«Совесть - это...»
план-конспект урока (3 класс) по теме
Урок ориентирован на учащихся с повышенной мотивацией к обучению. На уроке рассмотрено слово с точки зрения грамматики, лексикологии,
морфемики, словообразования и фразеологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_sovest_3.docx | 39.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
учителя ГБОУ гимназии № 1516
Харитоновой Светланы Васильевны
Тема урока «Совесть - это...»
Москва
Тема урока. Совесть - это...
ТДЦ урока.
Образовательный аспект.
- Закрепить знания учащихся о падежных окончаниях имен существительных,
особенно 3 склонения. - Повторить морфемный и орфографический разбор, некоторые морфологические признаки имен существительных.
- Вырабатывать умения в работе со справочной и дополнительной литературой, а также по общей осведомленности.
— Учить анализировать литературные произведения, объединенные одной темой, используя памятку - анализ.
- Обогащать словарный запас учащихся.
Развивающий аспект.
- Развивать речь учащихся.
- Развивать умения высказываться по определенной теме.
Воспитывающий аспект.
- Воспитывать систему отношений в коллективе.
- Воспитывать у учащихся систему оценки самого себя.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель. В начале было слово.
- Сегодня на уроке мы рассмотрим слово с точки зрения грамматики, лексикологии,
морфемики, словообразования и фразеологии. - Проанализируем литературные произведения, связанные воедино одной темой.
- Попробуем письменно высказать свои суждения.
II. Актуализация ЗУН.
Учитель. Родной язык - язык слов, больших и маленьких, простых и сложных, весёлых и
грустных, добрых и злых.
Слово устроено сложнее и хитроумнее, чем наиболее усовершенствованный механизм.
Учащиеся. Первая ученица читает стихотворение Я.Козловского «Слова умеют плакать и
смеяться».
1
Учитель.
— Какие слова, которые выражают чувства, вы знаете?
- Попробуйте объяснить их значение.
Учащиеся. Приводят примеры: радость, печаль.
Учитель.
— Перед вами словарь, обозначающий чувства, какие бы из них вы взяли для себя?
- Пусть вам поможет высказывание С. Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь...», «Глаза слепы. Искать надо сердцем».
Учащиеся. Находят в словаре слова и выделяют их маркером.
Учитель. Iв. Распределите выбранные слова по склонениям и запишите их в тетрадь
— Что помогло определить склонение?
Учащиеся. Записывают слова по склонениям. Проверяют в парах.
Заслушивается ответ одной пары.
Учитель. IIв. Задание группе филологов (в конверте). (Подобрать слова из словаря и вставить их вместо точек; объяснить свои варианты классу; если изменили окончание, и оно является безударным, объяснить эту орфограмму (в группе)).
Учащиеся. Вставляют слова в пословицы и объясняют свой выбор.
(В доброте и справедливости - залог дружбы и верности. Не лживость, а честность и благородство украшают человека).
2
Учитель.
— Говорят, что добрые слова притягиваются друг к другу, как «магнит». К какому одному слову как к «магниту» «притянулись» бы слова из словаря, предложенного вам. Докажите свою правоту друг другу.
/ пара объясняет свой выбор с использованием карточек - слов. Учащиеся. Это слово - совесть. Тема урока: «Совесть - это...»
3
Учитель. Что же такое совесть? Выберите из определений «совесть» и запишите в тетрадь то, что для вас является самым значимым в понятии «совесть». Учащиеся. Записывают в тетрадь определение «совести». Учитель.
- Почему вы выбрали именно эти предложения о совести?
- Какие источники помогли вам найти эти высказывания?
Учащиеся Зачитывают записанные предложения, называют источники, откуда взяты определения.
4
Учитель. Словари бывают разные: энциклопедические, филологические, по отраслям наук и др. Анатоль Франс, известный французский писатель называл словарь «вселенной, расположенной в алфавитном порядке». Мы затронем на уроке крупицу словарей - словари филологические.
- Толковый словарь (объяснение значения слов). «Словарь Академии Российской» (1789 г. - 43 257 слов, 1794 г. -51 388 слов
- Настоящей революцией в словарном деле стал «Толковый словарь живого великорусского языка», создан в середине 19 века В.И. Далем. В.И. даль начал собирать слова с 1819 г., словарь вышел в 1863 г. В словаре 200 000 слов, из них 80 000 слов В.И. Даль собрал самостоятельно. Он опирался на устную речь простого русского человека. (Показ портрета В.И. Даля и его словаря).
- Самым известным словарем 20 века был словарь Дмитрия Николаевича Ушакова, состоящего из 4х томов, включающих 85 289 слов (1935 -1940г.). (Показ портрета Д. И. Ушакова и его словаря).
- Его ученик Сергей Иванович Ожегов выпустил однотомный словарь в 1949г. Этот словарь переиздается 50 лет. Последний вариант словаря включает 80 000 слов и издан в 1997 г. В соавторстве с Н.Ю.Шведовой.
- Составление словарей - труд кропотливый и долгий. Никакие новшества в технологии не заменят интуиции человека, его внимательных глаз и трепетного отношения к слову. Интересны словари, связанные с происхождением слов (историке -- этимологические). Первый этимологический словарь издан в 1842г. Ф.С. Шимкевичем и назывался «Корнеслов русского языка». Он напечатал словарь на свои собственные деньги. Следующий этимологический словарь был издан через 50 лет.
Сообщение ученика
(О значении слова «совесть» из историке - этимологического словаря П.Я.Черных)
III. Закрепление знаний.
1
Учитель. Сейчас мы попробуем свои силы в составлении словообразовательного словаря.
— Составьте гнездо родственных слов к слову «совесть».
Учащиеся. Записывают в тетрадь: совесть, совестный, совестно, совестить, совеститься, бессовестный, бессовестно, добросовестный. (Один ученик на доске выполняет это задание, объясняет значение слов по вопросам учащихся и называет устаревшие слова).
Учитель.
- Кто хочет пополнить свои знания в области словообразования, может воспользоваться «Словообразовательным словарем слов» А.Н. Тихонова, в котором 145 000 слов. «Гнездо» слова «совесть» состоит из 26 слов.
- Обозначьте части речи этих слов и произведите морфемный разбор слова с противоположным значением к слову «совестный» (бессовестный).
- Почему в этом слове две буквы «С»?
Учащиеся. Обозначают части речи, производят морфемный разбор и проверяют правильность выполненного задания на доске.
2 Учитель.
— Назовите слово, близкое по значению к слову «совесть», но не являющееся родственным. (Можно воспользоваться словарем к уроку). Объясните его значение.
Учащиеся. Находят слово «стыд» и объясняют его значение.
Учитель. Есть ряд пословиц, подтверждающих близость понятий «стыд» и «совесть». Выберите из своих материалов к уроку одну из них и запишите в тетрадь.
Учащиеся. Записывают: «В ком стыд, в том и совесть». Объясняют значение записанных пословиц.
Учитель. Что же такое пословица? Пословица -- это образное выражение в форме предложения, имеет прямое, либо прямое и переносное значение. Свойство русской пословицы - её краткость и лаконичность.
— У разных народов есть пословицы, говорящие о том, что даже самое хорошее имеет какие-то недостатки.
Осетинская: И в хорошем огороде есть гнилые тыквы. Сенегальская: Даже в пруду с лотосами водятся лягушки.
— Аналогом какой русской пословицы они служат?
Учащиеся. И на солнце есть пятна.
Учитель. Показывает сборник пословиц. «Пословицы, поговорки, собранные В.И.Далем» и «Словарь пословиц».
3
Учитель. В русском языке есть устойчивые словосочетания, которые в отличии от пословиц, имеют только переносные значения.
- Как они называются? Учащиеся. Фразеологизмы.
Фразеологизмы отражают жизнь народа в далёкие времена, в них выражен дух народа, его история, обычаи. Интересна история фразеологизма «зарубить на носу», то есть хорошенько запомнить: носом в старину называли памятную дощечку, бирку, которую носили с собой неграмотные люди («нос» от глагола «носить»), делая на них различные заметки. Фразеологическое богатство русского языка огромно, фразеологизмов со словом «рука» более 50. В современном русском языке появляются фразеологизмы «подвести черту», «зажимать критику», «смотреть фактам в лицо».
Физминутка по командам
Даны 3 «мешка» - склонения, названия падежей и окончания имён существительных, а также чемодан с ключами. Необходимо приклеить по склонениям только те падежи и окончания, которые являются орфограммами. Подобрать «ключи» к чемодану, используя слова -«волшебники». (Дан набор разных слов). Повторить алгоритм правописания падежных окончаний имен существительных.
4
Учитель. На доске слова и словосочетания с пропущенными орфограммами окончаниями (на совесть, по совести, на его совести, против совести, без зазрения совести, со спокойной совестью).
- Замените предложенные вам словосочетания словосочетаниями с использованием слов на доске.
- Поступать (вопреки своим убеждениям) против совести.
- Жить (честно, справедливо) по совести.
- Делать (что-либо хорошо, добросовестно) на совесть.
- Жить (совершенно спокойно, не испытывая угрызения совести) со спокойной совестью.
- Приведите примеры пословиц, подтверждающих это выражение.
Учащиеся. Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
Учитель. Поступать (без стыда, стеснения) без зазрения совести.
Комментарий: «У него совесть - дырявое решето», «У него стыда, что волос на камне».
- Человек сделал не так, как следовало: поступок на его совести.
- Слышали ли вы такие выражения? Приведите примеры.
- Определить падеж существительного «совесть» в каждом из выражений и обосновать правописание падежных окончаний имен существительных. Проверь
себя по памятке Т. Шкляровой или по алгоритму. (Контроль учителя)
IV. Обобщение знаний.
1
Учитель. Работая над сочинениями, многие из вас использовали цитаты из произведений. Я вам предлагаю высказывания известного украинского педагога В.Сухомлинского: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе».
— Мне кажется, она выражает главную мысль произведений, которые вы читали, где
затронута тема «совести».
- Какие произведения на эту тему прочитали ваши команды?
Учащиеся. Ответы по командам.
- А.П.Гайдар «Дым в лесу», «Совесть», «Чук и Гек».
- Л.Н.Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек».
- В.Драгунский «Тайное становится явным».
- С.Лагерлеф «Приключения Нильса с дикими гусями».
- Н.Носов «Огурцы», «Приключения Незнайки».
- К.Паустовский «телеграмма».
- Станюкович «Нянька».
2
- Обсуждение произведений в командах, выбор одного произведения и его анализ,
используя памятку.
- Выступление команд.
3
Учитель. Удачно ли я подобрала цитату - высказывание или у вас есть свои варианты?
— Выберите то высказывание великих людей, которое вас заинтересовало, и зачитайте его.
Учащиеся. Читают высказывания, используя приготовленные материалы.
4
Учитель. Попробуйте сами написать высказывания о совести.
Учащиеся. Записывают свои мысли о совести. Обсуждение детских работ.
V. Итог урока.
- Что заинтересовало вас на этом уроке?
- Какой момент урока особенно понравился?
- Что было неудачно на уроке?
- Что с этого урока для своего будущего вы бы взяли?
- Что бы вы хотели изменить в себе после нашего обсуждения на уроке?
VI. Задание на дом.
Учитель. Вопросы без ответа вслух.
- Случалось ли вам испытывать угрызения совести?
- А было ли вам стыдно за свои поступки или поступки своих друзей?
- Всегда ли в этом случае вы поступали по совести?
- Заполните дома анкету по совести, можно её не подписывать, старайтесь отвечать искренне.
Заключительное слово учителя.
«Христианская жизнь по Добролюбию» Казанско-Богородицкого мужского монастыря.
«Храни совесть свою чистою ив мыслях., и в словах, и в делах, да и будет она всегда безукоризненна и никогда не осуждает и не грызет тебя ни за что.
...Чистая совесть и жизнь твою сделает безукоризненною; ибо тогда она будет чутка и сильна на добро против зла. Во всех делах твоих, как светильником, пользуйся руководством совести»
Анализ произведений
- Моё любимое произведение (Мне понравилось произведение)
- Незабываемый эпизод. Самые яркие моменты, (прочитать)
- Читая его я испытал(ла)... Моё отношение...
- Особенно меня тронуло... Выражу свою позицию...
РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
Джус Анна
СОВЕСТЬ-ЭТО...
Совесть - это чувство ответственности за своё поведение, нравственный самоконтроль. В. Даль называл совесть «тайником души». Стыдно перед другими, совестно - перед самим собой.
Совесть не позволяет нам совершать плохие поступки. Например, в магазине дали лишнюю сдачу. Иметь лишние деньги очень хорошо. Но совесть велит вернуть их кассиру.
Учить совести надо с раннего детства. Этому учат и самые первые сказки («Лиса и Заяц», «Лисичка со скалочкой», «Коза-Дереза»).
Бывает, что совесть пробуждается далеко не сразу. Так было с матерью Шурки в рассказе К. Станюковича «Нянька», которая оценила Чижика только после тяжёлой болезни сына. Но можно с пробуждением совести и опоздать (А. Пушкин «Станционный смотритель»; К. Паустовский «Телеграмма»).
В литературных произведениях писатель часто сталкивает героев с обострённой совестью с их противоположностями. Это Саня Григорьев и Ромашов в «Двух капитанах» В. Каверина; Сашка и ординарец Толик, Володька и отсиживающийся в тылу майор в повести «Сашка» В. Кондратьева; Питер Брум и маркиз де Морелла в романе Г. Хаггарда «Прекрасная Маргарет».
Во все времена вызывали уважение люди с чистой совестью и осуждались совести не имеющие. Поэтому о совести и её отсутствии так много пословиц, поговорок, крылатых выражений.
Глаза не на месте - совесть не чиста.
Совесть без зубов грызёт.
У него совесть в рукавичках ходит.
У него совесть ещё в прошлом году в бутылке задохнулась.
У него совесть — что дырявое решето.
У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.
Напала совесть и на свинью, как полена отведала.
К кафтану совести не пришьёшь.
Не за страх, а за совесть.
Со спокойной совестью.
Надо и совесть знать!
Поступать против совести.
«За всё, что происходит в мире людей, отвечаешь и ты! Не отказывайся от ответственности, это и есть - совесть. Она < совесть > требует, чтобы с ней расплачивались сполна, вчистую. И всю жизнь ты должник её.»
(Лев Кассиль. «Будьте готовы, Ваше высочество!»)
Черкасова Мария
Совесть – это…
Совесть - часть человека. Человек без совести уже не человек. Совесть есть только у добрых людей. У злых людей совести нет. Они не достойны того, что бы совесть жила в них. Совесть сама выбирает человека, которому она нужна. Злые люди беспощадные, ленивые и совесть чувствует, что им она не нужна и уходит к доброму человеку. Люди, от которых ушла совесть, часто вспоминают о ней и жалеют, что она ушла от них. Эти люди называются «бессовестными».
Каждый человек с гордостью носит свою совесть.
Человека, у которого есть совесть, называют «достойным человеком».
Человек достоин совести.
Акимов Василий
Внутренний помощник человека
(сочинение о совести)
О совести сложено немало народных пословиц и поговорок: «Добрая совесть не боится клеветы», «Как не мудри, а совесть не перемудришь», «Совесть спать не дает».
Кроме того, о совести говорили и многие известные люди. Например, мне очень нравится выражение Льва Николаевича Толстого: «Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью». Это означает, что свои поступки мы должны проверять своей совестью. Человек никогда не должен поступать так, чтобы потом было стыдно.
Я прочитал рассказ А. Гайдара «Дым в лесу». Главный герой рассказа -И-летний мальчик Володя. С первых страниц рассказа становится понятно, что он очень ответственный и совестливый мальчик. Его попросили присмотреть за маленькой девочкой, и он оставался с ней до тех пор, пока не пришла ее мама. Хотя в это время во дворе развивались интересные, непонятные события, и Володе очень хотелось разузнать, что происходит. Он сердился и переживал, но не ушел. А потом события развернулись так, что он спас раненого летчика. Это было нелегко, Володе было страшно и трудно, но он понимал, что от него зависит жизнь человека. Этот рассказ показывает, что для совестливого человека нет разницы, большое или маленькое дело ему поручено. Совесть помогает людям поступать правильно.
Я считаю, что совесть это внутренний помощник человека, правильная часть души, которая помогает совершать хорошие поступки, уберегает от дурных и позволяет в сложной ситуации сделать правильный выбор.
Кулешова Ирина
Совесть.
Совесть - одно из самых важных нравственных качеств человека, его внутренний стержень, мера его души. Совесть - это чувство моральной ответственности за свои действия перед другими людьми. Наличие или отсутствие совести в душе человека во многом определяет его поступки. Недаром говорят «сделать что-то на совесть», значит сделать наилучшим образом. Надо стараться всегда поступать по совести, в любой ситуации, каждый день. Например, уступать места старшим в транспорте. Не идти на сделку с собственной совестью, оправдывая себя усталостью. Человек с чистой совестью всегда чувствует свою правоту. Ведь в народе говориться, что « добрая совесть не боится клеветы». Поэтому, наверное, важнее как ты сам оцениваешь свои поступки. Люди, конечно же, не идеальны, в человеке уживается и хорошее и плохое, поэтому случается, что люди всё же иногда поступают плохо. И при этом отсутствие совести - хуже всего. Самый плохой человек- человек без совести, бесчестный, безответственный. На свете пока , к сожалению, довольно часто можно встретить бессовестных людей. Примером таких людей могут служить легкомысленные взрослые мальчики из рассказа Л. Пантелеева «Честное слово», оставившие малыша на посту и забывшие о нём. Этот безответственный поступок останется на их совести. Будут ли их мучить угрызения совести? Заснула ли их совесть на время или её не было вовсе? Этого мы, пожалуй, никогда не узнаем. А вот Нина из рассказа А. Гайдара « Совесть» тоже поступила не очень то красиво - не сделала уроки и поэтому решила не ходить в школу, да ещё стала совестить маленького мальчика , подозревая его в том же что совершила сама. Но в этом случае не всё ещё потеряно. Ей стало стыдно, неловко от сознания своей неправоты. Встреча с малышом в роще пробудила дремавшую в ней совесть. Угрызения совести заставили её раскаяться в плохом поступке. Наверно, она больше никогда не прогуляет школу.
Но чаще всего, если у человека есть совесть, она удерживает его от дурных поступков. Так, например девочка Лида из рассказа В. Сухомлинского « Стыдно перед соловушкой» не стала мусорить в лесу, хотя их бы никто не увидел. А маленький « сержант» из рассказа Л. Пантелеева « Честное слово» может служить примером истинной стойкости, ответственности, верности своему слову не только детям, но и взрослым.
Прислушиваясь к своему внутреннему голосу, к голосу совести, мы, таким образом, сами воспитываем себя, становимся лучше.
Русских Татьяна
Моё представление о совести.
Совесть - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
Я считаю, что совестливый человек никогда не совершит безнравственный поступок в отношении к окружающим: не унизит другого человека, не будет жесток, лжив, высокомерен, не обидит слабого.
Но бывает и так, что человек до поры до времени не осознаёт, что поступает бесчестно, бессовестно. Его совесть спокойна. Но как же тяжело ему бывает, когда он оценит свой поступок и поймёт, что был не прав.
Вот, например, в рассказе «Огурцы» Носова мальчишки, я думаю, не задумывались над тем, как они поступили, воруя на колхозном поле огурцы. Но как им было стыдно, когда они осознали свой бесчестный поступок.
Мы с мамой прочитали рассказ Паустовского «Телеграмма» я даже плакала, когда читали. Ведь Настя, секретарь Союза художников, с душой отнеслась к своей работе-устройству выставок, конкурсов. Она всей душой стремилась помочь молодому скульптору Тимофееву, и после удавшейся выставки его работ все её горячо благодарили. А вот о письме, в котором её старенькая одинокая мать, только и просила-то свою ненаглядную дочь приехать хоть на день, чтобы поглядеть на неё, подержать её руки, она забыла. А прочтя его, подумала: «Куда там сейчас ехать! Разве отсюда вырвешься!».
Получив же телеграмму, что мать умирает, она спешит на вокзал. Ей не даёт покоя её совесть: «Что же это, мама? Как же это могло случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее». Настя не успела даже на похороны. В холодной тёмной комнате она проплакала всю ночь.
« Да, жалок тот, в ком совесть нечиста, » - писал А.С. Пушкин. Уехала Настя крадучись. Ей казалось, что никто, кроме матери, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести.
А сколько неприятностей было из-за того, что мальчики в рассказе Гайдара «Чук и Гек »не сказали маме о полученной телеграмме, которую они играя выбросили за окно. И ведь все эти неприятности на их совести! Я думаю то, что произошло, послужит им уроком на всю жизнь.
Я поняла, что человек всегда в ответственности за свои поступки. Надо всегда думать о том, что ты делаешь, как ты поступаешь, думать не только о себе, но и окружающих тебя людях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совесть
Урок по основам православной культуре в 4 классе....
А.Гайдар "Совесть"
Урок литературного чтения во 2 классе по технологии критического мышления через чтение и письмо....
Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ. Тема "Совесть" (ОСЭ)
Данная методическая разработка предназначена для учителей, работающих в 4 классе по учебному комплексу ОРКСЭ ислужит пособием при разработке и проведению урока по данному курсу. Содержание урока разра...
Презентация к уроку по курсу ОРКСЭ. Тема: "Совесть" (ОСЭ) 4 класс.
Данная презентация разработана к уроку "Совесть" (ОСЭ), курс ОРКСЭ 4 класс....
час общения "Совесть, благородство и достоинство - вот оно, святое наше воинство"
Данный час общения посвящен героям - воинам сегодняшних дней....
Гайдар. Совесть. 2 класс Гармония.
Тема: Аркадий Петрович Гайдар «Совесть». Цели: 1.Познакомить с рассказом А.П.Гайдара «Совесть»; помочь детям проанализировать этот рассказ. 2.Развивать навыки чтения: беглое, осозн...
Тема: Живи по совести. Пословицы о совести. П.В. Засодимский «Гришина милостыня». "Литературное чтение на родном русском языке". Школа России. 3 класс.
В период дистанционного обучения очень удобными для работы учителя являются рабочие листы. Предлагаю Вашему вниманию один из таких листов. На нём представлен не только текстовый материал, но и фотогра...