Конспект урока по ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры». Тема: "Заповеди"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Учащиеся на уроке знакомятся с тем, что такое «заповедь», «скрижали», какие заповеди были даны людям через пророка Моисея, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея», что общего у воровства и убийства, как зависть гасит радость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 97.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры».
Тема: Заповеди
Тип урока: урок получения новых знаний
Цель: осмысление моральных и этических норм, записанных в заповедях и предъявляемых к человеку в православной культуре.
Задачи:
образовательные:
знакомство учащихся с десятью заповедями Моисея;
воспитательные:
формирование у учащихся представлений о законах и ценностях христианской морали;
развивающие:
расширение кругозора учащихся;
способствование развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений;
содействие развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля.
Оборудование: А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры». 4-5 классы: учебное пособие для общеобраз. учреждений /А.В. Кураев.- М: Просвещение, 2016; карточки для работы в группах «Тексты заповедей»; карточки для работы в паре «Пословицы», индивидуальное задание на листах «Кроссворд», мультимедийный проектор, ноутбук, звуковые колонки.
Презентация «Заповеди» https://docs.google.com/presentation/d/1DNJXrSMuNwr8jHZGgWWb8o8wwLMirYQia6P1DhHb07E/edit#slide=id.p3
УУД:
Личностные: объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих ценностей; вырабатывать правила поведения; понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности.
Регулятивные: самоорганизовывать свое рабочее место; определять и формулировать учебную задачу, цель деятельности на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками; фиксировать индивидуальное затруднение; составлять план действия по работе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; сравнивать, анализировать, обобщать; отличать неизвестное от уже известного в диалоге с учителем и одноклассниками; выделять главное в тексте, отделять от второстепенного; выполнять действия по алгоритму; понимать текст, извлекать необходимую информацию; использовать знаково-символические средства; делать выводы.
Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи, устно давать ответ на вопрос, слушать и понимать речь других; работать в парах, группах, распределять роли; уметь вести диалог в паре, стараться договориться, уметь уступать, находить общее решение, вступать в диалог; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Предметные результаты
Знать: что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея.
Уметь: рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит радость.
Основные термины и понятия: заповедь, Заповеди Божии, Пророк, Моисей, Десять заповедей.
Ход урока:
1.Оргмомент.
Звучит аудиозапись отрывка из песни «Дорога добра» сл. Юрий Энтин, муз. Марк Минков (последний куплет).
-Ребята, улыбнитесь друг другу, настроимся на путешествие на уроке дорогою добра.
2.Проверка домашнего задания.
- Почему покаяние называют лекарством для души?
- Какие шаги в покаянии вы можете назвать?
Зачитывание мини-рассказов «Как исправлять ошибки?», «Лекарство для души», «Спешить делать добро».
3. Актуализация знаний.
- Ребята, вы все хорошо знаете стихотворение В.В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?».
Крошка сын
к отцу пришёл,
и спросила кроха:
— Что такое
хорошо
и что такое
плохо?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с ответом на этот вопрос.
- Выясним, какое у вас понимание ответа на этот вопрос. Продолжите мою фразу.
Учитель поочерёдно зачитывает фразы. Ученики высказывают свои предположения.
- Человек поступает плохо, если… - Человек поступает хорошо, если…
- обманывает - не врет
- ворует - не берет чужое
- не уважает старших - уважает старших
- убивает - уверен, что убивать нельзя
- завидует - не завидует другим
4. Определение цели урока – постановка основополагающего вопроса.
- Эти правила помогают людям в повседневной жизни не совершать плохих поступков. Сегодня на уроке мы познакомимся с такими правилами, а точнее духовными законами, которые оберегают нас от беды и учат, как жить и строить отношения с Богом и людьми. Такие духовные законы называются заповеди.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(Заповеди.)
5. Первичное усвоение новых знаний.
Работа в тетради. Запись темы урока и новых слов.
Заповеди Божии — нравственные правила, данные Богом.
- А каким образом люди узнали об этих заповедях?
Просмотр мультфильма «Моисей. Дарование Закона. Православные мультфильмы» https://www.youtube.com/watch?v=GbY2hI2OvcM
Словарная работа. Запись новых слов в тетрадь.
Пророк — человек, призванный Богом для передачи людям повелений Бога, заповедей, предсказаний будущего.
Моисей — великий пророк, по преданию, автор книг Библии (Пятикнижия Моисея в составе Ветхого Завета). На Синайской горе принял от Бога Десять заповедей.
Скрижали - две каменные плиты, на которых выбито было десять заповедей.
Работа с учебником. Стр 40.
- Прочитайте 1-ый и 2-ой абзац параграфа.
- О чём мы узнали в прочитанном отрывке?
(Мы узнали, как люди получили от Бога закон через пророка Моисея.)
- Как вы считаете, а зачем нужен закон?
(Законы устанавливают порядок в жизни людей.)
- Как могут быть полезны христианские заповеди в наше время современному человеку?
(Чем лучше мы будем соблюдать законы человеческой жизни, тем больше будет добра и любви на земле. Если вы будете правильно себя вести, может быть, глядя на вас, будут также вести себя ваши друзья, знакомые, братья, сёстры и даже взрослые, а потом и ваши дети. Чем больше будет хороших людей, тем прекраснее будет мир.)
Физкультминутка
- Первые четыре заповеди говорят об отношениях человека с Богом.
- Главное содержание первых четырех заповедей — это сохранение верности людей истинному Богу, нашему Творцу, недопустимость подмены поклонения Богу поклонением Его Творению — т.е. камням, горам, лесам, идолам разного рода, разным материальным предметам.
- Познакомимся с ними.
1-я заповедь:
«Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».
Бог не претендует на первенство среди неких богов. Он не желает, чтобы Ему оказывали больше внимания, чем каким-то другим богам. Он говорит, чтобы поклонялись Ему Одному, потому что других богов просто не существует.
2-я заповедь:
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им»
Бог вечности не может быть ограничен образом из дерева или камня. Попытка сделать это унижает Его, извращает истину.
3-я заповедь:
«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно»
Эта заповедь не только запрещает ложные клятвы и те обычные слова, которыми люди божатся, но она также препятствует небрежно или с легкомыслием произносить имя Господа, не думая о Его святом значении.
4-я заповедь:
«Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя...»
Суббота представлена здесь не как новое установление, но как день, утверждённый при творении. Мы должны помнить о нём и соблюдать его в память о делах Творца.
- Познакомимся с основными заповедями, которые регулируют отношения между людьми.
Работа в группах.
Обсуждение каждой заповеди. Карточки для работы в группах «Тексты заповедей». Приложение №1.
- Обсудите в группе, как вы понимаете предложенную вам заповедь? Подготовьте мини-сообщение.
После каждого ответа группы, учащиеся читают ответ в учебнике. Стр.40.
- Найдите отрывок в учебнике, поясняющий эту заповедь, зачитайте. Правильно ли объяснили учащиеся?
- В ходе каждого выступления учитель дополняет, конкретизирует, приводя свои примеры с опорой на презентацию.
Группа №1.
заповедь | от чего предостерегает заповедь | как требует поступать заповедь |
Почитай отца твоего и матерь твою | Предполагаемый ответ учащихся: от неуважения к родителям и вообще к старшим людям в обществе | Предполагаемый ответ учащихся: слушаться родителей, уважать и беречь их; ухаживать за ними в старости |
- Заповедь пятая: Слайд №6.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
Тем, кто любит, почитает своих родителей, обещается не только награда в Царстве Небесном, но даже в земной жизни благословение, благополучие и многолетие. Чтить родителей это значит уважать их, проявлять послушание им, помогать им, заботится о них в старости, молится о их здравии и спасении, а когда они умрут, молится о упокоении их души.
Группа №2.
заповедь | от чего предостерегает заповедь | как требует поступать заповедь |
Не убий | Предполагаемый ответ учащихся: От неуважительного отношения к жизни человека и других живых существ, от опасности стать убийцей | Предполагаемый ответ учащихся: Не прерывать жизнь при любой возможности, сохранять жизнь, которую всю создал Бог |
Заповедь шестая: Слайд №6.
Не убивай.
Убийство, отнятие жизни у другого человека и самоубийство, то есть самовольный уход из жизни – одни из самых тяжелых грехов.
Самоубийство – самый страшный грех. Это есть бунт против Бога, который дал нам драгоценный дар жизни. Но наша жизни в руках Божиих, мы не имеем права уходить из нее, когда нам вздумается. Совершая самоубийство, человек уходит из жизни в страшном помрачении отчаяния и уныния. Он уже не может покаяться в этом грехе, также он не может принести покаяние в грехе убийства, который он совершает по отношению к самому себе, за гробом покаяния нет.
Человек, лишивший другого жизни по неосторожности, также повинен в убийстве, но вина его меньше, чем у того, кто убивает сознательно. Также повинен в убийстве тот, кто способствовал убийству.
Группа №3.
заповедь | от чего предостерегает заповедь | как требует поступать заповедь |
Не кради | Предполагаемый ответ учащихся: От воровства, незаконного присвоения имущества других людей, государственного имущества. | Предполагаемый ответ учащихся: Не брать без разрешения чужую вещь; всегда возвращать чужое. |
Заповедь седьмая: Слайд №6.
Не кради.
Нарушением этой заповеди является присвоение чужой собственности, как государственной, так и частной. Виды воровства могут быть разнообразны: грабеж, кража, обман в торговых делах, подкуп, взяточничество, уклонение от налогов, тунеядство, святотатство (то есть присвоение церковного имущества), всевозможные аферы, махинации и мошенничества. Кроме этого к грехам против этой заповеди можно отнести всякую нечестность: ложь, обман, лицемерие, лесть, подхалимство, человекоугодие, так как в этом случае люди пытаются также приобрести что-то, например, расположение ближнего, нечестным, воровским путем.
Группа №4.
Заповедь | от чего предостерегает заповедь | как требует поступать заповедь |
Не прелюбодействуй | Предполагаемый ответ учащихся: Храни верность тому, кто тебя любит и любим тобою. Залог сохранения семьи. | Предполагаемый ответ учащихся: Сохранять тёплые отношения в семье. |
Заповедь восьмая: Слайд №7.
Группа №5.
Заповедь | от чего предостерегает заповедь | как требует поступать заповедь |
Не лги | Предполагаемый ответ учащихся: от всякой неправды, обмана, перекладывания своей вины на другого человека. | Предполагаемый ответ учащихся: Не говорить никому неправды, не обманывать, не вводить человека в заблуждение в своих интересах. |
Заповедь девятая: Слайд №8.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Этой заповедью Господь запрещает не только прямое лжесвидетельство против ближнего своего, например в суде, но и всякую ложь, сказанную в адрес других людей, как то: клевета, поклеп, ложные доносы. «Не судите, да не судимы будете» (Мф.7:1),- предупреждает Спаситель.
Группа №6
заповедь | от чего предостерегает заповедь | как требует поступать заповедь |
Не завидуй | Предполагаемый ответ учащихся: От недоброго чувства к людям, которые имеют вещи, качества, способности, которых нет у тебя. | Предполагаемый ответ учащихся: уметь радоваться чужому доброму событию; не хвастаться, делиться с другими людьми своей радостью. |
Заповедь десятая: Слайд №9.
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.
Заповедь эта запрещает зависть и ропот. Нельзя не только делать плохое людям, но даже иметь греховные, завистливые мысли против них. Любой грех начинается с мысли, с помысла о нем. В начале человек начинает завидовать деньгам и имуществу ближних, потом в его сердце зарождается помысел украсть это добро у своего брата, и вскоре он воплощает свои греховные мечты в действие.
Физкультминутка
- Первичная проверка понимания.
Самостоятельная работа в парах. Карточки для индивидуальной работы. Приложение 2.
- Прочитайте пословицы и заповеди. Соедините пословицу с заповедью.
Совместная проверка. Зачитывание ответов.
- Первичное закрепление.
Прослушивание аудиозаписей рассказов и басен для детей Л.Н.Толстого.
- Подберите, какая из заповедей отражена в главной мысли произведения?
(«Черепаха и орёл» - Не завидуй.
«Лгун» - Не лги.
«Галка и голуби» - Не завидуй.
«Старый дед и внучек» - Почитай отца твоего и мать твою.
«Два купца» - Не укради.
«Собака и её тень» - Не завидуй.)
Самостоятельная работа. Индивидуальное задание на листах «Кроссворд».
1Д | 2М | ||||||
Е | О | 3З | 4С | ||||
5С | К | Р | И | Ж | А | Л | И |
Я | С | П | Н | ||||
Т | Е | О | А | ||||
Ь | Й | В | Й | ||||
Е | |||||||
Д | |||||||
6Б | И | Б | Л | И | Я |
По вертикали:
- Сколько всего заповедей дал Бог человеку?
- Имя пророка, получившего заповеди
- Правила, данные Богом, помогающие различать добро и зло
- Гора, на которой Моисею были даны заповеди
По горизонтали:
- Каменные доски, на которых были записаны заповеди
- Книга, в которой записаны заповеди.
8. Подведение итогов. Рефлексия.
- Удалось ли нам раскрыть тему сегодняшнего урока?
- Сможете ли вы теперь ответить на вопрос: «Что такое хорошо, а что такое плохо?» Перечислите десять заповедей.
- Для чего же служат заповеди людям?
- Можем ли мы сказать, что заповеди Моисея не утратили своего значения и сегодня? Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом заповеди?
(Да, потому что нравственные законы важны для любого времени.)
Домашнее задание:
1. Выписать из учебника в рабочую тетрадь пять заповедей.
2. Для тех, кто хочет знать больше.
Церковнославянский текст десяти заповедей в Русской Православной церкви выглядит следующим образом:
- А́зъ є́смь гсдь бг҃ъ тво́й, изведы́й тѧ̀ ѿ землѝ єгѵ́петскїѧ, ѿ до́му рабо́ты: ¦ Да не бу́дутъ тебѣ̀ бо́зи ині́и ра́звѣ Менє̀.
- Не сотворѝ себѣ̀ кумі́ра, и всѧ́кагѡ подо́бїѧ, єли͂ка на небесѝ горѣ̀, и єли͂ка на землѝ ни́зу, и єли͂ка въ вода́хъ подъ земле́ю: ¦ да не поклони́шисѧ ѝмъ, ни послу́жиши ѝмъ.
- Не во́змеши и́мене гсда бг҃а твоегѡ̀ всу́е.
- Помни день суббѡ́тный, є́же свѧти́ти єго̀: ¦ ше́сть дні̀й дѣ́лай и сотвори́ши (въ ни́хъ) всѧ͂ дѣла̀ твоѧ͂. Въ де́нь же седьмы́й — суббѡ́та гсду бг҃у твоему̀.
- Чтѝ отца̀ твоего̀ и ма́терь твою̀, да бла́го ти́ бу́детъ, и да долголѣ́тенъ бу́деши на землѝ бла́зѣ, ю́же гсдь бг҃ъ тво́й дае́тъ тебѣ̀.
- Не ѹбі́й.
- Не прелюбы̀ сотворѝ.
- Не ѹкра́ди.
- Не послу́шествуй на дру́га своего̀ свидѣ́тельства ло́жна.
- Не пожела́й не позе́́́̀̀̀̀єгѡ̀, ни рабы́ни єгѡ̀, ни вола̀ єгѡ̀, ни осла̀ єгѡ̀, ни всѧ́когѡ скота̀ єгѡ̀, ни всего̀ єли͂ка су́ть ближнѧгѡ твоегѡ̀.
- Попробуйте прочитать текст.
- Спасибо за урок!
Литература, источники.
1. Данилюк А. Я., Емельянова Т. В. и др. Основы религиозных культур и светской этики. Сборник рабочих программ. 4 класс/ - М.: Просвещение , 2014.
2. Кураев А.В. Учебник для общеобразовательных учреждений. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс/ - М.: Просвещение , 2016.
3. Аудиозаписи рассказов и басен для детей Л.Н.Толстого https://audioknigi.club/lev-nikolaevich-tolstoy-basni-i-rasskazy-dlya-detey
4. Православная энциклопедия «Азбука веры» https://azbyka.ru/zapovedi-bozhii-gumerov
5. Русские пословицы как иносказательное выражение христианских заповедей http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/03/25/russkie-poslovitsy-kak-inoskazatelnoe-vyrazhenie-khristianskikh-zapovedey
Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4-5 классов http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons/11
Приложение №1. Карточки для работы в группах «Тексты заповедей».
Группа №1.
заповедь | от чего предостерегает заповедь | как требует поступать заповедь |
Почитай отца твоего и матерь твою |
Группа №2.
заповедь | от чего предостерегает заповедь | как требует поступать заповедь |
Не убий |
Группа №3.
заповедь | от чего предостерегает заповедь | как требует поступать заповедь |
Не кради |
Группа №4.
заповедь | от чего предостерегает заповедь | как требует поступать заповедь |
Не лги |
Группа №5.
заповедь | от чего предостерегает заповедь | как требует поступать заповедь |
Не завидуй |
Приложение №2. Карточки для работы в паре «Пословицы».
Соотнесите пословицу и заповедь.
Приложение №3. Индивидуальное задание на листах «Кроссворд».
1 | 2 | ||||||
3 | 4 | ||||||
5 | |||||||
6 |
По вертикали:
- Сколько всего заповедей дал Бог человеку?
- Имя пророка, получившего заповеди.
- Правила, данные Богом, помогающие различать добро и зло.
- Гора, на которой Моисею были даны заповеди
По горизонтали:
- Каменные доски, на которых были записаны заповеди
- Книга, в которой записаны заповеди.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/20/picture-148156-1353423161.jpg)
Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"
С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми ...
Конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль Основы православной культуры.Тема: "Православное учение о человеке"
Методическая разработка урока по учебнику А. Кураева "Основы православной культуры"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/06/picture-102602-1391694386.jpg)
Конспект урока по ОРКСЭ модуль Основы православной культуры с презентацией.Тема "Заповеди"
Данный урок был мной проведен на районном семенаре по ОРКСЭ и заслужил высокую оценку присутствующих на нем гостей....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/07/picture-14035-1481134707.jpg)
Открытый урок по ОРКСЭ модулю"Основы православной культуры" по теме "Заповеди"
Открытый урок по ОРКСЭ по теме "Заповеди"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/18/picture-1189840-1574093200.jpg)
Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры" Тема "Культура и религия"
Данный урок относится к курсу "ОРКСЭ" в 4 классе, модуль "Основы православной культуры", тема "Культура и религия". На этом уроке учащиеся познакомятся с понятиями "...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/03/picture-1195432-1575395005.jpg)
конспект урока ОРКСЭ (модуль " Основы православной культуры") по теме: Православное учение о человеке
квалификационная работа по результатам прохождения курсов...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/30/picture-1008832-1572414774.jpg)
Технологическая карта по ОРКСЭ(модуль "Основы православной культуры") 4 класс на тему "Заповеди"
Технологическая карта по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") 4 класс на тему "Заповеди"...