Тема урока «Православный храм»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Устьянцев Дмитрий Андреевич
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_4_klass.docx46.54 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ

Дата: 5.11. 2024

Школа: №104

Класс:

Урок: 2

Время: 9:40 – 10:20 Кабинет: 206

Студент: Устьянцев Дмитрий Андреевич

Группа: 45

Учитель: Владова Светлана Борисовна

Методист: Мухина Ирина Георгиевна

Тема урока «Православный храм»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями православного храма и традициями поведения в нём.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.  познакомить с понятием «православный храм»;

2. познакомить с внутренним устройством храма и правилами поведения в нём.

Предметные:

  1. узнать о назначении и устройстве православного храма, нормах поведения в храме;
  2. распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл.

Развивающие:

1.развивать интерес к знаниям о храмах;

2.развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

Личностные:

  1. понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре;
  2. стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей;
  3. понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Воспитательные:

1. воспитывать уважение к мнению других обучающихся;

2. воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к уроку ОРКСЭ;

3. совершенствовать навыки сотрудничества посредством парной и групповой работы.

УМК: «Основы православной культуры» авторы А.В.Кураев 4 класс, 1 часть.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

Приветствует обучающихся.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дмитрий Андреевич. Сегодня я проведу у вас урок ОРКСЭ.

- Для того, чтобы сегодня хорошо разобраться в теме, нам предстоит узнать много новых слов и понятий. Надеюсь, что вы будете не только внимательными, но и активными учениками.

1.Приветствуют учителя.

2.Организуют своё учебное место.

Р: взаимодействовать с учителем в учебной деятельности.

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесные методы

(беседа)

Внешний контроль

1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

- Ребята, какая тема была у вас на прошлом уроке?

-В каком году было крещение Руси?

-Кто крестил Русь?

-Верно.

-Давайте с вами вернёмся к 5 заданию, которое вы делали на прошлом уроке.

-Какие изменения произошли после крещения Руси?

-Давайте послушаем стихотворение Юрия Соловьёва для определения темы сегодняшнего урока.

Стихотворение:

Мой Храм меня встречает тишиной,

Где свежий воздух – древних стен прохлада,

Вся суета осталась за спиной,

Душе уставшей церковь как награда.

Здесь нет призывов, суетных речей,

Немыслимо злословие и крики,

Мерцает пламя золотых свечей,

На тёмных досках оживают лики.

Их доброта струится от икон,

Под взглядами Святых немного трушу

И бьётся в сердце колокольный звон,

Когда пред Богом обнажаю душу.

Хоругви тихо плещут за спиной,

У царских врат склоню свои колени.

С престола Бог беседует со мной.

Ему раскаюсь в праздности и лени.

Мой Храм меня встречает тишиной,

Привычны взгляду старые иконы.

Вся суета осталась за спиной,

Здесь мир иной и здесь свои законы.

-Как вы думаете, о чём это стихотворение?

-Верно, но не просто о храме, а о православном Храме.

-Тема нашего сегодняшнего урока «Православный храм». Откройте тетради, запишите сегодняшнее число 5.11 и тему урока.

Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения

-«Как христианство пришло на Русь»

-В 988г.

-Князь Владимир Святославович

-Началось строительство храмов.

-О Храме

 К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Презентация

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания».

- Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу. Храмы нужны людям».

- Действительно ли человеку нужны храмы? Какую точку мнения вы поддерживаете? Выберите одно из высказываний и объясните свою точку зрения:

* Я считаю, что человеку нужны храмы….

* Я считаю, что человеку храмы не нужны….

- Нам нужны знания о православных храмах, чтобы мы познакомились с историческим наследием и культурой русского народа. Как вы считаете, какая ваша цель на этом уроке?

Узнать…

Ставят цель урока

-Узнать о православном храме

Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками.

Презентация

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, П

Словесные методы (объяснение, беседа),

Практический

Внешний контроль

Самопроверка

Организовывает работу обучающихся

- А что такое храм? Давайте прочтём с вами в учебнике на стр70. Запишите понятие в тетрадь.

- Какими были первые русские храмы? Из чего они строились?

- Ребята, как вы думаете, по своему внешнему виду все храмы одинаковы?

-Правильно, внешне храмы отличаются друг от друга.

В постройке храма принимают участие многие специалисты: архитекторы, строители, художники. Чаще всего по внешнему виду храм может напоминать корабль с высокой мачтой – колокольней и наполненными ветром парусами-куполами, движущийся на восток к Солнцу Правды Христу. Реже встречаются храмы в виде круга – символа вечности, креста – символа спасения людей, восьмиконечной звезды, означающей, что церковь подобно путеводной звезде сияет в этом мире.

- Но что общего есть у каждого храма?

 -Да, у каждого храма есть крест  и купол. Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо. Купола имеют форму «шлема» или «горящей свечи» и бывают разных цветов. Как вы думаете, почему так? 

-Золотые купола символизируют божественную славу.   Голубой или синий цвет купола символически изображает небесную чистоту и непорочность. Храмы, освящённые в честь святых, имеют зелёные купола.

- Также православный храм обязательно увенчивается крестом. Если взглянуть на храм, то создаётся впечатление, что он как бы летит в небо, особенно если построен на возвышении.

-Давайте прочитаем и запишем понятия «купол» и «крест».

-Скажите, в чём отличие мечети от храма?

ЗАДАНИЕ

(Задание №3 про купола)

-Ребята, а храм имеет звучание? Каким образом?

-Если посмотреть наверх, то можно увидеть, что высоко-высоко над землей на колокольне «живёт» большой колокол или даже целая «колокольная семья» из нескольких колоколов. Когда они звучат, о колокольном звоне говорят, что он плывет над землей.

Колокольный звон на Руси издавна называли серебряным, малиновым, красным. Считалось, что серебряный звон с переливами бывает у колокола, отлитого из сплава меди, олова и серебра. Красный звон – красивый, праздничный, веселый. Малиновый звон – от названия фламандского города Малин, в котором отливались колокола с особо чистым «голосом».

Звуки колокола заставляют каждого из нас открыть для себя что-то удивительное, как будто прикоснуться к тайне, пришедшей из глубины веков.

ЗВУЧИТ ЗВОН КОЛОКОЛА

- Какую роль играет храм в жизни людей? Откройте учебник на стр.18 и прочитайте первый абзац.

-Теперь откройте стр.19 и прочитайте последнее предложение перед последним абзацем.

-Прочитайте и запишите понятие «богослужение» в тетрадь.

-Ребята, как и в любом общественном месте, в храме существуют правила. Откройте учебник на стр. 19, прочитайте последний абзац.

-Отлично.

Организует работу в группах

-Вам дана картинка. Семья собирается в храм. Что в их облике не соответствует правилам посещения храма и правилам поведения в храме?

Отвечают на вопросы учителя

-Ищут понятие, читают, записывают

- Первые храмы строились из дерева, потому что на Руси было много лесов.

- Нет.

-предполагают, что общего у храмов

Предположения детей

-У мечети наверху «месяц», а у храмов «крест».

-С помощью колокольного звона.

Работают в группах

Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату;

Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

 разрешения трудностей.

Учебник стр. 70

Презентация

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

Словесные методы (беседа)

Практический метод

(упражнения)

Внешний контроль

Взаимоконтроль

А теперь я приглашаю вас пройти внутрь храма.  Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. В прежние времена на паперти молились кающиеся грешники. Также на паперти бедные просят милостыню.  Это – начало храма.

– Сам же Православный храм делится на три части: притвор, сам храм  и алтарь.

- Давайте пройдём в притвор. (Предположения детей, почему так назвали)

- Притвор -  славянское слово, которое означает «перед дверями». В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия.

-  Вторая самая большая часть – сам храм, место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение.

Главнейшая часть храма – алтарь. Место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог.

Самое важное место в алтаре – престол – особо освященный четырёхугольный стол. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

П : умение работать с моделями объектов,

сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза.

Презентация

Физкультминутка «Нос, пол, потолок»

Задача детей повторять именно движения за учителем, а не то, что он говорит, тем самым немного путая детей.

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха

Практические методы (упражнение)

Взаимоконтроль

Внешний контроль

Организует самостоятельную работу

-Подберите по смыслу слова из предложенных, впишите их в белые квадратики. (слова даны в словах для справок)

-Работаем самостоятельно.

Р: выполнение контроля и оценки работы.

Презентация

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

Самоконтроль

-Итак, сейчас вам нужно будет ответить на вопросы на листочке, которые я вам раздала. Потом вместе проверим ответы.

Тест:

1)Что такое храм?

2)Зачем  христиане ходят в храм?

3)Можно ли храм назвать собранием верующих?

4)Как нужно входить в храм?

5)Был(а) ли ты в храмах?

(Проверка)

П: выделение необходимых данных.

К: построение монологической и диалогических высказываний.

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные методы (беседа)

Самоконтроль

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся

-  Дайте оценку своей деятельности, отвечая на вопросы: какое задание я выполнял? Справился ли я с этим заданием? Сам справился или помогали?

-Поднимите карандаш:

* я с заданием справился самостоятельно (зеленый)

* я с заданием справился с помощью других (жёлтый)

* я с заданием не справился (красный)

Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала

П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по ОРКиСЭ ОПК в 4 классе по теме: "Устройство православного храма"

В данную методическую разработку вошли: технологичекая карта урока, презентация к уроку, приложение....

Конспект урока "Православный храм"

Коспект урока по ОРКСЭ на тему "Православный храм"...

Конспект урока "Православный храм"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Православный храм"...

Проетная работа по теме "Русский православный храм"

Проект по курсу "ОРКСЭ. Основы православной культуры"...

Урок "Православные храмы"

Урок по курсу ОРКСЭ (модуль"Основы православной культуры" 4 класс)...

Методическая разработка урока из курса ОРКиСЭ. Модуль «Основы православной культуры». 4 класс. Тема урока: «Православный храм».

Конспект урока из курса ОРКиСЭ.Модуль «Основы православной культуры». Тема урока: «Православный храм»Урок 16.Тип урока: традиционный, изучение нового материала.Цель урока:...