Доброта, сострадание и милосердие: что делает нас человечнее?
план-конспект урока (3, 4 класс)

Коробова Снежана Юрьевна

Урок в рамках внеурочной деятельности «Доброта,сострадание и  милосердие:что делает нас человечнее!» Направлен на то чтобы, воспитать в детях стремление совершать добрые дела, милосердие, человечность, умение прийти на помощь нуждающихся в ней, быть благородным в жизни. 

Побудить стремление совершать добрые дела, милосердие, человечность, умение прийти на помощь нуждающихся в ней, быть благородным в жизни.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Доброта, сострадание и милосердие: что делает нас человечнее?»

Цель урока: Формирование представлений учащихся о милосердии, заботе о слабых, взаимопомощи в религиозной традиции.

Планируемые результаты

Предметные:

• познакомить с ценностями человеческой жизни, развиватьустановкуличности поступать по совести;

• познакомить с духовными традициями народов России

 Метапредметные:

• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций;

• готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

Личностные:

• воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Ресурсы урока:

  •  Толковые словари русского языка

           С.И. Ожегова.

  • Большой Энциклопедический словарь.
  • Энциклопедия социологии.
  • Карточки для групповой работы.
  • Мультимедийный проектор.
  • Презентация.
  • Аудио материалы. 

Оборудование для детей: 

  • учебник «Основы мировых религиозных культур», карточки с заданиями,
  • оценочные листы («Знаю -  хочу узнать -  узнал»)

вырезанные бумажные ромашки, фломастеры

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

-  Здравствуйте, поклонившись мы друг другу    сказали,

  -Здравствуйте! -

 Что особого тем мы друг другу сказали?

 Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

 Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

 Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

 Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

 Как прекрасно, что человек живет не один на свете. Каждый должен это понять и почувствовать. Сегодня собралась поговорить о том, что волнует многих живущих на нашей планете.

Скажите, а какие качества вы больше всего цените в людях?

 - Я хочу вам рассказать историю (притчу) об одном мальчике.

        АУДИОЗАПИСЬ  притчи – рассказа       «Милосердие»

 

 Дети называют положительные качества.

 Из набора слов (карточки) надо выбрать слова: доброта,забота, помощь, человечность и т.д.

Актуализация необходимых знаний

- Вы услышали притчу.

 О чем она?

- Как поступил мальчик?

-Всмотритесь в лицо друг другу.

-Ребята, какие чувства проснулись в вашей душе?

-Запишите мысли на листе.

 - Со-чувствие, со-страдание, со-переживание.

Вслушайтесь в эти слова, раскрывающие внутренний мир человека.

Что их объединяет?

Приставка со- означает своего рода причастность к чему-либо, присоединение, общее участие.

Сострадание – это способность чувствовать, переживать чужую боль, как собственную.

Слово «сострадание» близко по значению одному из самых красивых слов на свете. Это слово милосердие.

Слайд 1.

- Ребята, как вы думаете, о чем пойдет разговор на нашем уроке?

- Правильно, ребята, поговорим сегодня о МИЛОСЕРДИИ.

 

 - А что вы знаете о милосердии?

Слайд 24.

Таблица « Знаю -  хочу узнать -  узнал.»

 - Запишите , что вы знаете о милосердии  в первую колонку таблицы свои ответы и идеи.  

 - Предлагаю внести свои спорные мысли и вопросы, возникшие в ходе обсуждения. В колонку «Хочу узнать».

Слайд 2.

 - Уже более 100 лет прошло с первого дня благотворительности и милосердия, организованного семьёй последнего российского царя Николая II.

 Этот день носит название «Белый цветок».

У вас на столах белые цветы (ромашки), пристегните их, пожалуйста.

Слайд 3.

Да милосердие – удивительное слово, которое нечасто в последнее время звучит в нашей жизни.

А что же значит быть милосердным?

Слайд 4, 5,6.

- Ребята, к кому по-вашему мы должны относиться с милосердием?

О   доброте…

Необходимо выслушать мнения детей.

Сочувствие, взаимопомощь, сострадание, сопереживание

Приставка со-

О милосердии, заботе о слабых, взаимопомощи.

 

 Дети формулируют и называют тему урока. (Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.)  

  Познакомимся (узнаем) как разные религии учат милосердию, состраданию и помощи людям.

 Ответы учащихся, предложение идей

Ответы учеников. (К тем, кто младше, к пожилым, к больным, нищим...).

Организация познавательной деятельности

 Милосердие.

 Оно говорит о сердце, которое милует, любит

  Работая в группах со словарями разных авторов, вы узнаете лексическое значение слова «милосердие».

«Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».

открывающая путь к личному спасению».

 (Энциклопедия социологии)

Слайд 7, 8.

Физкультминутка

 Милосердие – это способность человека жалеть, миловать, любить всем сердцем.

 Милосердие – одна из дарованных свыше добродетелей во всех мировых религиях, способствующая преодолению греховности и открывающая путь к личному спасению.

Многие религии учат, что человек был создан по образу и подобию Божьему.

- Какое внимание уделяют мировые религии вопросам милосердия?

Слайды 9,10,11.

Обсудим вместе.

 -Как вы поняли смысл притчи о Страшном суде?

    Христос говорит о том, было ли в наших сердцах сострадание, умели ли мы видеть страдание вокруг нас и отозваться – или же нет. И если мы отозвались, то мы Ему родные.

   Христос говорит тем, кто был полон сострадания, полон любви: Вы сделали все, что нужно – вы накормили голодного, вы приютили бездомного, вы посетили больного, вы не постыдились признать за брата того, кто был в тюрьме, – все эти люди скажут: Но когда мы видели Тебя в них?.. И Христос ответит: Что вы сделали одному из Моих братьев, вы Мне сделали...

Слайд 12,13,14.

 В мире есть много религий и люди разных религий и убеждений живут вместе.

 Все религии объединяет милосердие, сострадание к человеку, терпимость.

 Надо любить мир, все живое. Приносить свой вклад в дела милосердия.

- Ребята, а можно ли в себе воспитать милосердие? Как?

  -В каких делах мы можем проявить милосердие и сострадание?

Слайд 15,16,17.

 Главное чтобы эта помощь шла от чистого сердца.

 Нужно ли милосердие в нормальной, повседневной жизни? Почему?

  Если «да», то где можно проявить акт милосердия?

Слайды 18, 19, 20.

 Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, повседневной жизни.

В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи. Для них очень важно неформальное, деликатное участие.

Помогать нужно всем, кто просит и ждет нашей помощи. Всем тем, кто обделен вниманием. И тут не надо раздумывать и пытаться выстроить в своем сердце «очередность». Помогать нужно до тех пор, пока есть такая возможность и силы. И не обманывать себя мыслью, что не уверен в своих силах, а потому лучше уж и совсем не начинать. Даже если мы пришли в больницу или детский дом всего только несколько раз, а потом поймем, что это нам не под силу — главное, что первый шаг уже сделан, и это, возможно, изменит чью-то жизнь.

Слайд 21.

-Как вы понимаете, что такое милосердие?

-Какие конкретные дела вы бы отнесли к понятию «милосердие»?

-Почему во всех религиях мира раздача милостыни является обязательной частью каждого праздника?    

-Какой можете сделать вывод?

Слайд 22.

   Вывод: В мире есть много религий и люди разных религий и убеждений живут вместе.

Все религии объединяет милосердие, сострадание к человеку, терпимость.

 

Коллективная работа над понятием темы «Милосердие, сострадание, взаимопомощь»

обдумывают ответ , записывают и по очереди обсуждают ответ)

   Представители от групп знакомят с названием и автором словаря и говорят значение слова) (слайд

«Милосердие – сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия – различного рода помощь, благотворительность и т.п.» (Большой энциклопедический словарь)

«Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или просить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия». (Толковый словарь Ожегова С.И.)

«Милосердие – сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердечность». (Толковый словарь Даля В.И.)

 

   

 Коллективная работа с материалом учебника.

  Представители от групп знакомят с формами выражения милосердия в иудаизме, христианстве (подготовленный ученик из этой группы рассказывает о том что говорится в «Притче о страшном суде»),

                                 

                                          Ответы учеников.

 

Следующие представители от групп знакомят с формами выражения милосердия в исламе и буддизме.

    Делать добрые дела и совершать добрые поступки.

  Покормить птиц зимой, посадить деревце, помочь по дому, помочь пожилым и больным - бабушке и дедушке, соседям, родственникам…

   Приводят примеры милосердия из собственного опыта.

      В России в настоящее время существует большое количество благотворительных  фондов, проводятся акции.

Ответы учащихся. Надо любить мир, все живое. Приносить свой вклад в дела милосердия.

  У милосердия порою много лиц...

 И странно видеть в чём оно одето...

   Но, главное ведь в нём не это,

    А удивительно, что нет ему границ!

    (стихотворение читает подготовленный       ученик, остальные по   карточкам с текстом этого стихотворения)

 Ответы учащихся.

Рефлексия деятельности

Слайд 23.

- Ребята, давайте подведем итоги урока: 

- узнать…

- понять…

- научиться…

- применять…

- использовать…

- я чувствую…

- я хочу для себя…

- могу помочь сделать другим….

Когда клубок возвращается к учителю, ученики натягивают нить, получается паутинка.

Слайд 24.

 Таблица «Знаю -  хочу узнать -  узнал.»

 Мы закончили наш урок и на прощание давайте скажем друг другу доброе слово, пожелание, передавая из рук в руки плюшевого мишку. Дети, вы сегодня все работали очень хорошо, были активными, много знаете хороших, добрых слов. А я вам советую: вечером, перед тем, как уснуть, подумайте: Кого я сегодня простил? Чего от меня стало сегодня в мире больше – злобы или милости А вот это большое сердце мы повесим в классном уголке, и совершив добрый поступок вы будете раскрашивать частичку сердца, и на следующих уроках обсудите эти поступки.

Ведь не даром говорят: «Жизнь дана на добрые дела»

Ученики встают в круг и передают друг другу клубок ниток, так, чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями: «Сегодня на уроке мне удалось:

 Ответы учащихся.

 Закрывают глаза, представляя, что они составляют единое целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Учащиеся заполняют последнюю колонку таблицы, тем самым подводя итог того, что узнали.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОРК и СЭ № 12 по теме: "Милосердие и сострадание"

Представлен конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль"Основы православной культуры" по  . . . теме: "Милосердие и сострадание"....

Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"

С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми ...

"Сострадание и милосердие", ОРКСЭ 4 класс

Конспет урока курса Основы религиозных культур и светской этики Модуль ОПК в 4 классе....

Конспект занятия по истоковедению в 3 классе "Милосердие в деле"с использованием ИКТ,

Урок  дает  детям понятие " Милосердия, милости", знакомит их с именами и делами милосердных людей, воспитывает в детях умения прийти на помощь нуждающимся в ней,  стремления быть благо...

Краткосрочный педагогический проект (классный час) "По дорогам Доброты, по улицам Милосердия..."

Автор: Соболева Ольга Фёдоровна, МБОУ «Верховажская средняя общеобразовательная школа имени Я.Я.Кремлёва»Тема: «По дорогам Доброты, по улицам Милосердия…»Направление: духовно-нравственноеВозрастной ко...

Милосердие и сострадание. Милосердие и дружба. Дела милосердия(4 класс)

Основы православной культуры. Урок по курсу ОРКСЭ...

Доброта, сострадание и милосердие: что делает нас человечнее?

Урок в рамках внеурочной деятельности «Доброта,сострадание и  милосердие:что делает нас человечнее!» Направлен на то чтобы, воспитать в детях стремление совершать добрые дела, милосер...