Дела милосердия.
план-конспект урока по орксэ (2 класс) на тему

Плешкова Любовь Николаевна

Проявление желания творить милосердные дела

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pleshkova_l.n_urok_dela_miloserdiya_2_klassp.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 19  (2 класс)

Тема. Дела милосердия.

Цель урока: создать условия по обретению детьми элементарного духовного опыта: появление желания творить милосердные дела.

Задачи урока:

  1. чтение и нравственная оценка персонажей рассказов детской писательницы В.А. Осеевой;
  2. обогащение лексики за счет введения новых слов «милосердие», «милующее сердце»;
  3. освоение приемов исследовательской деятельности: чтение первоисточника (фрагменты новозаветной истории), поиск ответов на вопросы по библейскому тексту, систематизация видов милосердных дел, установление связи с собственным житейским опытом;
  4. обретение элементарного духовного опыта: осмысление понятия «милосердие», суть милосердных дел, воспитание у школьников стремления к совершению добрых дел, оказания помощи родным, пожилым и малым детям, обретение умений анализа поступков литературных персонажей с нравственных позиций;
  5. формирование вдумчивого зрителя: рассмотрение иконы «Тайная вечеря», иллюстраций к рассказам В.А. Осеевой.

Оборудование:

- ноутбук, экран, мультимедийный проектор;

- презентация, созданная в программе MicrosoftOfficePowerPoint;

- учебник «Духовно – нравственная культура России», 2 класс. Авторы-составители: игумен Георгий (Шестун), Е.П. Бельчикова, Т.М. Сливкина. – Самара: ООО «Книга», 2009.

Ход урока.

1.Организационный момент.(слайд 1)

2.Работа по теме урока. (слайд 2)

        Детская писательница Валентина Александровна Осеева написала рассказы о ваших сверстниках, о настоящей дружбе и о… дальше я ставлю многоточие. Послушайте рассказ  «Три товарища» и вместо многоточия впишите свое мнение.  (слайд 3)

***

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.

- Завтрак потерял...

- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба.

- До обеда далеко еще!

- А ты где его потерял? - спросил Миша.

- Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся.

- Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть, - сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

- Бери, ешь!

Вопросы:

1.Почему Витя стоял в сторонке?

2. Кто и как отнёсся к этому происшествию? (один посочувствовал, другой посоветовал, а третий помог).

3.Кто же настоящий товарищ? (тот, кто поделился, тот, кто помог, тот кто накормил)

4.Что мы можем сказать про Володю, третьего товарища? Какой он? (добрый, понимающий чужую беду, не жадный)

5. Впишите вместо многоточия ваше мнение, о чем написан рассказ «Три товарища».  (слайд 4)

6. Про таких людей как Володя часто говорят «у него сердце…» (слайд 5)

Продолжите предложение. (доброе, чуткое, отзывчивое)

        Вывод: Если мы способны понимать чужую беду, если наше сердце сострадает горю другого человека, если мы постараемся помочь ему, то наша помощь называется милосердием. Значит Володя какой? (милосердный)

 3. Словарная работа.

 (слайд 6) Внимательно посмотрите на слово «милосердие».

Из каких частей оно состоит? От каких слов образовалось?

                    мил                          серд

                    милующее             сердце (слайд 7)

Как вы понимаете высказывание «милующее сердце»? /прощающее, сострадающее, доброе/  (слайд 8)

Вы назвали Володю милосердным, а что он сделал? (накормил своего голодного одноклассника).

( слайд 9)

        Вывод: Накормить, напоить  - одно из дел милости. А кто  показал нам пример такой милости,  мы узнаем из Новозаветной истории.

4.Работа с текстом из учебника «Основы православной культуры».

Открываем учебники на с.88. Новозаветная история «Как накормили апостолы воскресшего Христа».

/Чтение истории учащимися вслух./ ( слайд 10)

    Чему же учит нас эта история ?

(Пришедшего необходимо  прежде накормить, а потом дела делать.)

И так, накормить, напоить – это одно из милосердных дел.  Дел таких много.

Назовите, какие вы знаете ещё дела милосердия? (Накормить, напоить, обогреть, одеть, чтобы тело не погибло. Сказать доброе слово, утешить, простить, помолиться, чтобы душа не погибла) Значит все милосердные дела можно как разделить?

              1)дела милосердия по отношению к душе

              2)дела милосердия по отношению к телу.

Давайте проверим , как мы это поняли.

5.Работа с карточками, взаимопроверка.

 Самое простое разделение таких дел возможно на:

              1)дела милосердия по отношению к душе

И

              2)дела милосердия по отношению к телу.

Перед вами названия возможных дел милосердия ( на карточках).

Соедините их с соответствующими словами (тело, душа).

Накормить голодного человека

Посетить больного

Предупредить товарища об опасности

Утешить печального

Дать воды жаждущему

Не мстить своему обидчику                                                       ДУША

Подарить вещи нуждающимся

Насыпать крошек воробьям

Обогреть бездомную собачку        

Молиться Богу за всех, кого любим и жалеем                          ТЕЛО

Приласкать хромую кошку

Уметь прощать

(Проверка, обобщение) (слайд 11)

6.Обращение к жизненному опыту детей.

Я знаю, что каждый из вас имеет опыт милосердных дел. Вспомните и расскажите о них. Слова-помощники перед вами. (дети рассказывают о своих делах милосердия и по отношению к ним)

(Можно использовать рассказы В. Осеевой «Просто бабушка», «На катке», рассказ Б. Ганаго « Попугайчик» )

А как после милосердных дел становится на душе? (светло, радостно, легко)(слайд 12,13,14)

Я предлагаю послушать рассказ Б. Ганаго «Прозрение» (слайд 15)

( В одной московской школе перестал ходить на занятия мальчик. Неделю не ходит, две…

Телефона у Лёвы не было, и одноклассники, по совету учительницы, решили сходить к нему домой.

Дверь открыла Левина мама. Лицо у неё было очень грустное.

Ребята поздоровались и робко спросили;

— Почему Лёва не ходит в школу? Мама печально ответила:

— Он больше не будет учиться с вами. Ему сделали операцию. Неудачно. Лёва ослеп и сам ходить не может…

Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из них предложил:

— А мы его по очереди в школу водить будем.

— И домой провожать.

— И уроки поможем делать, — перебивая друг друга, защебетали одноклассники.

У мамы на глаза навернулись слёзы. Она провела друзей в комнату. Немного погодя, ощупывая путь рукой, к ним вышел Лёва с повязкой на глазах.

Ребята замерли. Только теперь они по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом. Лёва с трудом сказал:

— Здравствуйте.

И тут со всех сторон посыпалось:

— Я завтра зайду за тобой и провожу в школу.

— А я расскажу, что мы проходили по алгебре.

— А я по истории.

Лёва не знал, кого слушать, и только растерянно кивал головой. По лицу мамы градом катились слёзы.

После ухода ребята составили план — кто когда заходит, кто какие предметы объясняет, кто будет гулять с Лёвой и водить его в школу.

В школе мальчик, который сидел с Лёвой за одной партой, тихонько рассказывал ему во время урока то, что учитель пишет на доске.

А как замирал класс, когда Лёва отвечал! Как все радовались его пятёркам, даже больше, чем своим!

Учился Лёва прекрасно. Лучше учиться стал и весь класс. Для того, чтобы объяснить урок другу, попавшему в беду, нужно самому его знать. И ребята старались. Мало того, зимой они стали водить Лёву на каток. Мальчик очень любил классическую музыку, и одноклассники ходили с ним на симфонические концерты…

Школу Лёва окончил с золотой медалью, затем поступил в институт. И там нашлись друзья, которые стали его глазами.

После института Лёва продолжал учиться и, в конце концов, стал всемирно известным математиком, академиком Понтрягиным.

Не счесть людей, прозревших для добра. )

А мы в классе всегда ли  помним о своих товарищах?  Всегда ли приходим на помощь? Готовы ли пожертвовать собой ради других? (ответы детей)

Мы всегда обижаемся, если нас толкнули, обозвали. Стараемся отомстить и ещё сильнее ударить. А уж о том, чтобы попросить прощение или простить и говорить не приходится. (слайд 16)

Надо учиться сочувствовать, сострадать  людям, всему живому. Приучать своё сердце быть добрым, отзывчивым, милосердным.

7.Итог урока.

        Слайды и песня «Милосердие».

Ах, как радостно быть добрым, милосердным!

Сделаешь что-нибудь хорошее, и так после этого на душе чисто, тихо.

Это и есть награда за милосердие, за милующее, жалеющее сердце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по истоковедению в 3 классе "Милосердие в деле"с использованием ИКТ,

Урок  дает  детям понятие " Милосердия, милости", знакомит их с именами и делами милосердных людей, воспитывает в детях умения прийти на помощь нуждающимся в ней,  стремления быть благо...

Воспитание у младших школьников чувства любви, милосердия и уважения друг к другу, стремления к добрым делам.

Одной из задач, стоящих перед учителями младших классов,  является воспитание у детей чувства  любви, милосердия и уважения друг к другу, стремления к добрым делам....

Милосердие и сострадание. Милосердие и дружба. Дела милосердия(4 класс)

Основы православной культуры. Урок по курсу ОРКСЭ...

Доброта, сострадание и милосердие: что делает нас человечнее?

Урок в рамках внеурочной деятельности «Доброта,сострадание и  милосердие:что делает нас человечнее!» Направлен на то чтобы, воспитать в детях стремление совершать добрые дела, милосер...

Доброта, сострадание и милосердие: что делает нас человечнее?

Урок в рамках внеурочной деятельности «Доброта,сострадание и  милосердие:что делает нас человечнее!» Направлен на то чтобы, воспитать в детях стремление совершать добрые дела, милосер...

Дела милосердия, прийти с утешением 3 класс ОПК

Цель: углубление представлений о милосердии и сострадании...

Конспект урока "Дела милосердия"

Урок посвящен понятию милосердия как важнейшей гуманистической ценности, пронизывающей культуру и моральные нормы общества. В рамках занятия учащиеся познакомятся с историей милосердия, его проявления...