Конспект урока "Дела милосердия"
план-конспект урока по орксэ (2 класс)
Урок посвящен понятию милосердия как важнейшей гуманистической ценности, пронизывающей культуру и моральные нормы общества. В рамках занятия учащиеся познакомятся с историей милосердия, его проявлениями в различных религиях и философиях, а также с примерами современных инициатив, направленных на помощь нуждающимся.
Основное внимание будет уделено практическим аспектам: обсуждению проектов, в рамках которых каждый может проявить доброту и поддержку. Ученики рассмотрят основные формы дел милосердия — от помощи близким и заботы о животных до участия в волонтерских движениях и благотворительных акциях.
Мероприятие направлено на формирование активной гражданской позиции у молодежи, осознание ответственности за окружающий мир и развитие эмпатии. Кроме того, через коллективные обсуждения и практические задания участники смогут не только углубить свои знания о милосердии, но и научиться видеть возможности для проявления доброты в повседневной жизни.
В результате урока учащиеся не только узнают о важности дел милосердия, но и станут более чуткими и отзывчивыми людьми, готовыми прийти на помощь в трудную минуту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_opk_dela_miloserdiya.docx | 21.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 имени Людмилы Михайловны Павличенко станицы Баговской муниципального образования Мостовский район
Конспект урока по курсу
«Основы православной культуры»
2 класс
«Дела милосердия»
Разработала учитель начальных классов и ОПК
Зачиняева Наталья Фёдоровна
ст.Баговская
2022г.
Цель урока: создать условия по обретению детьми элементарного духовного опыта: появление желания творить милосердные дела.
Задачи урока:
Чтение и нравственная оценка поступков героев стихотворения поэта Ольги Май «Милосердие» и притчи «Милосердный самарянина»;
Обогащение лексики за счет введения новых слов «милосердие», «милостыня», «сострадание»;
Освоение приемов исследовательской деятельности: чтение первоисточника (фрагменты новозаветной истории), поиск ответов на вопросы по библейскому тексту, систематизация видов милосердных дел, установление связи с собственным житейским опытом;
Обретение элементарного духовного опыта: осмысление понятия «милосердие», суть милосердных дел, воспитание у школьников стремления к совершению добрых дел, оказания помощи родным, пожилым и малым детям, обретение умений анализа поступков литературных персонажей с нравственных позиций;
Формирование вдумчивого читателя: стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нищий»;
Формирование вдумчивого зрителя: рассмотрение репродукции картины И.Н. Крамского «Мужичок с клюкой».
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
План проведения урока
Организационный этап. Эмоциональное введение в тему урока.
(1 мин)
Актуализация опорных знаний. (2 мин)
Сообщение темы урока. Постановка целей. (4 мин)
Работа над новым материалом. Путешествие по городу Милосердия и сострадания. (20 мин)
Рефлексия (8 мин)
Итог урока (4 мин)
Домашнее задание. (1 мин)
Ход урока
Организационный момент. Эмоциональное введение в тему урока.
- Добрый день, ребята!
Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Вниманье умных ваших глаз.
- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Я желаю всем нам хорошей работы на занятии. Мы спокойны и добры, приветливы, радостны.
Актуализация знаний.
- Отчего человек может испытать радость? (Оттого, что в твоей жизни произошло что-то хорошее; можно порадоваться, если в жизни другого человека есть повод для радости; также можно испытать радость оттого, что ты совершил что-то доброе для ближнего).
- Как прекрасно, что человек живёт не один на свете, что рядом с ним есть люди. Каждый должен это понимать, чувствовать, ценить.
3. Сообщение темы урока. Постановка целей.
- Ребята, вы любите путешествовать? (Да)
- Сегодня мы с вами совершим путешествие в одно чудесное место на Земле. Послушайте стихотворение и попробуйте предположить, куда мы с вами отправимся сегодня.
Милосердие в моем понимании –
Это ласка, любовь, сострадание.
Это - маме усталой помочь,
Это - бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь,
И того, кто обидел - простить.
Это - птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать. (Ответы детей)
- Сегодня мы будем говорить о доброте, сострадании и милосердии.
- Мы отправляемся в город Милосердия и Сострадания. Там живут удивительные люди, которые помогут нам понять истинный смысл и значение милосердия, понять, к кому нужно проявлять милосердие, узнать, как нужно относиться к людям.
- А отправимся мы в путешествие на поезде. (Под музыку песни из м/ф «Паровозик из Ромашкова» дети имитируют движение поезда)
- Добро пожаловать в город Милосердия и Сострадания. Перед вами карта этого города.
4. Работа над новым материалом. Путешествие по городу Милосердия и Сострадания.
1) Станция Словарная
- Ребята, мы с вами сделаем первую остановку на станции Словарная.
- Как вы понимаете слово МИЛОСЕРДИЕ? (Милое сердце)
- Одно из самых красивых слов на свете - МИЛОСЕРДИЕ. У каждого из вас есть маленькое доброе сердце.
Милосердие – способность миловать, любить, жалеть всем сердцем.
- Как вы понимаете слово СОСТРАДАНИЕ? (Переживать за другого)
Работа с понятием со – страдать.
- Что значит страдать? (чувствовать боль, переживание), а приставка со- в русском языке обозначает совместность, это значит, разделить чужую боль, уменьшить её – это и будет сострадать.
Сострадание - это умение понять боль другого человека и сочувствовать ему, способность переживать боль другого человека, как собственную.
- Отправляемся на следующую станцию. (Звучит музыка из м/ф)
2) Улица Милосердия
- Послушайте стихотворение Ольги Май «Милосердие»
Маленький мальчик стоял у витрины
И по слогам объявленье читал,
В нём сообщал продавец магазина,
Что он забавных котят продавал.
Мальчик не смело вошёл и с порога
Скромно спросил, сколько стоят они.
Цену узнав, прошептал: «Это много...»
Ручки засунув в карманы свои.
Он потихоньку извлёк всё, что было,
Да, это мало, хоть долго копил.
Детское сердце невольно заныло,
С горечью в голосе он попросил:
«Дяденька, можно хотя бы глазочком
Только на ваших котят посмотреть,
Были бы деньги, купил бы я точно,
Но накопить мне никак не успеть.»
И продавец, не спеша, открывает
Крышку в огромной коробке и вот
Восемь котят из неё выбегают,
Но, а девятый за ними ползёт.
Хочет успеть за друзьями своими,
Но не угнаться за ними ему.
А всё потому лишь, что ножки больные,
Так он родился, себе на беду.
Мальчика словно водой окатили,
Глазки свои отвести он не смел,
Даже сказать что-то был он не в силах,
Лишь на хромого котёнка смотрел.
Но через силу, с огромным волненьем,
Еле, чуть слышно он вдруг проронил:
«Были бы деньги, то я без сомненья
Котёнка хромого у вас бы купил.»
А продавец посмотрев с изумленьем,
Грустно ответил, кивнув на него:
«Знаешь, котёнок больной, к сожаленью,
Родился таким, не излечишь его.
Но если ты хочешь, котёнка хромого
Можешь себе и без денег забрать.
Никто и копейки не даст за такого,
Я и не думал его продавать.»
Мальчик ответил серьёзно и строго:
«Деньги у мамы могу я занять,
Я заплачу за котёнка хромого,
Чем же он хуже здоровых котят?
Стоит он так же, как стоят другие,
Полную цену я вам заплачу,
Будем с ним жить мы, как братья родные,
Сильно котёнка купить я хочу!»
Это сказав, он неловко нагнулся,
И под штанину зачем-то полез.
Взглянув на него, продавец ужаснулся,
Вместо ноги, он увидел протез!
Слёзы в глазах, в горле ком, дрожь по телу...
Всё стало ясно теперь продавцу.
Мальчика крепко обнять захотелось,
Он протянул свои руки мальцу.
«Знаешь, мой мальчик, чего я хотел бы?
Чтоб остальные котята нашли
Тоже заботливых и милосердных,
Добрых хозяев, таких же, как ты!»
- О чём это стихотворение?
- Кто проявил милосердие?
- Как вы думаете, ребята, а мальчик сам нуждался в милосердии?
- Что вызвало возмущение ребёнка? Почему?
- Ребята, как вам кажется, мальчик – это сильная личность? (Да, преодолевая собственную беду, он оказался милосердным к другому)
- Да, проявлять милосердие – большое искусство!
- Ребята, как вы думаете, можно ли милосердие в себе воспитать? Как? (Проявляя внимание. Заботу к окружающим. Делиться тем, чем можешь поделиться. Оказывать любую помощь и поддержку, которые в наших силах. Нельзя оставаться в стороне, нужно всегда откликаться на чужую беду.)
3) Переулок сострадания
- Некоторые люди живут бедно. Иногда они не имеют даже куска хлеба. Тогда выходят нуждающиеся к народу и просят милостыню. Но люди по-разному выполняют христианскую заповедь о помощи человеку. Одну из таких жестоких ситуаций описал Михаил Юрьевич Лермонтов в стихотворении «Нищий».
Учитель. У врат обители святой
Стоял просящий подаянье
Бедняк, иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Когда лишь хлеба он просил,
А взор являл живую муку,
Но кто-то камень положил
В его протянутую руку.
- Как бы вы поступили в данной ситуации?
- Что такое МИЛОСТЫНЯ ?
МИЛОСТЫНЯ- помощь другому человеку из жалости (сострадания) к нему.
- Как вы думаете, кто больше получает: тот кто дает или кто принимает?
- Великий историк Василий Ключевской описывал милостыню, как встречу двух рук: одна выражает просьбу «Христа ради», а другая подает « во имя Христово»
Репродукция картины Ивана Николаевича Крамского «Мужичок с клюкой»
- Что вы видите на картине?
- Кто этот человек?
- Что, как вам кажется, заинтересовало художника в этом сюжете?
- Как бы вы назвали эту картину?
4) Дорога Добра
- Назовите главные заповеди Христа. (Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим. Возлюби ближнего твоего, как самого себя)
- Кто такой ближний?
- Как вы думаете, легко ли любить человека, которого совсем не знаешь?
- Держим наш путь дальше по Дороге добра.
- Посмотрим мультфильм «Притча о добром самарянине».
Нам встретятся незнакомые слова и выражения. Познакомимся с ними, а поможет нам в этом наш путеводитель. (Дети читают слова и их значение в путеводителе)
Притча – поучительный рассказ.
Самаряне - жители одной местности в Палестине (государство на Ближнем Востоке). Два народа, проживавшие в Палестине – иудеи и самаряне – враждовали между собой. Иудеи считали самарян ниже себя, презирали их, даже старались не разговаривать с ними.
Левит - еврейский церковный служитель)
Динарий - римская серебряная монета
Мультфильм Притча о добром самарянине.
https://www.youtube.com
- Понравился вам самарянин?
- Чем он вам понравился?
- Чему учит притча? (Притча учит любви ко всякому ближнему, учит человека считать своим ближним всякого другого человека, кто бы он ни был, из какого бы народа ни происходил и какой бы веры ни был, а также, учит быть сострадательными и милосердными ко всем людям, оказывая им посильную помощь в их нужде и несчастье).
Вывод: Иисус учит, что неважно, где ты родился, кто ты, какой ты веры или национальности, главное – какой ты человек. Христос говорит о том, что человека нужно оценивать по его поступкам.
5) Поляна добрых дел
- Ребята, как мы можем проявить милосердие на практике, в жизни?
(посетить больного одноклассника, поиграть с маленьким братиком или сестрёнкой, подарить свои игрушки тому, кто в них нуждается, накормить нуждающегося, приютить бездомное животное, сделать кормушки и подкармливать птиц зимой, помочь пожилому человеку пройти по скользкой дорожке, донести тяжёлую сумку, активно участвовать в субботнике по уборке территории школы, посёлка, подготовить спектакль, концерт для детей детского сада, реабилитационного центра).
- В храмах ежегодно проходит «Рождественская акция милосердия». Дети и взрослые собирают подарки детям-сиротам. Давайте приобщимся к этой акции. И, может быть, благодаря нашим добрым делам зажгутся в глазах многих людей огоньки радости и надежды.
5. Рефлексия
- Так какими же нравственными качествами должен обладать милосердный человек мы сейчас узнаем.
В этой маленькой корзине
Много качеств разных есть
Всех их нам не перечесть
Выбирая, не спеши
Бери, что важно для души.
(В корзине карточки со словами: человеколюбие, сопереживание, отзывчивость, сострадание, щедрость, терпение, корысть, жадность, ненависть и т.д.) Дети выбирают, объясняют, почему по их мнению этим качеством должен обладать милосердный человек.
6. Итог урока
Нашу встречу можно закончить словами поэта Михаила Пляцковского.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря.
Спасибо вам за урок. Берегите себя и своих близких!
7.Домашнее задание
1. Найти пословицы, вспомнить сказки, стихи о доброте, милосердии.
2. Прочитать святочный рассказ «Рождественский ангел» (Хрестоматия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"
С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми ...
Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»
Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»...
Конспект занятия по истоковедению в 3 классе "Милосердие в деле"с использованием ИКТ,
Урок дает детям понятие " Милосердия, милости", знакомит их с именами и делами милосердных людей, воспитывает в детях умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремления быть благо...
Конспект урока «Милосердие и сострадание»
Конспект урока по Основам православной культуры. На уроке вместе с детьми ищеем ответы на вопросы: что такое милосердие и сострадание, чем милосердие отличается от дружбы, кого называют ближним, как х...
Урок милосердия на тему "Проявляй милосердие"
Цель: формировать чувство милосердия Оформление: плакат «Учи свое сердце доброте»....
Конспект урока милосердия на тему: "Святитель Лука"
Данный материал содержит информацию одеятельности Святителя Луки...
Милосердие и сострадание. Милосердие и дружба. Дела милосердия(4 класс)
Основы православной культуры. Урок по курсу ОРКСЭ...