"Совесть"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
конспект урока по ОРКСЭ,4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_programme_osnovy_svetskoy_etiki_sovest.docx | 27.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по программе
«Основы светской этики»
Тема урока «Совесть»
Составители:
Пучкова Елена Николаевна
2016год
Цели урока:
1.Образовательные:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Познакомить с понятиями « совесть», « муки совести», «совестливый», «бессовестный»
2.Развивающие:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
- Совместно с учителем составлять план решения задачи.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
3.Воспитательные:
- Побуждать детей к тем поступкам, которые будут связаны с проявлениями совести и одобрены ею. Учиться регулировать свое поведение с помощью совести.
- Воспитывать совестливость, доброту и другие положительные качества характера.
- Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
1.Проблема урока: Есть ли враги у совести?
2. Целеполагание:
Притча о совести.
- Я беден и слаб, - сказал как-то учитель своим ученикам, - но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг - найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.
- Что делать нам? - спросили ученики. - Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!
- Дети мои, — сказал учитель, - есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!
- Мы молоды, — ответили ученики, - мы справимся! Нет ничего, что бы мы не совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе!
- Вы сильны, - ответил учитель, - для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея! Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда!
- Отправимся прямо сейчас! - загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:
- Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя?
- Прости, учитель! - ответил юноша. - Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания!
- Почему невыполнимо?
- Да ведь нет такого места, где никто не увидит, - ответил ученик. - Даже когда я совсем один, я сам вижу! Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим!
От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика!
Учитель:
- Почему же один из учеников отказался?
- Что побудило его к этому?
- Действительно, а есть ли такое место, где никто не увидит?
- А что же всегда видит, что мы делаем?( Наша совесть)
Вспомните, а был ли в вашей жизни такой момент, когда вы делали плохое, а вас в этот момент никто не видел? Что может удержать человека в этот момент от совершения плохого поступка?
3.Актуализация знаний:
Учитель:
- Что же такое совесть?
-Когда она появляется в человеке?
-Это качество врожденное или приобретенное?
- Что позволяет делать совесть, а что не позволяет?
Посмотрим в словаре, что значит « совесть».
По Далю :« Совесть-прирожденная правда» .
БСЭ :«Понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть - выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.»
Ожегов: «Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом…»
По словообразовательному словарю «со-свой» и «весть-знание», т.е. совесть- своё знание о хороших и плохих поступках, совершаемых нами.
Учитель:
Совесть регулирует наше поведение. А может ли человек быть беспомощен перед своей совестью? И тогда он испытывает « муки совести», её угрызения. Приходилось ли вам испытывать муки совести? С чем это было связано?
Учитель:
Я предлагаю высказывание философа Цицерона: «Самое главное украшение человека – чистая совесть». (Как понимаете?) Записать в тетрадь.
Учитель:
Что значит действовать по совести? Что значит «жить с чистой совестью»? Как чувствует себя человек совестливый? Как он живет?
- Почему в притче от последних слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика?
Совесть (Читает подготовленный ученик)
Словно ненаписанная повесть
Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес?
Для кого-то этот голос громок:
Слышит он души упрек немой,
Совершив проступок или промах -
Сразу же теряет свой покой.
А другой - уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось, ровно дышит
Человек, что совесть потерял.
Знаем, что она - бывает чистой;
А еще способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять.
Как маяк дана нам Духом Божьим
Совесть, чтоб могли свой видеть путь:
Можно - жить по совести, а можно -
Навсегда дать совести уснуть.
Яна Кузовлева
4. Первичная проверка новых знаний.
Учитель:
- Есть ли враги у совести? Что может заглушить совесть? Как будет жить бессовестный человек? А как его будут воспринимать окружающие люди? А нужно ли это делать?
Просмотр мультфильма « Враги совести». Назовите врагов совести…
5. Рефлексия. Работа в группах.
Составьте синквейн на тему нашего урока.
первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.
Примеры высказываний:
« Если совесть отдыхает днем, значит ночью она будет мучить»
«Угрызения совести начинаются там, где кончается безнаказанность»
«Сделка с совестью дорого стоит»
« Я знаю только одного тирана, и это тихий голос совести»
6.Домашнее задание:
- Вспомните литературных героев, которых побудила раскаяться в содеянном совесть.
- Мини-сочинение на тему «Что бы изменилось в жизни людей, если бы не было совести»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совесть
Урок по основам православной культуре в 4 классе....
А.Гайдар "Совесть"
Урок литературного чтения во 2 классе по технологии критического мышления через чтение и письмо....
«Совесть - это...»
Урок ориентирован на учащихся с повышенной мотивацией к обучению. На уроке рассмотрено слово с точки зрения грамматики, лексикологии, морфемики, словообразования и фразеологии....
Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ. Тема "Совесть" (ОСЭ)
Данная методическая разработка предназначена для учителей, работающих в 4 классе по учебному комплексу ОРКСЭ ислужит пособием при разработке и проведению урока по данному курсу. Содержание урока разра...
Презентация к уроку по курсу ОРКСЭ. Тема: "Совесть" (ОСЭ) 4 класс.
Данная презентация разработана к уроку "Совесть" (ОСЭ), курс ОРКСЭ 4 класс....
час общения "Совесть, благородство и достоинство - вот оно, святое наше воинство"
Данный час общения посвящен героям - воинам сегодняшних дней....
Гайдар. Совесть. 2 класс Гармония.
Тема: Аркадий Петрович Гайдар «Совесть». Цели: 1.Познакомить с рассказом А.П.Гайдара «Совесть»; помочь детям проанализировать этот рассказ. 2.Развивать навыки чтения: беглое, осозн...