Доброта, сострадание и милосердие: что делает нас человечнее?
план-конспект урока (3, 4 класс)
Урок в рамках внеурочной деятельности «Доброта,сострадание и милосердие:что делает нас человечнее!» Направлен на то чтобы, воспитать в детях стремление совершать добрые дела, милосердие, человечность, умение прийти на помощь нуждающихся в ней, быть благородным в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobrota_sostradanie_miloserdie_chto_delaet_nas_chelovechnee.docx | 25.81 КБ |
Предварительный просмотр:
«Доброта, сострадание и милосердие: что делает нас человечнее?»
Цель урока: Формирование представлений учащихся о милосердии, заботе о слабых, взаимопомощи в религиозной традиции. | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные: • познакомить с ценностями человеческой жизни, развиватьустановкуличности поступать по совести; • познакомить с духовными традициями народов России | Метапредметные: • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций; • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную | Личностные: • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | |
Ресурсы урока:
С.И. Ожегова.
Оборудование для детей:
вырезанные бумажные ромашки, фломастеры | |||
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
Мотивация к деятельности | |||
- Здравствуйте, поклонившись мы друг другу сказали, -Здравствуйте! - Что особого тем мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? Как прекрасно, что человек живет не один на свете. Каждый должен это понять и почувствовать. Сегодня собралась поговорить о том, что волнует многих живущих на нашей планете. Скажите, а какие качества вы больше всего цените в людях? - Я хочу вам рассказать историю (притчу) об одном мальчике. АУДИОЗАПИСЬ притчи – рассказа «Милосердие» |
Дети называют положительные качества. Из набора слов (карточки) надо выбрать слова: доброта,забота, помощь, человечность и т.д. | ||
Актуализация необходимых знаний | |||
- Вы услышали притчу. О чем она? - Как поступил мальчик? -Всмотритесь в лицо друг другу. -Ребята, какие чувства проснулись в вашей душе? -Запишите мысли на листе. - Со-чувствие, со-страдание, со-переживание. Вслушайтесь в эти слова, раскрывающие внутренний мир человека. Что их объединяет? Приставка со- означает своего рода причастность к чему-либо, присоединение, общее участие. Сострадание – это способность чувствовать, переживать чужую боль, как собственную. Слово «сострадание» близко по значению одному из самых красивых слов на свете. Это слово милосердие. Слайд 1. - Ребята, как вы думаете, о чем пойдет разговор на нашем уроке? - Правильно, ребята, поговорим сегодня о МИЛОСЕРДИИ.
- А что вы знаете о милосердии? Слайд 24. Таблица « Знаю - хочу узнать - узнал.» - Запишите , что вы знаете о милосердии в первую колонку таблицы свои ответы и идеи. - Предлагаю внести свои спорные мысли и вопросы, возникшие в ходе обсуждения. В колонку «Хочу узнать». Слайд 2. - Уже более 100 лет прошло с первого дня благотворительности и милосердия, организованного семьёй последнего российского царя Николая II. Этот день носит название «Белый цветок». У вас на столах белые цветы (ромашки), пристегните их, пожалуйста. Слайд 3. Да милосердие – удивительное слово, которое нечасто в последнее время звучит в нашей жизни. А что же значит быть милосердным? Слайд 4, 5,6. - Ребята, к кому по-вашему мы должны относиться с милосердием? | О доброте… Необходимо выслушать мнения детей. Сочувствие, взаимопомощь, сострадание, сопереживание Приставка со- О милосердии, заботе о слабых, взаимопомощи.
Дети формулируют и называют тему урока. (Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.) Познакомимся (узнаем) как разные религии учат милосердию, состраданию и помощи людям. Ответы учащихся, предложение идей Ответы учеников. (К тем, кто младше, к пожилым, к больным, нищим...). | ||
Организация познавательной деятельности | |||
Милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит Работая в группах со словарями разных авторов, вы узнаете лексическое значение слова «милосердие». «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь». открывающая путь к личному спасению». (Энциклопедия социологии) Слайд 7, 8. Физкультминутка Милосердие – это способность человека жалеть, миловать, любить всем сердцем. Милосердие – одна из дарованных свыше добродетелей во всех мировых религиях, способствующая преодолению греховности и открывающая путь к личному спасению. Многие религии учат, что человек был создан по образу и подобию Божьему. - Какое внимание уделяют мировые религии вопросам милосердия? Слайды 9,10,11. Обсудим вместе. -Как вы поняли смысл притчи о Страшном суде? Христос говорит о том, было ли в наших сердцах сострадание, умели ли мы видеть страдание вокруг нас и отозваться – или же нет. И если мы отозвались, то мы Ему родные. Христос говорит тем, кто был полон сострадания, полон любви: Вы сделали все, что нужно – вы накормили голодного, вы приютили бездомного, вы посетили больного, вы не постыдились признать за брата того, кто был в тюрьме, – все эти люди скажут: Но когда мы видели Тебя в них?.. И Христос ответит: Что вы сделали одному из Моих братьев, вы Мне сделали... Слайд 12,13,14. В мире есть много религий и люди разных религий и убеждений живут вместе. Все религии объединяет милосердие, сострадание к человеку, терпимость. Надо любить мир, все живое. Приносить свой вклад в дела милосердия. - Ребята, а можно ли в себе воспитать милосердие? Как? -В каких делах мы можем проявить милосердие и сострадание? Слайд 15,16,17. Главное чтобы эта помощь шла от чистого сердца. Нужно ли милосердие в нормальной, повседневной жизни? Почему? Если «да», то где можно проявить акт милосердия? Слайды 18, 19, 20. Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи. Для них очень важно неформальное, деликатное участие. Помогать нужно всем, кто просит и ждет нашей помощи. Всем тем, кто обделен вниманием. И тут не надо раздумывать и пытаться выстроить в своем сердце «очередность». Помогать нужно до тех пор, пока есть такая возможность и силы. И не обманывать себя мыслью, что не уверен в своих силах, а потому лучше уж и совсем не начинать. Даже если мы пришли в больницу или детский дом всего только несколько раз, а потом поймем, что это нам не под силу — главное, что первый шаг уже сделан, и это, возможно, изменит чью-то жизнь. Слайд 21. -Как вы понимаете, что такое милосердие? -Какие конкретные дела вы бы отнесли к понятию «милосердие»? -Почему во всех религиях мира раздача милостыни является обязательной частью каждого праздника? -Какой можете сделать вывод? Слайд 22. Вывод: В мире есть много религий и люди разных религий и убеждений живут вместе. Все религии объединяет милосердие, сострадание к человеку, терпимость.
| Коллективная работа над понятием темы «Милосердие, сострадание, взаимопомощь» обдумывают ответ , записывают и по очереди обсуждают ответ) Представители от групп знакомят с названием и автором словаря и говорят значение слова) (слайд «Милосердие – сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия – различного рода помощь, благотворительность и т.п.» (Большой энциклопедический словарь) «Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или просить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия». (Толковый словарь Ожегова С.И.) «Милосердие – сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердечность». (Толковый словарь Даля В.И.)
Коллективная работа с материалом учебника. Представители от групп знакомят с формами выражения милосердия в иудаизме, христианстве (подготовленный ученик из этой группы рассказывает о том что говорится в «Притче о страшном суде»),
Ответы учеников.
Следующие представители от групп знакомят с формами выражения милосердия в исламе и буддизме. Делать добрые дела и совершать добрые поступки. Покормить птиц зимой, посадить деревце, помочь по дому, помочь пожилым и больным - бабушке и дедушке, соседям, родственникам… Приводят примеры милосердия из собственного опыта. В России в настоящее время существует большое количество благотворительных фондов, проводятся акции. Ответы учащихся. Надо любить мир, все живое. Приносить свой вклад в дела милосердия. У милосердия порою много лиц... И странно видеть в чём оно одето... Но, главное ведь в нём не это, А удивительно, что нет ему границ! (стихотворение читает подготовленный ученик, остальные по карточкам с текстом этого стихотворения) Ответы учащихся. | ||
Рефлексия деятельности | |||
Слайд 23. - Ребята, давайте подведем итоги урока: - узнать… - понять… - научиться… - применять… - использовать… - я чувствую… - я хочу для себя… - могу помочь сделать другим…. Когда клубок возвращается к учителю, ученики натягивают нить, получается паутинка. Слайд 24. Таблица «Знаю - хочу узнать - узнал.» Мы закончили наш урок и на прощание давайте скажем друг другу доброе слово, пожелание, передавая из рук в руки плюшевого мишку. Дети, вы сегодня все работали очень хорошо, были активными, много знаете хороших, добрых слов. А я вам советую: вечером, перед тем, как уснуть, подумайте: Кого я сегодня простил? Чего от меня стало сегодня в мире больше – злобы или милости А вот это большое сердце мы повесим в классном уголке, и совершив добрый поступок вы будете раскрашивать частичку сердца, и на следующих уроках обсудите эти поступки. Ведь не даром говорят: «Жизнь дана на добрые дела» | Ученики встают в круг и передают друг другу клубок ниток, так, чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями: «Сегодня на уроке мне удалось: Ответы учащихся. Закрывают глаза, представляя, что они составляют единое целое, что каждый из них важен и значим в этом целом. Учащиеся заполняют последнюю колонку таблицы, тем самым подводя итог того, что узнали. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по ОРК и СЭ № 12 по теме: "Милосердие и сострадание"
Представлен конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль"Основы православной культуры" по . . . теме: "Милосердие и сострадание"....
Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"
С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми ...
"Сострадание и милосердие", ОРКСЭ 4 класс
Конспет урока курса Основы религиозных культур и светской этики Модуль ОПК в 4 классе....
Конспект занятия по истоковедению в 3 классе "Милосердие в деле"с использованием ИКТ,
Урок дает детям понятие " Милосердия, милости", знакомит их с именами и делами милосердных людей, воспитывает в детях умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремления быть благо...
Краткосрочный педагогический проект (классный час) "По дорогам Доброты, по улицам Милосердия..."
Автор: Соболева Ольга Фёдоровна, МБОУ «Верховажская средняя общеобразовательная школа имени Я.Я.Кремлёва»Тема: «По дорогам Доброты, по улицам Милосердия…»Направление: духовно-нравственноеВозрастной ко...
Милосердие и сострадание. Милосердие и дружба. Дела милосердия(4 класс)
Основы православной культуры. Урок по курсу ОРКСЭ...
Доброта, сострадание и милосердие: что делает нас человечнее?
Урок в рамках внеурочной деятельности «Доброта,сострадание и милосердие:что делает нас человечнее!» Направлен на то чтобы, воспитать в детях стремление совершать добрые дела, милосер...