такое пожелание добра, которое сочетается с молитвой к Богу о том, чтобы это добро осуществилось.

Иконостас- перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма.

-Как вы поняли смысл последнего абзаца на стр 51?

-О чем напоминает запрет на вход в алтарь?

Давайте посетим храм Вознесения в Коломенском и посмотрим , как устроен храм своими глазами.

Слайд №9

https://clck.ru/AM423

Сегодня мы многое узнали об устройстве храма, давайте проверим, на сколько вы были внимательны .Угадайте, о чем идет речь:

Столик в церкви с наклонной доской
В храме прямо по центру стоит.
Называют его ....
Древний образ на нём возлежит.
Подойду я к нему, подтянусь
И к иконе святой приложусь.  (аналой)

Красивая в храме преграда,
Скрывающая алтарь…
Иконы на ней ряд за рядом
Под своды восходят, как встарь.  (иконостас)

Порог округлый перед алтарём…
Здесь причащают взрослых и ребят.
Когда стоят священники на нём,
То проповедь к народу говорят.  (амвон)

Скажите,о  каких правилах поведения в храме Вы узнали?

Можно ли молиться без иконы?

Вы, наверное, заметили, что в храме  всё находится в строжайшем порядке, имеет свой символический смысл и служит одной цели – спасению души человека. Поэтому человек свою душу тоже должен освободить от всего того, что мешает добрым помыслам и поступкам. В душе человека тоже должно быть всё в строгом порядке. Отсюда среди православных христиан появилось   выражение «храм души». Я желаю вам, чтобы и вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего плохого  и взращивая  добро и любовь.          

Тысячи лет люди ходят в храм.

Идут страждущие и плачущие –и там утешаются.

Идут растерявшиеся – и там получают наставление.

Идут провинившиеся – и получают прощение.

Идут счастливые – поделиться радостью и поблагодарить Бога.

Береги  храм   в своей душе и созидай его всю свою жизнь.

Закончите предложение:

Сегодня на уроке я узнал, что___________________________

Домашнее задание: подготовить сообщение о храме на выбор.

Отвечают

Отгадывают загадку

Записывают в тетрадь

Читают текст в учебнике и записывают определение в тетради:Храм- это божий дом,здание,построенное для молитвенных собраний.

Рассказывают о своих наблюдениях и впечатлениях

Рассказывают о своих наблюдениях

Рассматривают

фотографии

Называют:

девочкам надо надеть платочек, креститься при входе в храм.

Записывают : аналóй-  это небольшой высокий четырёхугольный столик с покатым верхом. 

Записывают: канун- столик,где ставятся свечи за упокой,

Записывают:алтарь-возвышенная часть в храме, отделенная от остальной части здания перегородкой (иконостасом).

Читают текст учебника стр48-51 и выписывают понятия:

благословение, икона,

Анализируют прочитанное и формулируют высказывания

Виртуальная экскурсия

Слушают, анализируют,

отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

Записывают в тетрадь:

Сегодня на уроке я узнал, что___________________________

Использованные ресурсы:

1.Обернихина Г.А   Методическое пособие для учителя(поурочные разработки к учебнику А.В.Кураева«Основы православной культуры»)

2.http://moodle.mioo.ru/mod/folder/view.php?id=45903

3.http://www.pravoslavie.ru/683.html

4.https://azbyka.ru/dictionary


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Православный храм"4 класс

Урок по теме "Православный храм" 4 класс, урок №14,  автор учебника А.В.Кураев...

Конспект урока на тему: "Православный храм"

Данный урок является уроком № 14 в модуле «Основы православной культуры». В основу подготовки урока-исследования  были положены главные принципы и требования педагогической науки: взаимосвязь обу...

Обобщающий урок по теме " Православный храм" с элементами викторины

В данном материале содержится конспект урока,опросный лист для детей....

Конспект урока по теме "Православный храм!

Цель:  Дать представление о назначении православного храма и его устройстве.Задачи:Познакомить с понятием «православный храм».Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устро...

Урок по теме "Православный храм"

Конспект урока по  теме "Православгый храм"Презентация по теме "Православный храм" https://cloud.mail.ru/public/2e47/32t1Ynfpo...

Методическая разработка по ОРКСЭ 4 класс Урок по теме: «Православный храм» - представляет собой урок - путешествие.

Урок в 4 классе по теме: «Значимость православного храма для русской культуры» способствует формированию у учащихся представлений о храмовой архитектуре. В процессе урока учащиеся изучают ...